Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2011 в 18:49, контрольная работа
Теория и практика современного менеджмента формируется в быстро еняющемся социальном пространстве. Социальное обустройство граждан, удовл творение их социальных потребностей и постоянное повышение качества жизни населения давно стали нормой поведения государства (социальное государство), рыночных отношений (социально ограниченный рынок), взаим отношений классов и социальных групп.
С нашей точки зрения, именно корп ративизм является методологией современного социального управления, именно он определяет механизм достижения социальных целей, возрождения и последующего развития России. Пока социальные цели нашей Конституции только декл рируются (социальное государство), но не реализуются, происходит постоянное падение жизненного уровня большей части населения, снижение качества его жизни. Корп ративизм как основной метод реализации социальной доктрины стал мировой практикой обще твенного развития. На его принципах разра атывались и реали овывались «прорывные» проекты выведения стран из разрухи и кризисов (Германия, Япония, Южная Корея и др.). В настоящее время эти идеи проникли во все уголки земного шара. Корп ративизм как самая динамичная сила в истории цивилизации ныне является межд народной системой, определяющей экономическую, социальную, политическую и культурную судьбы большей части человечества.
Важным, во многом определяющим законом обще твенного развития является выработка и осущ ствление социальной политики как главного механизма реализации принципов социального государства, «социально огра иченного рынка». Эта социальная политика разра атывается и реализуется только на основе общей доктрины развития общества. Корп ративизм является сегодня Тем социально-экон мическим механизмом, который позволяет реализовать социальную доктрину.
Закон деле ирования функций управления органам самоуправления
Одним из важнейших законов современного социального управления является деле ирование функций управления (функции прав, полномочий, ресурсов) органам самоуправления, развитие их самод ятельной активности по управлению обще твенными делами, всемерное разв ртывание сил саморег лирования и саморазвития.
На наш взгляд, корп ративный способ организации социальной жизни в современных условиях позволяет не просто декл рировать эти цели, а реал зовывать их. Дело в том, что эти заботы берут на себя не только государство, центральная власть, но и органы местного самоуправления, муни ипальные образования, население территорий, городов и районов. Поэтому центр тяжести в области здоровья нации во всем мире перемещается в муни ипальные образования. Последние при корп ративном хозяй твовании способны рационально решать эти вопросы, обеспечивать здоровый образ жизни своего населения.
Решение этих задач возможно при одном условии: население — хозяин и собственник территории, на которой оно проживает.
Поэтому самоу
равление — основа развития муни ипальных
образований. Население городов
и районов выступает
Совершенно очевидно, что до достижения этих целей во всем мире еще очень далеко. В России, например, доходы населения крайне низкие (до 80 % бюджета семьи составляют расходы на питание), условия жизни не соот етствуют современному уровню цивил зованного развития. У подр стающего поколения нет благ приятной «стартовой площадки» для жизни. Собс венность большей части населения сведена к наличию привати ированной квартиры.
Обобщая сказанное,
можно сделать вывод: теория и
практика социального управления пока
крайне несовершенны, его закон мерности
не познаны и повсеместно
Принципы социального управления
Система социального управления должна быть целостной, что обусловлено культурными, поли ическими и эконо ическими факторами обще твенного развития. Это проявляется в нера рывности отношений управления (от высших органов управления до низших его звеньев), в единстве социального управления со всеми его сост вляющими частями на основе гармонизации разных целей и интересов общества, в сочетании основных функций и методов управления.
Между управляемой
и управляющей подсистемами социальной
системы должна соблюдаться
Различные слои населения должны принимать участие в социальном управлении, повышении его эффективности, поскольку общественное производство материальных и духовных благ подчинено цели удовл творения потребностей населения.
Под
принципами социального управления
следует понимать правила, основные
положения и нормы поведения,
которыми руков дствуются органы
управления в социальных условиях,
сложившихся в обществе. Они определяют
требования к системе, структуре, процессу
и механизму социального
Основными принципами социального управления являются:
• единоначалие в принятии решений и колле иальность при их обсуждении;
• единство воздействия всех методов управления для поддержания целостности социальной системы;
• сочетание отраслевого и террит риального управления, приор тетность в достижении страт гических целей, научность социального управления;
• прогн зирование результатов социального управления;
• мотивация (стимулирование) труда;
• ответ твенность за результаты социального управления;
• рациональная кадровая политика (подбор, подготовка, расстановка, испо ьзование кадров);
• экон мичность и эффе тивность управления;
• системность (рассмотрение объекта или субъекта управления как системы, состоящей из различных звеньев);
• иера хичность (рассмотрение систем как многоступенчатых, многоуровневых, которые требуют деления на элементы; при этом каждая ступень управляет нижестоящей ступенью и одновременно является объектом управления по отношению к вышестоящему уровню);
• необ одимость разнообразия (управляющая система должна обладать не меньшей сложностью и разнообразием, чем управляемая система);
• обяза ельность обратной связи (получение информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую систему путем сравнения фактического состояния с заданным);
• сочетание единоначалия и коллегиальности;
• ситуационное управление по прогн зированию возмущений;
• программно-целевое обеспечение;
• деле ирование полномочий;
• гуманизм и нравс венность в управлении;
• гласность в принятии решения.
Таким образом, принципы социального управления должны основываться на законах развития общества, на законах управления, соотв тствовать целям социального управления и отражать основные свойства, связи и отношения управления, учитывать временные и терри ориальные аспекты процессов социального управления, в необходимых случаях иметь правовое оформление, получать закрепление в различных нормативных документах.
Системы принципов управления изменяются в процессе развития социального управления. Тем не менее, основные принципы управления полностью исчезнуть не могут, так как выражают общие требования к системе социального управления. Принципы управления позволяют формировать систему методов управления, формы и методы испо ьзования этих принципов на различных этапах социального развития могут и должны быть различными.
Методы соц. менеджмента
Реализация расс отренных ранее законов и принципов управления осуще твляется путем применения различных методов.
Метод управления — это совокупность приемов и способов воздейсШия на управляемый объект для достижения поставленных целей.
Слово «метод» греческого прои хождения (methodos — способ достижения какой-либо цели). Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и орган зационную форму. Напра ленность методов управления выражает их ориенти ованность на конкретный объект управления. Содержание — это специфика приемов и способов воздействия. Орган зационная форма— специфика воздействия на реально сложившуюся ситуацию: прямое или косвенное (постановка задачи и создание стим лирующих условий воздействия).
Можно выделить следующие методы управления:
• личностно-психологические, испол зующиеся для формирования миро оззрения и личности управленцев как основных субъектов управления;
социальные и социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности людей;
• экономические, обус овленные эконо ическими стимулами;
• организационно-
• самоу равление как разн видность саморег лирования социальной системы;
• моделирование, прогнозирование, экспертные оценки, диагностика;
• Методы глобального регулирования, ориен ированные на планетарно-космические масштабы управления.
Все методы можно разделить на основные и комплексные. В основных методах четко выделяется содер ательный аспект по признаку соответствия методам управления, требованиям тех или иных объективных законов (например, социальных, экон мических и др.). Комплексные методы представляют собой комбинации основных методов.
Любой метод основан на познании объективных закон мерностей и реализации их требований, но в нем отражены требования не только объективной реальности, но и чело еческого сознания, рефлексии, которые служат преоб азованию действ тельности на основе научной методологии, позволяющей оптим зировать сам процесс познания с помощью совокупности приемов, операций, процедур. Они могут быть традиционными, рутинными и инновационными, творческими.
Сегодня востребована новая парадигма управ енческой теории, основанная на приоритете главного субъекта управления — творческой личности, для которой вопросы познания действительности, культуры мышления приобретают особую остроту. Субъект управления выбирает и применяет методы управления, поэтому творческий человеческий фактор стал решающим условием достижения успеха.
Управ енческая деятельность должна начинаться с того, что каждый управленец должен трезво оценить свои способности, используя современные методики развития творческих личностей, успешно работать в плане самосовершенствования, активно взаимод йствовать с окружающим миром.
Для формирования
современного мышления — созидательного,
продуктивного, творческого, моде ирующего
и способного обустроить мировое
сообщество на основе современных ценностей
(добра, справ дливости и гармонии)
— служит метод формирования целостного
мышления. Кроме того, лидер управления
должен осваивать разн образные знания:
теоретические, технологические, инстру
ентальные — посредством
Важно понимать, что являясь социальным управленцем, человек как открытая самоорга изующаяся система в каждый момент времени, вначале по отношению к самому себе выступает и как субъект управления и как его объект, и только затем он может выступать как субъект управления по отношению к «внешнему миру».
«Учитесь властвовать собой», учитесь прежде орган зовывать в себе красоту, гармонию, радость. Только воспитав в себе эти умения, можно говорить о возможности изменения к лучшему окружающей действительности, иначе результат деятельности может оказаться неожиданным: «хотели как лучше, а получилось как всегда».
Личностно-психо огические методы
Таким образом, первыми и главными методами управления являются личностно-психо огические методы образования, самообразования, самоо ганизации и самоконтроля управленца, где субъект является одновременно и объектом управления. К психо огическим методам относятся способы управляющего воздействия, опирающиеся на объективные законы социального развития и законы психологии. Объектом воздействия здесь являются социальные психо огические процессы на уровне народонаселения, произво ственного коллектива или его структурного звена, отдельного работника.