Сущность социального менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2011 в 18:49, контрольная работа

Описание

Теория и практика современного менеджмента формируется в быстро еняющемся социальном пространстве. Социальное обустройство граждан, удовл творение их социальных потребностей и постоянное повышение качества жизни населения давно стали нормой поведения государства (социальное государство), рыночных отношений (социально ограниченный рынок), взаим отношений классов и социальных групп.

Работа состоит из  1 файл

Понятие социального менеджмента.docx

— 74.89 Кб (Скачать документ)

Понятие социального  менеджмента.

Теория и  практика современного менеджмента  формируется в быстро еняющемся  социальном пространстве. Социальное обустройство граждан, удовл творение их социальных потребностей и постоянное повышение качества жизни населения  давно стали нормой поведения  государства (социальное государство), рыночных отношений (социально ограниченный рынок), взаим отношений классов  и социальных групп.

В социальном управлении осознан факт: высокое  качество жизни населения — не только цель обще твенного развития, но и современный механизм получения  высокого качества и надежности продукции, эффективного решения экон мических проблем. В сегодняшней управ  енческой практике задаются социальные приоритеты, разра атываются социальные технологии (информационная, организационная, административная, нормативно-правовая).

Социальная  сфера управления становится относительно самостоятельной, многоструктурной. Появляется особый тип управленца-менеджера  — специалиста в этой области. В структуре отраслей научных  знаний важное место принадлежит  социальному менеджменту.

Социальный  менеджмент — это область управления, формирующая у будущих специалистов теор тические и практические навыки, позволяющие эффективно возде ствовать на социальные процессы, влиять на создание благ приятной для человека социальной среды, прое тировать социальные организации, что в свою очередь обеспечивает рациональное испо ьзование самого богатого и неогра иченного из всех ресурсов —- человеческого.

Основная  задача, которую решает социальный менеджмент, — это координация, согласование, направление деятельности членов общества к единой цели. Они являются субъектами, осуще твляющими сознательное воздействие  на объект управления. Субъект управления познает, сознательно использует законы развития сложных систем и планомерно организует деятельность общества для  достижения поставленных целей.

Объектом  социального менеджмента являются общественные отношения и соотв тствующие им процессы.

Становление и развитие социального менеджмента  связано с тем, что в современных  условиях нарастают тревожные тенденции, угрожающие разрушению человека как  личности, его связей с обществом, оскудению его духовности и культуры.

К их числу  следует отнести:

а)  происходящие планетарные изменения в природной среде (быстрое сокращение биоло ического разнообразия, нарастание «парникового эффекта» и грядущее за ним из- менение климата, истощение озонового слоя, сокращение площади лесов и деградация почв, нарастающее загрязнение почв, воды и атмосферы токсичными отходами человеческой деятельности);

б)  резко растущая социальная диффе енциация как между различными странами, так и внутри отдельных стран, что в сочетании с борьбой за ресурсы приводит к текущим локальным конфликтам и несет в себе высокую угрозу глобального потрясения; 

в)  быстрый рост численности населения Земли при сокращении ресурсных возможностей планеты;

г)  расто ительный режим расходования невоз бновимых природных ресурсов, неучет в деятельности совр менников интересов будущих поколений людей.

В результате возрастает противоречие между личностью  и обществом — одна из коренных причин разбаланси ованности мира, таящая в себе возможности нарастающих  социальных взрывов и катастроф. Углубление этого противоречия ведет  к деградации личности, укреплению ложных ценностей в духовном мире, что и является в конечном счете причиной антис циального поведения, нарастающей агрессивности, возникающих военных конфликтов.

Причинами разбаланси ованности социального пространства являются также:

•  неразвитость экон мических структур, окружающих человека;

•  нарушение социальных приоритетов, неаде ватность средств социальной защиты;

•  характер политической организации общества, поли ического режима, неспособного обеспечить демок атические методы решения общественных проблем;

•  низкий духовный потенциал, недо таточная управ енческая культура субъектов деятельности, что выключает коллективный разум, науку из нормального механизма функци нирования общества.

Остановимся более подробно на последнем вопросе. Под влиянием социального менеджмента  формируется новая культура управления. В ней особое значение приобретают  рациональное начало, знания, современные  концепции, научное проек ирование и программирование, матем тическое и социальное моделирование. Эти  методы научного управления направляются на более полнее испо ьзование социальных ресурсов, «чело еческого фактора».

Формирование  управ енческих знаний, управ енческих концепций, проектов и программ перестает  быть привилегией руководящего центра и становится достоянием местных  сообществ, быстро развивается муни ипальный менеджмент. Последний затронул прежде всего органы местного самоуправления, муни ипальные образования, где коренным образом изменил качество взаим отношений между жителями территорий, пром шленными финансовыми группами и органами местного самоуправления. Произошли качественные преоб азования в культуре управляющих-менеджеров, которые в массе своей становятся профе сионалами и способны осуществлять эффективное воздействие на темпы социально-эконо ического развития территорий. Увел чивается число собственников-совладельцев финансовых институтов и коммерческих образований. Каждый муни ипальный менеджер, нанятый по квнтракту и несущий ответ твенность за управ енческую деятельность по результатам работы, становится как бы малым предпр нимателем в сфере управления. Так формируется предприни ательская культура нового типа — менеджеральная.

В кризисных  ситуациях, в период моде ирования общества и его переходных состояний неизбежно  возрастает роль страт гических поисковых  усилий выхода из кризиса, обеспечения  прорыва на плавных направлениях. Эту функцию выполняют социальные программы, проекты, способные определить оптимальное соотношение страт  гических и тактических задач, поступ тельность их достижения.

Социальный  проект представляет собой такую разн видность программы, в которой отражены не только актуальные ориентиры, общие задачи, но и уточнены сроки достижения подцелей, скоор инированы усилия исполнителей на основе глубокого изучения исходного развития объекта и испо ьзования социальных нормативов. Словом, проект харак еризуется глубокой проработкой социальных задач и включает меры не только социально-диагностического, но и организационно-управ енческого (технологического) обеспечения.

Следует сказать, что реализации социальных решений, социальных программ в последние  десятилетия уделялось недо таточное внимание. Причин тут много. Одна из них — некомп тентность субъектов  управления, их неготовность обеспечить все циклы прохождения принятых социальных решений — от выработки  до реализации. Другая — сложившийся стереотип мышления, выражающийся в недоверии к орган зационным сторонам управления, которые в условиях командно-бюрок атической системы нередко сводились к жестоким неком етентным регла-ментациям, инструкциям, много исленным проверкам и т.п.

В теорию и  практику современного социального  управления в развитых странах широко проникла марксистская идея — ценности жизни выше целей производства. В  американской и японской литературе обсуждается идея управления по результатам  и выск зывается неудовлет оренность  американской системой управления по целям (доход, прибыль, капитал).

В понятие  «результат» на Западе все в большей  мере включаются человеческий фактор, развитое мышление, творческие возможности, развитие организации, самоуправления, укрепление межл чностных контактов  и, что особенно важно, отраб тывается механизм получения этой социальной части результата. Этот механизм включает не управление людьми, а создание условий  для свободного развития человека, повышения уровня организации социальной системы, качества жизни, стиму ирование труда не декретами, инструкциями, а  самим трудом, его творческим содержанием, мате иальными и моральными факторами. Причем очень гибко в эту систему  вплетаются общече овеческие ценности, в определенной мере сглаживающие противоречия капитала.

Внедряемые  на Западе системы социального управления, в том числе и по результатам (финский опыт), не только направлены на достижение социального результата, но и с помощью управ енческих и орган зационных средств  обеспечивают его достижения, имеют  техно огическую проработку, которая  включает доверие к работнику, готовность к сотрудничеству, уважение к творческим способностям человека. Поэтому за социальным диагнос ированием логически следует необ одимость применения социальных технологий, которые обеспечивают практическую реализацию социальных резервов. В этом состоит суть социального менеджмента.

Таким образом, речь идет о необ одимости более  эффективного управления социальными  процессами, социальной сферой и социальными  ресурсами с помощью современных  методов.

В настоящее  время разра атывается теория и практика социального менеджмента. В русле сказанного само управление предс авляется все в большей мере наукой о законах и закон мерностях социализации, включения социальных субъектов (человека, группы, общности, народа, государства, нации) в ценности мировой культуры, освоения этих ценностей в различных видах деятельности с целью развития индив дуального и социального интеллекта, создания благ приятных условий жизни в условиях равновесия человека и природы, сбаланси ованности социального и природного пространства.

Это конструктивное, творческое, инно ационное управление выполняет теоретико-позна ательную и созидательно-прео разующую функции  в их органической связи. Первая функция  реализуется с помощью информатизации, вторая — технологиза-ции социального  пространства. Следуя этой логике, технологиза-ция  социального пространства — главная  функция социального менеджмента  и ее основной метод познания и  преоб азования социальной действительности.

В основе техно  огизации социального пространства лежит прежде всего методология и теория социального управления, механизмы которого отстали от требований жизни. По существу, сегодня необходима современная теория управления, которой пока нет. Об этом свиде ельствуют научные дискуссии в данной области, низкий уровень упра ляемости социальными процессами, особенно в стадии их проек ирования и технологизации.

Разработка  социальных моделей, программ и адекватных им технологий — это прерогатива  гуманитарных наук, но роль их в инфор  атизации и техно огизации социального  пространства принижена. Этот вид научного знания пока не выполняет своих функций  — аналитической, информационной, технологической, экспертной. Общес воведение чрезмерно  идеоло изировано и политизировано, что отрицательно сказывается на выборе путей обще твенного развития.

Перед обществом  стоит задача огромной значимости —  убрать все бюрок атические фильтры  на пути научных идей, обеспечить их свободную циркуляцию, включить науку  в цивил зованный механизм выработки  и реализации отве ственных решений, политики, максимально исключить  поли иканский диктат в интелл ктуальной  сфере и сложившийся в коридорах  власти стереотип, указывающий, кому должен служить научный поиск.

Конечно, этот тезис не избавляет науку от справедливых претензий со стороны общества, субъектов  управления. В самой науке сложился существенный разрыв между наличием определенных идей и него овностью их к внедрению, недов денностью  до конкретных методов, процедур, обесп  чивающих их воплощение в практику социального управления. Последнее  и является в большей мере функцией социального менеджмента.

Таким образом, чтобы достойно ответить на вызовы ХХ1-го века, необходимы инно ационный метод освоения социального пространства, поиск средств, которые способны не только изучать и пред казывать различные социальные перемены, но и активно влиять на практическую жизнь, получать прогн зируемый социальный результат, оказывать воздействие  на развитие сложных социальных систем.

Основные  принципы, задачи, категории и функции  соц. Менеджмента.

В окружающем нас мире можно выделить три его  составляющие, определяемые формами  движения материи: неживую природу, живую природу и человеческое общество.

В каждой из них протекают процессы развития, осуще твляемые под воздействием определенных факторов и условий. Некоторые  из этих факторов можно расс атривать как управление в неживой природе, или технических системах, управление в живой природе, или биол гических системах, управление в человеческом обществе, или социальных системах.

Управление  техническими системами (производственно-техническими процессами, механизмами, системами  машин), т. е. управление вещами, изучается  в основном техническими науками.

Управление  в живой природе, называемое управлением  биоло ическими системами, является объектом изучения естественных наук.

Управление  как воздействие на социальные процессы, коллективы, классы относят к социальному  управлению. Эта область изучается  обще твенными (социальными) науками.

Наиболее  общие законы и принципы управления расс атривает наука кибернетика. В  соответствии с делением окружающего  нас мира на неживую природу, живую  природу и человеческое общество кибернетика разделяется на техническую, биол гическую и социальную'.

Информация о работе Сущность социального менеджмента