Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 09:01, курсовая работа
Целью данной работы является изучение возникновения, развития и разрешения конфликта при помощи системного подхода и анализа на примере частного предприятия «Галактика- Пресс»
Из цели вытекают и задачи работы:
1) Рассмотреть теорию управления конфликтами: изучить типологию и структуру конфликтов;
2) Охарактеризовать причины, функции и динамику конфликтов;
3) Описать организацию предприятия «Галактика-Пресс» и разработать систему предупреждения и решения конфликтов.
4) Выявить проблемы, связанные с конфликтами на данном предприятии;
5) Предложить мероприятия по устранению этих проблем.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические вопросы управления конфликтами на предприятии
1.1. Понятие конфликта и их классификация…………………………………..6
1.2. Динамика конфликта……………………………………………………….14
1.3. Способы исследования конфликтов………………………………………17
Глава II Анализ конфликтной ситуации на примере частного предприятия «Галактика - Пресс»
2.1. Краткая характеристика предприятия ……………………………………21
2.2. Предконфликтная ситуация, характеристика противоречий между сотрудниками предприятия ……………………………………………………28
2.3 Зарождение конфликтной ситуации……………………………………….30
Глава III Конфликт и рекомендации по его разрешению
3.3 Методы управления конфликтной ситуацией……………………………32
Заключение……………………………………………………………………...40
Список использованной литературы…………………………………………..42
в) конфликты, которые
г) по типу структуры
Также выделяют следующие
Элементы конфликта
Любой конфликт - это целостная
динамическая система, процесс,
Они разделены на следующие виды:
1) объективные (внеличностные);
2) личностные.
Объективные элементы
Современная конфликтология
Основные участники конфликта - это главные, непосредственные стороны, принимающие участие в противостоянии. Именно они активисты столкновения. Их интересы – это и есть противоречия, лежащие в основе конфликта. Участников именуют субъектами, или оппонентами конфликта.
В зависимости от меры
Все остальные участники конфликта – неосновные, косвенные. Называемые также третьей стороной.
Условно участники поделены на такие категории: инициаторы (зачинщики); организаторы; пособники; посредники (медиаторы).
Следующий объективный элемент в конфликте — его среда, состоящая из совокупности объективных условий конфликта. Различают микро- и макросреду конфликта. Они, в свою очередь, распределены на физическую, психологическую и социальную среды.
В организациях, на предприятиях наиболее значимо отражаются психологическая и социальная среда конфликта.
Именно различия интересов
Причины конфликта
Причина конфликта — это то
явление, благодаря которому
Потребность — это нужда или
недостаток в чем-либо
Выделяют такие противоречия интересов:
- внутренние и внешние;
- антагонистические и
- основные и неосновные;
- объективные и субъективные.
Внутренние противоречия –
Внешние противоречия - между двумя или несколькими относительно самостоятельными группами.
Антагонистические
Неантагонистические
Источник неантагонистических
Основные противоречия –
Объективные противоречия – независимы от личностных качеств людей и их характеристик. Они неизбежны и многолики, единственный способ устранит их – найти коренную причину конфликта. Часто эта причина и сама имеет объективный, независящий от воли и сознания людей характер.
Субъективные противоречия –
несовпадения личностных
Функции конфликта
Классифицируют явные и
Явные функции конфликта
Скрытые (латентные) функции
Важной составляющей является и оценка функции конфликта.
Конструктивные (как впрочем и
деструктивные) функции
1) общие функции конфликта —
присутствуют на разных
2) функции конфликта на
К общим конструктивным
Конструктивные функции
Схожая типология применима и
для деструктивных функций
Деструктивные функции
Во многих ситуациях человек
будет реагировать так, чтобы
не дать другому добиться
Последствия конфликта
Функциональные последствия
Конфликт может также уменьшить возможность группового мышления и синдрома покорности, когда подчиненные не высказывают идей, которые, как они считают, противоречат идеям их руководителей. Это может улучшить качество процесса принятия решений, так как дополнительные идеи и “диагноз” ситуации ведут к лучшему ее пониманию, симптомы отделяются от причин и разрабатываются добавочные альтернативы и критерии их оценки. Через конфликт члены группы могут проработать возможные проблемы в исполнении еще до того, как решение начнет выполняться.
Дисфункциональные последствия
конфликта. Если не найти
1. Неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров и снижение производительности;
2. Меньшая степень
3. Сильная преданность своей
4. Представление о другой стороне, как о "враге", представление о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных;
5. Сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами;
6. Увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения взаимодействия и общения;
7. Смещение акцента: придание
большого значения "победе" в
конфликте, чем решению
1.2. Динамика конфликта
Организация, как и каждый из
ее членов непрестанно развиваются,
меняются. Конфликт – это также один из
видов развития, который имеет свои этапы,
зарождается, развивается и исчерпывает
себя, после разрешения. Динамика конфликта
— процесс его развития.
Любой конфликт состоит из пяти частей:
1) предконфликтный период (скрытый);
2) начало (инцидент);
3) развитие (экскалация);
4) завершение (разрешение);
5) послеконфликтный период.
Предконфликтная ситуация
Предконфликтная ситуация —