Трудовой потенциал как фактор социально – экономического развития муниципального образования на примере муниципального образования го

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 10:07, дипломная работа

Описание

Актуальность исследования. Развитие российской экономики, как и общества в целом, подошло к такому рубежу, когда все больше осознается, что успехи и неудачи в ходе реформ зависят от того, в какой мере используются созидательные способности человека, позволяющие реализовать его насущные интересы и потребности. Восстановление экономического потенциала страны, подорванного кризисом, невозможно без решения социальных задач по качественному улучшению условий жизнедеятельности российского народа в соответствии с современным цивилизованным стандартом.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.1. Правовое регулирование занятости и труда в Российской Федерации . . 9
1.2.Трудовой потенциал общества: сущность, показатели
и структура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
1.3. Методики проведения анализа трудового потенциала . . . . .. . . . . . . . . . 21
Глава 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НЕФТЕЮГАНСК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
2.1. Общая характеристика социально-экономического положения муниципального образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
2.2. Трудовой потенциал муниципального образования город
Нефтеюганск . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
2.3. Нормативно-правовые акты, регламентирующие развитие трудового потенциала муниципального образования город Нефтеюганск . . . . . . . . . 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
ПРИЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72

Работа состоит из  1 файл

Диплом Нечаева оконч вар.doc

— 454.00 Кб (Скачать документ)

7. Постановление администрации города Нефтеюганска от 17.11.2009                № 2523 «О резервировании рабочих мест для лиц, освободившихся из мест лишения свободы и испытывающих трудности в поиске работы, на предприятиях города Нефтеюганска».

8. С целью дальнейшего  социально-экономического развития города, создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, обеспечения права работников на достойный труд, повышения качества жизни работников и их семей, решения вопросов в области занятости населения и рынка труда заключено Трехстороннее соглашение между органами местного самоуправления муниципального образования город Нефтеюганск, Нефтеюганским территориальным объединением работодателей, Нефтеюганским территориальным объединением организаций профсоюзов.

Кроме того, администрация города совместно с Центром занятости населения проводит еженедельный мониторинг увольнения работников в связи с сокращением численности или штата работников. По каждой заявке работодателя о предполагаемом массовом высвобождении работников либо введении режима сокращенного рабочего времени проводятся проверки, консультации, при необходимости оказывается содействие в заключении контрактов на выполнение работ, оказание услуг.

Также отслеживается ситуация и оказывается содействие в трудоустройстве выпускников учреждений профессионального образования, инвалидов, лиц, вернувшихся из мест лишения свободы. Реализуются мероприятия, направленные на легализацию скрытой безработицы, оказывается содействие в организации самозанятости населения.

В администрации города организована «горячая линия» по вопросам задержки (невыплаты) заработной. При обращении к специалистам по труду администрации города оказывается консультационная и методическая помощь работникам предприятий и гражданам города.

Нефтеюганским центром занятости населения еженедельно формируется и размещается в средствах массовой информации, на официальном сайте администрации города Нефтеюганска банк вакансий. По состоянию на 01.01.2010г. предложено 1217 вакантных должностей (свободных рабочих мест).

В рамках присоединения по принципу добровольного участия к «Соглашению о сотрудничестве и совместной деятельности по вопросам оказания оперативной, информационно-разъяснительной консультативной и психологической помощи гражданам в ситуации, связанной с потерей рабочего места» распоряжением администрации города Нефтеюганска от 10.03.2009 №56-р «Об участии в работе Службы оперативной помощи гражданам, оказавшимся в ситуации, связанной с потерей рабочего места, на территории города Нефтеюганска» утвержден состав специалистов администрации города и ее структурных подразделений, принимающих участие в работе Службы оперативной помощи гражданам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Трудовой потенциал общества, региона (муниципального образования), его качественные характеристики и эффективное управление играют значительную роль в социально-экономическом развитии территории.

Развитие трудовых ресурсов в России на современном этапе существенно отличается от общемировых закономерностей. В стране ускоряется старение нации, численность и удельный вес населения в возрасте моложе трудоспособного сокращается. Это приводит к необратимым изменениям в профессиональном составе трудовых ресурсов: снижается мобильность трудовых ресурсов, людям в зрелом возрасте труднее сменить квалификацию; доля лиц пожилого возраста составляет больше 30%; обостряется проблема занятости среди молодежи.

Анализ занятости населения России за последние полтора десятилетия показывает, что готовность отечественного рынка труда к самореализации еще невысока. У этого явления есть серьезные причины:

-несформированность четкой структуры занятости населения;

-невысокий уровень конкурентоспособности отечественной рабочей силы;

-отсутствие эффективной системы подготовки кадров различного уровня;

- отсутствие массовых стимулов повышения уровня жизни за счет собственной эффективной трудовой активности населения.

В мире накоплен большой теоретический и практический опыт по регулированию рынка труда. Россия нуждается в особом, комплексном подходе. Государственная политика занятости должна иметь предупреждающий характер, включать целый комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы и ее переход в застойную форму и опираться на мировой опыт регулирования безработицы. Сегодня результативная политика занятости должна идти впереди реального развития рынка труда и устранять те препятствия, которые могут увеличить безработицу. Основная цель такой политики – снижение безработицы уже в среднесрочном периоде.

Основными нормативно-правовыми актами в сфере труда и занятости являются Конституция Российской Федерации, Трудовой Кодекс Российской Федерации, Федеральный Закон «О занятости населения в Российской Федерации» В системе этих нормативных документов федерального законодательства главенствующая роль принадлежит Федеральному Закону, который является комплексным законодательным актом, регулирующим отношения в сфере занятости населения. Он определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Весьма значительной вехой в развитии законодательства о занятости населения следует считать Федеральный Закон РФ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 25.12.2008 № 287-ФЗ.

Вносимые им существенные изменения сводятся к четкому разграничению функций федерального органа исполнительной власти и органов местного самоуправления в содействии занятости населения и к значительному расширению полномочий субъектов Российской Федерации и их органов в этой сфере.

В числе переданных полномочий следует выделить контроль государственных гарантий в области занятости населения, приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты и их регистрация в качестве безработных, регистрация безработных граждан и содействие им в поиске подходящей работы, включая определенные государственные услуги по содействию в поиске подходящей работы, организация профессиональной переориентации безработных, социальных выалт и ряд других.

Данным законодательным актом установлен порядок финансирования переданных на региональный уровень полномочий посредством субвенций из федерального бюджета, определяемых исходя из численности населения.

Органы местного самоуправления получили право участвовать в финансировании общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.

Оценивая процесс эволюции законодательной базы, следует подчеркнуть, что он является прямым отражением процесса реализации государственной административной реформы, а также накопленного опыта успешного функционирования органов службы занятости в регионах, проведение последними политики содействия занятости и борьбы с безработицей с учетом их специфики и особенностей их социально-экономического развития.

Таким образом, государственная политика в сфере труда и занятости постепенно приводит к формированию самостоятельных систем регулирования занятости на региональном уровне, призванных способствовать преодолению болезненных явлений, связанных к переходу к рынку.

Только на уровне регионов возможно решение вопросов достижения сбалансированности спроса на рабочую силу и ее предложения, максимальной увязки долгосрочных и среднесрочных потребностей в рабочей силе со стороны предприятий и организаций региона с системой профессиональной подготовки рабочей силы.

Проанализировав экономический и социально-трудовой потенциал муниципального образования город Нефтеюганск, что в настоящее время, в период существования мирового финансового кризиса, социально-экономическая ситуация в городе характеризуется как стабильная. Относительно трудового капитала – стабильный рост доходов населения, отсутствие значительных задержек несвоевременной выплаты заработной платы, увеличение естественного и механического прироста населения, низкий уровень безработицы (0,7 % против 8,1 % по РФ на 01.01.2010 года) и еще ряд положительных моментов качественных характеристик, которые отражены в тексте работы.

Данному  положению послужило несколько факторов. Основные из них:

- Отнесение нашего региона к территории с благоприятной социально-экономической ситуацией. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра занимает первое место в стране по добыче сырой нефти (57% общероссийского объема). В настоящее время округ является крупнейшим в России поставщиком сырой нефти на внутренний и внешний рынки и поэтому занимает исключительно важное место в экономике и энергетической безопасности России, занимая второе место (после                 г. Москвы) в формировании налоговых доходов федерального бюджета       (23 %).

2.Эффективное управление трудовыми ресурсами, как субъекта Федерации, так и органов местного самоуправления.

3. Наличие в бюджетах территорий (округа, муниципального образования) достаточных финансовых средств на реализацию мер по стабилизации рынка труда.

Вместе с тем, на основе проведенного анализа можно выделить основные проблемы в развитии трудового потенциала муниципального образования город Нефтеюганск:

1) Старение возрастной структуры населения и рост демографической нагрузки вследствие существующих возрастных дисбалансов.

2) Возможное ухудшение демографической ситуации вследствие снижения доходов населения в кризис.

3) Несоответствие спроса и предложения на рынке труда.

4) Несоответствие выпуска учреждений профессионального обра- зования спросу на рынке труда.

5) Низкий уровень качества подготовки специалистов про- фессионального образования.

6) Трудности в обеспечении занятости молодежи, не имеющей опыта работы.

7) Массовый отток молодежи.

8) Наличие «скрытой» безработицы.

9) Отсутствие полной и достоверной информации о потребности рынка труда и его развитии.

Решение указанных проблем в сфере труда и занятости возможно при тесном взаимодействии исполнительной власти округа, органов местного самоуправления, объединений работодателей, организаций и учебных заведений профессионального образования. Для чего необходимо проведение комплексных мер на среднесрочную перспективу по следующим направлениям:

Формирование трудового потенциала

1)Проведение эффективной демографической политики в городе, направленное на комплексное решение демографических проблем.

2)Осуществление активной работы в области молодежной политики по закреплению молодежи в экономике города.

3)Формирование резерва кадров  по всем сферам деятельности и планирование его подготовки.

4)Совершенствование системы профессионального образования в городе, обеспечение преемственности между ступенями образования с целью подготовки специалистов, востребованных на рынке труда.

5)Разработка мер, направленных на развитие системы целевой подготовки специалистов для всех отраслей экономики.

6)Формирование системы муниципального заказа на подготовку кадров, привлекая для этого средства федерального и окружного бюджетов, а также внебюджетные средства.

 

Рациональное распределение трудовых ресурсов

              1) Проведение эффективной инвестиционной политики, направленной на максимальное устранение территориальных и отраслевых диспропорций между трудовыми ресурсами и экономическим развитием города.

2) Формирование мотивации трудоспособного населения на конкретную трудовую деятельность на определенной территории.

3) Создание единого кадрового пространства на территории города.

Эффективное использование трудовых ресурсов

              1)  Реализация политики непрерывного развития трудового потенциала с целью достижения социально-экономической стабильности в регионе.

              2) Формирование системы мероприятий, способствующих повышению уровня профессиональной гибкости и мобильности трудовых ресурсов.

4) Формирование мотивации трудоспособного населения на конкретную трудовую деятельность на территории города.

5) Формирование системы мероприятий, направленных на достижение отраслевого, территориального и профессионального баланса между предложением и спросом на рабочую силу.

6) Реализация региональной жилищной политики, направленной на  обеспечение доступности жилья для граждан.

7) Формирование системы мероприятий, направленных на активизацию участия работодателей в обеспечении комфортных условий проживания работников.

8) Формирование системы мероприятий, направленных на активизацию участия работодателей в обеспечении комфортных условий проживания работников.

Реализация предложенных комплексных мер позволит:

-осуществить комплексный подход к решению проблемы обеспечения трудовыми ресурсами соответствующей квалификации всех отраслей экономики области;

- своевременно реагировать на изменения в количественном и качественном составе трудовых ресурсов;

- повысить экономическую активность трудоспособного населения;

- усилить взаимосвязь рынка образовательных услуг с рынком труда.

Информация о работе Трудовой потенциал как фактор социально – экономического развития муниципального образования на примере муниципального образования го