Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 10:07, дипломная работа
Актуальность исследования. Развитие российской экономики, как и общества в целом, подошло к такому рубежу, когда все больше осознается, что успехи и неудачи в ходе реформ зависят от того, в какой мере используются созидательные способности человека, позволяющие реализовать его насущные интересы и потребности. Восстановление экономического потенциала страны, подорванного кризисом, невозможно без решения социальных задач по качественному улучшению условий жизнедеятельности российского народа в соответствии с современным цивилизованным стандартом.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.1. Правовое регулирование занятости и труда в Российской Федерации . . 9
1.2.Трудовой потенциал общества: сущность, показатели
и структура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
1.3. Методики проведения анализа трудового потенциала . . . . .. . . . . . . . . . 21
Глава 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НЕФТЕЮГАНСК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
2.1. Общая характеристика социально-экономического положения муниципального образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
2.2. Трудовой потенциал муниципального образования город
Нефтеюганск . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
2.3. Нормативно-правовые акты, регламентирующие развитие трудового потенциала муниципального образования город Нефтеюганск . . . . . . . . . 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
ПРИЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
Трудовой потенциал как фактор социально – экономического развития муниципального образования на примере муниципального образования город Нефтеюганск Ханты-Мансийского автономного округа – югры
содержание.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.1. Правовое регулирование занятости и труда в Российской Федерации . . 9
1.3. Методики проведения анализа трудового потенциала . . . . .. . . . . . . . . . 21
Глава 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НЕФТЕЮГАНСК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
2.1. Общая характеристика социально-экономического положения муниципального образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
2.2. Трудовой потенциал муниципального образования город
Нефтеюганск . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
2.3. Нормативно-правовые акты, регламентирующие развитие трудового потенциала муниципального образования город Нефтеюганск . . . . . . . . . 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
ПРИЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
Введение
Актуальность исследования. Развитие российской экономики, как и общества в целом, подошло к такому рубежу, когда все больше осознается, что успехи и неудачи в ходе реформ зависят от того, в какой мере используются созидательные способности человека, позволяющие реализовать его насущные интересы и потребности. Восстановление экономического потенциала страны, подорванного кризисом, невозможно без решения социальных задач по качественному улучшению условий жизнедеятельности российского народа в соответствии с современным цивилизованным стандартом.
Конкурентные преимущества экономики в современных условиях напрямую связаны с накопленным в стране и задействованным человеческим капиталом. Следовательно, приоритетным источником социально-экономической динамики должны стать управленческие действия, направленные на развитие трудового потенциала и инвестиции в человека.
Экономический рост невозможен без создания достаточно совершенной, четко структурированной системы социально-трудовых отношений. Именно она оказывает наибольшее влияние на состояние экономики всех уровней, в том числе муниципальных образований.
В периоды кризисов экономики и власти вопросы эффективности использования трудового потенциала встают особенно остро, поскольку ее снижение, отражаясь напрямую на уровне жизни людей, является фактором, влияющим на показатели воспроизводства населения, на качество рабочей силы, социальный климат в обществе.
О неблагополучии и кризисном состоянии с воспроизводством трудового потенциала в России свидетельствует снижение уровня научных разработок этой жизненно важной проблемы. Если в первые годы перестройки (с середины и до конца 80-х годов) велось активное изучение широкого круга вопросов формирования, развития и реализации трудового потенциала, то в 90-е годы исследования по этой проблематике оказались, практически, свернутыми. Переход к рынку и многообразию форм собственности не устраняют необходимости и возможности использования категории «трудовой потенциал». Актуальность проблемы воспроизводства трудового потенциала не только не отпала, но резко возросла, учитывая, что за годы реформ по уровню человеческого развития Россия перешла из разряда лидеров в разряд государств второго и третьего порядка.
Разнообразие условий жизнеобеспечения населения на территории страны, различия между ее регионами в обеспеченности природными, материально-техническими, людскими ресурсами, в развитости средств транспорта и связи, величине необходимых затрат на воспроизводство населения и рабочей силы с предоставлением субъектам Российской Федерации экономической самостоятельности делают исключительно актуальной для каждого из регионов проблему обеспечения экономической самодостаточности, а вместе с ней - наращивания экономического потенциала за счет эффективного использования всех составляющих, включая и трудовой потенциал.
Муниципальное социально-экономическое развитие можно рассматривать как процесс изменений в местной экономике, стратегически направленный на улучшение качества жизни населения.
Муниципальное управление в настоящее время нуждается в формировании качественно нового подхода к управлению развитием на муниципальном уровне, адекватному современным условиям рыночной экономики, культуры, здравоохранения, образования и потребностям развития территории.
Комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований требует определенных ресурсов, в числе которых значительная роль отведена трудовому потенциалу, не всегда имеющемуся в наличии, и налаживанию эффективного управления.
Вместе с тем, самостоятельное осуществление многих полномочий на уровне муниципального управления недостаточно обеспечено ресурсами, и местное самоуправление не использует всех возможностей, которые имеются у него.
Программы социально-экономического развития муниципальных образований обычно рассматривают все виды экономических ресурсов, вовлекаемые обществом в хозяйственный оборот. Однако трудовые ресурсы рассматриваются в основном с количественной стороны, а не как важная составляющая социально-экономического развития территории.
Задача превращения трудового потенциала в ресурс муниципального управления считается одной из сложнейших задач органов местного самоуправления.
Изменения, происходящие с трудовым потенциалом в процессе развития муниципального образования, представляют большой научный и практический интерес. Почти не исследовалась проблема муниципального управления человеческим капиталом территории и возможности влияния муниципального управления на развитие человеческого капитала.
При достаточно изученной проблеме управления трудовым потенциаломна уровне общества и социально-экономических отношений в разных системах хозяйствования, пока слабо исследована эта проблема на местном уровне, в условиях реформ, где общие принципы управления трудовым потенциалом преломляются в реальных условиях муниципальной практики.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы государственного и муниципального управления отражены достаточно полно в работах Г.В. Атаманчука, В.Б.Зотова, В.Г. Афанасьева, Ю.В. Васильева, Ю.А. Конаржевского и др. Однако в этих работах трудовые ресурсы недостаточно рассматриваются как фактор экономического развития территории муниципального образования.
Проблемы трудового потенциала, вложения инвестиций в человеческий капитал достаточно полно отражены, в работах У.Петти, А.Смита, Д.РикардоВ.И.Марцинкевича, в числе недавнего периода – работы С.И.Трапезникова, А.И. Добрынина, С.А. Дятлова и др.
О влияния сферы образования на развитие трудового потенциала в экономике отмечено в диссертационных исследованиях Г.Г.Габдуллиной, Ю.В.Хадиуллиной, Ф.В.Куравина.
Большое внимание уделяют проблемам управления муниципальным образованием, трудового и ресурсного потенциала в своих работах В.П.Павлов, А.Б.Гармаев, О.Н.Маряшина, В.А.Ковалёв и др. Следует отметить что, внимание вопросам анализа трудового потенциала муниципального образования практически не уделялось.
В частности, возможности муниципального управления по развитию трудового потенциала ранее не освещались и не исследовались. Также не исследовались возможности муниципального управления по развитию системы профессионального образования, оказывающего непосредственное влияние на развитие трудового потенциала.
Несмотря на наличие значительного числа публикаций, недостаточно разработанными в отечественной науке и практике являются вопросы, связанные с определением трудового потенциала территории, анализом влияния системных диспропорций муниципальной структуры на его формирование и развитие и выработкой направлений муниципальной политики, обеспечивающих результативное формирование и использование трудового потенциала.
Исследование отражает взгляд на совершенствование социально-экономической политики муниципального образования на основе развития трудового потенциала территории. Этим и объясняется выбор темы данной дипломной работы.
Цель исследования состоит в разработке направлений и механизмов совершенствования муниципального управления трудовым потенциалом как ресурсом социально-экономического развития территории.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1. Исследовать особенности социально-экономического развития муниципального образования город Нефтеюганск.
2. Рассмотреть особенности трудового потенциала территории и выявить его место в системе ресурсов муниципального образования.
3. Проанализировать сложившуюся практику муниципального управления трудовым потенциалом на примере муниципального образования город Нефтеюганск.
4. Исследовать возможности и определить основные направления муниципального управления развитием трудового потенциала.
5. Разработать конкретные меры по совершенствованию механизма регулирования процессов использования трудового потенциала и согласования спроса и предложения на рынке труда на региональном уровне;
6. Разработать практические рекомендации по муниципальному управлению эффективного развития трудового потенциала территории.
Объектом исследования дипломной работы является трудовой потенциал муниципального образования город Нефтеюганск.
Предметом исследования являются процессы взаимосвязанного влияния социально-экономического развития муниципального образования город Нефтеюганск на трудовой потенциал.
В процессе исследования для выполнения поставленных задач применялись методы: системного анализа, экономико-статистических сопоставлений и группировок. Изучены результаты социологических опросов общественного мнения по ряду наиболее острых социальных проблем, рассмотренных в дипломной работе.
В качестве источников информации использованы законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – ХМАО-Югры) и муниципального образования город Нефтеюганск; статистические, аналитические и информационные материалы, данные мониторинговых опросов по проблемам занятости, прогнозные расчеты и программы социально-экономического развития правительственных органов России, ХМАО-Югры, органов местного самоуправления.
В результате проведенного дипломного исследования в работе сформулированы и обоснованы следующие положения:
- проанализирована сложившаяся практика управления, формирования и распределения трудового потенциала муниципального образования и его роль в социально-экономическом развитии территории;
- проведен сравнительный анализ состояния воспроизводства и использования трудового потенциала муниципального образования по ряду признаков: демографической ситуации, показателям экономической активности населения, занятости, безработицы, миграции, уровню жизни и др.;
- рассмотрены особенности формирования и управления трудового потенциала муниципального образования;
- выработаны рекомендации эффективного управления трудовым потенциалом и рационального использования трудовых ресурсов с целью достижения социально-экономической стабильности муниципального образования.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений, списка источников и литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА
1.1. Политика государства на рынке труда в Российской Федерации
Во всех странах государство принимает активное участие в регулировании рынка труда, поскольку считается, что нерегулируемый рынок не обеспечивает эффективное использование трудовых ресурсов. Причинами являются неравенство сил работников и работодателей при заключении трудовых контрактов, дискриминация отдельных категорий трудящихся в оплате и условиях труда, недостаточная информированность работников о специфике рабочих мест. Сферами государственного регулирования являются: