Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 11:42, курсовая работа
В 80-х и 90-х годах ХХ века в деловом мире многих индустриальных стран утвердилась характерная для эпохи научно-технической революции философия развития экономики. Ее краеугольный камень – решающая роль человека в деятельности предприятия. «Главный ресурс быстрого конкурентного развития современной экономики – это новые технологические идеи, то есть прежде всего высокая квалификация и творческая активность людей, способных эти идеи воплощать в жизнь», – отмечает Дж. Кимбелл, директор экономического центра Калифорнийского университета.
Введение …………………………………………………….………………...
2
1 Трудовые ресурсы Оренбургского филиала ГУДП «Аэронавигация Центральной Волги», сущность и значение в экономике ………….….
6
1.1 Экономическое содержание и структура ресурсного обеспечения предприятия ……………………………...…………………………..….
6
1.2 Обеспечение филиала рабочей силой ...………………………..…..
15
2 Эффективность использования трудовых ресурсов в Оренбургском филиале ГУДП «Аэронавигация Центральной Волги» …....……
23
2.1 Организационно-экономическая характеристика филиала .……..
23
2.2 Обеспеченность Оренбургского филиала трудовыми ресурсами
28
2.3 Анализ использования трудовых ресурсов ………………………....
36
3 Совершенствование кадровой работы, повышение уровня профессиональной подготовки специалистов и руководящего состава
51
Заключение …….……………………………..………………………………
57
Список использованных источников …………..……………………..…..
60
Приложение А –
Организационная структура Оренбургског
Достаточная обеспеченность предприятия рабочей силой, её рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства. От обеспечения предприятия рабочей силой зависят объем и своевременность выполнения всех работ, объемы оказываемых услуг, их себестоимость, прибыль и ряд других показателей. Поэтому анализ трудовых ресурсов следует начинать именно с данного направления.
В списочном составе Оренбургского филиала ГУДП «Аэронавигация Центральной Волги» на 1 января 2005 года состояло 252 человека, на 1 января 2006 года – 249 человек. Численность, утвержденная штатным расписанием на 1 января 2005 года – 328 человек, на 1 января 2006 года – 316 человек. Плановая потребность в работниках на 1 января 2005 года – 240 человек, на 1 января 2006года – 250 человек.
Если рассматривать недостающее количество работников на 1 января 2005 года, то оно составляет чуть менее одной четверти от утвержденного штатного расписания. С другой стороны, превышение численности над планом является объективной причиной, т.к. предприятие создано 15 октября 2001 года с переданной численностью ГУАП «Оренбургские авиалинии» 187 человек при штатной дисциплине 328 человек, На 1 января 2006 года недостающее количество работников составляет 21,2 % от утвержденного штатного расписания. При этом фактическая численность меньше плановой, что объясняется проведенным в 2005 году изменением структуры службы движения.
Структура среднесписочной численности характеризуется данными, представленными в таблице 1.
Таблица 1 – Структура среднесписочной численности основного персонала (без внешних совместителей и работников по гражданско-правовым договорам)
Служба | 2002 год | 2003 год | ||
кол-во чел. | уд. вес, % | кол-во чел. | уд. вес, % | |
АУА | 49 | 19,8 | 51 | 20,8 |
Служба движения | 83 | 33,6 | 75 | 30,6 |
ЭРТОС | 115 | 46,6 | 118 | 48,2 |
Итого | 247 | 100,0 | 245 | 100,0 |
Обеспеченность Оренбургского филиала трудовыми ресурсами определим путем сравнения фактического количества работников по категориям и службам с плановой потребностью и численностью по штатному расписанию (таблица 2).
Из таблицы 6 видно, что в 2004 году обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами по отношению к плану превышает 100,0 %, что ещё раз подтверждает необъективность плановых показателей. В 2005 году можно говорить о соответствии плановых и фактических данных по этому показателю. Несоответствие наблюдается лишь при планировании численности по категории «служащие», что связано с изменением структуры службы движения, в результате чего численность данной категории работников по штатному расписанию снизилась на 5 единиц, а фактическая численность – сократилась на 6 человек.
Вместе с тем, обеспеченность филиала трудовыми ресурсами относительно штатного расписания на протяжении 2004-2005 годов остается сравнительно постоянной величиной, свидетельствующей о недоукомплектованности предприятия кадрами. Обеспеченность Оренбургского филиала трудовыми ресурсами составляет всего 78,8 %. Это привело к тому, что на основании утвержденного штатного расписания и наличия вакантных должностей, а также для обеспечения безопасности движения воздушных судов филиал вынужден применять графики работы смен, противоречащие Коллективному договору, в связи с чем в целях рационального использования рабочих кадров и рабочего времени на предприятии каждый пятый работник совмещает другие профессии с получением соответствующих доплат.
Таблица 2 – Анализ обеспеченности Оренбургского филиала трудовыми ресурсами | 2004 | 2005 год | ||||||||
план потребность | числ-ть по шт. расписанию на 1.01.03 | факт числ-ть на 1.01.03 | % от план. потребности | % от шт. расписания | план потребность | числ-ть по шт. расписанию на 1.01.03 | факт числ-ть на 1.01.04 | % от план. потребности | % от шт. расписания | |
1.По службам: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
АУА | 52 | 65 | 52 | 100,0 | 80,0 | 52 | 65 | 52 | 100,0 | 80,0 |
Сл. движения | 78 | 102 | 84 | 107,7 | 82,4 | 78 | 90 | 75 | 96,2 | 83,3 |
ЭРТОС | 110 | 161 | 116 | 105,5 | 72,0 | 120 | 161 | 122 | 101,7 | 75,8 |
Всего по службам | 240 | 328 | 252 | 105,0 | 76,8 | 250 | 316 | 249 | 99,6 | 78,8 |
2.По категориям: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
руководители | 39 | 48 | 43 | 110,3 | 89,6 | 39 | 42 | 37 | 94,9 | 88,1 |
специалисты | 140 | 193 | 143 | 102,1 | 74,1 | 145 | 191 | 153 | 105,5 | 80,1 |
служащие | 7 | 8 | 7 | 100,0 | 87,5 | 7 | 3 | 1 | 14,3 | 33,3 |
рабочие | 54 | 79 | 59 | 109,3 | 74,7 | 59 | 80 | 58 | 98,3 | 72,5 |
Всего по категориям | 240 | 328 | 252 | 105,0 | 76,8 | 250 | 316 | 249 | 99,6 | 78,8 |
Таким образом, анализ обеспеченности Оренбургского филиала ГУДП «Аэронавигация Центральной Волги» трудовыми ресурсами свидетельствует о не укомплектованности штата сотрудников, которая сохраняется на протяжении всего существования предприятия и может стать причиной снижения объемов оказываемых услуг. При этом отсутствие кадров ухудшает качественные показатели деятельности Оренбургского филиала, усложняет работу по организации труда и делает невозможным решение вопросов по созданию условий труда и отдыха в филиале в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
2.3 Анализ использования трудовых ресурсов
Наряду с количественным обеспечением изучается качественная характеристика трудовых ресурсов предприятия, которая определяется степенью её профессионально-
Прежде всего следует проанализировать распределение работников Оренбургского филиала ГУДП «Аэронавигация Центральной Волги» по категориям персонала в соответствии с ОКПДТР (приложение Б).
Данные, приведенные в приложении Б, свидетельствуют о том, что в 2005 году наибольший удельный вес, по-прежнему, занимают служащие, поскольку филиал является предприятием, оказывающим услуги. Данное соотношение остается стабильным на протяжении 2-х анализируемых лет, что является положительным фактом деятельности предприятия.
В тоже время, в структуре служащих (рисунок Б.2) происходит увеличение доли специалистов с 74,1 % в 2004 году до 80,1 % в 2005 году. Этот факт также можно считать положительным моментом, поскольку именно специалисты в процессе своей трудовой деятельности способны разработать и применить на практике новые методики работы, позволяющие повысить качество предоставляемых услуг.
Структура среднесписочной численности по группам за 2005 год
Рисунок 3 – Структура среднесписочной численности работников службы движения по группам
Основной удельный вес в службе движения занимают диспетчеры, осуществляющие непосредственное управление воздушным движением – 62,7 %. Наименьшая доля принадлежит группе «прочие» (6,6 %), к которой относятся начальник службы движения, начальник службы УВД Орского подразделения, начальник ГС РЦ ЕС УВД, начальник ДПРА и переводчик.
Рисунок 4 – Структура среднесписочной численности работников службы ЭРТОС по группам
В службе ЭРТОС основную часть занимают электромеханики связи, радиооператоры и телеграфисты, составляющие группу «прочие» (57,6 %).
-
Рисунок 5 – Структура среднесписочной численности работников АУА по группам
В АУА наибольшую численность составляет административно-управленческий персонал (74,5 %), к которому относятся руководители, специалисты, служащие и рабочие. При этом необходимо учитывать, что 59 % из них составляет административно-управленческий персонал г. Оренбурга и лишь 15,5 % - г. Орска.
В условиях современного этапа научно-технической революции четко прослеживается тенденция к быстрому устареванию знаний и опыта персонала, которое выражается в отставании индивидуальных знаний и опыта от современных требований к должности и профессии. Поэтому, в первую очередь, необходимо проанализировать возрастную и образовательную структуры трудовых ресурсов Оренбургского филиала ГУДП «Аэронавигация Центральной Волги».
Анализ возрастной структуры важен, поскольку именно от возраста зависят физические и интеллектуальные способности работника: в ранний и зрелый периоды жизни они формируются и приумножаются, а к старости - утрачиваются (таблица6).
Таблица 6 – Возрастная структура работников Оренбургского филиала в 2005 г.
Возраст | Количество работников всего филиала | |||||||||
Среднесписочная численность | Рабочие | Служащие | ||||||||
всего | в том числе | |||||||||
руководители | специалисты | |||||||||
кол-во чел | уд. вес, % | кол-во че. | уд. вес, % | кол-во чел | уд. вес, % | кол-во чел. | уд. вес, % | кол-во чел. | уд. вес, % | |
Моложе 18 лет | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
от 18 до 30 лет | 73 | 22,8 | 10 | 17,5 | 47 | 25,0 | - | - | 71 | 47,3 |
от 31 до 45 лет | 40 | 16,5 | 28 | 49,1 | 58 | 30,9 | 15 | 40,5 | 39 | 26,0 |
старше 46 лет | 132 | 53,7 | 19 | 33,4 | 83 | 44,1 | 22 | 59,5 | 40 | 26,7 |
Итого | 245 | 100 | 57 | 100 | 188 | 100 | 37 | 100 | 150 | 100 |
Таким образом, в Оренбургском филиале большую часть занимают работники в возрасте от 31 до 45 лет. Положительным моментом является то, что в категории служащих наибольший удельный вес имеет группа от 46 лет, применяющая на практике знания и опыт, приобретенные в процессе работы. Кроме того, среди специалистов преобладают работники в возрасте от 18до 30 лет, которые способны получать и применять знания, адекватные рыночным требованиям.
Современный этап развития производства и необходимость обеспечения его эффективности и безопасности требуют постоянного анализа образовательного уровня работников всех уровней и категорий (таблица 6).
Данные, представленные в таблице 8, показывают лишь количество человек, имеющих определенное образование. Поэтому необходимо провести анализ структуры работников филиала по уровню образования .
Информация, представленная в таблице 7 и свидетельствует о преобладании работников со среднеспециальным образованием. Однако, это обстоятельство нельзя рассматривать только лишь отрицательно, поскольку авиадиспетчера, инженеры и техники радиотехнического обеспечения полетов проходят курс обучения именно в средних специальных учебных заведениях.
Таблица 7 – Образовательный уровень работников Оренбургского филиала в 2005 году
Возраст | Количество работников всего филиала | |||||||||
Среднесписочная численность | Рабочие | Служащие | ||||||||
всего | в том числе | |||||||||
руководители | специалисты | |||||||||
кол-во чел | уд. вес, % | кол-во чел | уд. вес, % | кол-во чел | уд. вес, % | кол-во чел | уд. вес, % | кол-во чел | уд. вес, % | |
Моложе 18 лет | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
от 18 до 30 лет | 73 | 22,8 | 10 | 17,5 | 47 | 25,0 | - | - | 71 | 47,3 |
от 31 до 45 лет | 40 | 16,5 | 28 | 49,1 | 58 | 30,9 | 15 | 40,5 | 39 | 26,0 |
старше 46 лет | 132 | 53,7 | 19 | 33,4 | 83 | 44,1 | 22 | 59,5 | 40 | 26,7 |
Итого | 245 | 100 | 57 | 100 | 188 | 100 | 37 | 100 | 150 | 100 |