Управление инновационным проектом (на примере ООО «Автотрейд АГ»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 22:37, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы: исследовать особенности управления инновационными проектами.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- изучить основы управления проектами;
- исследовать теоретические аспекты управления инновационными проектами;
- рассмотреть особенности управления инновационными проектами на примере современной организации.

Содержание

Введение 4

1 Глава. Теоретические основы управления проектами 6

1.1. Основы проектного менеджмента 6

1.2. Инновационный проект как понятие 13

1.3. Инструменты управления проектом 22

2 Глава. Основы управления инновационными проектами 28

2.1. Концепция управления инновационными проектами 28

2.3. Краткое описание проекта 30

2.4. Планирование проекта 37

2.5.Применение инструментов управления инновационными проектами 40

Заключение 56

Список литературы 58

Приложение 1 61

Приложение 2 62

Работа состоит из  1 файл

Диплом инновационный проект.docx

— 473.11 Кб (Скачать документ)

 

     В этом же разделе указываются объемы необходимых финансовых ресурсов и  предполагаемые источники финансирования.

     Степень готовности инновационного проекта. Этот показатель отражает степень готовности РНТД к реализации на основании его  соответствия определенной стадии разработки продукции:

     - завершенные опытно-конструкторские и экспериментальные исследования;

     - наличие опытного или демонстрационного образца;

     - опытно-конструкторские и экспериментальные исследования по совершенствованию отдельных элементов инновационного продукта при наличии проработанной технологии производства;

     - готовность к производству.

     В этом разделе разработчиками приводится известная им информация о производственных мощностях и инфраструктуре для  возможного выпуска продукции, наличии  сырьевой базы, материалов, комплектующих, необходимости оформления лицензий.

     Здесь же приводится анализ возможных рисков проекта. Виды рисков зависят от специфики  проекта и в общем случае могут  охватывать следующие области:

     - технический риск – вероятность получения отрицательных результатов прикладных опытно-конструкторских, технологических и экспериментальных работ, необходимых для завершения проекта; недостижение запланированных технических параметров; невозможность освоения продукции из-за низкого технического уровня эксплуатации;

     - производственный риск – невозможность освоения продукции из-за низкого технического уровня производства; вероятности сбоя в поставках сырья, материалов, комплектующих; вероятность временной остановки производства;

     - контрактный риск – ненадежность соисполнителей и поставщиков, в том числе ограниченный объем предложений и высокий уровень цен на критичные материалы, сырье, комплектующие;

     - коммерческий риск – вероятность ошибки при расчете необходимых финансовых ресурсов; появление непредвиденных расходов, превышение сметы проекта; вероятность неполучения запланированных доходов, отказ потребителей от поставок, большое количество претензий;

     - конъюнктурный риск – вероятность непредвиденной конкуренции, опережение выхода на рынок, блокада рынка;

     - правовой риск – вероятность нарушения исключительных прав третьих лиц при коммерциализации разработок, невозможность выявления нарушений исключительных прав в России или за рубежом.

     Соответствующий данному проекту вид риска  оценивается разработчиками как  низкий, возможный или высокий  и приводятся планируемые меры по его минимизации. К критерию степени  готовности проекта относится также  информация о необходимости научно-технической  кооперации между участниками Центра.

     8) Коммерческий потенциал. В разделе приводятся сведения о предполагаемой цене объекта по сравнению с ценой сходных объектов, имеющих аналогичное качество и технические характеристики. Приводятся сведения о возможных и предполагаемых объемах поставок готовой инновационной продукции и о наличии лицензиатов, оценивается сектор рынка сбыта, наличие конкурентов. Для определения показателей данного раздела желательно проведение исследований конъюнктуры сегментов рынка, на которые ориентируется данный проект. Такой анализ необходим для получения сведений о конкурентоспособности данной продукции на рынке и возможных объемах поставок готовой продукции. Здесь приводятся краткие результаты конъюнктурно-маркетинговых исследований, а также реально существующие данные о намерениях к сотрудничеству со стороны отечественных или зарубежных партнеров, ожидаемая острота конкуренции. Анализируется возможность выхода на рынок конкурентов с аналогичным товаром (создание аналогичного продукта требует больших затрат на разработку и освоение производства или же аналогичный объект может появиться на рынке в достаточно короткий срок).

     Подлежат  оценке перспективы импортозамещения; перспективы увеличения емкости  рынков товаров и услуг на основе использования созданных РНТД; перспективы  формирования новых рынков товаров  и услуг.

     Приводится  информация о совместимости данного  проекта с имеющейся у потребителя  техникой и технологиями, в том  числе:

     - совместимость предлагаемой инновационной продукции/технологии с действующими у потенциальных потребителей системой эксплуатации/использования;

     - необходимость проведения дополнительных мероприятий при внедрении предлагаемой инновационной продукции/технологии;

     - сравнение эксплуатационных расходов потребителей при пользовании предлагаемой продукцией с расходами при использовании заменяемой техники.

     В разделе указываются потенциальные  организации, на чьей базе возможна реализация проекта и с которыми имеются  соответствующие договоренности.

     9) Соответствие инновационного продукта международным стандартам качества. Приводится информация о соответствии качества продукции/услуги международным (межгосударственным) стандартам с указанием наличия и сведений о сертификате качества продукции и/или технологии с указанием на необходимость сертификации продукции/ технологии.

     Жизненный цикл инновационного проекта начинается с фундаментальных исследований, предусматривает прикладные и опытно-конструкторские  разработки. Затем начинается освоение промышленного производства новых изделий (испытания и подготовка производства). Затем процесс промышленного производства, где знания материализуются, и эта стадия предусматривает 2 этапа: промышленное производство и реализация продукции. За производством инноваций следует их использование конечным потребителем с предоставлением услуг по наладке, обслуживанию, обучению персонала. Каждая фаза разработки и реализации инновационного проекта имеет свои цели и задачи (таблица 1.2).

     Инновационные проекты характеризуются высокой  неопределенностью на всех стадиях  инновационного цикла. Более того, успешно  прошедшие стадию испытания и  внедрения в производство новшества  могут быть не приняты рынком, и  их производство должно быть прекращено. Многие проекты дают обнадеживающие результаты на первой стадии разработки, но затем при неясной или технико-технологической  перспективе должны быть закрыты. Даже наиболее успешные проекты не гарантированы от неудач: в любой момент их жизненного цикла они не застрахованы от появления у конкурента более перспективной новинки.

     Таблица 3

     Содержание  фаз жизненного цикла  проекта

Прединвестиционная  фаза проекта Инвестиционная  фаза проекта
Прединвестиционные  исследования и планирование проекта Разработка  документации и подготовка к реализации Проведение  торгов и заключение контрактов Реализация  проекта Завершение  проекта
1. Изучение  прогнозов 1. Разработка  плана проектно-изыскательских работ 1. Заключение  контрактов 1. Разработка  плана реализации проекта 1.Пусконаладочные  работы
2. Анализ  условий для воплощения первоначального  замысла, разработка концепции  проекта. 2. Задание на  разработку ТЭО и разработка  ТЭО. 2. Договор  на поставку оборудования. 2. Разработка  графиков. 2. Пуск объекта.
3. Предпроектное  обоснование инвестиций. 3.Согласование, экспертиза и утверждение ТЭО. 3.Договор  на подрядные работы. 3. Выполнение  работ. 3. Демобилизация  ресурсов, анализ результатов.
4. Выбор  и согласование места размещения. 4. Выдача задания  на проектирование. 4. Разработка  планов. 4. Мониторинг  и контроль. 4. Эксплуатация.
5. Экологическое  обоснование. 5. Разработка, согласование  и утверждение.   5. Корректировка  плана проекта. 5. Ремонт и  развитие производства.
6. Экспертиза. 6. Принятие окончательного  решения об инвестировании.   6. Оплата выполненных  работ. 6. Закрытие проекта,  демонтаж оборудования.
7. Предварительное  инвестиционное решение.        

 

 

1.3. Инструменты управления  проектом

     Любая организация функционирует не изолированно, а в тесном взаимодействии с окружающими  ее субъектами. Таким образом, любые  внутренние процессы, происходящие на фирме, являются прямо или косвенно следствием более глобального изменения  во внешней среде. Говоря об инновационной деятельности российских компаний можно выделить две группы факторов, являющихся предпосылками к ее развитию: внутренние и внешние.

     Под внутренними факторами подразумеваются  проблемы, сложившиеся внутри российских компании и требующие решения путем проведения тех или иных инноваций. Под внешними предпосылками понимаются любые изменения, происходящие во внешней предпринимательской среде, ведущие к адаптации рыночных субъектов к новым условиям также посредством внедрения инноваций (рис. 3).

     

     Рис. 3 Предпосылки инновационной  деятельности

     Как видно из схемы, под проблемой  подразумеваются имеющиеся на фирме  возможности, связанные с потенциалом  научно-технической базы, финансовым положением, творческой активностью  персонала и достижениями в производственной сфере. Это, несомненно, плюсы, которые  следует использовать для получения  будущих преимуществ. С другой стороны, на фирме возникают и негативные вопросы, часто являющиеся следствием либо недостаточно профессионального  управления компанией, либо ухудшившихся рыночных условий. Решая такие вопросы, как снижение доходов или падение рыночной доли, руководство компании так или иначе вынуждено проводить необходимые инновации, причем в данном случае они, как правило, ограничены и временным фактором, и ресурсами.

     Однако  существуют определенные сдерживающие факторы, не позволяющие российским компаниям развивать инновационную  деятельность:

     - отсутствие «культуры инноваций» внутри компании;

     - недостаточный спрос на инновационную продукцию;

     - нехватка сотрудников, способных на инновационную деятельность;

     - избыточная забюрократизированность (сложность сертификации новой продукции и т.д.);

     - сложности экспортно-таможенного контроля (высокие таможенные тарифы на импортируемыекомпоненты и технологии, сложная таможенная процедура);

     - недостаточная защищенность интеллектуальной собственности;

     - нехватка управленческих кадров, способных реализовывать инновационные проекты;

     - конкурентное давление на компанию;

     - сложность привлечения финансирования для внедрения инновационных продуктов и технологий;

     - отсутствие процедуры оценки риска и возврата инвестиций;

     - проблемы коммерциализации.

     Многие  компании достаточно критически оценивают  инновационную активность в своих  отраслях и в России в целом. Лишь некоторые компании полагают, что  их отрасль в целом «опережает или существенно опережает» по этому  показателю зарубежных коллег, и лишь 5% сочли, что российская экономика  «опережает» по уровню инновационной  активности ведущие экономики мира. Утверждать, что российская экономика  «существенно опережает» мировых лидеров  никто не может.

     Существенное  значение для компаний с различной  деловой направленностью и национальной принадлежностью имеют характеристики внешней предпринимательской среды. В принципе, существует ряд общих  черт, характеризующих глобальную внешнюю  среду и определяющих возросшую  объективную необходимость проведения инновационной политики на фирмах.

     Во-первых, существует тесная взаимосвязанность  между факторами внешней среды. В настоящее время изменение  одного фактора может привести к  глобальному переустройству всей экономической  системы. Последующее активное инновационное  развитие этой новейшей сферы экономики  привело к ее беспрецедентному росту  и многоплановому влиянию практически  на все отрасли и субъекты рынка. Традиционные отрасли, потребители  и государственные структуры  вынуждены адаптироваться к появлению  «новой экономики», которая, в свою очередь, воздействует на социальные и  культурные устои общества.

     Второй  общей характеристикой внешней  среды является ее подвижность. На современном  этапе изменения происходят с  постоянно нарастающей скоростью, особенно в таких отраслях, как  телекоммуникации, химическая и электронная  промышленность, производство компьютеров  и биотехнологий. Особенно интересным представляется тот факт, что для  разных подразделений компании интенсивность  изменений может быть различна. Например, менеджер отдела НИОКР вынужден реагировать  на каждодневные изменения в научно-технической  среде, прослеживать новые достижения конкурентов и следовать новым  технологическим стандартам и так  далее.

Информация о работе Управление инновационным проектом (на примере ООО «Автотрейд АГ»)