Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2011 в 18:49, контрольная работа
Теория и практика современного менеджмента формируется в быстро еняющемся социальном пространстве. Социальное обустройство граждан, удовл творение их социальных потребностей и постоянное повышение качества жизни населения давно стали нормой поведения государства (социальное государство), рыночных отношений (социально ограниченный рынок), взаим отношений классов и социальных групп.
Парадигмы управления XXI века — соединение науки, искусства и опыта.
Современный
управ енческий опыт свиде ельствует
о том, что возрастает профе сионализм
управленцев. Время дилетантов и
специалистов «на все руки» уходит
в прошлое. В большинстве стран
поняли, что далеко не каждый человек
способен управлять, даже если он квалифи
ированный инженер, врач, учитель, ученый
и т.д. Для управления требуется
еще что-то: допол ительные личные
дарования, специальная профес иональная
подготовка, накопленный личный опыт
управ енческой деятельности. Получила
юридическое закрепление
ДЛЯ российского
сообщества не подходят американские
традиции прагматизма в управлении
на уровне менеджмента, которые соот
етствуют их чертам наци нального характера,
философ-ско-мировоз ренческим
В то же время даже беглое сопо тавление российской коллек ивистской (общинной) ментальности с японской (азиатской) корп ративной мотивацией эконо ического поведения показывает их органическое родство. Поэтому для моти ационной модели менеджмента в России ближе принцип, наполненный высоким нравственным содержанием: «в условиях свободного рынка прибыль — награда, которую общество вручает тем, кто служит его интересам». Исходя из этого посыла, российские программы экон мических преоб азований должны всесторонне учитывать как особенности национальной ментальности, так и сложившиеся моти ационные стратегии деятельности.
Очевидным выводом, к которому приходят компании во всем мире, является необ одимость сокращения числа управ енческих уровней. Вместо пирамиды менеджеров среднего звена основное внимание следует уделить проектным командам и межфунк иональной работе.
Новейшие инфор ационные технологии позволяют снимать как иерархические, так и геогр фические барьеры. Это связано с тем, что необходимы высокая скорость разработки новой продукции и ее доставка, высокая опер тивность принятия решений.
Сущность новых подходов в управлении организацией отражает концепция: «менеджмент без иерархии» («Management ohne Hierarie»), которая ставит цели:
• учреждение автономных групп с высоким потенциалом самоуправления;
• утверждение гуманных ценностей и форм поведения взамен одно торонней ориентации на экон мический результат;
• учет экон мических требований в принятии предприни ательских решений.
С этой концепцией управления корре пондирует новая парадигма построения организации — обучающая организация. Единой модели такого сообщества нет — это, скорее, философия, или отношение к тому, что есть организация, в чем заключается роль ее сотрудников. Предполагается, что каждый из них может принять участие в иден ификации и разрешении проблем, что позволяет организации постоянно экспериментировать, совершенствоваться, использовать вновь откр вающиеся возможности. Все орган зационные усилия направлены на повышение качества товаров и услуг и удовл творение спроса потребителей. В обучающейся организации основной упор делается на команды и системы, а не на иерархию.
Менеджеры, занимающие
высокие посты в обучающей
организации, являются лидерами, видение
будущего которых разделяют все
сотрудники. Такие менеджеры разр
батывают осново олагающие идеи: миссию,
цели и базовые культурные ценности,
формирующие поведение и
В этих организациях используется концепция наделения властью. Имеются в виду не столько передача властных: полномочий, сколько определение менеджментом потенциала сотрудников и его раскрытие.
В обучающей
организации традиционная орган
зационная структура иерар
Многие ученые, специали ирующиеся на проблемах управления, склоняются к мысли, что в XXI в. обычной общеп изнанной орган зационной структурой во всех странах мира станет креативная сеть. Она требует иннов ционного подхода и мышления, существенно отличающихся от того, что лежит в основе традиционной иера хической корпорации.
Хороший пример креативной сети дает автомобилестроение. Креативный подход под воздействием таких факторов, как изменения в потре ительском спросе, госуд рственное регулирование, а также конкурентное давление, совершил инно ационную революцию. Он позволил снизить вес автомобиля, уменьшить расход топлива, усилить меры безопасности, повысить срок службы и эксплу тационные качества автомобилей. В инно ационной революции важную роль сыграл принцип аутсорсинга в отношении много исленных компаний-поставщиков. Это значит, что каждое п§ртнерское объединение выходило далеко за рамки простых отношений субподряда. Головные организации ожидают от своих партнеров первого, второго и третьего порядков творческого подхода. При этом разработка инноваций осуще твляется на основе постоянно действующих взаим отношений со сборочными пред риятиями и конечным потребителем. Фирмы-аутсор-серы берут на себя ответ твенность за исследования, дизайн, соверше ствование и тестирование продукции. Даже мелкие сервисные фирмы все больше полагаются на другие фирмы, используя их постоянные инновации.
Креативная сеть становится ключом к успеху и для розничной торговли. Процессы в розничной торговле в настоящее время включают подробный диалог с произ одителем по поводу потребностей клиентов и модификаций продуктов.
Возрастающее
число компаний связывают инновации
с акаде ическими универ итетскими
исследованиями; для укрепления связей
между униве ситетами и корпорациями
создается большое число
Таким образом, принцип креативной сети сводится к следующему: посредник должен повышать ценность продукта.
В России эти процессы происходят с точностью до наоборот. Здесь мелкий бизнес вместо инно ационных разработок новых продуктов отдает венчурные заказы крупному предпринимательству.
В принципе каждая компания стремится к созданию не просто добротной продукции, а брендов, способных завоевать массовый рынок. Для достижения такой задачи менеджмент фирмы должен добиваться, чтобы все ее сотрудники становились носителями духа бренда как на корпоративном, так и на профес иональном уровне. Если, к примеру, компания заявляет о своей приве женности идеям технического прогресса, управляющему необходимо набирать, обучать и возн граждать работников, отвечающих такому условию. Этот прог ессивный подход должен быть свойствен всем и каждому: мастеру цеха, водителю фургона, бухгалтеру и торговому агенту.
Оценивать эффе тивность построения своего бренда компании должны не по устаревшим категориям — «осведомленность», «узнавание» и «отклик», а по более полному набору критериев, включающему в себя: воспр нимаемую покупателем ценность марки, удовлет оренность покупкой, платежеспособность, приве женность покупателя данной марке.
В заключение отметим, что процесс управления вмещает все многообразие человеческой жизнедеятельности: психика человека и технические изделия; внутренние побу ительные мотивы и внешние прину ительные регуляторы; интерес и информацию; эври тические способности и элементарные физические усилия; научные знания и персональный опыт; интуицию и матем тический расчет; правовое регу ирование и свободу поиска; современный компьютер и обыкновенную грамотность; космические системы связи и умение слушать и слышать друг друга; навыки командовать и готовность подчиняться и т.д.