Управленческие решения в системе управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 14:11, курсовая работа

Описание

Принятие решений – составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения.
Управленческое решение - это элемент процесса управления.

Содержание

Введение
1 Управленческие решения в системе управления
1.1 Сущность управленческих решений
1.2. Методология принятия решений
1.3 Принятие решений в системе управления персоналом
2 Анализ управленческих решений в области управления персоналом предприятия
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Анализ структуры управления организации и основных показателей деятельности
2.3 Анализ эффективности управленческих решений по управлению персоналом
3 Мероприятия по совершенствованию управленческих решений в области управления персоналом торгового предприятия «Домашние мелочи»
3.1 Система материального стимулирования
3.2 Нематериальное стимулирование работников
3.3 Меры дисциплинарного воздействия
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

менеджмент.doc

— 252.00 Кб (Скачать документ)

Чтобы проверить постановку проблемы, целесообразно задать следующие вопросы:

Являются ли Ваши требования к сотруднику (подразделению) конкретными и измеримыми? (На основании чего Вы будете судить об их выполнении? Какие показатели эффективности работы можно использовать?)

Реалистичны ли выдвигаемые требования? (Удавалось ли кому-нибудь их выполнить? Располагает ли данный человек квалификацией и ресурсами, необходимыми для их выполнения?)

Одинаково ли понимают требования все те, кого они касаются?

Осведомлены ли работники о фактическом уровне эффективности их труда? Знают ли они о наличии отклонения?

Шаг второй. Описание проблемы. При описании проблемы можно использовать только те данные о поведении сотрудников, которые поддаются реальному наблюдению, так называемые «наблюдаемые факты». Необходимо избегать эмоционально окрашенных слов и обобщений, так как они являются только мнениями, а не надежными фактами, и лишь запутывают дел. Например, утверждение «сотрудник N плохо относится к делу» выражает чувства и отношение управляющего, однако анализировать его нельзя — оно не содержит никакой фактической информации. Если же описать поведение сотрудника N следующим образом: «Сотрудник N минимум раз в неделю опаздывает на работу, а бывает не выходит вовсе», то появляются конкретные формулировки, пригодные для дальнейшего анализа.

В таблице перечислены вопросы, которые необходимо ставить при практическом решении большинства кадровых проблем.

Постановка вопросов для решения проблем с персоналом

Описание проблемы

(хорошие вопросы = хорошие факты)

Наблюдаемые

факты

Сравнительные факты

КТО?

 

 

Кто тот человек или группа людей, у которых отмечено нежелательное поведение?

 

У кого можно было бы ожидать похожих трудностей, но их нет?

ЧТО?

 

 

Что в поведении или в работе сотрудника (подразделения) тревожит Вас?

 

Какие еще отклонения в поведении можно было бы ожидать у этого сотрудника (подразделения), но они не наблюдаются?

Что в поведении или в работе сотрудника (подразделения) приводит к ухудшению результатов?

Что в поведении или в работе сотрудника (подразделения) мешает работать другим сотрудникам (подразделениям)?

 

Какие отклонения в поведении у этого сотрудника (подразделения) наблюдались в прошлом?

ГДЕ?

 

 

Где замечено это поведение?

 

Где еще можно ожидать такого же отклонения в поведении, но его нет?

КОГДА?

 

 

Когда это поведение было отмечено впервые (укажите время, а не события)

 

В какие другие периоды можно ожидать такого же поведения, но оно не наблюдается (укажите время, а не событие)?

На каком этапе работы данного сотрудника (подразделения) это поведение было отмечено впервые?

 

Когда еще можно ожидать появления этого затруднения, но оно не наблюдается? или

С какой частью должностных обязанностей все в порядке, а могло бы быть не в порядке?

В какой форме наблюдалось это поведение?

 

В какой форме могло проявиться это поведение, но не проявилось?

НАСКОЛЬКО?

 

 

Как часто наблюдается подобное поведение? (Укажите конкретную периодичность — каждый день, раз в неделю, раз в месяц…. и т. п. Нельзя ограничиться высказываниями типа — «часто», «иногда», «постоянно», «периодически» и т. п.).

С каким событием (ситуацией) связано подобное поведение?

 

Как часто можно ожидать проявления подобного поведения, но оно не проявляется?

Какова тенденция развития проблемы?

 

Какой тенденции можно было бы ожидать?

Шаг третий. Выявление различий. Сотрудники и группы людей во многом различаются между собой. Общеизвестно существование психологических и физических различий. Наблюдаемые различия должны быть описаны наиболее полно и тщательно. При описании следует избегать оценочного компонента. Например: «Менеджер X гораздо хуже работает с клиентами, чем менеджер Y» — неверное описание. Следует уточнить различия: «У менеджера X количество постоянных клиентов в 1,5 раза меньше, чем у менеджера Y».

Шаг четвертый. Перечисление изменений. Изменение внешних условий может не сразу сказаться на поведении людей. Поэтому анализом необходимо охватывать более длительный отрезок времени и особенно внимательно проверять причины проблем.

Шаг пятый. Установление вероятных причин. Обычная реакция на возникновение проблемы — это поиск виновного. Пытаясь разрешить кадровые проблемы, управляющие в поисках причины (ошибки) зачастую сосредотачиваются на чувствах, отношениях, личностях. Между тем, прежде всего, необходимо обращать внимание на изменения внешней среды и конкретное поведение сотрудников.

Шаг шестой. Проверка вероятностных причин. Если при решении технических проблем управляющие непосредственно на практике проверяют множество разных решений, методов, то они рискуют только временем и деньгами. Но если они применяют подобный подход к людям, то они рискуют потерять и людей. Аргумент многих управляющих: «Рынок труда переполнен, не нравится — пускай уходит, найду еще лучше!» — не выдерживает критики. Обилие хороших специалистов — иллюзия, а поиск необходимого Вам профессионала и адаптация его в коллективе отнимет немало времени и приведет к ощутимым финансовым потерям. Вот почему так важно тщательно проверять причины и сверять их с определением проблемы.

Шаг седьмой. Подтверждение наиболее вероятной причины. Прежде чем приступить к установлению наиболее вероятной причины, тщательно продумайте: «Кого следует опросить?», «Какую информацию нужно собрать или проверить», «Есть ли необходимость применения дополнительных методов сбора информации? Если да, то какие методы использовать? (анкетирование, психологические методики, анализ документов, статистический анализ и т. п.)», , «Когда наиболее подходящее время для этого?», «Сколько вопросов поставить?».

Для решения управленческих проблем, связанных с кадрами, недостаточно процедур, изложенных в виде четких методов управления. Их необходимо дополнять особыми приемами для управления людьми. Наиболее важные из их можно сформулировать в виде пяти принципов.

1. Поддержание у подчиненных чувства самоуважения.

2. Концентрация внимания на проблеме, а не на личности.

3. Использование метода подкрепления.

4. Активное слушание.

5. Выдвижение ясных требований и поддержание контакта с сотрудниками.

  2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ    ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1 Характеристика предприятия

 

Объектом исследования является торговое предприятие «Домашние мелочи», предметом деятельности которого является реализация хозяйственных товаров в розницу. Оно находится в универмаге «Надеждинский», расположенном в городе Екатеринбурге по ул. Надеждинской.

Ассортимент магазина представлен товарами массового спроса, который включает широкий ассортимент хозяйственных товаров, товаров для дома и кухни, товаров бытовой химии. Торговая деятельность магазина осуществляется согласно утвержденному ассортиментному перечню. Ассортиментный перечень разрабатывается в головном предприятии и ежегодно подтверждается руководителем предприятия.

Торговая площадь магазина составляет 200 м2 и позволяет разместить достаточно широкий ассортимент и большое количество товаров. На данный момент ассортимент магазина включает в себя 8 крупных товарных групп и около 5 тыс. наименований товаров.

По форме товарной специализации магазин «Домашние мелочи» относится к группе специализированных торговых предприятий, по ценовым уровням -  к магазинам среднего уровня цен, обслуживает слои населения со средним и низким уровнем доходов.

В магазине товары реализуются методом самообслуживания. Большая часть товаров поступает сразу в торговый зал, что не требует больших площадей для хранения запасов.

Цели деятельности предприятия «Домашние мелочи»:

- получение максимальной прибыли;

- высокий уровень обслуживание населения;

- комплексное удовлетворение потребительского спроса.

2.2 Анализ структуры управления организации и основных показателей деятельности

 

Структура управления анализируемой организации «Домашние мелочи»  (рисунок 1) построена в соответствии с принципами управления. При этом главное внимание уделяется разделению труда на отдельные функции и соответствию ответственности работников управления предоставляемым полномочиям.

 

 

 

 

 

 

                     

 

 

Рисунок 1 - Организационная структура управления

в магазине «Домашние мелочи»

 

В подразделении создана так называемая формальная структура управления, которая получила название иерархической, или бюрократической. Такая структура управления характеризуется следующими основными принципами:

1) четкое разделение труда, следствием которого является необходимость использования квалифицированных специалистов по каждой должности;

2) иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим;

3) наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей;

4) дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои обязанности;

5) осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности.

Анализируемое предприятие является малым. Среднесписочная численность персонала 15 чел., в том числе численность торгово-оперативных работников - 7 человек. Структура управления в данном предприятии является самой распространенной – линейно-функциональной, до сих пор широко используемой организациями во всем мире.

В таблице 1 представлены основные экономические показатели деятельности торгового предприятия «Домашние мелочи».

 

Таблица – 1 Основные показатели хозяйственной деятельности торгового предприятия

Показатель

2007г.

2008г.

Отклонение

Темп роста, %

Торговая площадь, м. кв.

120

200

80

166,7

Товарооборот, тыс. р.

16587,3

26167,1

9579,8

157,8

Валовой доход, тыс. р.

5092,3

8321,1

3228,8

163,4

     в % к товарообороту

30,7

31,8

1,1

103,6

Издержки обращения, тыс. р.

3251,1

4840,9

1589,8

148,9

     в % к товарообороту

19,6

18,5

-1,1

94,4

Прибыль от реализации, тыс. р.

1841,2

3480,2

1639,0

189,0

     рентабельность продаж, %

11,1

13,3

2,2

119,8

Среднесписочная численность, чел.

17

15

-2

88,2

   в т.ч. торгово-оперативные, чел.

7

7

0

100,0

Фонд оплаты труда, тыс. р.

2550,0

2340,0

-210,0

91,8

Среднемесячная заработная плата, тыс. р.

12,5

13,0

0,5

104,0

 

Представленные данные свидетельствуют о том, что в отчетном году все показатели деятельности торгового предприятия увеличились в динамике. При этом не все увеличение можно оценить положительно.

Структура товарооборота магазина «Домашние мелочи» содержит 8 укрупненных товарных групп.

Структура товарооборота магазина представлена в таблице 2.

 

Таблица – 2 Анализ структуры розничного товарооборота магазина «Домашние мелочи»

Товарная группа

2007г.

2008г.

Отклонение

тыс. р.

уд. вес, %

тыс. р.

уд. вес, %

по сумме

по уд. весу

Мебель для дома и кухни

1258,6

7,6

1863,1

7,1

604,5

-0,5

Светильники

1156,1

7,0

1360,7

5,2

204,6

-1,8

Посуда

3143,3

19,0

4042,8

15,5

899,5

-3,5

Бытовая химия

2887,2

17,4

4356,8

16,7

1469,6

-0,8

Моющие средства

2545,9

15,4

4474,6

17,1

1928,7

0,8

Хозтовары

2765,1

16,7

5045,0

19,3

2279,9

2,6

Пластиковые изделия

1876,0

11,3

3700,0

14,7

1824,0

3,4

Предметы гигиены

953,8

5,8

1324,1

5,1

370,3

-0,7

Итого товарооборот

16587,3

100,0

26167,1

100,0

9579,8

0,0

Информация о работе Управленческие решения в системе управления