Сущность социального менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2011 в 18:49, контрольная работа

Описание

Теория и практика современного менеджмента формируется в быстро еняющемся социальном пространстве. Социальное обустройство граждан, удовл творение их социальных потребностей и постоянное повышение качества жизни населения давно стали нормой поведения государства (социальное государство), рыночных отношений (социально ограниченный рынок), взаим отношений классов и социальных групп.

Работа состоит из  1 файл

Понятие социального менеджмента.docx

— 74.89 Кб (Скачать документ)

Итак, основные задачи управления решает система управления. Конечным результатом ее функци нирования  являются принятие и реализация грамотного управ енческого решения, которое  всегда предс авляется интелл ктуальным  и психол гическим актом выбора одной или нескольких альтернатив из множества возможных вариантов.

Теперь рассмотрим законы и принципы социального управления.

Законы социального  управления

Эти законы выражают внутренние, устойчивые черты, общие, существенные и необходимые особенности процесса управления. Они носят объективный  характер и не зависят от воли людей, напротив, определяют их волю, сознание и намерения. Осознанное испо ьзование законов позволяет приводить деятельность людей в соответствие с объективными требованиями жизни.

Закон необходимого разнообразия

Суть этого  закона состоит в том, что управляющая  подсистема должна обладать достаточным  разн образием управляющих воздействий  и пропускной способностью для переработки  информации и выдачи управ енческих решений с тем, чтобы успешно  справиться со сложностью системы и  обеспечить ее функци нирование и  развитие в соответствии с заданной программой. Это означает, что информация должна содержать максимум сведений, позволяющих обеспечить формирование управляющих воздействий соотв тственно сложности объекта управления1. Чем сложнее объект управления, тем сложнее должен быть и орган, который им управляет.

Законспециализацииуправления

Управление  современными обще твенными делами ведет  к расчленению его функций, к  специ ическому их проявлению в конкретных условиях, на разных уровнях управления, различных направлениях.

Поэтому управление требует высокого профес ионализма  в различных сферах: экономической, социальной, политической, психологической, организационно-технической, правовой, экологической, демог афической  и т.п. Субъект управления, осваивая различные области профес иональных знаний, интегрирует, объединяет многознание в принятых управ енческих решениях, проектах, программах и концепциях.

Закон интеграцииуправления

Этот закон  означает объединение в управлении различных специали ированных действий на разных уровнях и направлениях управления в единый управ енческий процесс в рамках единого социального  организма — системы. В качестве инте рирующих факторов выступают цели, задачи и интересы общества, которые  требуют поддержания нормальной жизнеде тельности и развития сложной социальной системы в  соответствии с постоянными изменениями  внутренней и внешней среды.

Закон экономии времени

Закон хара теризует эффе тивность управления, следовательно, достижение поставленной цели с учетом наименьших временных потерь материальных, человеческих и финансовых ресурсов, что во многом зависит от скорости и адекватности реакции субъекта управления на его объект. Свое ременное решение любого вопроса в управлении оказывает поло ительное влияние  на конечный результат.

Закон приор  тетности социальных целей

Не производство, не политика, не экономика являются целью развития общества и условием поддержания его равновесия и  развития, а постоянное повышение  качества жизни его членов, их благосостояния, улучшение социального самочувствия, непрерывное соверше ствование  образа жизни.

Осознание этого  закона привело цивил зованные страны к построению социального государства, социально-ориент рованного рынка, к социальному партнерству. Более того, выявление этой закономерной связи обусловило установление не только качественных, но и колич ственных хара теристик в достижении социальной справедливости: стабильность в обществе не может допустить 10-кратную разницу в доходах самых богатых и самых бедных. По объективным причинам не более 10 % населения могут проживать на пороге бедности. Такова критическая отметка для большинства развитых стран. Иначе в обществе наблюдаются застой, стагнация, нарастание кризисных явлений, здесь невозможно развитие, в том числе экономическое.

В конце XX в. изменилась парадигма обще твенного развития — не экономика определяет вектор развития, не само по себе хозяйство, наращивание или сокращение его объемов, а развитие всей хозя ственной жизни для повышения качества жизни всех граждан. Улучшение социальных параметров, прежде всего здоровья граждан (физического и духовного), является главным источником повышения эффе тивности экон мических результатов: надежности продукции, ее качества, следовательно, более высокой эффе тивности производства.

Закон повышения  роли субъ ктивного и интелле туального  аспектов в управлении

Закон мерностью  управ енческих отношений является то, что, будучи по сути своей отношениями  людей, склад вающимися в процессе управления, все они в той или  иной форме проходят через сознание людей, создаются и соверш нствуются  людьми, конечно, в зависимости от объективных изменений в производстве, обществе. Поэтому природа управ  енческих отношений двойственная —  объективно-субъективная1.

Никогда нельзя забывать, что управ енческие отношения в конечном счете порождаются способом производства, экон мическим базисом общества. В такой же степени вредно непонимание того, что в определенных условиях, особенно в результате научно-технической и инфор ационной революций, управ енческие отношения сами обретают базисный характер. Они оказывают огромное обратное воздействие на все стороны общественной жизни, во многом определяют темпы социального прогресса.

Следовательно, очень важно признать как неоспоримый  факт, что управление, будучи объективной  деят льностью разных субъектов управления (госуд рственный орган, общественный институт, отдельный человек), несет  на себе печать субъе тивности в  виде общей и управ енческой культуры (ее наличия или отсутствия), специфики  традиций и исто ического опыта, интересов, потребностей, установок, позиций той  или иной личности, являющейся лидером, и т.п. Поэтому, чем выше уровень управления отдельного лидера, тем больше простор для проявления как позитивной, так и негативной субъективности.

Закон доми ирования глобальной цели

Уровень субъе  тивности в управлении во многом зависит  от выбора, обоснования генеральной  цели общества. Закон доми ирования глобальной цели в развитии социальной системы является осново олагающим  для социального управления. Суть его заключается в том, что  каждая социальная система состоит  из ряда подсистем: экономической, политической, технической, организационной, социальной, духовно-культурной. В своем единстве они составляют целостный организм, но поддержание целостности возможно только при доми ировании генеральной цели над целями каждой подсистемы.

Современные тенденции в теории управления

В целом в  теории управления понятие «закономерность» обычно рассм тривается как перво  ачальная стадия форму ирования закона в начале его теоре ического исследования. Следует подчеркнуть, что именно эта часть общей теории управления предс авляется наименее исследованной. Необходимо более обст ятельное изучение законов обще твенного развития и  управления сложными системами, социального  и биологического, социального и  технического мира, инфор ационной среды, стихийных и сознательных процессов. Интегральное исследование этих закон мерностей — во многом дело будущего, но уже сегодня можно  сказать, что обеспечение сбаланс  рованного развития социального  и биологического, достижение гармо  ического развития социальной и природной  среды для предо вращения экол гической катастрофы — одна из важнейших закон мерностей социального управления.

Актуальной  является разработка доктрины социального  управления, что позволяет на деле осуществить системный характер управ енческого воздействия. Поэтому  разработка управ енческой доктрины и ее реализация являются унив рсальной закон мерностью современного социального управления.

Социальная  доктрина

Доктрина  социальная — разн видность глобальной технологии, которая определяет место  социальной системы в геопо итическом  пространстве, — выделяет приоритеты в реализации коренных социальных интересов  той или иной нации, содержит механизмы  их реализации (экономические, международные, культурно-духовные, экологические, военные) и является осново олагающей для  определения страт гических целей  социальной политики, определения социальных ориентиров реформирования, выработки  любого вида политики, выражающей интересы граждан. Процесс ее выработки предполагает объективный научный анализ сложившейся социально-экон мической ситуации, трезвую оценку прошлого исто ического опыта, изучение внешних факторов, ведущих тенденций мирового развития, формирования геопол тического пространства.

На этой основе социальная доктрина, во-первых, выделяет главные национальные интересы, соотв тствующие перс ективным целям данной страны и всего человечества; во-вторых, среди них определяет ряд интересов, от удовл творения которых в первую очередь зависят национальная безопасность данной страны и возможность суще твования наци нального государства; в-третьих, определяет те перво чередные ресурсы, которые могут быть использованы для достижения страт гических социальных целей, сохранения и развития генофонда нации, увеличения продолж тельности жизни людей, снижения смертности, повышения рождаемости, т.е. для повышения качества жизни своих граждан и достижения устойчивого развития общества.

Следует заметить, что в России идет процесс формирования современной социальной доктрины развития общества (ноосфер-ной) как теор тической основы общих исходных положений не только социальной, но и остальных видов политики. Социальная доктрина раскрывает наиболее общие пред тавления о социальной сфере, социальных целях общества и принц пиальных механизмах ее реализации.

Логика построения социальной доктрины включает несколько  этапов:

1)  определение границ социальной сферы, которая является объектом управ енческих воздействий;

2)  оценка проблемной ситуации в этой области;

3)  раскрытие алгоритма разработки социальной программы действий, как долгосрочных, так и среднесрочных;

4)  выявление принц пиальных механизмов социального обустройства общества, которыми руков дствуются при разработке концепции устойчивого развития.

Таким образом, речь идет об утверждении новой общественной формации (ноосферно-корпоративной), которая  исстари складывалась на территории России и сегодня может стать  основой национальной и госуд  рственной идеологии, способной  вывести Россию из системного кризиса1.

Корпоративизм

Общим вектором реализации современной социальной доктрины российского общества и  пути ее реализации является корпоративизм.

Само слово  «корпоративизм» происходит от лат. corporatio — объединение, сообщество. В  литературе корпорация преим щественно до сих пор была известна как экономическая, т.е. такой вид взаим действия людей, который харак еризуется акционерными началами, где капитал образуется путем продажи акций и облигаций. Однако по мере развития и утверждения корп ративной собс венности как одной из ведущих ее форм корпорация все в большей мере рассм тривается не только как определенный тип экон мической и социальной организации со своими нормами, специ ическими интересами и целями деятельности, но и как особый тип обустройства всей общественной жизни (не только экономической, но и политической, духовной). Он основан на принципах совладения и сорас оряжения корп ративной собственностью, подлинно народного самоуправления, договорных отношений между центральной и местной властью, возрождения духовности и культуры в каждом местном сообществе, которому центр делегирует все права распоряжения ресурсами, в том числе интеллектуальными. Таким образом, корп ративизм сегодня понимается нами как способ организации общественной жизни, где пирамида общественной жизни, наконец, принимает устойчивое положение. Не только центр инициирует развитие, а сами местные сообщества, социальные организации, хозя ственные субъекты, люди, проживающие на территориях, включаются в активную общественную жизнь. Став совл дельцами собственности, акционерами, они сами создают властные структуры, зарабатывают на свои социальные нужды, финансируют науку, культуру, образование на территориях, и, наконец, сами решают местные проблемы под свою ответственность, располагая необходимыми полномочиями и ресурсами.

Ясно, что  в основу современной доктрины социального  управления в России должна быть положена не либерально-рыночная, а ноосферно-корп ративная парадигма обще твенного развития.

Информация о работе Сущность социального менеджмента