Управление персоналом коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:08, курсовая работа

Описание

Целью работы является оценка кадровой политики современного банка, ориентированной на формирование и развитие кадрового потенциала банка.
Задачей данной работы является рассмотрение сферы управления персоналом в коммерческих банках детально, включая формулировку методов, принципов и особенностей управления.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Сущность банковского менеджмента ………………………….……. 5
1.1 Задачи банковского менеджмента ………………………………….…….... 9
1.2 Методы, цели и задачи системы управления персоналом банков ……… 10
1.3 Роль системы управления персоналом в функционировании банков ….. 18
Глава 2. Анализ кадровой политики коммерческих банков ………………… 26
2.1 Профессиональное обучение и повышение квалификации персонала … 27
2.2 Мотивация к труду банковского персонала ……………………………… 32
2.3 Анализ кадровой политики коммерческих банков ……………………… 34
Глава 3. Основные тенденции и предложения развития кадровой политики современных банков …………………………………………………………… 43
3.1 Принципы и приемы построения эффективной работы кадровой службы современного банка ……………………………………………………………. 43
3.2 Новые тенденции, изменения и предложения в управлении персоналом коммерческих банков России …………………………………………………. 44
Заключение ……………………………………………………………………... 48
Список использованной литературы ………………………

Работа состоит из  1 файл

КР Банк.мен-т.doc

— 562.50 Кб (Скачать документ)


 

Кафедра «Мировой экономики»

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по Банковскому менеджменту

 

на тему:

«Управление персоналом коммерческого банка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил ____________________                              

                 (подпись)                                   

 

Проверил   ___________________                                                 

                        (подпись)                   

 

 

 

 


Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Сущность банковского менеджмента ………………………….……. 5

1.1 Задачи банковского менеджмента ………………………………….…….... 9

1.2 Методы, цели и задачи системы управления персоналом банков ……… 10

1.3 Роль системы управления персоналом в функционировании банков ….. 18

Глава 2. Анализ кадровой политики коммерческих банков ………………… 26

2.1 Профессиональное обучение и повышение квалификации персонала … 27

2.2 Мотивация к труду банковского персонала ……………………………… 32

2.3 Анализ кадровой политики коммерческих банков ……………………… 34

Глава 3. Основные тенденции и предложения развития кадровой политики современных банков …………………………………………………………… 43

3.1 Принципы и приемы построения эффективной работы кадровой службы современного банка ……………………………………………………………. 43

3.2 Новые тенденции, изменения и предложения в управлении персоналом коммерческих банков России …………………………………………………. 44

Заключение ……………………………………………………………………... 48

Список использованной литературы …………………………………………. 50

Приложения ……………………………………………………………………. 52

 


Введение

Актуальность такого направления банковского менеджмента, как  управление персоналом в коммерческом банке является довольно популярной и подтверждается как зарубежным, так и отечественным опытом.

К сожалению, в отечественном банковском деле кадровым проблемам традиционно уделялось минимальное внимание. Однако за последние годы не только ученые, эксперты-методологи, но и руководители ведущих банков России начали высказываться по поводу роли «человеческого» фактора в российском банковском деле. Многие руководители осознали, что американский, японский, немецкий опыт менеджмента не годится для русского человека и современного состояния экономики России. Однако зарубежный опыт по управлению персоналом можно использовать в российских организациях, но в адаптированном виде. Необходимо учитывать национальные особенности и сложившийся управленческий менталитет. Поэтому каждый руководитель любого подразделения в банке, независимо от уровня профессиональной подготовки и знаний, ученой степени и практического опыта, должен владеть наукой управления, умением управлять своим персоналом. [6]

В отличие от своих зарубежных коллег руководители российских банков практически не знакомы с персональным менеджментом как полноценным элементом науки системного управления деятельностью предприятия. Знакомство же с практическими аспектами централизованного управления персоналом у большинства банковских менеджеров, как правило, ограничивалось опытом личного общения с отделом кадров по прежнему месту работы. Следует учитывать, что значительная часть руководителей (прежде всего нижнего и среднего звена) перешла на работу в банки из других сфер деятельности и не успела ещё в полной мере осознать принципиально иной качественный уровень требований к персоналу кредитно-финансовых организаций. Лишь к середине 90-х годов внимание руководителей российских банков к кадровому направлению деятельности начало постепенно усиливаться. [12]

Особый интерес в этой теме для нас представляют такие вопросы как: особенности управления персоналом в банках, профессиональное обучение и повышение квалификации кадров, мотивация их к труду, цели, задачи, методы и принципы управления в коммерческих банках, а так же новые тенденции к развитию в этой сфере. Попытаемся рассмотреть в данной курсовой работе все вышеперечисленные вопросы.

Целью работы является оценка кадровой политики современного банка, ориентированной на формирование и развитие кадрового потенциала банка.

Задачей данной работы является рассмотрение сферы управления персоналом в коммерческих банках детально, включая формулировку методов, принципов и особенностей управления.

Объектом исследования в данной работе является опыт кадровой политики коммерческих банков России, а предметом исследования – детальное рассмотрение структуры управления персоналом в коммерческих банках.


Глава 1. Сущность банковского менеджмента

Современное банковское дело относится к одной из самых динамичных сфер экономики. Техническая революция, усиление конкурентной борьбы, стремительная инфляция, экономические кризисы привели к повышению рискованности банковской деятельности. На нынешнем этапе развития банковской системы главная задача заключается в поиске реальных путей минимизации рисков и получения достаточных доходов для сохранения средств вкладчиков и поддержания жизнедеятельности банка. Успешное решение этой сложной проблемы требует использования многих методов, приемов, способов, систем и разработки новых подходов к управлению коммерческим банком, объединенных понятием менеджмента.

Банковский менеджмент  в  общем  виде  представляет  собой  управление отношениями,  связанными  со  стратегическим  и  тактическим  планированием, анализом,  регулированием,   контролем   деятельности   банка,   управлением финансами,   маркетинговой   деятельностью,    персоналом,    осуществляющим банковские  операции.  Другими  словами,  это  —   управление   отношениями, касающимися  формирования  и  использования  денежных  ресурсов,   то   есть взаимоувязанная   совокупность   финансового   менеджмента   и    управления персоналом, занятым в банковской сфере. [1]

Управление деятельностью банка, имеет своей целью максимизацию прибыли банка. Эффективность применения банковского менеджмента достигается только в комплексной увязке с функционированием, действиями методов и рычагов финансового механизма.

Банковский менеджмент основывается на анализе факторов финансового рынка, прогнозировании, экономической ситуации и минимизации банковских рисков. Основными направлениями являются:

1) маркетинг банковский;

2) управление активами банка;

3) управление пассивами банка;

4) управление собственными средствами банка - политика в области дивидендов по собственным акциям;

5) управление рентабельностью работы банка;

6) управление кадрами банка.

Высоким фактором финансовой устойчивости и высокой кредитоспособности банков является качество менеджмента. Зарубежная экономическая статистика отмечает, что 40% банков терпит банкротство из-за плохого качества управления. Руководитель банка - это не номенклатурная должность, он не столько администратор, сколько банкир в самом прямом смысле этого слова, профессионал, обладающий коммерческими и аналитическими способностями. Во всем мире о банке судят прежде всего по тому, кто его возглавляет, какова личность председателя, его профессиональный и моральный уровень, способность организовать бизнес, его авторитет в мире деловых людей.

Управление банком можно подразделить на три сферы. Первая охватывает вопросы, связанные с организацией и управлением экономическими процессами, находящимися в компетенции банка; вторая - с организацией и управлением банковским персоналом; третья - с организацией и управлением информационными потоками.

Наиболее ответственной частью банковского управления является планирование, в процессе которого вырабатывается банковская политика, определяющая действия на перспективу. Составной частью этой работы выступает формирование концепции развития конкретного банка, установление текущих задач на соответствующий период, выработка мер по их реализации. Составные части банковской политики - кредитная, инвестиционная, трастовая политика. Здесь важное значение имеет определение перспектив изменений количественных, качественных и социальных показателей развития банка, обоснование принципов осуществления его деятельности, выделение приоритетов и выбор методов организации работы. Планирование деятельности банка основывается на глубоком анализе конъюнктуры денежного рынка и возможно самого банка, а также на экономико-математических моделях, используемых для прогнозирования. [26]

При формировании политики необходимо дать оценку положения банка на рынке банковских услуг, проанализировать спрос и предложение на банковские услуги в данном регионе. Необходимо выявить круг реальных и потенциальных клиентов банка независимо от их расположения. В этих целях коммерческий банк может провести анкетирование клиентов. В анкете, разработанной банком для реальных и будущих клиентов, должны быть перечислены различные виды услуг, в которых может нуждаться клиент.

Одновременно банк должен изучать свои возможности с точки зрения объема и структуры кредитных ресурсов, ликвидности баланса, уровня затрат на проведение соответствующих операций, технической оснащенности банка, квалификации кадров. На основе такого анализа банк формирует политику применительно к каждой сфере деятельности. При этом учитываются возможности банков-конкурентов.

Управление активами - одно из важнейших направлений банковского менеджмента; оно реализует политику банка, намеченную на соответствующий период. В процессе управления активами ставится задача обеспечения прибыльной работы банка при соблюдении ликвидности его баланса. Эта задача выполнима только на основе систематического анализа складывающейся ситуации путем целенаправленных действий, обеспечивающих изменение структуры активов. Известно, что разные активы приносят банку неодинаковую прибыль, имеют разную степень риска. Поэтому банки должны провести классификацию всех активов в зависимости от сроков вложения средств, их прибыльности и степени риска. Методы управления активами в значительной мере определяются особенностями задач, решаемых банком в течении соответствующего периода.

Управление пассивами представляет собой самостоятельное направление менеджмента, в процессе которого решаются следующий задачи:

• не допускать наличие в банке средств, не приносящих дохода, кроме той их части, которая обеспечивает формирование обязательных резервов;

• изыскивать необходимые кредитные ресурсы для выполнения банком соответствующих обязательств перед клиентами и развития активных операций; обеспечивать получение банком прибыли за счет привлечения "дешевых ресурсов". [20]

Специфика понятия «банковский менеджмент» предопределяется следующей спецификой банковской деятельности как вида бизнеса:

- фирма - банк;

-бизнес-процессы - процессы заключения и выполнения условий банковских сделок;

- рынок сбыта - рынок банковских услуг;

- персонал фирмы - сотрудники банка и др.

Банковский менеджмент, как особая сфера управления, возникает лишь в условиях развитой рыночной экономики. При расширении круга банковских операций до уровня, принятого в цивилизованных странах, в эти услуги входят операции с ценными бумагами, кредитными карточками, валютой, помощь в экономии и распространении акций других банков и коммерческих структур, помощь клиентам в рациональном вложении их средств, оценке инвестиционных проектов, лизинг, факторинг и другие услуги. Кроме того, уставной капитал банка может стать резервным фондом для других коммерческих банков. Рыночная экономика немыслима без банковского менеджмента, основанного на реальной конкуренции на финансовом рынке между кредитными учреждениями, замене государственного финансирования предприятий, ведущего к инфляции, рыночным механизмом кредитования конкретных инвестиционных проектов и бизнес-планов, ориентированных на создание новой товарной массы.

1.1 Задачи банковского менеджмента

К основным задачам банковского менеджмента можно отнести:

1. Разработка банковской политики:

                       постановка главных задач, выделение основной цели существования банка;

                       разработка комплексных программ и проектов, обеспечивающих достижение основных целей существования банка;

                       разработка методологии управления деятельностью банка;

                       разработка организационной структуры банков в соответствии с выбранной политикой развития банка;

                       стратегия управления персоналом банка:

- в области организации работы персонала

- в области определения эффективности работы персонала;

- в области мотивации персонала в области стимулирования инновационного - потенциала предприятия;

- в области продвижения персонала

2. Банковский маркетинг:

                       установление существующих и потенциальных рынков банковских услуг;

                       выбор конкретных рынков и выявление потребностей банковской клиентуры;

                       установление долго- и краткосрочных целей для развития существующих и создания новых видов банковских услуг;

                       внедрение новых видов услуг в практику и контроль банка за реализацией программ внедрения.

3. Создание банковских продуктов:

                       разработка методов изменения состояния, свойств, формы денежных средств в процессе деятельности банка для удовлетворения потребностей существующих и потенциальных клиентов банка;

                       внедрение новых банковских технологий обслуживания клиентов;

4. Формирование клиентской базы, обслуживание клиентов и продажа услуг:

                       укрепление позиций на освоенных сегментах рынка банковских услуг (кредитных, операционных, инвестиционных, трастовых) для привлеченных групп клиентов (хозяйствующие субъекты, государственные учреждения, физические лица);

                       завоевание новых рынков банковских услуг;

                       повышение конкурентоспособности, расширение ресурсной базы банка, создание дополнительных доходоприносящих денежных потоков;

                       -получение прибыли.

5. Управление в области экономики и финансов:

Информация о работе Управление персоналом коммерческого банка