Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 10:07, дипломная работа
Актуальность исследования. Развитие российской экономики, как и общества в целом, подошло к такому рубежу, когда все больше осознается, что успехи и неудачи в ходе реформ зависят от того, в какой мере используются созидательные способности человека, позволяющие реализовать его насущные интересы и потребности. Восстановление экономического потенциала страны, подорванного кризисом, невозможно без решения социальных задач по качественному улучшению условий жизнедеятельности российского народа в соответствии с современным цивилизованным стандартом.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.1. Правовое регулирование занятости и труда в Российской Федерации . . 9
1.2.Трудовой потенциал общества: сущность, показатели
и структура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
1.3. Методики проведения анализа трудового потенциала . . . . .. . . . . . . . . . 21
Глава 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НЕФТЕЮГАНСК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
2.1. Общая характеристика социально-экономического положения муниципального образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
2.2. Трудовой потенциал муниципального образования город
Нефтеюганск . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
2.3. Нормативно-правовые акты, регламентирующие развитие трудового потенциала муниципального образования город Нефтеюганск . . . . . . . . . 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
ПРИЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
Состояние и развитие общества в значительной степени определяется количеством и составом его населения. Под населением понимается совокупность людей, живущих на определенной территории – в муниципальном образовании района, города, региона, страны.
Частью населения и фактором экономического развития общества являются человеческие ресурсы, но данный термин используется, как правило, за рубежом. В России оперируют категориями «трудовые ресурсы» и «трудовой потенциал общества». Трудовые ресурсы – это одна из форм выражения понятия «человеческие ресурсы».
Слово «потенциал» означает средство, закон, источники, которые могут быть использованы в экономике как «ресурсный потенциал».
Понятие «трудовой потенциал» появилось в науке (экономической литературе) и средствах массовой информации в 70-е годы, а в научный оборот вошло в 80-е годы.
В 90-х годах термин «трудовой потенциал» стал использоваться в государственных и правительственных документах. Так, в 1994 году было принято постановление «О целевом проекте “Формирование трудового потенциала для наукоемкого производства”», нацеленное на поддержание и развитие космической отрасли промышленности России.
Трудовой потенциал – это интегральная характеристика количества, качества и меры совокупной способности к труду, которой определяются возможности отдельного человека, различных групп работников и трудоспособного населения в целом по участию в общественно полезной деятельности.
Трудовой потенциал имеет количественную и качественную характеристику.
Количественно он определяется величиной трудовых ресурсов и рабочего времени, которое может быть отработано в тот или иной период.
Качество трудового потенциала характеризуется четырьмя основными составляющими:
– физической – это показатель эффективной работоспособности, состояния здоровья;
– интеллектуальной – это показатель системы знаний и опыта подготовки квалифицированных кадров (образовательный и квалификационный состав трудовых ресурсов);
– социальной – это показатель социального, психологического и нравственного состояния общества (социальная среда, справедливость и защищенность);
– технико-технологической – этот показатель зависит от технической вооруженности.
Трудовой потенциал является одним из основных компонентов социально-экономического развития и определяется как имеющиеся и предвидимые в будущем возможные количество и качество труда, которыми располагает общество при данном уровне развития науки и техники и оценивается численностью трудоспособного населения и его профессионально-
Трудовой потенциал человека (как отдельного лица) – совокупность его различных качеств: состояние здоровья, выносливость, тип нервной системы, т. е. его физические, умственные и интеллектуальные возможности.
Трудовой потенциал предприятия – предельная величина возможного участия трудящихся в производстве с учетом их психофизиологических особенностей, уровня профессиональных знаний и накопленного опыта.
Трудовой потенциал региона, муниципального образования – совокупный трудовой потенциал людей разных поколений, проживающих на территории региона.
Трудовой потенциал поколения, страны – сводная экономико-географическая характеристика трудовой активности людей (чел.-лет).
Трудовой потенциал – это ресурсная категория. Он включает в себя источники, средства, ресурсы труда. В качестве главного показателя объема применяется численность, а показателя использования – человеко-год. Однако ряд исследователей в качестве общего показателя предлагают использовать человеко-час, т. к. среднесписочная численность предприятий при неполной занятости не может быть эталоном при оценке величины потенциала (15% – величина отработанных человеко-часов среднесписочной численности). При этом можно выделить суммарную величину используемого рабочего времени, в которое входит три показателя:
– число часов, на которое сокращается продолжительность рабочего дня;
– число дней дополнительных отпусков;
– число дней по общей заболеваемости.
Трудовой потенциал региона, муниципального образования величина непостоянная. Его количественные и качественные характеристики постоянно меняются под воздействием не только объективных факторов, но и управленческих решений.
Известно, что чем выше трудовой потенциал муниципального образования, чем выше потенциальные возможности рабочей силы, тем более сложные задачи могут решаться коллективами (например на производстве: в отношении выпуска продукции, ее качества, быстроты освоения новых ее видов, эффективности производственно-хозяйственной деятельности и т.д.).
Однако наличие таких преимуществ отнюдь не свидетельствует о том, что главная задача - максимальное наращивание трудового потенциала. Здесь есть и ограничения, в частности появление рабочей силы, чей трудовой потенциал будет слишком завышенным для конкретных условий жизнедеятельности, не соответствовать его потребностям, являться "излишним".
Такая ситуация нежелательна по нескольким причинам.
Во-первых, набор или подготовка рабочей силы такого качества обходится предприятию слишком дорого.
А во-вторых, этот трудовой потенциал не будет полностью использован, и средства, затраченные на рабочую силу, не окупятся. У самих работников это может вызвать неудовлетворенность работой на данном предприятии, за чем последует увольнение по собственному желанию.
Несоответствие трудового потенциала коллектива потребностям производства в условиях хозяйственной самостоятельности и инициативы трудовых коллективов представляется серьезной проблемой.
Все это обусловливает необходимость постоянного контроля за ситуацией, корректировки выбранной кадровой политики, упреждения возможных негативных явлений путем планомерного управленческого воздействия на рабочую силу в соответствии с текущими и перспективными задачами развития самого предприятия (организации, учреждения).
1.2. Методики проведения анализа трудового потенциала
Управление трудовыми ресурсами начинается с анализа, который призван раскрыть изменение трудового потенциала под
влиянием тех или иных факторов, рациональность его использования, степень соответствия потребностям территории, предприятия.
Оценка эффективности функционирования и развития трудового потенциала производится различными аналитическими методами, результатом которых являются решения по их доработке
Трудовые ресурсы - это трудоспособная часть населения, которая по возрасту и состоянию здоровья способна производить материальные и духовные блага, а также оказывать услуги.
Физические и интеллектуальные возможности населения зависят, как известно, от возраста. В ранний и зрелый период жизни они формируются и умножаются, а к старости утрачиваются.
С точки зрения отношения к трудовой деятельности все население условно подразделяют на три группы:
1) дорабочий возраст – это период получения общего профессионального образования;
2) рабочий;
3) послерабочий (пенсионный возраст).
Согласно сложившейся статистической практике трудовые ресурсы состоят:
1) из трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте, работающих в экономике страны
2) граждан моложе трудоспособного возраста (работающие подростки);
3) граждан, старше трудоспособного возраста (работающие пенсионеры);
Трудоспособный (рабочий) возраст – это период, в течение которого человек способен трудиться без ущерба для своего здоровья. К трудовым ресурсам из лиц трудоспособного возраста не относятся инвалиды I и II группы, а также лица, ушедшие на пенсию на льготных условиях.
С учетом социально-экономических условий страны и физиологических особенностей мужского и женского организма в каждом государстве устанавливаются законодательными актами возрастные границы трудоспособного (рабочего) возраста. Исторически эти границы менялись по социальным и экономическим мотивам.
В России трудоспособным возрастом в настоящее время считается: у мужчин – 16 – 59 лет включительно, у женщин – 16 – 54 года. В период первой пятилетки нижняя граница была 14 лет, а в конце второй и до сих пор – 16 лет. Нижняя граница определяет возраст вступления в трудоспособность, а верхняя – возраст выхода на пенсию. Россия является единственной или одной из немногих стран мира, где самая низкая верхняя граница для женщин, где для отдельных категорий работников пенсионный возраст сокращается на 5 – 10 лет (с вредными условиями труда); это связано, прежде всего, с уровнем жизни и с ее средней продолжительностью.
Расчет численности трудовых ресурсов производят следующими методами.
1. Демографический метод:
,
где STР – численность трудовых ресурсов;
ST – численность населения в трудоспособном возрасте;
SИ – инвалиды I и II группы;
SРП – число работающих подростков;
SП – число работающих пенсионеров.
2. Экономический метод:
,
где SЗ – фактически занятое население, включая занятых в личном, подсобном и сельском хозяйстве;
SДХ – занятые в домашнем хозяйстве;
SУ – учащиеся с отрывом от производства (старше 16 лет);
SБ – численность безработных;
SНЗ – остальные незанятые лица в трудоспособном возрасте.
3. Балансовый метод – составление системы сводных балансов трудовых ресурсов в целом по стране и регионам с целью установления соответствия необходимой численности работников и имеющимися трудовыми ресурсами во всех звеньях и на всех уровнях экономики.
4.Количественные изменения численности трудовых ресурсов характеризуются такими показателями, как абсолютный прирост, темпы роста и темпы прироста трудовых ресурсов.
Абсолютный прирост определяется как разность между численностью трудовых ресурсов на начало и конец рассматриваемого периода (год, квартал).
,
где SТР – абсолютный прирост трудовых ресурсов;
SО – численность трудовых ресурсов на начало периода;
SН – численность трудовых ресурсов на конец периода.
Темп роста рассматривается как отношение абсолютной величины численности трудовых ресурсов в конце данного периода к их величине в начале периода. Если рассматривается темп за ряд лет, то среднегодовой темп определяется как средняя геометрическая:
,
где ТРС – среднегодовой темп роста;
n – число лет;
SH – численность трудовых ресурсов в конце периода;
SO – численность трудовых ресурсов в начале периода.
Темп прироста можно рассчитать по формуле:
.
Трудовые ресурсы как социально-экономическая категория могут рассматриваться с четырех позиций:
– демографической;
– экономической;
– социологической;
– статической.
Демографический аспект отражает зависимость трудовых ресурсов от воспроизводства населения и учитывает такие его корректировки (характеристики), как пол, возраст, место жительства и др.
Экономический аспект выражает экономические отношения по формированию, распределению и использованию трудоспособного населения в общественном производстве.
Социальный аспект отражает формирование и использование трудовых ресурсов внутри исторически определенной формации и под ее влиянием.
Статический аспект характеризует трудоспособный (рабочий) возраст населения.
Как уже отмечалось, структура трудовых ресурсов многогранна, ее можно поделить на две группы:
– количественная характеристика;
– качественная характеристика.
К количественным характеристикам трудовых ресурсов относят численность, их состав по полу, возрасту, общественным группам, месту жительства, национальности и языку, религии, занятости по отраслям и сферам экономики. К качественным – образовательный уровень трудовых ресурсов, их профессионально-
Не углубляясь в характеристику каждого показателя, остановимся остановиться лишь на некоторых. При анализе по возрасту особого внимания заслуживают молодежь и работающие пенсионеры, а по полу – работающие женщины. Их положение усугубляется в настоящее время трудностями трудоустройства и конкуренцией на рынке труда. В то же время основную часть предпринимателей, банкиров, менеджеров и других представителей современного бизнеса составляет именно молодежь с ее характерными особенностями – высокой мобильностью, активностью и смелостью.
Трудовые ресурсы России всегда отличались сравнительно высоким общеобразовательным и профессиональным уровнем. Однако эти позиции начали утрачиваться, особенно в последние годы, что требует нового подхода и отношения к образованию и науке.
По мере развития общества быстро меняется распределение трудовых ресурсов между городом и селом. Трудовые ресурсы города растут как количественно, так и качественно, они отличаются более высоким общеобразовательным и профессиональным уровнем. На селе же складывается неблагоприятная возрастная структура (молодежь мигрирует в город), здесь растет неполная занятость (сезонность) и излишняя численность работающих.