Трудовой потенциал как фактор социально – экономического развития муниципального образования на примере муниципального образования го

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 10:07, дипломная работа

Описание

Актуальность исследования. Развитие российской экономики, как и общества в целом, подошло к такому рубежу, когда все больше осознается, что успехи и неудачи в ходе реформ зависят от того, в какой мере используются созидательные способности человека, позволяющие реализовать его насущные интересы и потребности. Восстановление экономического потенциала страны, подорванного кризисом, невозможно без решения социальных задач по качественному улучшению условий жизнедеятельности российского народа в соответствии с современным цивилизованным стандартом.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.1. Правовое регулирование занятости и труда в Российской Федерации . . 9
1.2.Трудовой потенциал общества: сущность, показатели
и структура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
1.3. Методики проведения анализа трудового потенциала . . . . .. . . . . . . . . . 21
Глава 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НЕФТЕЮГАНСК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
2.1. Общая характеристика социально-экономического положения муниципального образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
2.2. Трудовой потенциал муниципального образования город
Нефтеюганск . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
2.3. Нормативно-правовые акты, регламентирующие развитие трудового потенциала муниципального образования город Нефтеюганск . . . . . . . . . 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
ПРИЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72

Работа состоит из  1 файл

Диплом Нечаева оконч вар.doc

— 454.00 Кб (Скачать документ)

                     Основным и стабильным источником доходов населения являются доходы, получаемые по месту работы – это заработная плата и выплаты социального характера. Доля заработной платы в общих доходах составляет 73,4%.

На протяжении последних лет наблюдался поступательный рост размеров среднемесячной заработной платы. Так, начисленная средняя заработная плата одного работающего по крупным и средним предприятиям за январь-декабрь 2009 года составила 35,6 тыс. рублей (2002 год – 12,1) и возросла по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на       3,7 %. Тем не менее, размеры среднемесячной заработной платы в Нефтеюганске ниже, чем в среднем по округу, а также ниже, чем в городах-соседях Сургуте и Ханты-Мансийске.

На рынок труда оказывают влияние демографические процессы: переход значительной части трудоспособного населения в старшие возраста с последующим выходов на пенсию и утратой трудоспособности, снижение трудовой миграции, что сужает рынок труда. С другой стороны, рост численности города за счет естественного прироста потребует создания новых рабочих мест.

Для города характерно сжатие рынка труда под давлением демографических процессов.

Социально-демографические изменения, происходящие в Нефтеюганске (выбытие работников старших возрастов, профессионализация молодых специалистов в других сферах, отток молодежи) обусловили некоторое сжатие рынка труда, наблюдающееся в течение последних лет.

Отмечается дефицит рабочей силы в базовом секторе, который восполняется вахтовыми работниками (в Нефтеюганске трудятся 10% всех вахтовиков ХМАО, занятых в нефтегазовой сфере[1]).

В то же время, по данным Центра занятости Нефтеюганска, на рынке труда Нефтеюганска на протяжении последних лет сформировалась устойчивая тенденция превышения количества вакансий над предложением

рабочей силы, при этом спрос предприятий на 89,4% ориентирован на рабочие специальности.

Но причина дефицита кадров скрыта, главным образом, в несоответствии структуры выпускаемых специальностей запрашиваемой рынком структуре спроса на кадры. Так, среди выпускников ВУЗов преобладают студенты специальностей экономической направленности (в 2008 году их доля составила 27%), юридической, государственно-муниципального управления.

В то время как, по специальностям, связанным с нефтегазодобывающей отраслью, подготавливается только 24% выпускников. Значительная доля выпуска ориентирована на пополнение штата бюджетного сектора – доля выпускников, имеющих специализацию «государственное и муниципальное управление», составляет 26%.

Учебные заведения начального профессионального образования, представленное двумя училищами, и среднего профессионального – нефтяной колледж, не решают проблемы обеспечения муниципального образования в рабочих кадрах. Отсутствует гибкость в их подготовке, ориентированной на потребности рынка труда.

Проблемы трудовых ресурсов:

- Переход значительной части трудоспособного населения в старшие возраста с последующим выходом на пенсию и утратой трудоспособности.

- Сужение рынка труда вследствие снижения трудовой миграции.

- Несоответствие подготовки кадров спросу на рынке труда.

 

Экономическое развитие

В структуре экономики Нефтеюганска доминирует сектор добычи полезных ископаемых (главным образом, добыча углеводородного сырья). В денежном выражении этот сектор вносит наибольший вклад в экономику города: в 2009 году предприятиями нефтегазового сектора было отгружено товаров и услуг на сумму более чем в 25 млрд руб. Это составляет порядка 50% отгрузки товаров (работ, услуг), произведенных на территории               г. Нефтеюганска. Индекс промышленного производства к уровню 2008 года составил 92,1 %. Основными причинами снижения производства стали как негативные проявления финансового кризиса, так и изменение учётной политики предприятий, осуществляющих деятельность на территории города Нефтеюганска.

                            Характеристика динамики развития базовых видов промышленной деятельности:

                            - Добыча полезных ископаемых  - 16 040,6 млн. рублей или 75,9 % в сопоставимых ценах к уровню 2008 года. Объём добычи нефти в 2009 году составил 143,6 тыс. тонн (в 2008 году - 158 тыс. тонн).

                            - Обрабатывающие производства - 3 758,4 млн. рублей или 126,4 % в сопоставимых ценах к уровню 2008 года. Произведено хлеба и хлебобулочных изделий 1 492 т (в 2008 году - 1 145 т), кондитерских изделий 145 т (в 2008 году - 164 т), блоков оконных 0,6 тыс.кв.м (в 2008 году - 1,67 тыс.кв.м), блоков дверных - 1,7 тыс.кв.м (в 2008 году - 0,9 тыс.кв.м).

                            - Производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 3 198,1 млн. рублей или 108,9 % в сопоставимых ценах к уровню 2008 года. Выработано электроэнергии 1,1 млн. киловатт-часов (в 2008 году - 3,6 киловатт-часов), теплоэнергии - 1 075,3 Гкал (в 2008 году - 1 299,4 Гкал).

Наиболее развиты среди прочих видов деятельности строительная отрасль, услуги в сфере недвижимости, транспорт, связь и обрабатывающие производства. Несмотря на их положительную динамику развития в последние годы, экономика города остается слабо диверсифицированной. Многие сектора, являвшиеся драйверами развития в современных динамично развивающихся городах, – торговля, услуги в сфере недвижимости, услуги гостиниц и ресторанов, а также деятельность обеспечивающих инфраструктур – в Нефтеюганске на протяжении последних трех лет характеризовались отрицательной динамикой. Следует при этом отметить, что возможной причиной недоразвития, например, потребительского рынка является его смещение в соседние города, прежде всего, в Сургут.

Специализацию г. Нефтеюганска определяют следующие крупные предприятия:

- ООО "РН-Юганскнефтегаз" - крупнейшее (системообразующее) предприятие,специализирующееся на нефтедобыче;

- ООО "ЮНГ-Энергонефть" обеспечивает бесперебойное электро-снабжение объектов нефтедобычи, расположенных на 28 месторождениях;

- НФ ООО "РН-Сервис" – крупнейшее сервисное предприятие, блок ООО "РН-Юганскнефтегаз";

- ООО "Юганскавтотранс-1" – автотранспортное предприятие, обслуживающее нефтедобычу;

- ОАО "Юганскпассажиравтотранс" – предприятие, обслуживающее городские пассажирские перевозки;

- ЗАО "Обь-Юган" – предприятие, занимающееся розничной торговлей;

- ООО "Караван" – предприятие, занимающееся оптовой торговлей.

 

Проблемы экономического характера, требующие решения в среднесрочной перспективе:

-Низкий уровень диверсификации структуры экономики, что определяет ее высокую зависимость от конъюнктуры цен на мировых товарно-сырьевых рынках.

- Недостаточный уровень развитости сферы услуг и несоответствие современным форматам качества (особенно в торговле и общественном питании).

 

Малый бизнес и предпринимательство

Малый бизнес сегодня решает многие социальные проблемы развития общества, создаёт новые рабочие места, существенно расширяет круг предоставляемых услуг, помогает людям обрести нужную и востребованную специальность.

Малый бизнес Нефтеюганска - это 537 действующих малых предприятий и 3 601 индивидуальный предприниматель.

Средняя численность работников малых предприятий города составила 6,7 тыс. человек. Структура занятости по видам экономической деятельности исторически сформировалась и кардинальных изменений не претерпевает. Наиболее востребованы малые предприятия в таких сферах, как:

-строительство – 27 % занятых и 36 % общего объёма произведённой продукции, оказанных услуг;

-торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования –21 % занятых и 17 % общего объёма;

-транспорт и связь – 15 % занятых и 16 % общего объёма. 

Следует отметить относительно слабую представленность в структуре малого бизнеса г. Нефтеюганска секторов здравоохранения (1,3%), финансовой деятельности (1,3%), а также сферы производства и распределения электроэнергии, газа, воды[2] и рыболовства.

Объём произведённой продукции, выполненных работ и услуг за 2009 год  составил 7 417,9 млн. рублей,  что превышает уровень прошлого года на 4,2 %. Выручка от продажи товаров за 2009 год составила 16 926,6 млн. рублей, что превышает уровень 2008 года на 6,1 %.

Начисленная средняя заработная плата одного работающего на малых

предприятиях за 2009 год достигла 15,6 тыс. рублей и возросла, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, на 24,0 %, что составляет   45,4 % средней заработной платы работников крупных и средних предприятий (34,3 тыс. рублей).

Все сделки по аренде, продаже муниципального имущества и собственности, а также выполнение муниципального заказа на различные виды работ (услуг) осуществляются на конкурсной основе, что обеспечивает реальный и равный доступ субъектов малого предпринимательства в этом виде сделок. По итогам 2009 года объём муниципальных заказов, размещённых среди субъектов малого и среднего бизнеса, в результате торгов составляет 435,1 млн. рублей (19 % от общего объёма размещённых заказов).

На протяжении 2008 года велась активная работа по открытию на территории города Нефтеюганска представительства ООО «Окружной Бизнес-Инкубатор». Представительство приступило к осуществлению своей деятельности с 1 мая 2009 года. Основной задачей представительства ООО «Окружной Бизнес-Инкубатор» является предоставление площадей в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства на условиях льготной аренды, проведение образовательных мероприятий, оказание консультационных услуг.

В 2008 году была разработана и принята Думой города целевая «Программа поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в городе Нефтеюганске на 2008-2010 годы» (Решение Думы города от 25.04.2008 № 402-IV «Об утверждении целевой Программы поддержки и развития малого  и среднего  предпринимательства  в городе Нефтеюганске на 2008-2010 годы»).

В апреле 2008 года проведена конференция, на которой обсуждались следующие вопросы:

-о создании ассоциации предпринимателей;

-о развитии малого и среднего предпринимательства;

-презентация новых направлений работы Фонда поддержки предпринимательства;

-возможность и перспективы участия субъектов малого и среднего предпринимательства в конкурсах на размещение муниципального заказа и другие вопросы.

В г.Нефтеюганске согласно постановлениям главы города уже на протяжении ряда лет ежегодно  проводится общегородской конкурса «Лидер бизнеса Нефтеюганска», по результатам подведения которого принимается решение о присуждении премии в 14 номинациях.

За 2009 год  проведено 9 заседаний рабочей группы по взаимодействию администрации города с предпринимателями при главе города. В рамках заседаний рабочей группы рассматривались вопросы по  разработке программы поддержки малого и среднего предпринимательства, по условиям аренды муниципального имущества и земли, по ликвидации административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности, о расширении полномочий рабочей группы.  В соответствии с постановлением главы города от 01.12.2008 № 2158 «О Координационном совете по развитию малого и среднего предпринимательства при главе города Нефтеюганска» рабочая группа преобразована в Координационный совет.

              В конце 2008 года  подписано Соглашение между администрацией города и общественными организациями, представляющими интересы предпринимателей города Нефтеюганска.

              В соответствии с   Соглашением  сторонами приняты обязательства по поддержке и стабильному развитию субъектов малого и среднего предпринимательства.

              От администрации:

              - продление до 2010 года договоров аренды с добросовестными арендаторами муниципального имущества – субъектами малого и среднего  предпринимательства;

              - не повышение ставки арендных платежей на землю и муниципальное имущество.

              От предпринимателей:

              - способствование сохранению рабочих мест на предприятиях малого и среднего бизнеса;

              - сдерживание роста цен на товары первой необходимости и социально значимых продуктов питания.

             

Образование

В г. Нефтеюганск представлены объекты всех ступеней обучения:         3 начальных общеобразовательных школы, 4 образовательных учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад», 1 основная общеобразовательная школа, 13 средних общеобразовательных школ, 1 вечерняя (сменная) школа, 4 учреждения дополнительного образования, 15 дошкольных образовательных учреждений. В систему образования интегрировано негосударственное образовательное учреждение «Нефтеюганская православная гимназия». Появляются образовательные учреждения повышенного статуса: лицей, школы с углубленным изучением отдельных предметов. Образовательные учреждения различных типов, видов, организационно-правовых форм собственности обеспечивают право выбора доступных качественных образовательных услуг и удовлетворяют современные запросы потребителей с учетом их интересов и способностей.

По состоянию на 01.01.2010 г. в городе детское население в возрасте от 0 до 6,5 лет составило 9,2 тыс. чел.

Охват дошкольным образованием составляет 51,3%.

Охват детей обязательным общим образованием составляет 98,9 %.    1,1 % детей не получают образование соответствующего уровня ввиду имеющихся медицинских показаний. К ним также частично отнесены дети из

семей иммигрантов, которые не могут получить образование по причинам наличия языковых, культурных и правовых барьеров. 99,2 % учащихся поступают на уровень полного (среднего) образования. Общая доля продолживших образование после получения среднего (полного) общего образования в городе составила в 2009 году – 99,4 % (2008 г. – 99,8 %), из них доля выпускников, поступивших в высшие учебные заведения, составила – 74,7 % (2008 г. – 818 %). Процент выпускников, отдавших предпочтение учреждениям начального и среднего профессионального образования, – 24,7 % (2008 г. – 18, 0 %).

Информация о работе Трудовой потенциал как фактор социально – экономического развития муниципального образования на примере муниципального образования го