Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 14:11, курсовая работа
Принятие решений – составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения.
Управленческое решение - это элемент процесса управления.
Введение
1 Управленческие решения в системе управления
1.1 Сущность управленческих решений
1.2. Методология принятия решений
1.3 Принятие решений в системе управления персоналом
2 Анализ управленческих решений в области управления персоналом предприятия
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Анализ структуры управления организации и основных показателей деятельности
2.3 Анализ эффективности управленческих решений по управлению персоналом
3 Мероприятия по совершенствованию управленческих решений в области управления персоналом торгового предприятия «Домашние мелочи»
3.1 Система материального стимулирования
3.2 Нематериальное стимулирование работников
3.3 Меры дисциплинарного воздействия
Заключение
Список использованной литературы
На трудовую мотивацию в первую очередь воздействуют те характеристики работы, которые могут быть соотнесены с потребностями работника в достижении результатов, в оценке, в независимости, в самоактуализации, в информации. Преимущественное влияние на трудовую мотивацию работников оказывают следующие характеристики выполняемой ими работы:
1. разнообразие навыков, необходимых для выполнения работы;
2. законченность выполняемых работником задач;
1. значимость, важность, ответственность заданий;
2. самостоятельность, предоставляемая исполнителю;
3. обратная связь.
Разнообразие навыков предполагает выполнение профессиональных задач с опорой на разные способности работника.
Законченность работы - это возможность выполнения работы от начала и до конца.
Значимость задания - это то влияние, которое выполняемая работа имеет на других людей (внутри организации или в более широком окружении).
Самостоятельность, предоставляемая исполнителю - это степень, в которой работники имеют свободу и право планировать, определять график работ и выполнять работу по своему усмотрению.
Возможности для принятия самостоятельных решений повышают чувство личной ответственности за выполняемую работу. Если работники могут сами решать, что они будут делать и как, то они ощущают большую ответственность за результаты, как хорошие, так и плохие.
Обратная связь - это информация, которую работник имеет об эффективности своей работы.
Эффективная обратная связь дает работникам знание результатов своей работы. Если работа организована так, что люди обеспечены информацией о результатах своей работы, то у них появляется большее понимание того, насколько эффективно они работают. Если работа выполняется недостаточно успешно - это мотивирует работников к дополнительным усилиям, к внесению тех или иных изменений в свою работу. Если работа выполняется успешно - это само по себе является дополнительным стимулом, повышающим уровень мотивации исполнителя.
Условия повышения мотивационного потенциала рабочих задач торгового предприятия «Домашние мелочи»:
1. Выполнение задачи должно вносить заметный вклад в достижение целей подразделения и всей организации, и этот вклад должен быть понятен работнику.
2. Задачи должны дополнять друг друга и создавать целостную деятельность.
3. Работа должна допускать разнообразие темпа работы и разные способы выполнения заданий.
4. Для работника должна быть обеспечена возможность получения прямой и опосредованной, немедленной и отсроченной обратной связи о результатах выполнения порученных рабочих задач.
5. Работа должна допускать определенную степень проявления самостоятельности и инициативы исполнителей.
6. Исполнитель должен быть наделен необходимыми полномочиями и нести ответственность за достигнутые результаты.
7. Процесс выполнения задачи должен приносить удовлетворение работнику.
Мотивация через постановку рабочих целей
Идея о том, что мотивация работников может быть усилена через постановку целей работы, является важной частью философии управления в современных организациях. Мотивация работников при этом зависит от следующих характеристик целей и от того, как реализуется процесс постановки и реализации целей:
1. Конкретность. Чем более конкретно определены цели, тем больше
вероятность того, что работник поймет как и когда он должен
достичь их. Люди работают лучше, когда от них требуется достижение конкретных целей, а не тогда, когда их просто просят «хорошо работать», «стараться изо всех сил» или когда вообще не определено никаких целей. Кроме того, люди ставят цели так же и для того, чтобы доказать себе, что они работают хорошо, а не только выполняют требования руководителей.
2. Сложность. Это та степень, в которой работник рассматривает цели
как трудные, перспективные и бросающие вызов его возможностям, но достижимые. Для того чтобы сформировать у работников достаточный уровень трудовой мотивации, цели, которые организация ставит перед исполнителями, должны быть достаточно сложными и бросать вызов их возможностям. Однако если поставлены слишком трудные цели, производительность (эффективность) труда будет падать, потому что работники рассматривают эти цели как нереальные.
3. Приемлемость. Это та степень, в которой работник принимает цели
и хочет их достичь.
4. Активное участие в постановке целей. Это позволит работнику
торгового предприятия «Домашние мелочи» почувствовать личную ответственность за успешность их достижения в будущем. Многочисленные исследования показывают, что участие работников в определении целей увеличивает производительность больше, по сравнению с теми ситуациями, когда цели спускаются сверху. Участие в процессе постановки целей может быть полезно не только тем, что работники не склонны отвергать как необоснованные те цели, в постановке которых они принимали участие. Они лучше знают свою работу, и поэтому скорее будут ставить реальные цели - не завышенные и не заниженные.
5. Обеспечение обратной связи. Работникам необходима информация относительно того, насколько успешно они выполняют порученную им работу. Плохая осведомленность работников о том, что происходит в организации, о перспективе решения важнейших проблем, затрагивающих их интересы, не только ухудшает психологический климат в организации, снижает уровень их доверия к руководству, но и самым негативным образом влияет на трудовую мотивацию персонала. Информирование работников по широкому кругу производственных и социальных вопросов, связанных с работой в компании, является эффективным инструментом повышения их удовлетворенности работой и заинтересованности в конечных результатах, формирования у них чувства сопричастности к делам организации.
Моральное стимулирование работников.
Деньги, безусловно, являются мощным стимулом к труду. Однако следует иметь в виду, что люди сильно различаются по своему отношению к деньгам, по своей восприимчивости к этому виду стимулов. Кроме того, самой большой проблемой в отношении денежных поощрении является то, что денежная мотивация по своей природе является ненасыщаемой, и человек быстро привыкает к новому, более высокому уровню оплаты. Тот уровень оплаты, который еще вчера мотивировал его на высокую рабочую отдачу, очень скоро становится привычным и теряет свою побудительную силу.
В распоряжении руководства есть достаточно широкий спектр средств нематериального стимулирования. Практика морального стимулирования не нова для нашей страны. В условиях социалистической экономики она имела достаточно широкое распространение. Доски почета, аллеи трудовой славы, переходящие вымпелы победителям социалистического соревнования, организация туристических поездок для лучших работников или лучших трудовых коллективов, выпуск специальных значков для ветеранов труда, вручение почетных грамот, чествования лучших работников, статьи в многотиражках и многое другое - это была нормальная, принятая повсеместно практика.
3.3 Меры дисциплинарного воздействия
Воздействие на мотивацию труда обычно увязывается с формированием желательного поведения работников и с достижением необходимого уровня производительности. Однако руководители часто сталкиваются с необходимостью избавления от нежелательного поведения и низкого (неприемлемого) уровня производительности. В торговом предприятии «Домашние мелочи» так же используются наказания и дисциплинарные меры, чтобы снизить нежелательное поведение и низкую производительность. Примеры наказуемого поведения: прогулы, опоздания, уход с рабочего места, нарушения правил техники безопасности, грубость клиентам, воровство, употребление спиртных напитков в рабочее время.
Наказания или дисциплинарные воздействия - это нежелательные для работника последствия (выговор, лишение премии, устное взыскание, штрафы), следующие за тем или иным нарушением или уклонением от установленных в организации правил и норм поведения, за отклонением работника от выполнения требований своей профессиональной или должностной роли. В качестве моральных «стимулов» могут быть применены:
1) стимулирование свободным временем. По итогам работы каждого работника за определенный период могут быть предоставлены по желанию отгулы, дополнительные выходные;
2) трудовое стимулирование – предоставление возможности продвижения по службе, повышать роль сотрудников в участии управлением предприятием;
3) предоставление возможности хорошо проявившим себя в результатах работы сотрудникам возможность дополнительного обучения, повышения квалификации;
4) предоставление качественного медицинского обслуживания, путевок в дома отдыха как работникам предприятия, так и членам их семей, налаживание работы в культурной сфере (выезд на природу, организация праздников для сотрудников и их детей и проч.);
5) воспитание в сотрудниках духа гордости своим предприятием, стремления трудиться на его благо – путем разработки и внедрения специальных программ.
Одним важнейшим фактором стимулирования эффективной работы персонала торгового предприятия «Домашние мелочи» является его своевременная и высококачественная подготовка, переподготовка и повышение квалификации, что способствует обширному диапазону теоретических знаний работников, практических умений и навыков, повышению у работника чувства своей значимости в организации.
Рассматривая наказания как важное средство воздействия на мотивацию и поведение работников, следует определить те условия, которые сделают наказания наиболее эффективными. Эти условия включают в себя:
1. Время. Эффективность наказания увеличивается, если наказание следует близко по времени к наказуемым проступкам.
2. Интенсивность. Наказание имеет большую действенность, если меры воздействия на работника достаточно сильны или воспринимаются им как значимые.
3. Разъяснение причин. Очень важно информировать работников по поводу того, чего они не должны делать. С другой стороны, если причины наказания не разъяснены, или если наказание для работника не связано с конкретным его действием, то наказание может иметь негативное влияние на трудовую мотивацию и рабочее поведение подчиненных.
4. Неличностный характер. Наказание должно относиться к конкретному проступку, а не к личности или ко всему поведению работника в целом. Чем более неличностным является наказание, тем ниже вероятность того, что наказываемый работник будет переживать нежелательные побочные эмоции и испытывать постоянное напряжение в отношениях со своим руководителем.
Организации создаются и существуют для решения стоящих перед ними определенных проблем. Решение проблем – одно из основных предназначений организации. При этом проблемы возникают при стремлении организации как добиться достижения стоящих перед ней целей, так и обеспечить устойчивость организации, ее выживаемость.
Одной из основных составляющих организации являются люди, осуществляющие процесс управления и решающие стоящие перед организацией проблемы, а значит, разрабатывающие и принимающие управленческие решения.
Решение проблемы предполагает как генерирование альтернативных вариантов решений, выбор наиболее предпочтительного альтернативного варианта решения, так и его реализацию.
Решение – одна из центральных составляющих процесса управления организацией. Эффективность принимаемых руководством организации решений во многом определяет эффективность ее функционирования.
В данной работе объектом исследования являлось предприятие «Домашние мелочи», специализирующееся на розничной реализации хозяйственных товаров.
Цель работы состояла в использовании методов принятия решений в управлении предприятием.
На первом этапе осуществлен сбор и анализ исходной информации о деятельности предприятия «Домашние мелочи». В результате представлена в компактной форме обобщенная информация о результатах работы предприятия, о качестве принимаемых управленческих решений в области управления персоналом, были выявленные недостатки. А это позволит оказывать управленческое влияние на наблюдаемые признаки управляемой подсистемы - на уровень производительности труда и объемы реализации товаров.
В исследуемой организации сложился не достаточно удовлетворительный социально-психологический климат. Работники не в полной мере удовлетворены своей работой, оплатой труда, их не вполне устраивают межличностные отношения с руководителем и коллегами по работе. Положительные качества подчиненных не были использованы руководителем. Такая ситуация негативно отражается на межличностных отношениях в коллективе, на социально-психологическом климате организации, а также на результатах деятельности организации в целом. В дальнейшем, если не обратить внимание на результаты опроса подчиненных, не использовать их потенциал, не дать им стимула к более эффективному труду, можно не только увеличить текучесть кадров в организации, но и обанкротиться.
Полученная методом сбора информация была направлена на поиск оптимальных вариантов управленческих решений. Изучая удовлетворенность работников торгового предприятия и возможные пути повышения стабилизации трудового коллектива, выявляются преимущественные направления этой работы.
Информация о работе Управленческие решения в системе управления