Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2011 в 18:49, контрольная работа
Теория и практика современного менеджмента формируется в быстро еняющемся социальном пространстве. Социальное обустройство граждан, удовл творение их социальных потребностей и постоянное повышение качества жизни населения давно стали нормой поведения государства (социальное государство), рыночных отношений (социально ограниченный рынок), взаим отношений классов и социальных групп.
В узком значении социальное управление определяется как процесс воздействия на социальные процессы для достижения поставленных целей.
Объективная необ одимость управ енческого труда порождает особую группу работников — управляющих.
В сферу деятельности
людей по социальному управлению
помимо управ енческих работников входят
научные работники, занимающиеся иссле
ованиями проблем социального
Необ одимость социального управления обусловлена прежде всего разделением труда в группах людей, в крупных коллективах, в масштабе государства, а также необх димостью его кооперации. Следовательно, как совместный труд людей составляет основу всякого чело еческого общества, так и управление является необходимым элементом общего труда, суще твования и развития общества.
Ключевое понятие управления — воздействие. Оно осуще твляется в технических и биол гических системах. Сразу скажем, что нас интересует такое воздействие, которое осуще твляется в социальны» системах и может быть понято как воздействие субъекта управления на объект управления с целью перевода его в новое желательное состояние2.
Основным элементом управления является целеполагание.
Цело олагание
— процесс обоснования и
Содержание социального управления в основном, главном определяется качеством целеполагания, которое, в свою очередь, обусловлено тем, насколько в поставленных целях (сегодняшних, среднесрочных, стратегических) наиболее точно и полно выражены коренные потребности и интересы всего общества, отдельных социальных групп, определяющие мотивы поведения людей.
Итак, уже само целе олагание есть одно из средств, которое оказывает воздействие на людей, их поведение и жизнедеятельность. И это воздействие будет тем сильнее, чем в большей мере поставленные цели затрагивают интересы личности, каждого человека, его ценности, убеждения, мировоззрение, коренные жизненные интересы (экономические, социальные, политические, духовно-культурные). Именно поэтому многие ученые, занимающиеся управлением, считают сегодня главным средством воздействия одного человека на другого, возбуждения его активности систему стиму ирования к деятельности (экономической, политической, социальной и т.п.).
Стимулы есть движущая сила и причина активности. Они могут быть внешними и внутренними, позитивными и негативными, объективными и субъективными, мате иальными и духовными, осознанными и неосознанными. Но в любом случае стимул — источник пробуждения человеческой энергии. Поэтому, создавая ту или иную систему стимулирования, т.е. пред тавления каких-либо жизненных гарантий по результатам активных действий в соответствии с поставленной целью, можно эффективно управлять социальными процессами, социальным поведением.
Итак, стимулы неразрывно связаны с целеполаганием, но еще в большей мере к нему имеет отношение мотив. Если стимул содержит в себе и причину, и цель активности, а цель не всегда может быть осознанной, то мотив активно включает сферу сознания, идеальный образ, что делает саму активность более целесообразной, эффективной. Можно поэтому сказать, что мотивация к деятельности — это качественно иной способ стиму ирования активности, который включает все сущностные силы личности: ценности, идеалы, мировоззрение, напра ленность человека, «Я-концепцию» и т.п. Поэтому очень важно подчеркнуть, что в связи с подъемом творческих сил личности необходимо все более полное испо ьзование чело еческого фактора, ресурса личности в управлении.
Теория мотивации становится все более важным, хотя и не единственным средством управ енческого воздействия. Это особенно характерно для современного управления, которое все в большей мере опирается на главные ресурсы: потенциал творческой личности, сильную социальную организацию, интелл ктуальную собс венность и ее составляющую — информацию. Поэтому правы те исследователи, которые считают, что сегодня необходимо говорить о новой парадигме управ енческой теории, которая все в большей мере основывается на приоритетном включении в содержание главного субъекта управления — творческой личности, колл ктивного преоб азующего интеллекта общества, а не только усредненных органов и орган зационных структур управления.
Именно интелл ктуальные системы управления, состоящие из творческих индивидуальностей, мотив рованных к управ енческой деятельности, способны достигать наилучших результатов в управлении обще твенными делами, обеспечивать упоря оченность и высокий уровень организации социальных систем. Поэтому важнейшей функцией управления является включение в управ енческую деятельность наиболее одаренных в этом отношении граждан, создание своего рода управ енческой элиты, облеченной доверием общества, профе сионально выполняющей его главную миссию — создание простора для развития, проявления сущностных сил самой сложной социальной системы и отдельных структурных образований: региональных, муниципальных, трудввых, семейных, каждого человека в отдельности на основе самоу равления и саморегулирования.
Поэтому управление — это особый вид профес иональной деятельности, который не сводится только к достижению целей системы, организации, но и представляет собой средство поддержания целостности любой сложной социальной системы, ее оптимального функци нирования и развития.
Обычно считают, что управление возникло только в результате разделения труда на умственный и физический, что привело к отделению управ енческой деятельности от исполнительной. Однако феномен управления имеет более древнюю и длительную историю. Уже на заре человечества стадо челове ообразных обезьян обнаруживает признаки управления, которое проявилось на уровне животных инстинктов. Члены стада шли за своим вожаком не потому, что они осознавали разумность этого, а в силу заложенных в них природой программ целес образного поведения. Такое бессо нательное поведение сохраняло им жизнь. В дальнейшем, по мере развития человека, управление из бессоз ательного (инстинктивного) акта постепенно превращается в сознательный, который получает со временем и научное подкрепление.
Феномен управления тесно связан с понятием «социальная организация». В течение многих веков управление из бессо нательной деятельности превращалось в обычай, традицию, общественный институт с помощью устойчивой социальной структуры, которая из поколения в поколение передавала навыки управления.
Таким образом, социальное управление — это во многом продукт социальных организаций.
Управ енческое воздействие осуще твляется в процессе управ енческой деятельности. Последняя — одна из разно идностей человеческой деятельности вообще. «Всякая деятельность человека субъективна, — подчеркивал В.Г. Афанасьев, — человек — субъект деятельности. Вместе с тем эта деятельность объективна, поскольку она направлена на какой-либо объект. Объект — это то, с чем человек взаимодействует, что противостоит субъекту в его предметно-практической, социально-политической и духовной деятельности, что прео разуется человеком в процессе этой деятельности»1.
Управ енческая деятельность призвана обслуживать реализацию целей и функций управления, обеспечивать подготовку и проведение в жизнь управ енческих решений. Ее можно определить как набор (совокупность) выработанных историческим опытом, научным познанием и талантом людей навыков, умений, способов, средств, целес образных поступков и действий человека в сфере управления.
Управ енческая деятельность отличается интелл ктуальным содержанием, поскольку всегда направлена на выработку, принятие и практическую реализацию управ енческих решений, при- званных изменять состояние и течение общественных процессов, уровень испо ьзования социальных ресурсов общества, а опос едованно — сознание и поведение людей. Она должна адекватно отражать социальную действительность, вскрывать имеющиеся ресурсы, находить средства и резервы, выбирать оптимальные способы соверше ствования социальных систем и перевода их на новый уровень.
Во многом управ енческая деятельность является информационной, потому что связана с получением, осмыслением, систематизацией, хранением, выдачей социальной и прежде всего управ енческой информации. Существуют большие трудности в получении того, что олицетворяет собой информацию, пригодную для управления. Хаос фактов, событий, данных при их субъективном истолковании не является информацией. Информацией может быть только то, что хара теризует тот или иной общественный процесс в целом, с выявлением причин и движущих сил, определяющих его состояние и динамику. Поэтому управ енческая деятельность предполагает поиск, отбор, переработку и анализ социальной информации, которая и лежит в основе целес образной управ енческой деятельности.
Это сложное
эмоционально-психо огическое
В процессе управ енческой деятельности субъекты управления, органы управления, управляющие и каждый человек вступают в управ енческие отношения, которые можно разделить на две части: связанные с целеполаганием, анализом информации, постановкой задач и организацией их решения.
Управ енческие отношения отличаются исклю ительной сложностью, представляя собой единство объективного и субъективного, и реализуются в деятельности субъектов управления. Они определяются особ нностями социальной экон мической системы.
Орган зационные
отношения — необходимый
В процессе деятельности, которая реализуется в орган зационных отношениях, имеет место спец ализация по определенным предметам, содержанию и видам работ, что требует кооперации в целях комплексной реализации компетенции органа управления. Формальное построение органа по подра делениям и должностям создает лишь внешнюю логическую схему для орган зационной деятельности, которая должна быть соотнесена с неформальной деят льностью (отношения между людьми и социальными группами). Только тогда управ енческая работа имеет шанс на успех. Момент неформальных отношений в орган заторской деятельности нередко не учитывается, руководители делают акцент на собственную волю или близкое окружение. Тогда управ енческая деятельность теряет свой потенциал и снижается ее эффективность. Особо актуален момент неформальных коллективных отношений в больших социальных организациях, в обществе в целом, где морально-психо огические и нравственные регуляторы имеют все большее значение.
Помимо отношений субординации типа «руководители -подчиненные» существуют отношения координации, или отношения между находящимися на одном иера хическом уровне членами организации, направленные на взаимное согласование действий, нацеленных на решение совместных задач руководства или исполнения.
Система управления подра деляется на две основные подсистемы: управляющую и управляемую, каждая из которых может рассм триваться как относительно самос оятельная с присущими ей особенностями. Они имеют много ровневую иера хическую структуру, в каждом звене (подсистеме) имеются свои направления прямых и обратных связей, образующих внутренние источники саморегуляции.
В систему
управления, помимо объекта и субъекта
орган зационных и управ
Процесс целе олагания является определяющим условием эффе тивности всей системы управления. Существующая система управления функ ионально организуется (самоорганизуется) именно Для достижения определенных целей. Целе олагание всегда выполняет элемент прогн зирования — предвидения состояний, изменений, которые ожидаются в результате развития данной социальной системы.