Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 10:07, дипломная работа
Актуальность исследования. Развитие российской экономики, как и общества в целом, подошло к такому рубежу, когда все больше осознается, что успехи и неудачи в ходе реформ зависят от того, в какой мере используются созидательные способности человека, позволяющие реализовать его насущные интересы и потребности. Восстановление экономического потенциала страны, подорванного кризисом, невозможно без решения социальных задач по качественному улучшению условий жизнедеятельности российского народа в соответствии с современным цивилизованным стандартом.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.1. Правовое регулирование занятости и труда в Российской Федерации . . 9
1.2.Трудовой потенциал общества: сущность, показатели
и структура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
1.3. Методики проведения анализа трудового потенциала . . . . .. . . . . . . . . . 21
Глава 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НЕФТЕЮГАНСК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
2.1. Общая характеристика социально-экономического положения муниципального образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
2.2. Трудовой потенциал муниципального образования город
Нефтеюганск . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
2.3. Нормативно-правовые акты, регламентирующие развитие трудового потенциала муниципального образования город Нефтеюганск . . . . . . . . . 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
ПРИЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
Отмечается развитие услуг дополнительного образования, в том числе было осуществлено перепрофилирование межшкольного учебного комбината в центр дополнительного образования детей. В 2009 году сеть дополнительного образования была представлена 5 учреждениями: 2 спортивные школы, 1 дом детского творчества, 2 центра дополнительного образования.
Сфера профессионального образования в Нефтеюганске представлена следующим образом:
- 2 учреждения начального профессионального образования – профессионально-технические училища на 720 мест
- 1 учреждение среднего профессионального образования нефтяной колледж 996 мест.
- 6 учреждений высшего профессионального образования: 4 филиала (Филиал Российского государственного социального университета, Филиал Омского государственного технического университета, Филиал Тюменского государственного нефтегазового университета, Филиал Московского социально-гуманитарного института) и 2 представительства университетов (Представительство Сургутского государственного университета, Представительство Московского государственного открытого университета).
Всего в 2009 году в этих учреждениях обучалось около 3,7 тыс. студентов. Вузы города осуществляют подготовку студентов по 27 различным специальностям.
При этом следует отметить, сто современное отечественное образование характеризуется безадресностью. Это наблюдается и в среднем, и в высшем его звене. Школа готовит миллионы юношей к поступлению в ВУЗы. ВУЗы готовят сотни тысяч молодых людей по профессиям, в которых наблюдается явный переизбыток. К слову, юристы, экономисты и т.д.
И в это же время возникает дефицит специалистов рабочих профессий и квалифицированных инженерно-технических кадров по старым направлениям и отраслям промышленности и управления, а также в новых направлениях, которые у нас только-только начинают осваиваться.
Развитию профессионального образования на муниципальном уровне вниманию практически не уделяется, так как эта сфера подведомственна федеральному и региональному уровням управления.
Основные проблемы образования:
- Несоответствие выпуска учреждений профессионального образования спросу на рынке труда.
- Потребность проведения дальнейшего материально-технического оснащения образовательных учреждений.
- Возможное снижение привлекательности системы образования для молодых специалистов в виду недостаточно высокой оплаты труда, утраты престижности преподавательской профессии.
- Снижение конкурентоспособности местных учреждений высшего образования перед вузами в крупных федеральных центрах (Москва, Санкт-Петербург, Тюмень) в виду низкой привлекательности городской среды
- Низкий уровень качества подготовки специалистов, что снижает их спрос на рынке труда.
- Недостаточный уровень вовлеченности учреждений образования в общественную жизнь Нефтеюганска (низкий уровень событийности, отсутствие профессиональных или околопрофессиональных сообществ).
Молодежная политика
Приоритетными направлениями реализации молодежной политики в городе являются: содействие трудовой занятости подростков и молодёжи, реализация творческих способностей, сотрудничество и поддержка деятельности подростковых и молодёжных общественных объединений города, повышение и укрепление политической активности молодёжи, профилактика негативных явлений в молодёжной среде, укрепление института молодых семей и решение жилищных проблем молодёжи.
С целью поддержки инновационных форм и направлений деятельности в области реализации государственной молодёжной политики и в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О программе «Молодёжь Югры» на 2009-2010 годы. В 2009 году в городе проведён муниципальный этап окружного конкурса вариативных программ в сфере молодёжной политики. На конкурс по 10 основным направлениям реализации государственной молодёжной политики были представлены
Одарённая инициативная молодёжь города, разработав социально значимый проект, имеет возможность принять участие в окружном конкурсе «Золотое будущее Югры», «Моя законотворческая инициатива». Во всероссийском конкурсе молодёжных проектов «Моя страна – моя Россия», который проходил под патронажем Министра спорта, туризма и молодёжной политики, Губернатора и Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, авторская работа представителя города Нефтеюганска «СТОпроцентный путь к успеху» заняла призовое место.
Продолжается работа по укреплению института молодых семей и решению жилищных проблем молодёжи в рамках подпрограммы «Доступное жильё - молодым».
Организация временного трудоустройства подростков и молодёжи осуществляется Молодёжной биржей труда. Общее количество временно трудоустроенных в 2009 году составляет 864 человека: 734 человека за счёт местного и окружного бюджета, 130 человек за счёт предприятий и организаций города. Количество временно трудоустроенной молодёжи города в летний период составило 616человек.
Активно ведётся работа по военно-патриотическому, гражданскому воспитанию: проводятся городские соревнования по прикладным видам спорта, молодёжные патриотические акции, клуб «Долг» участвует во Всероссийской поисковой экспедиции «Вахта памяти».
Активизировалась работа по профилактике негативных явлений в молодёжной среде, приоритетные направления данной работы: пропаганда здорового образа жизни, толерантности, терпимости; профилактика ВИЧ/СПИДа, экстремизма, правонарушений, наркомании. К различным формам работы: лекции, тренинги, волонтёрские акции, распространение информационных листовок в 2008 году привлечено 30 390 человек.
В городе активно осуществляют работу общественные подростковые и молодёжные объединения и организации города, такие как Молодёжный парламент, городской студенческий совет, студенческие строительные отряды, волонтёрская площадка, добровольная молодёжная дружина, организация работающей молодёжи «Молодёжь Югры», КВН-движение, подростковая общественная организация «Новая цивилизация», «Гражданский клуб-2010». Актив лидеров данных организаций на сегодняшний день составляет 338 человек.
В качестве поощрения лидеров молодёжных общественных движений и талантливой молодёжи города на городской площади открыта Доска Почёта «Молодёжь – гордость Нефтеюганска», на которой размещены фотографии 20 представителей активной молодёжи города.
В настоящее время в Нефтеюганске доля населения в возрасте от 14 до 30 лет составляет 28,5%.
Среди основных проблем этой возрастной группы следует отметить дефицит рабочих мест, низкая доступность жилья, негативные явления (наркомания, алкоголизм и другие).
Молодежная политика в городе осуществляется на основании нормативных правовых документов Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, на основании Устава муниципального образования город Нефтеюганск, решений Думы города Нефтеюганска, постановлений и распоряжений главы города.
Реализация молодежной политики в городе осуществляется согласно федеральных и окружных законов, а также федеральных, окружных и городских целевых и комплексных программ.
В декабре 2007 года Думой города Нефтеюганска принята муниципальная целевая программа «Молодежь Нефтеюганска» на 2008-2010 годы.
На сегодняшний день в городе создано первое муниципальное учреждение молодежной политики «Центр молодежных инициатив». Данное учреждение осуществляет работу по следующим направлениям:
- организация работы по временному трудоустройству подростков и студентов в свободное от учебы время;
- организация работы молодежных общественных объединений (в т.ч. неформальных), клубных формирований4
- организуются значимые общественные мероприятия (студенческие отряды, фестивали творчества и т.д.), работает секция авиамоделирования и т.д
- организация работы по проведению молодежных мероприятий и летней оздоровительной
кампании;
- организация работы ювенальной службы и молодежного информационного центра.
В городе действуют молодежная биржа труда, Городской студенческий совет, Молодежный парламент.
Среди основных проблем молодежи следует отметить дефицит рабочих мест, низкая доступность жилья, негативные явления (наркомания, алкоголизм и другие).
Вместе с тем, к важным задач дальнейшего развития молодежной политики города Нефтеюганска отнесено развитие сети учреждений молодежной политики, в том числе создание новых учреждений и развитие филиальной сети существующих.
Оценка социально-экономического
положения города
Проанализировав социально-экономическое положение муниципального города Нефтеюганск, можно сделать следующие выводы о его дальнейшем развитии путем отражения его сильных и слабых сторон, а также возможности и риски:
Сильные стороны:
- Развитая налогооблагаемая база, наличие крупных инсти- туциональных инвесторов и повышенный бюджетный потенциал
- Высокий потенциал долгосрочного роста базового сектора экономики (задел ресурсной базы составляет 20-25 лет)
- Положительные показатели естественного прироста населения и стабильный миграционный прирост
- высокие доходы и уровень зарплат населения относительно общероссийского уровня
- Наличие развитой социальной и инженерной инфраструктуры
- Близость к другим крупным центрам потребления (Сургут)
- Размещение на крупных рынках потребления (смежных с базовым сектором: рынок нефтегазосервисов, нефтегазохимия, нефтепереработка и другие)
- Большая численность трудоспособного населения города, не занятая в базовом секторе.
Возможности (соответствуют сильным сторонам)
- Возможность реализации капиталоемких проектов
- Возможность запуска долгосрочных проектов, опирающихся на существующий ресурсный потенциал (например, возможность технологической модернизации и диверсификации существующей производственной базы)
- Перспективность мер по созданию комфортных условий для жизни, в том числе повышенный потенциал реализации жилищных проектов
- Возможность развития потребительских секторов развитие сферы услуг и развлечений
- Возможность внедрения гибких инструментов работы с населением, обеспечить социальную стабильность территории
- Перспективность размещения производственных центров регионального масштаба действия
- Возможности дальнейшего развития обрабатывающей промышленности внедрения инноваций на базе внутрирегионального и межрегионального сотрудничества
- Возможность развития секторов, не связанных с базовым сектором экономики региона.
Слабые стороны
- Слабо диверсифицированная экономика
- Нарастающий уровень износа ЖКХ
- Низкое качество питьевой воды (несоответствие СанПиН)
- Неблагоприятные природно-климатические условия и высокая техногенная нагрузка на окружающую среду
- Старение населения и массовый отток молодежи. Проблема несоответствия рынка образовательных услуг рынку труда
- низкий уровень развития услуг городской индустрии, включая низкую обеспеченность населения разнообразными социальными услугами
- Сохранение дефицита объектов потребительских секторов
Риски (соответствуют слабым сторонам)
- Риск периодических снижений доходов бюджетов и населения (вследствие колебания мировой конъюнктуры цен на энергоносители
- риски значительного ухудшения качества жизни населения вследствие нарастания дефицита качественного жилья
- Угроза роста заболеваемости населения вследствие несоответствия качества питьевой воды существующим нормам
- Риски ухудшения экологической ситуации, качества жизни населения и условий ведения бизнеса
- Риск ухудшения возрастной структуры населения и в целом трудового потенциала городской экономики
- Риски снижения инвестиционной привлекательности города
- Риски ухудшения качества жизни населения и усиления миграционного оттока
- Риски консервации непривлекательной социальной среды города
2.2. Трудовой потенциал муниципального образования
город Нефтеюганск
Количественная и качественная характеристики трудового потенциала являются важнейшим фактором развития экономики. Первая характеристика тесно связана с демографическими процессами, вторая – с социально-экономическими процессами, происходящими в регионе, и зависит в первую очередь от уровня жизни, состояния здоровья и качества общего и профессионального образования населения, уровня занятости и условий труда.