Трудовой потенциал как фактор социально – экономического развития муниципального образования на примере муниципального образования го

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 10:07, дипломная работа

Описание

Актуальность исследования. Развитие российской экономики, как и общества в целом, подошло к такому рубежу, когда все больше осознается, что успехи и неудачи в ходе реформ зависят от того, в какой мере используются созидательные способности человека, позволяющие реализовать его насущные интересы и потребности. Восстановление экономического потенциала страны, подорванного кризисом, невозможно без решения социальных задач по качественному улучшению условий жизнедеятельности российского народа в соответствии с современным цивилизованным стандартом.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.1. Правовое регулирование занятости и труда в Российской Федерации . . 9
1.2.Трудовой потенциал общества: сущность, показатели
и структура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
1.3. Методики проведения анализа трудового потенциала . . . . .. . . . . . . . . . 21
Глава 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НЕФТЕЮГАНСК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
2.1. Общая характеристика социально-экономического положения муниципального образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
2.2. Трудовой потенциал муниципального образования город
Нефтеюганск . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
2.3. Нормативно-правовые акты, регламентирующие развитие трудового потенциала муниципального образования город Нефтеюганск . . . . . . . . . 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
ПРИЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72

Работа состоит из  1 файл

Диплом Нечаева оконч вар.doc

— 454.00 Кб (Скачать документ)

Отмечается развитие услуг дополнительного образования, в том числе было осуществлено перепрофилирование межшкольного учебного комбината в центр дополнительного образования детей. В 2009 году сеть дополнительного образования была представлена 5 учреждениями: 2 спортивные школы, 1 дом детского творчества, 2 центра дополнительного образования.

Сфера профессионального образования в Нефтеюганске представлена следующим образом:

- 2 учреждения начального профессионального образования – профессионально-технические училища на 720 мест

- 1 учреждение среднего профессионального образования нефтяной колледж 996 мест.

- 6 учреждений высшего профессионального образования: 4 филиала (Филиал Российского государственного социального университета, Филиал Омского государственного технического университета, Филиал Тюменского государственного нефтегазового университета, Филиал Московского социально-гуманитарного института) и 2 представительства университетов (Представительство Сургутского государственного университета, Представительство Московского государственного открытого университета).

Всего в 2009 году в этих учреждениях обучалось около 3,7 тыс. студентов. Вузы города осуществляют подготовку студентов по 27 различным специальностям.

При этом следует отметить, сто современное отечественное образование характеризуется безадресностью. Это наблюдается и в среднем, и в высшем его звене. Школа готовит миллионы юношей к поступлению в ВУЗы. ВУЗы готовят сотни тысяч молодых людей по профессиям, в которых наблюдается явный переизбыток. К слову, юристы, экономисты и т.д.

И в это же время возникает дефицит специалистов рабочих профессий и квалифицированных инженерно-технических кадров по старым направлениям и отраслям промышленности и управления, а также в новых направлениях, которые у нас только-только начинают осваиваться.

Развитию профессионального образования на муниципальном уровне вниманию практически не уделяется, так как эта сфера подведомственна федеральному и региональному уровням управления.

Основные проблемы образования:

- Несоответствие выпуска учреждений профессионального образования спросу на рынке труда.

- Потребность проведения дальнейшего материально-технического оснащения образовательных учреждений.

- Возможное снижение привлекательности системы образования для молодых специалистов в виду недостаточно высокой оплаты труда, утраты престижности преподавательской профессии.

- Снижение конкурентоспособности местных учреждений высшего образования перед вузами в крупных федеральных центрах (Москва, Санкт-Петербург, Тюмень) в виду низкой привлекательности городской среды

- Низкий уровень качества подготовки специалистов, что снижает их спрос на рынке труда.

- Недостаточный уровень вовлеченности учреждений образования в общественную жизнь Нефтеюганска (низкий уровень событийности, отсутствие профессиональных или околопрофессиональных сообществ).

 

Молодежная политика

              Приоритетными направлениями реализации молодежной политики в городе являются: содействие трудовой занятости подростков и молодёжи, реализация творческих способностей, сотрудничество и поддержка деятельности подростковых и молодёжных общественных объединений города, повышение и укрепление политической активности молодёжи, профилактика негативных явлений в молодёжной среде, укрепление института молодых семей и решение жилищных проблем молодёжи.

С целью поддержки инновационных форм и направлений деятельности в области реализации государственной молодёжной политики и в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О программе «Молодёжь Югры» на 2009-2010 годы. В 2009 году в городе проведён муниципальный этап окружного конкурса вариативных программ в сфере молодёжной политики. На конкурс по 10 основным направлениям реализации государственной молодёжной политики были представлены                      11программ,  грантовую поддержку на муниципальном уровне получили                7 программ.

              Одарённая инициативная молодёжь города, разработав социально значимый проект, имеет возможность принять участие в окружном конкурсе «Золотое будущее Югры», «Моя законотворческая инициатива». Во всероссийском конкурсе молодёжных проектов «Моя страна – моя Россия», который проходил под патронажем Министра спорта, туризма и молодёжной политики, Губернатора и Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, авторская работа представителя города Нефтеюганска «СТОпроцентный путь к успеху» заняла призовое место.

Продолжается работа по укреплению института молодых семей и решению жилищных проблем молодёжи в рамках подпрограммы «Доступное жильё - молодым».

Организация временного трудоустройства подростков и молодёжи осуществляется Молодёжной биржей труда. Общее количество временно трудоустроенных в 2009 году составляет 864 человека: 734 человека за счёт местного и окружного бюджета, 130 человек за счёт предприятий и организаций города. Количество временно трудоустроенной молодёжи города в летний период составило 616человек.

Активно ведётся работа по военно-патриотическому, гражданскому воспитанию: проводятся городские соревнования по прикладным видам спорта, молодёжные патриотические акции, клуб «Долг» участвует во Всероссийской поисковой экспедиции «Вахта памяти». 

Активизировалась работа по профилактике негативных явлений в молодёжной среде, приоритетные направления данной работы: пропаганда здорового образа жизни, толерантности, терпимости; профилактика ВИЧ/СПИДа, экстремизма, правонарушений, наркомании. К различным формам работы: лекции, тренинги, волонтёрские акции, распространение информационных листовок в 2008 году привлечено 30 390 человек.

              В городе активно осуществляют работу общественные подростковые и молодёжные объединения и организации города, такие как Молодёжный парламент, городской студенческий совет, студенческие строительные отряды, волонтёрская площадка, добровольная молодёжная дружина, организация работающей молодёжи «Молодёжь Югры», КВН-движение, подростковая общественная организация «Новая цивилизация», «Гражданский клуб-2010». Актив лидеров данных организаций на сегодняшний день составляет   338 человек.

В качестве поощрения лидеров молодёжных общественных движений и талантливой молодёжи города на городской площади открыта Доска Почёта «Молодёжь – гордость Нефтеюганска», на которой размещены фотографии             20 представителей активной молодёжи города.

В настоящее время в Нефтеюганске доля населения в возрасте от 14 до 30 лет составляет 28,5%.

Среди основных проблем этой возрастной группы следует отметить дефицит рабочих мест, низкая доступность жилья, негативные явления (наркомания, алкоголизм и другие).

Молодежная политика в городе осуществляется на основании нормативных правовых документов Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, на основании Устава муниципального образования город Нефтеюганск, решений Думы города Нефтеюганска, постановлений и распоряжений главы города.

Реализация молодежной политики в городе осуществляется согласно федеральных и окружных законов, а также федеральных, окружных и городских целевых и комплексных программ.

В декабре 2007 года Думой города Нефтеюганска принята муниципальная целевая программа «Молодежь Нефтеюганска» на 2008-2010 годы.

На сегодняшний день в городе создано первое муниципальное учреждение молодежной политики «Центр молодежных инициатив». Данное учреждение осуществляет работу по следующим направлениям:

              - организация работы по временному трудоустройству подростков и студентов в свободное от учебы время;

- организация работы молодежных общественных объединений (в т.ч. неформальных), клубных формирований4

- организуются значимые общественные мероприятия (студенческие отряды, фестивали творчества и т.д.), работает секция авиамоделирования     и т.д

- организация работы по проведению молодежных мероприятий и летней оздоровительной

кампании;

- организация работы ювенальной службы и молодежного информационного центра.

В городе действуют молодежная биржа труда, Городской студенческий совет, Молодежный парламент.

Среди основных проблем молодежи следует отметить дефицит рабочих мест, низкая доступность жилья, негативные явления (наркомания, алкоголизм и другие).

Вместе с тем, к важным задач дальнейшего развития молодежной политики города Нефтеюганска отнесено развитие сети учреждений молодежной политики, в том числе создание новых учреждений и развитие филиальной сети существующих.

 

Оценка социально-экономического

положения города

Проанализировав социально-экономическое положение муниципального города Нефтеюганск, можно сделать следующие выводы о его дальнейшем развитии путем отражения его сильных и слабых сторон, а также возможности и риски:

Сильные стороны:

              - Развитая налогооблагаемая база, наличие крупных инсти- туциональных инвесторов и повышенный бюджетный потенциал

              - Высокий потенциал долгосрочного роста базового сектора экономики (задел ресурсной базы составляет 20-25 лет)

              - Положительные показатели естественного  прироста населения и стабильный миграционный прирост

              - высокие доходы и уровень зарплат населения относительно общероссийского уровня

              - Наличие развитой социальной и инженерной инфраструктуры

              - Близость к другим крупным центрам потребления (Сургут)

              - Размещение на крупных рынках потребления (смежных с базовым сектором: рынок нефтегазосервисов, нефтегазохимия, нефтепереработка и другие)             

- Большая численность трудоспособного населения города, не занятая в базовом секторе.

Возможности (соответствуют сильным сторонам)

              - Возможность реализации капиталоемких проектов

              - Возможность запуска долгосрочных проектов, опирающихся на существующий ресурсный потенциал (например, возможность технологической модернизации и диверсификации существующей производственной базы)

              - Перспективность мер по созданию комфортных условий для жизни, в том числе повышенный потенциал реализации жилищных проектов

              - Возможность развития потребительских секторов развитие сферы услуг и развлечений

              - Возможность внедрения гибких инструментов работы с населением, обеспечить социальную стабильность территории

              - Перспективность размещения производственных центров регионального масштаба действия

              - Возможности дальнейшего развития обрабатывающей промышленности внедрения инноваций на базе внутрирегионального и межрегионального сотрудничества

              - Возможность развития секторов, не связанных с базовым сектором экономики региона.

Слабые стороны

              - Слабо диверсифицированная экономика

              - Нарастающий уровень износа ЖКХ

              - Низкое качество питьевой воды (несоответствие СанПиН)

              - Неблагоприятные природно-климатические условия и высокая техногенная нагрузка на окружающую среду

              - Старение населения и массовый отток молодежи. Проблема несоответствия рынка образовательных услуг рынку труда

              - низкий уровень развития услуг городской индустрии, включая низкую обеспеченность населения разнообразными социальными услугами

              - Сохранение дефицита объектов потребительских секторов

Риски (соответствуют слабым сторонам)

              - Риск периодических снижений доходов бюджетов и населения (вследствие колебания мировой конъюнктуры цен на энергоносители

              - риски значительного ухудшения качества жизни населения вследствие нарастания дефицита качественного жилья

              - Угроза роста заболеваемости населения вследствие несоответствия качества питьевой воды существующим нормам

              - Риски ухудшения экологической ситуации, качества жизни населения и условий ведения бизнеса

              - Риск ухудшения возрастной структуры населения и в целом трудового потенциала городской экономики

              - Риски снижения инвестиционной привлекательности города

              - Риски ухудшения качества жизни населения и усиления миграционного оттока

              - Риски консервации непривлекательной социальной среды города

 

 

 

 

2.2. Трудовой потенциал муниципального образования

город Нефтеюганск

Количественная и качественная характеристики трудового потенциала являются важнейшим фактором развития экономики. Первая  характеристика тесно  связана  с  демографическими процессами,  вторая –  с  социально-экономическими  процессами, происходящими в регионе, и зависит в первую очередь от уровня жизни, состояния здоровья и качества общего и профессионального образования населения, уровня занятости  и условий труда.

Информация о работе Трудовой потенциал как фактор социально – экономического развития муниципального образования на примере муниципального образования го