Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 10:07, дипломная работа
Актуальность исследования. Развитие российской экономики, как и общества в целом, подошло к такому рубежу, когда все больше осознается, что успехи и неудачи в ходе реформ зависят от того, в какой мере используются созидательные способности человека, позволяющие реализовать его насущные интересы и потребности. Восстановление экономического потенциала страны, подорванного кризисом, невозможно без решения социальных задач по качественному улучшению условий жизнедеятельности российского народа в соответствии с современным цивилизованным стандартом.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.1. Правовое регулирование занятости и труда в Российской Федерации . . 9
1.2.Трудовой потенциал общества: сущность, показатели
и структура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
1.3. Методики проведения анализа трудового потенциала . . . . .. . . . . . . . . . 21
Глава 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НЕФТЕЮГАНСК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
2.1. Общая характеристика социально-экономического положения муниципального образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
2.2. Трудовой потенциал муниципального образования город
Нефтеюганск . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
2.3. Нормативно-правовые акты, регламентирующие развитие трудового потенциала муниципального образования город Нефтеюганск . . . . . . . . . 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
ПРИЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
Демография
Демографические показатели в муниципальном образовании город Нефтеюганске имеют положительную динамику, а именно: наблюдается рост рождаемости, снижение смертности, стабилизация миграционного прироста.
За январь-декабрь 2009 года численность населения в городе увеличилась на 1,4 % и составила 118,8 тыс. человек.
Доля населения в трудоспособном возрасте в общей численности населения города Нефтеюганска составляет 71,5 %. Особенности возрастной структуры трудоспособного населения представлены в следующей диаграмме.
Наглядно видно преобладание в общей численности трудоспособного населения возрастной кагорты от 40 до 49 лет. Явные изменения происходят практически во всех возрастных пределах. Если ранее преобладали трудовые ресурсы в возрасте от 25 до 34 лет, то по итогам последней переписи населения преобладают возрастные группы 40-44 лет, наблюдается рост численности лиц предпенсионного и пенсионного возраста.
Оценочная численность населения в трудоспособном возрасте по состоянию на 01.01.2010 составляет 84,6 тыс. человек.
Трудовые ресурсы имеются и за пределами трудоспособного возраста. Это подростки 14-15 лет и пенсионеры. Численность подростков год от года снижается. На начало 2008 года в городе проживало 2,9 тыс. молодых людей в возрасте 14-15 лет. За 2008 год под влиянием объективных демографических факторов она уменьшилась до 2,6 тыс. человек. По итогам 2009 года численные потери данной категории населения составили 24 человека.
Развитие неблагоприятных демографических процессов, связанных с увеличением численности населения пенсионного возраста, неизбежно ведет к старению населения города и увеличению показателя демографической нагрузки. Ситуация усугубляется еще и тем, что происходит увеличение численности населения «пограничного возраста» от 50 до 59 лет.
Численность экономически активного населения составляет 66,4 тыс. человек, или 56 % от общей численности населения. Удельный вес экономически активного населения увеличился с начала года на 0,2 процентных пункта. При этом следует учитывать, что с каждым годом возрастает роль миграционной составляющей при воспроизводстве трудовых ресурсов, т.к. происходит рост контингента лиц старше трудоспособного возраста в пределах 0,4-0,7 % в год. В перспективе данная тенденция сохранится, поскольку выбытие населения трудоспособного возраста не компенсируется вхождением в данную возрастную группу молодежи.
Частичное восполнение трудовых ресурсов происходит за счет работающих вахтовым методом и иностранных мигрантов.
На 2009 год квота утверждена на привлечение 1598 иностранных граждан. Всего использовали труд иностранных граждан в истекшем году 201 предприятие. По состоянию на конец 2009 года в городе работали 382 иностранных работника.
Всего занято в экономике города 51,8 тыс. человек. При этом часть трудоспособного населения, проживающего в городе, работает за его пределами. Так, более 8 тысяч человек осуществляют трудовую деятельность в территориальных обособленных подразделениях, действующих в других муниципальных образованиях, порядка 3 тысяч человек работают на предприятиях, офисы которых расположены в городе Нефтеюганске, но зарегистрированы в Нефтеюганском районе.
Нефтеюганск на сегодняшний день остается одной из наиболее стабильных территорий округа. Социально-экономическое положение в городе Нефтеюганске в текущем году характеризуется более скромными темпами роста, чем в предыдущие годы. Продолжается не столь активное, но положительное развитие в нефтегазодобывающей сфере, не приостановлено промышленное и гражданское строительство, продолжает действовать ипотечное кредитование.
Влияние мирового финансового кризиса сказалось не только на динамике отдельных экономических параметров, но и оказало свое влияние на сферу занятости населения.
Среднесписочная численность работников предприятий (организаций, учреждений) всех организационно-правовых форм и форм собственности составляет 47,28 тыс. человек, из них 60 % занято в отраслях материального производства и 40 % – в непроизводственной сфере.
Существенных изменений в структуре занятого населения по видам экономической деятельности в текущем году не произошло. Наибольший удельный вес занимают транспорт и связь – 14,6 %, добыча полезных ископаемых (включая услуги по добыче) – 13,0 %, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 11,9 %, строительство – 11,7 %. Остальные виды экономической деятельности составляют от 1,5 до 8,5%.
Вместе с тем, сокращение численности персонала затронуло предприятия обрабатывающего производства, строительства, а также предприятия, оказывающие услуги по добыче полезных ископаемых. Организации остальных видов экономической деятельности сумели не только сохранить собственные трудовые ресурсы, но и увеличить их численность.
На крупных и средних предприятиях города трудятся более 70 % занятых, их численность в 2009 году увеличилась по сравнению с 2008 годом на 3 % и составила 40,2 тыс. человек.
В целом по кругу обследуемых предприятий в 2009 году на предприятия и в организации города принято 6,8 тыс. человек, в том числе на дополнительно введенные рабочие места - 262 человека. Выбыло 5,6 тыс. человек, в том числе в связи с сокращением численности работников - 227 человек.
Наиболее масштабные движения численности работников наблюдается в сфере услуг по добыче сырой нефти и газа. Так, принято на работу за истекший период 694 человека, выбыло - 1067 человек, в том числе 27 человек - в связи с сокращением численности работников. В сфере ремонта электрооборудования принято 135 человек, в том числе 30 - на дополнительно созданные рабочие места, выбыло - 540 человек, в том числе 10 человек - в связи с сокращением численности работников. В строительстве принято 534 человека, выбыло - 864 человека.
Успешно развивается рынок услуг, связанных с использованием вычислительной техники и информационных технологий. Так, за истекший период принято на работу на предприятия данной сферы 491 человек, выбыло - 5 человек. В области архитектуры, инженерно-технического проектирования, геологии и других видов деятельности, связанных с решением технических задач численность работников пополнилась 179 сотрудниками, уволился 91 человек.
В транспортной сфере наблюдается сокращение численности работников (принят 901 человек, выбыло 957 человек), что обусловлено сокращением объемов, оптимизацией расходов и численности персонала.
В 2009 году произошел рост объема «вторичной» занятости населения. Численность персонала, совмещающих свою трудовую деятельность в других организациях, помимо основной работы, возросла на 19,2 % и составила 1 376 человек. Наибольший удельный вес внешних совместителей трудится на транспортных предприятиях (29,2 %), в системе образования (22,9 %), предоставление услуг, связанных с решением технических задач (15,9 %).
Кроме того, увеличилась на 17,4 % численность работников, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера, и составила 943 человека. Лидерами по привлечению договорников являются предоставление услуг, связанных с решением технических задач (12,9 %), строительство (12,4 %), транспорт (11,8 %), образование (11,7 %).
Распределение занятого населения по формам собственности по сравнению с предыдущим годом значительно не изменилось: продолжается сокращение численности работающих в организациях государственной и муниципальной форм собственности – 15,2 тыс. человек.
Большая часть занятого населения (63,6 %) трудится в частном секторе экономики города, в том числе на частных предприятиях - 54,8 %, заняты индивидуальным трудом и по найму у физических лиц - 8,7 %.
В организациях государственной и муниципальной формы собственности трудится 15,2 тыс. человек. Их удельный вес в общей численности занятых в экономике составляет 29,4 %. На долю организаций смешанной формы собственности приходится 3,7 %.
Численность учащихся и студентов дневных отделений учебных заведений – 5,1 тыс. человек. Не занято в экономике с учетом маятниковой миграции 9,5 тыс. человек, или 14,3% от численности трудовых ресурсов. В эту численность входят неработающие женщины, ухаживающие за ребенком, безработные и лица, работающие без официального оформления.
Ситуация на рынке труда. По данным Нефтеюганского центра занятости населения в текущем году отмечался значительный рост уровня безработицы. Если в начале года на учете стояло 402 безработных гражданина (уровень безработицы 0,6 %), то к июню месяцу их численность возросла до 795 человек (уровень безработицы 1,2 %).
Численность зарегистрированных безработных граждан по состоянию на 01.01.2010 составила 476 человек. Уровень безработицы сложился в размере 0,7 % против 8,2 % в целом по России и 1,7 % - по ХМАО-Югре.
2.3. Нормативно-правовые акты, регламентирующие развитие трудового потенциала муниципального образования город Нефтеюганск
В настоящее время, время кризисных проявлений, ситуация на рынке труда находится под постоянным контролем со стороны органов местного самоуправления города. Своевременно принятые решения позволили по этому показателю согласно оценке анализа в целом по ХМАО-Югре находиться в четверке лидеров самых низких показателей уровня безработицы из 22 муниципальных образований округа.
Основные нормативные документы и мероприятия, регулирующие вопросы труда и занятости населения муниципально образование город Нефтеюганск:
1.В целях создания условий для реализации населения Ханты-Мансийского автономного округа–Югры права на труд, защиту от безработицы и оказания мер социальной поддержки в округе действует региональная Программа «Содействие занятости населения» на 2008 – 2010 годы», введенная в действие Законом автономного округа от 16.10.2007 № 141-оз.
2. Законом автономного округа от 10.07.2009 № 111-оз «О внесении изменений в Закон ХМАО-Югры «Содействие занятости населения на 2008-2010 годы» внесены изменения, касающиеся создания временных рабочих мест, предусматривается поддержка работодателей, организующих временные рабочие места для оплачиваемых общественных работ, несовершеннолетних, безработных из числа выпускников и категории «испытывающие трудности в поиске работы», в виде компенсации части расходов по оплате труда, расширены категории граждан, получающих услугу по профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации, предусмотрено субсидирование материально-сырьевых затрат для безработных граждан, направленных для трудоустройства на рабочие места, организованные с применением гибких форм занятости\. Включая надомный труд.
3.Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 13.01.2009 № 4-п утверждена Программа автономного округа по стабилизации ситуации на рынке труда на территории ХМАО-Югры на 2009 год. В ее задачи входит: повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения; стимулирование сохранения и создания рабочих мест в организациях, расположенных на территории округа, планирующих высвобождение работников; содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан;. повышение территориальной трудовой мобильности.
4. В 2008 году была разработана и принята Думой города целевая «Программа поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в городе Нефтеюганске на 2008-2010 годы» (Решение Думы города от 25.04.2008 № 402-IV «Об утверждении целевой Программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в городе Нефтеюганске на 2008-2010 годы»).
5. В настоящее время, время кризисных проявлений, ситуация на рынке труда находится под постоянным контролем со стороны администрации города. Во исполнение поручений Президента Российской Федерации, поручений, содержащихся в актах Правительства России, распоряжения Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.11.2008 № 565-рг «О плане действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и реальных отраслях экономики» распоряжением главы города от 27 ноября 2008 года №367-р «О плане действий, направленных на оздоровление экономической ситуации, вызванной колебаниями финансового рынка» в целях разработки и принятия своевременных мер по поддержке реального сектора экономики создана рабочая группа, утвержден план действий.
В состав рабочей группы входят 20 человек: руководители структурных подразделений администрации города, депутаты Думы города, депутат Думы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, представитель системо - образующего предприятия экономики города (ООО «РН-Юганскнефтегаз»), руководители предприятий сервисного блока и учреждений профессионального образования, представители профсоюзных организаций, главный государственный инспектор государственной инспекции труда в Ханты-Мансийского автономного округа - Югре, директор бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Нефтеюганский центр занятости населения». В 2009 году состоялось 39 заседаний рабочей группы.
6. В соответствии с распоряжением главы города от 02.02.2009 №26-р «О мониторинге социально-экономического положения в муниципальном образовании город Нефтеюганск» осуществляется проведение еженедельного мониторинга состояния предприятий города, информация по которому направляется в Департамент экономической политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Нефтеюганскую межрайонную прокуратуру мониторинга состояния предприятий города. Данная мера позволила контролировать проблемные ситуации и своевременно реагировать на негативные проявления кризиса.