Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 14:11, курсовая работа
Принятие решений – составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения.
Управленческое решение - это элемент процесса управления.
Введение
1 Управленческие решения в системе управления
1.1 Сущность управленческих решений
1.2. Методология принятия решений
1.3 Принятие решений в системе управления персоналом
2 Анализ управленческих решений в области управления персоналом предприятия
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Анализ структуры управления организации и основных показателей деятельности
2.3 Анализ эффективности управленческих решений по управлению персоналом
3 Мероприятия по совершенствованию управленческих решений в области управления персоналом торгового предприятия «Домашние мелочи»
3.1 Система материального стимулирования
3.2 Нематериальное стимулирование работников
3.3 Меры дисциплинарного воздействия
Заключение
Список использованной литературы
Министерство образования и науки Российской федерации
ГОУ ВПО Уральский государственный экономический университет
Кафедра менеджмента
Курсовая работа
по дисциплине
«Основы менеджмента»
Тема: «Управленческие решения в системе управления»
Исполнитель: ст. группы МП-09
Юдинцева Е.М.
Руководитель: Мельчекова О.Г.
Екатеринбург
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Управленческие решения в системе управления
1.1 Сущность управленческих решений 5
1.2. Методология принятия решений 9
1.3 Принятие решений в системе управления персоналом 14
2 Анализ управленческих решений в области управления персоналом предприятия
2.1 Характеристика предприятия 21
2.2 Анализ структуры управления организации и основных
показателей деятельности 22
2.3 Анализ эффективности управленческих решений
по управлению персоналом 26
3 Мероприятия по совершенствованию управленческих решений в области
управления персоналом торгового предприятия «Домашние мелочи» 33
3.1 Система материального стимулирования 35
3.2 Нематериальное стимулирование работников 37
3.3 Меры дисциплинарного воздействия 42
Заключение 45
Список использованной литературы 47
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время успех любой деловой организации все в большей степени зависит от ее работников. Отражением этого в сфере науки и образования служат непрерывное развитие и широкое распространение знаний в области управления персоналом.
Создание большого числа предприятий различных форм собственности в период становления рыночного хозяйства в нашей стране привело к тому, что руководителям пришлось учиться управлять самостоятельно. Одним из элементов самостоятельного управления деятельностью предприятия является принятие управленческих решений.
Принятие решений – составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения.
Управленческое решение - это элемент процесса управления.
Задача принятия решений направлена на определение наилучшего способа (варианта) действий для достижения поставленных целей, которые в свою очередь являются идеальным представлением желаемого состояния объекта управления или результата деятельности.
Таким образом, управленческое решение служит средством разрешения проблемы. В обобщенном виде оно представляет собой предписание к действию, перечень мер, позволяющих привести систему в требуемое состояние или изменить само требуемое состояние. Под решением понимают подход к рациональному выбору как минимум из двух вариантов.
Принятие решений представляет собой подфункцию функции управления. Это процесс, который начинается с возникновения проблемной ситуации и заканчивается выбором решения - действия по устранению проблемной ситуации
В процессе управления управленческое решение представляет собой циклически повторяющийся процесс выполнения определенных видов деятельности, которые получили название функций управления. Их состав и содержание характеризуют функциональную структуру процесса управления.
Существуют разные подходы и особенности управленческих решений, среди них научные, социально-политические, организационно-
Организационно-психологический метод предполагает изучение приёмов взаимодействия с персоналом, улучшения стиля управленческой деятельности. Менеджеры учатся анализировать своё поведение и поведение других членов организации. Руководитель должен уметь выявлять в группе причины нервозной обстановки, скрытой неприязни, отрицательных эмоций. Главная обязанность высших управляющих состоит в организации общего руководства фирмой.
Цель работы – совершенствование методов принятия решений в управлении предприятием.
В работе необходимо решить задачи:
1) раскрыть сущность управленческих решений в системе управления предприятием;
2) раскрыть методологию принятия решений;
3) провести анализ управленческих решений в области управления персоналом конкретного предприятия;
4) использовать методы принятия решений в управлении предприятием.
1 УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Сущность управленческих решений
Процесс управления - это процесс трудовой деятельности, в котором выделяются непосредственно труд, средства труда и предметы труда.
Труд в управлении - это совокупность затрат умственной энергии и физических сил сотрудником на выполнение возложенных на него функций.
Управление осуществляется через человека: через людей вносятся определенные коррективы в техническую, технологическую и организационную стороны процесса производства. Но и сами работники являются объектом управления. Это касается, прежде всего, количества и качества рабочей силы, формирования трудового потенциала, его развития и использования, мотивации трудового поведения, трудовых и личностных отношений и т.д.[1]
Чтобы раскрыть содержание этого специфического вида управленческой деятельности, необходимо уточнить сначала, что является объектом и субъектом управления.
Объект управления - это отдельный работник, а также некая их совокупность, выступающая как трудовой коллектив. Совокупность работников может включать как весь персонал предприятия (организации, фирмы), на который распространяются управленческие решения общего характера, так и персонал структурного подразделения (отдела, цеха) или производственной ячейки (бригады).
Отличительная особенность группы работников как объекта управления состоит в определенной взаимоувязке деятельности работников благодаря общим целям, что и характеризует их как коллектив.
В качестве субъектов управления персоналом выступают группа специалистов, выполняющих соответствующие функции в качестве работников кадровой службы, а также руководители всех уровней, выполняющие функцию управления по отношению к своим подчиненным.
В литературе можно встретить примеры различного толкования понятия «управление персоналом». Одни авторы в определении оперируют целью и методами, с помощью которых можно этой цели достигнуть, т.е. акцентируют внимание читателя на организационной стороне управления. Другие в определении делают упор на содержательную часть, отражающую функциональную сторону управления. Типичным примером первого подхода может служить определение, данное В. П. Галенко: «Управление персоналом - это комплекс взаимосвязанных экономических, организационных и социально-психологических методов, обеспечивающих эффективность трудовой деятельности и конкурентоспособность предприятий».[2]
Другой подход отражен в определении управления персоналом, принятом в немецкой школе менеджмента: «Управление персоналом (менеджмент персонала, экономика персонала) - область деятельности, важнейшими элементами которой являются определение потребности в персонале, привлечение персонала (вербовка и отбор персонала), задействование в работе, высвобождение, развитие, контроллинг персонала, а также структурирование работ, политика вознаграждений и социальных услуг, политика участия в успехе, управление затратами на персонал и руководство сотрудниками».
Таким образом, главное, что составляет сущность управления персоналом, - это системное, планомерно организованное воздействие с помощью взаимосвязанных организационно-экономических и социальных мер на процесс формирования, распределения, перераспределения рабочей силы на уровне предприятия, на создание условий для использования трудовых качеств работника (рабочей силы) в целях обеспечения эффективного функционирования предприятия и всестороннего развития, занятых на нем работников.
Управление людьми представляет собой компонент управления любой организации наряду с управлением материальными и природными ресурсами. Однако управление людьми как особым видом ресурсов существенно отличается от всех других видов управления. Специфика человеческих ресурсов состоит в следующем.[3]
Во-первых, люди наделены интеллектом, их реакция на внешнее воздействие (управление) – эмоционально-оценочная, а не механическая и, значит, процесс взаимодействия между организацией и сотрудником является двусторонним.
Во-вторых, люди обладают способностью к постоянному совершенствованию и развитию, что выступает наиболее важным и долговременным источником повышения эффективности деятельности любой организации.
В-третьих, отношения человека и организации в основном носят долговременный характер.
В-четвертых, в отличие от материальных и природных ресурсов люди приходят в организацию преимущественно осознанно, с определенными целями и ожидают поддержки в реализации этих целей. Удовлетворенность сотрудника взаимодействием с организацией является таким же необходимым условием продолжения этого взаимодействия, как и удовлетворенность организации.
Наконец, немаловажная особенность человеческих ресурсов состоит в уникальности каждого отдельно взятого человека. Соответственно реакция разных членов организации на один и тот же метод управления может быть совершенно различной.
В силу сказанного управление человеческими ресурсами можно признать особым видом деятельности, требующим выполнения специальных функций и наличия особых качеств у тех людей, которые занимаются этой деятельностью. Управление людьми требует творческого подхода, индивидуализации и учета долгосрочной перспективы при принятии всех решений.
Чтобы достичь своих целей, организация использует ресурсы - натуральные (природные), материальные (капитал) и человеческие (труд). Чтобы этот процесс был эффективным, организация призвана обеспечить оптимальное соотношение всех используемых ресурсов. Задача управления человеческими ресурсами при этом сводится к обеспечению организации необходимым числом работников, способных выполнить все виды деятельности (количественный аспект управления персоналом) и создать условия для полного использования трудового потенциала (качественный аспект управления персоналом). Другими словами, управление человеческими ресурсами состоит в подборе и сохранении требуемого организации персонала, его профессиональном обучении и развитии, оценке деятельности каждого работника с точки зрения реализации целей организации, дающих возможность скорректировать его поведение, вознаграждении персонала за его деятельность (формирование трудового потенциала организации) и рациональном его использовании. Сюда же следует отнести и организационную коммуникацию.[4]
Способность работника выполнять профессиональные обязанности с готовностью, желанием и умением определяется:
потенциалом, которым он располагает, при поступлении на работу в организацию;
уровнем профессионального обучения, которое он здесь получает;
его физическим и моральным состоянием, которое зависит от целого ряда факторов, в том числе от величины материального вознаграждения;
оценкой, получаемой сотрудником в организации, будь то формальная аттестация или еженедельные наставления руководителя;
обеспечением исполнителя средствами, необходимыми для выполнения задания на конкретном уровне;
наличием или отсутствием обманутых ожиданий.
Предметом управленческого труда является информация, т.е. совокупность сведений, сообщений, данных, а конечным продуктом его - решение.[5]
Решение – это выбор альтернативы. Вместе с тем решение – это продукт управленческого труда, который в конечном счете повышает или снижает эффективность функционирования предприятия.
Информация о работе Управленческие решения в системе управления