Управление межличностными конфликтами в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2011 в 11:45, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение конфликтов, в частности и межличностных, как явление, которое стало чрезвычайно опасным в наши дни; рассмотрение появившихся различных типов и видов конфликтов и негативных последствий, возникающих в процессе трудовой деятельности. Выявить основные причины возникновения конфликтов и проанализировать все выше сказанное на примере межличностного конфликта на производстве.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3

1 Теоретические аспекты межличностного конфликта………………………..6

1.1 Типология конфликтов…………………………………………………….6

1.1.1 Понятие конфликта, его сущность………………………….……....6

1.1.2 Основные виды возникающих конфликтов. Их причины и ошибки…………………………………………………………………….10
1.2 Понятие, сущность и характеристика межличностного конфликта…..21

1.3 Пути решения конфликта………………………………………………..27

2 Управление межличностного конфликта в организации «Первая печатня»………………………………………………………………………….33

2.1 Общая характеристика компании «Первая печатня»…………………..33

2.2 Анализ конфликтной ситуации в компании «Первая печатня»……..34

2.3 Пути решения конфликтных ситуаций в компании «Первая печатня».37

Заключение……………………………………………………………………….43

Список литературы……………………………………………………………....45

Приложение А…………………………………………………………………....47

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки РФ( на сдачу).docx

— 210.48 Кб (Скачать документ)

- проявления  эгоизма.

     Для того, чтобы избежать конфликтогенов в процессе общения и взаимодействия с другими людьми, существуют следующие  правила, а именно:

     1 Необходимо твердо помнить, что всякое наше неосторожное высказывание в силу эскалации конфликтогенов может привести к конфликту.

     2 Необходимо проявлять эмпатию к собеседнику (следовало бы представить, как отзовутся в его душе ваши слова, действия).

     Также конфликты могут быть реалистическими (предметными) или нереалистическими (беспредметными). Реалистические конфликты вызваны неудовлетворением определённых требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата. Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

     Начавшись как реалистический, конфликт может  превратиться в нереалистический, например, если предмет конфликта чрезвычайно  значим для участников, а они не могут найти приемлемое решение, справиться с ситуацией. Это повышает эмоциональную напряженность и  требует освобождения от накопившихся отрицательных эмоции. [9, с. 76 - 77]

     Существующая  современная точка зрения, относительно конфликтов,  заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже может быть и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Например, человек, который на заседании комитета спорит только потому, что не спорить он не может, вероятно, снизит степень удовлетворения потребности в принадлежности и уважении и, возможно, уменьшит способность группы принимать эффективные решения. Члены группы могут принять точку зрения спорщика только для того, чтобы избежать конфликта и всех связанных с ним неприятностей даже не будучи уверенными, что поступают правильно. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения на эти документы проходит до их фактического исполнения.

     Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности  организации. Или он может быть дисфункциональным  и приводит к снижению личной удовлетворённости, группового сотрудничества и эффективности  организации. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо знать причины его возникновения тип, возможные последствия для того, чтобы выбрать наиболее эффективный метод его разрешения. [15, с. 122]

     В результате выше сказанного, в организациях выделяют внутрикорпо-ративные конфликты, которые можно разделить на трудовые и производст-венные (в зависимости от того, какие отношения они затрагивают).   Трудовой конфликт — это столкновение интересов работодателя и работника (по поводу применения действующего законодательства о труде, установления новых или изменения существующих условий труда и т. п.). Производственный конфликт — это скрытое или открытое столкновение индивидуальных и/или групповых интересов в сфере деловых и профессиональных отношений, складывающихся в процессе совместной производственной деятельности. [21, Электронный ресурс]        

     Также, помимо  различных вариантов типов  конфликта, он может быть:    

1) по направлению конфликты делятся на горизонтальные (в которых не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг друга), вертикальные (в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого) и смешанные (представленные и «вертикальные», и «горизонтальные» составляющие),                                                                                                      2) по воздействию на развитие организации и по способу их разрешения, выделяются конструктивные и деструктивные конфликты. 

      Конструктивный  конфликт возникает, когда оппоненты  не выходят за рамки этических  норм, деловых отношений и разумных аргументов. Деструктивный конфликт возникает, когда одна из сторон жестко настаивает на своей позиции и  не желает учитывать интересы другой стороны или всей организации  в целом. Чаще всего, деструктивные  конфликты затрагивают сферу  межличностных отношений и приводят к негативным, разрушительным последствиям, имея тенденцию к перерастанию в  затяжные межличностные противостояния, взаимную неприязнь и вражду. [21, Электронный ресурс]

     1.1.2 Основные виды  возникающих конфликтов. Их причины и ошибки

     Как стало известно, разновидностей конфликтов существует множество, однако из всего  этого выделяют следующие основные типы конфликтов, нарушающих успешное осуществление соответствующей  связи, при этом нередко встречаются  конфликты смешанного типа :

     1 Внутриличностный конфликт. Возможные дисфункциональные последствия данного конфликта аналогичны последствиям других типов конфликта. Он может принимать различные формы, и из них наиболее распространена форма ролевого конфликта, когда одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы или, например, когда производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Такой конфликт может возникнуть при низкой удовлетворённости работой, малой уверенностью в себе и организации, а также со стрессом.

     2 Межличностный конфликт - это самый распространённый тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего, это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый из них считает, что поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее руководство выделить эти ресурсы ему, а не другому руководителю.

     Межличностный конфликт также может проявляться  и как столкновения личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких  людей различаются в корне. Каждая из участвующих в конфликте сторон делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое, поэтому конфликт ассоциируется  с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, напряжением и другими эмоционально-негативными  явлениями.

     Таким образом, можно сказать, что межличностные  конфликты относятся к одному из самых тяжелых, разрушающих социально-психологический климат коллектива, видов конфликтов.

     3 Конфликт между личностью и группой. Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиций группы. Например, обсуждая на собрании пути увеличения объема продаж, большинство будет считать, что этого можно добиться путем снижения цены. А кто-то один будет убежден, что такая тактика приведёт к уменьшению прибыли. Хотя этот человек, мнение которого отличается от мнения группы, может принимать близко к сердцу интересы компании, его все равно можно рассматривать как источник конфликта, потому что он идет против мнения группы.

     4 Межгрупповой конфликт. Организации состоят из множества формальных и неформальных групп. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникнуть конфликты. Неформальные группы, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться «рассчитаться» с ним снижением производительности. Яркий пример межгруппового конфликта - это конфликт между профсоюзом и администрацией.

     Рассмотрев, типологию конфликта, можно сказать, что конфликты обладают только отрицательными свойствами, однако это не так.

     Конфликты могут выполнять функции как  негативные, так и позитивные, что представлено в таблице 1. [13, с. 68 - 69]

Позитивные  функции Негативные  функции
Разрядка  напряженности между конфликтующими сторонами  Большие эмоциональные, материальные затраты на участие  в конфликте 
Получение новой информации об оппоненте  Увольнение  сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение  социально-психологического климата  в коллективе
Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом Представление о побежденных группах как  о врагах
Снятие  синдрома покорности у подчиненных  После завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между частью коллектива
Диагностика возможностей оппонентов Сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта»)

     Таблица 1.Функции конфликтов

     Конфликт  – это такое явление, которое  не возникает само по себе, у него есть свои причины появления. Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. [6, с. 156 - 157]

     У всех конфликтов есть несколько причин, основными из которых являются ограниченность ресурсов, которые надо делить, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, уровне образования и т.п. Рассмотрим основные причины конфликтов:

1) Распределение ресурсов. Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Руководство может решить, как распределить материалы, людей, финансы, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. Не имеет значения, чего конкретно касается это решение люди всегда хотят получать больше, а не меньше. Таким образом, необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет к различным видам конфликта;        

2) Взаимозависимость  задач. Возможность конфликта  существует везде, где один  человек или группа зависят  в выполнении задач от другого  человека или группы. Определённые  типы организационных структур  увеличивают возможность конфликта.  Такая возможность возрастает, например, при матричной структуре организации,  где умышленно нарушается принцип единоначалия;                                                                                                                                     3) Различия в целях. Возможность конфликта растет по мере того, как организации становятся более специализированными и разбиваются на подразделения. Это происходит потому, что подразделения могут сами формулировать свои цели и большее внимание уделять их достижению, чем достижению целей организации. Например, отдел сбыта может настаивать на производстве как можно более разнообразной продукции и её разновидностей, потому что это повышает конкурентоспособность и увеличивает объем сбыта. Однако, цели производственного подразделения, выраженные в категориях затраты – эффективность выполнить легче, если номенклатура продукции менее разнообразна (в результате возникает межгрупповой конфликт);                                                                  

4) Различия  в представлениях и ценностях.  Представление о какой-то ситуации  зависит от желания достигнуть  определенной цели. Вместо того, чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только  те взгляды, альтернативы и  аспекты ситуации, которые, по  их мнению, благоприятны для группы или личных потребностей.                                                                                5) Различия в ценностях - весьма распространённая причина конфликта. Например, подчинённый может считать, что всегда имеет право на выражение своего мнения, в то время как руководитель может полагать, что подчинённый может выражать своё мнение только тогда, когда его спрашивают, и беспрекословно выполнять то, что ему говорят;

Информация о работе Управление межличностными конфликтами в организации