Сущность социального менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2011 в 18:49, контрольная работа

Описание

Теория и практика современного менеджмента формируется в быстро еняющемся социальном пространстве. Социальное обустройство граждан, удовл творение их социальных потребностей и постоянное повышение качества жизни населения давно стали нормой поведения государства (социальное государство), рыночных отношений (социально ограниченный рынок), взаим отношений классов и социальных групп.

Работа состоит из  1 файл

Понятие социального менеджмента.docx

— 74.89 Кб (Скачать документ)

Социальные  и социально-психо огические методы Социальные методы управления связаны  способами достижения социальных целей  общества — не только экономическими, организационно-админис ративными  средствами мотивации чело еческого поведения, но и через постановку социальных целей, повышение качества жизни, укрепление социальных организаций, повышение социальной зрелости общества, его отдельных структур, прежде всего управляющих. Являясь основными, социальные методы выступают и как комплексные. Но в этом комплексе в соответствии с требованиями объективных закон мерностей они во многом определяют содер ательный аспект управления и задают вектор развития всем другим методам воздействия. Например, наряду с экон мическим стиму ированием сегодня широко используется стиму ирование творческим трудом, большей социальной защищенностью, качеством социального воздействия, чувством социальной сопри астности к делам фирмы и т.п.

Социальные  методы включают широкий спектр методов  социального нормирования, социального  регулирования, морального стимулирования. Это позволяет упорядочить социальные отношения между социальными  группами, коллективами и отдельными работниками путем введения различных  социальных норм.

Важно подчеркнуть, что социальные методы управления сегодня  становятся системоо разующими потому, что целью системного анализа  является определение приоритета целей  и способа получения макс мального управ енческого результата. Таким  приоритетом сегодня стал человеческий ресурс, реализация которого, как свиде  ельствует мировой опыт, определяет эффе тивность экономики (надежность и  качество продукции), дейс венность политики (демок атичность и справедливость), развитость духовно-культурной сферы.

Стало очевидным, что социальная система может  укрепить свою целостность, постоянно  улучшая качество жизни людей  с помощью различных методов  управления, преим щественно социальных. Поэтому социальные методы становятся решающими при оценке и анализе ситуации, при достижении устойчивого развития, в становлении новой общественно-экон мической формации XXI века — ноосферно-корпоративной.

Социально-психо  огические методы управления направлены прежде всего на изменение моти ационной сферы. Среди способов мотивации выделяют следующие: внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение и понуждение, побуждение и др. Целями их применения является обеспечение растущих социальных потребностей человека, его всестороннее, гармоничное развитие и повышение на этой основе трудовой активности личности и эффективной деятельности коллектива.

К этим методам  относятся методы компл ктования малых групп, гуманизации труда, професс онального отбора и обучения и т.п., например, социальное нормирование, социальное регулирование, моральное  стимулирование, социально-психо огические  воздействия. Методы компл ктования малых групп позволяют определить оптимальные колич ственные и  качественные соотношения между  работниками с учетом психо огической  совместимости. К методам гуманизации  труда относится испо ьзование психол гического воздействия цвета, музыки, исключение монотонности работы, расширение творческих процессов и т.д. Методы професс онального отбора и обучения направлены на профес иональную ориентацию и подготовку людей, которые по своим психо огическим харак еристикам наиболее соот етствуют требованиям выполняемой работы.

Экон мические методы

Экон мические методы управления представляют собой  способы и средства достижения экон мических целей управления на основе реализации требований экон мических законов. Иными словами, под эконо ическими методами в современном значении понимается экон мический расчет, основанный на сознательном испо ьзовании всей системы экон мических законов и категорий рыночной экономики.

К мног образным экон мическим методам управления прежде всего следует отнести экон мическое стимулирование, направленное на экон мические интересы работников. Его основу составляет формирование доходов предприятий и организаций, а также каждого работника в зависимости от личного вклада. Система эконо ического стиму ирования есть совокупность разра атываемых и осуще твляемых мероприятий, нацеленных на усиление заинтере ованности персонала и каждого работника в получении возможно высокой прибыли.

Организационно-админи тративные методы

Организационно-админи тративные методы базируются на властных отношениях, дисциплине и ответственности. Организационно-админи тративное воздействие  осуще твляется в следующих видах:

•  прямое админи тративное указание, которое имеет обязательный характер, адресуется конкретным управляемым объектам или лицам, воздействует на конкретно сложившуюся ситуацию;

•  установление правил, регулирующих деятельность подчиненных (нормативное регулирование), выработка стандартных процедур админис ративного воздействия;

•  разработка и внедрение рекомендаций по организации и соверше ствованию тех или иных процессов, подвергаемых админис ративному воздействию;

•  контроль и надзор за деят льностью организаций и отдельных работников.

Основной  формой реализации и применения организационно-админи тративных методов управления является распоря ительство и оперативное  вмеш тельство в произв дственный процесс в целях координации усилий его участников для выполнения поставленных перед ними задач.

В целом объективной  основой испо ьзования организационно-админи тративных методов управления выступают  орган зационные отношения, составляющие часть механизма управления. Поскольку  через их посредство реализуется  одна из важнейших

функций управления — функция организации, задача организационно-админи тративной деятельности состоит  в координации действий подчиненных. Следует отметить, что никакие  экон мические методы не смогут существовать без организационно-админис ративного  воздействия, которое обеспечивает четкость, дисциплини ованность и порядок в работе. Важно определить разумное сочетание, рациональное соотношение организационно-административных, экон мических и социально-психо огических методов.

Админи тративные  методы не следует отож ествлять с волевыми и субъ ктивными методами руководства, т.е. администрированием.

Методы самоуправления

Одной из главных  задач современной системы управления является создание благ приятных условий  для реализации возможностей управляемой  системы, которые появляются благодаря  испо ьзованию разных методов управляющего воздействия, расширяющих права  и ответ твенность разных субъектов  самоуправления.

Самоу равление предстает как процесс превращения  человека, трудового коллектива из объекта управ енческой деятельности в ее субъект. Это особый вариант  организации управления. Речь идет об ассоциациях трудящихся, регулирующих реальное соединение работников со средствами производства и расп еделение по труду, т.е. осуще твляющих ключевые организационно-экон мические процессы. Самоу равление в этом смысле соединяет в себе труд и управление, иными словами, складывается новый тип социально-экон мических отношений между равн правными субъектами в процессе их совместной трудовой деятельности по поводу управления. Именно на этом уровне самоу равления выраб тываются те способы его  дальнейшего развития, которые могут  быть распр странены и на более высокие ступени управления.

Преоб азование хозяй твенного механизма организации  объективно предполагает демок атизацию управления (самоуправления). Сегодня  решать вопросы повышения эффе тивности управления можно только через заинтере ованность и творческую деятельность всех работников, осознавших себя полн правными и реальными участниками управления произво ственными и социальными процессами.

Новый хозя ственный механизм преду матривает высокую  ступень децен рализации управления, является гарантом становления и  развития самоу равления на разных уровнях социальной организации. При  этом самоу равление рассм тривается  не как антипод управления, а как  реальное средство вовлечения в управ енческую деятельность все большего числа работников.

Метод цент ализации должен обеспечивать гармоничное, системное  развитие в целом, метод децен  рализации — принятие и реализацию «свободных решений» каждым субъектом  самоуправления. Другими словами, речь идет о признании прав субъекта управления не только за госуда ственными органами и обще твенными организациями, но и  за социальными группами, трудовыми  коллективами и каждой личностью. Следует  учитывать, что применение каждого  из этих методов имеет свои пределы  эффективности. Необходимо определить, на каком уровне управления тот или  иной метод окажется наиболее эффективным. В этих условиях принцип демокр тического  централизма превращается в принцип  демокр тического управления, что  в идеале соот етствует самоуправлению.

Самоу равление возможно только в таких экон мических условиях, в которых каждый работник и трудовые коллективы реализуют  себя в качестве субъектов собственности. В условиях самоу равления труд соединяется  с управлением через отношения  собственности. Так как экон мической формой их реализации является корпоративизм, то более благ приятные условия для  развития самоу равления складываются на нижнем уровне, где корп ративные отношения проявляются наиболее значимо, их развитие и внедрение подводит прочный экон мический фундамент под процессы самоу равления и демок атизации всей деятельности местных субъектов управления.

В целом очень  важно понять, что возможности  испо ьзования различных методов  управления неразрывно связаны с  само азвитием социальных систем, которые  все в большей мере становятся субъектами управления, решают все  большее количество назревших вопросов на основе самоуправления.

Моделирование, прогнозирование, экспертные оценки, диагностика

Сила научных  методов состоит в том, что  они позволяют получить достоверную  информацию об объекте анализа, обеспечивают надежную проверку знаний, дают возможность  прогн зировать будущее состояние  объекта, указывают необходимые  средства воздействия, обесп чивающие желанное изменение его. Они могут  рациона изировать процесс принятия решений в социальной сфере.

Такие научные  методы, как моделирование, прогнозирование, экспертные оценки, имеют многовековую историю. И все же есть достаточные  основания органически связывать  современный инстр ментарий управления с научно-технической революцией, ее эпохальными достижениями. Она  не только обновляет и повышает эффе тивность традиционных, веками используемых методов и средств, но и провоцирует  революцию в методах и средствах  управления.

Среди научных средств познания особая роль принадлежит методам диагностики, которые направлены на комплексную  оценку ситуации, выявление проблем, «болевых точек». Методы диагностики  предполагают наличие норм, нормативов, ориентиров, которые выступают основой  социального измерения. Социальная диагностика имеетряд циклов: диагноз, прогноз, проект, внедрение, использующих методы сбора и анализа информации (социо огической и статистической). Методы диагностики имеют свои технологии: первый этап включает общее ознакомление с объектом, постановку задач, выявление  состава диагн стируемой ситуации, выбор показателей и методик; второй этап обычно связан с измерением и анализом процессов; третий этап —  построение выводов, заключение по диагнозу и предложения по изменению положения  дел к лучшему.

Методы глобального  регулирования

К методам  глобального регу ирования относятся прежде всего биосферные. Сохранение биосферы сегодня является главной целью всех людей, живущих на планете Земля. Для этого наука предлагает ноосферный способ управления, который базируется на четком понимании того, что человек является частью природы и должен подчиняться ее законам. Без сохранения природы невозможно продолжение рода человеческого.

Кроме того, к методам глобального регу ирования относятся политические и государственно-правовые. Политические методы закрепляют закон  дательным порядком интересы определенной категории лиц или социальных групп в том случае, когда существующая нормативно-правовая база перестает  отвечать требованиям современности, явно входит в противоречие с текущей  ситуацией или существенно снижает  качественные показатели жизни для  конкретных групп, слоев населения. Государственно-правовые методы призваны закон дательно управлять ситуациями глобальных изменений окружающей действительности.

Итак, все  методы управления, которые субъектом  управления используются целостно, системно как средства объяснения и изменения  окружающей действительности, основаны на выражении закон мерностей  движения чело еческого мышления.

Информация о работе Сущность социального менеджмента