Управленческие решения в системе управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 14:11, курсовая работа

Описание

Принятие решений – составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения.
Управленческое решение - это элемент процесса управления.

Содержание

Введение
1 Управленческие решения в системе управления
1.1 Сущность управленческих решений
1.2. Методология принятия решений
1.3 Принятие решений в системе управления персоналом
2 Анализ управленческих решений в области управления персоналом предприятия
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Анализ структуры управления организации и основных показателей деятельности
2.3 Анализ эффективности управленческих решений по управлению персоналом
3 Мероприятия по совершенствованию управленческих решений в области управления персоналом торгового предприятия «Домашние мелочи»
3.1 Система материального стимулирования
3.2 Нематериальное стимулирование работников
3.3 Меры дисциплинарного воздействия
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

менеджмент.doc

— 252.00 Кб (Скачать документ)


 

Министерство образования и науки Российской федерации

ГОУ ВПО Уральский государственный экономический университет

 

 

 

Кафедра менеджмента

 

Курсовая работа

по дисциплине

«Основы менеджмента»

Тема: «Управленческие решения в системе управления»

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: ст. группы МП-09

Юдинцева Е.М.

Руководитель: Мельчекова О.Г.

 

 

 

 

Екатеринбург

2012


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                                                                          3

1 Управленческие решения в системе управления

1.1 Сущность управленческих решений                                                                                    5

1.2. Методология принятия решений                                                                                                  9

1.3 Принятие решений в системе управления персоналом                                          14

2 Анализ управленческих решений в области управления персоналом предприятия

2.1 Характеристика предприятия                                                                                                  21

2.2 Анализ структуры управления организации и основных

показателей деятельности                                                                                                                              22

2.3 Анализ эффективности управленческих решений

по управлению персоналом                                                                                                                              26

3 Мероприятия по совершенствованию управленческих решений в области

управления персоналом торгового предприятия «Домашние мелочи»            33

3.1 Система материального стимулирования                                                                   35

3.2 Нематериальное стимулирование работников                                                                      37

       3.3 Меры дисциплинарного воздействия                                42

 

Заключение                                                                                                                                                          45

Список использованной литературы                                                                                                  47

 


ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время успех любой деловой организации все в большей степени зависит от ее работников. Отражением этого в сфере науки и образования служат непрерывное развитие и широкое распространение знаний в области управления персоналом.

Создание большого числа предприятий различных форм собственности в период становления рыночного хозяйства в нашей стране привело к тому, что руководителям пришлось учиться управлять самостоятельно. Одним из элементов самостоятельного управления деятельностью предприятия является принятие управленческих решений.

Принятие решений – составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения.

Управленческое решение - это элемент процесса управления.

Задача принятия решений направлена на определение наилучшего способа (варианта) действий для достижения поставленных целей, которые в свою очередь являются идеальным представлением желаемого состояния объекта управления или результата деятельности.

Таким образом, управленческое решение служит средством разрешения проблемы. В обобщенном виде оно представляет собой предписание к действию, перечень мер, позволяющих привести систему в требуемое состояние или изменить само требуемое состояние. Под решением понимают подход к рациональному выбору как минимум из двух вариантов.

Принятие решений представляет собой подфункцию функции управления. Это процесс, который начинается с возникновения проблемной ситуации и заканчивается выбором решения - действия по устранению проблемной ситуации

В процессе управления управленческое решение представляет собой циклически повторяющийся процесс выполнения определенных видов деятельности, которые получили название функций управления. Их состав и содержание характеризуют функциональную структуру процесса управления.

Существуют разные подходы и особенности управленческих решений, среди них научные, социально-политические, организационно-технологические, организационно-психологические.

Организационно-психологический метод предполагает изучение приёмов взаимодействия с персоналом, улучшения стиля управленческой деятельности. Менеджеры учатся анализировать своё поведение и поведение других членов организации. Руководитель должен уметь выявлять в группе причины нервозной обстановки, скрытой неприязни, отрицательных эмоций. Главная обязанность высших управляющих состоит в организации общего руководства фирмой.

Цель работы – совершенствование методов принятия решений в управлении предприятием.

В работе необходимо решить задачи:

1) раскрыть сущность управленческих решений в системе управления предприятием;

2) раскрыть методологию принятия решений;

3) провести анализ управленческих решений в области управления персоналом конкретного предприятия;

4) использовать методы принятия решений в управлении предприятием.

 

 


1 УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ

1.1 Сущность управленческих решений

 

Процесс управления - это процесс трудовой деятельности, в котором выделяются непосредственно труд, средства труда и предметы труда.

Труд в управлении - это совокупность затрат умственной энергии и физических сил сотрудником на выполнение возложенных на него функций.

Управление осуществляется через человека: через людей вносятся определенные коррективы в техническую, технологическую и организационную стороны процесса производства. Но и сами работники являются объектом управления. Это касается, прежде всего, количества и качества рабочей силы, формирования трудового потенциала, его развития и использования, мотивации трудового поведения, трудовых и личностных отношений и т.д.[1]

Чтобы раскрыть содержание этого специфического вида управленческой деятельности, необходимо уточнить сначала, что является объектом и субъектом управления.

Объект управления - это отдельный работник, а также некая их совокупность, выступающая как трудовой коллектив. Совокупность работников может включать как весь персонал предприятия (организации, фирмы), на который распространяются управленческие решения общего характера, так и персонал структурного подразделения (отдела, цеха) или производственной ячейки (бригады).

Отличительная особенность группы работников как объекта управления состоит в определенной взаимоувязке деятельности работников благодаря общим целям, что и характеризует их как коллектив.

В качестве субъектов управления персоналом выступают группа специалистов, выполняющих соответствующие функции в качестве работников кадровой службы, а также руководители всех уровней, выполняющие функцию управления по отношению к своим подчиненным.

В литературе можно встретить примеры различного толкования понятия «управление персоналом». Одни авторы в определении оперируют целью и методами, с помощью которых можно этой цели достигнуть, т.е. акцентируют внимание читателя на организационной стороне управления. Другие в определении делают упор на содержательную часть, отражающую функциональную сторону управления. Типичным примером первого подхода может служить определение, данное В. П. Галенко: «Управление персоналом - это комплекс взаимосвязанных экономических, организационных и социально-психологических методов, обеспечивающих эффективность трудовой деятельности и конкурентоспособность предприятий».[2]

Другой подход отражен в определении управления персоналом, принятом в немецкой школе менеджмента: «Управление персоналом (менеджмент персонала, экономика персонала) - область деятельности, важнейшими элементами которой являются определение потребности в персонале, привлечение персонала (вербовка и отбор персонала), задействование в работе, высвобождение, развитие, контроллинг персонала, а также структурирование работ, политика вознаграждений и социальных услуг, политика участия в успехе, управление затратами на персонал и руководство сотрудниками».

Таким образом, главное, что составляет сущность управления персоналом, - это системное, планомерно организованное воздействие с помощью взаимосвязанных организационно-экономических и социальных мер на процесс формирования, распределения, перераспределения рабочей силы на уровне предприятия, на создание условий для использования трудовых качеств работника (рабочей силы) в целях обеспечения эффективного функционирования предприятия и всестороннего развития, занятых на нем работников.

Управление людьми представляет собой компонент управления любой организации наряду с управлением материальными и природными ресурсами. Однако управление людьми как особым видом ресурсов существенно отличается от всех других видов управления. Специфика человеческих ресурсов состоит в следующем.[3]

Во-первых, люди наделены интеллектом, их реакция на внешнее воздействие (управление) – эмоционально-оценочная, а не механическая и, значит, процесс взаимодействия между организацией и сотрудником является двусторонним.

Во-вторых, люди обладают способностью к постоянному совершенствованию и развитию, что выступает наиболее важным и долговременным источником повышения эффективности деятельности любой организации.

В-третьих, отношения человека и организации в основном носят долговременный характер.

В-четвертых, в отличие от материальных и природных ресурсов люди приходят в организацию преимущественно осознанно, с определенными целями и ожидают поддержки в реализации этих целей. Удовлетворенность сотрудника взаимодействием с организацией является таким же необходимым условием продолжения этого взаимодействия, как и удовлетворенность организации.

Наконец, немаловажная особенность человеческих ресурсов состоит в уникальности каждого отдельно взятого человека. Соответственно реакция разных членов организации на один и тот же метод управления может быть совершенно различной.

В силу сказанного управление человеческими ресурсами можно признать особым видом деятельности, требующим выполнения специальных функций и наличия особых качеств у тех людей, которые занимаются этой деятельностью. Управление людьми требует творческого подхода, индивидуализации и учета долгосрочной перспективы при принятии всех решений.

Чтобы достичь своих целей, организация использует ресурсы - натуральные (природные), материальные (капитал) и человеческие (труд). Чтобы этот процесс был эффективным, организация призвана обеспечить оптимальное соотношение всех используемых ресурсов. Задача управления человеческими ресурсами при этом сводится к обеспечению организации необходимым числом работников, способных выполнить все виды деятельности (количественный аспект управления персоналом) и создать условия для полного использования трудового потенциала (качественный аспект управления персоналом). Другими словами, управление человеческими ресурсами состоит в подборе и сохранении требуемого организации персонала, его профессиональном обучении и развитии, оценке деятельности каждого работника с точки зрения реализации целей организации, дающих возможность скорректировать его поведение, вознаграждении персонала за его деятельность (формирование трудового потенциала организации) и рациональном его использовании. Сюда же следует отнести и организационную коммуникацию.[4]

Способность работника выполнять профессиональные обязанности с готовностью, желанием и умением определяется:

потенциалом, которым он располагает, при поступлении на работу в организацию;

уровнем профессионального обучения, которое он здесь получает;

его физическим и моральным состоянием, которое зависит от целого ряда факторов, в том числе от величины материального вознаграждения;

оценкой, получаемой сотрудником в организации, будь то формальная аттестация или еженедельные наставления руководителя;

обеспечением исполнителя средствами, необходимыми для выполнения задания на конкретном уровне;

наличием или отсутствием обманутых ожиданий.

Предметом управленческого труда является информация, т.е. совокупность сведений, сообщений, данных, а конечным продуктом его - решение.[5]

Решение – это выбор альтернативы. Вместе с тем решение – это продукт управленческого труда, который в конечном счете повышает или снижает эффективность функционирования предприятия.

Информация о работе Управленческие решения в системе управления