Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:08, курсовая работа
Целью работы является оценка кадровой политики современного банка, ориентированной на формирование и развитие кадрового потенциала банка.
Задачей данной работы является рассмотрение сферы управления персоналом в коммерческих банках детально, включая формулировку методов, принципов и особенностей управления.
Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Сущность банковского менеджмента ………………………….……. 5
1.1 Задачи банковского менеджмента ………………………………….…….... 9
1.2 Методы, цели и задачи системы управления персоналом банков ……… 10
1.3 Роль системы управления персоналом в функционировании банков ….. 18
Глава 2. Анализ кадровой политики коммерческих банков ………………… 26
2.1 Профессиональное обучение и повышение квалификации персонала … 27
2.2 Мотивация к труду банковского персонала ……………………………… 32
2.3 Анализ кадровой политики коммерческих банков ……………………… 34
Глава 3. Основные тенденции и предложения развития кадровой политики современных банков …………………………………………………………… 43
3.1 Принципы и приемы построения эффективной работы кадровой службы современного банка ……………………………………………………………. 43
3.2 Новые тенденции, изменения и предложения в управлении персоналом коммерческих банков России …………………………………………………. 44
Заключение ……………………………………………………………………... 48
Список использованной литературы ………………………
Политика мотивации персонала нацелена на расширение сотрудничества персонала с администрацией для достижения общих целей. Это непосредственно побуждает персонал к развитию потенциальных способностей, к более интенсивному и продуктивному труду, к творческому отношению к труду.
Требования творческого подхода работников к труду обусловили: повышение их самостоятельности и ответственности за выполняемую работу, активное участие в принятии управленческих решений, непосредственную заинтересованность в результатах труда. Отсюда главный стратегический курс на высокий уровень образования, квалификации и этики работников, предоставление широкому кругу работников условий для расширения знаний, непрерывного повышения профессионального мастерства, самовыражения, использование пакетов многообразных программ мотивации и развитие организационной культуры. [28]
2.3 Анализ кадровой политики коммерческих банков
Если заглянуть в историю, то можно обнаружить, что проблеме системной подготовки кадров в России пытались уделять серьезное внимание еще с допетровских времен. Достаточно вспомнить попытки царя Алексея Михайлович (отца Петра I) привлечь к строительству армии – зарубежных грамотных офицеров, к созданию промышленности – иностранных специалистов. Или его попытку построить Русский флот, создать школу кораблестроителей и флотоводцев. Однако последовательно, системно кадры в России начали готовить со времен Петра I. Продолжателем его дел в данном направлении можно назвать Екатерину Великую и ряд других российских государей.
Это не означает, что подготовкой квалифицированных кадров в России вообще не занимались в допетровские времена. Однако в тот период не существовало единой системы, тем более под патронажем государства. Во все времена были мастера, говоря современным языком, высококвалифицированные специалисты, которые передавали свои знания, навыки, секреты из поколения в поколение. Система подготовки, обучения кадров носила родовой, клановый, в лучшем случае цеховой характер.
Совершенно другой, государственный подход начал выстраиваться по инициативе Петра Великого. Кадры начали готовить для нужд государства. Заслуга его также в том, что он показал и доказал высокую эффективность вложения средств в подготовку высококвалифицированных кадров, а значит и в проведение эффективной кадровой политики в целом.
Сейчас, в настоящее время, кадровая политика – основа стабильной и надежной работы любого коммерческого банка.
Банки в своей деятельности руководствуются законодательством РФ, нормативными документами и настоящим Уставом. Банк является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе.
Основной целью банков является привлечение денежных средств от физических и юридических лиц, а также осуществление кредитно-расчетных и иных банковских операций и сделок с физическими и юридическими лицами.
Коммерческие банки осуществляют следующие банковские операции:
- привлекают и размещают денежные средства физических и юридических лиц;
- открывают и ведут банковские счета физических и юридических лиц;
- осуществляют расчеты по поручению клиентов, в том числе банков – корреспондентов;
- инкассируют денежные векселя, платежные и расчетные документы и осуществляют кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
- покупают и продают иностранную валюту в наличной и безналичной формах;
- привлекают во вклады, и размещает драгоценные металлы, выдают банковские гарантии. [14]
Так же, помимо перечисленных выше банковских операций, коммерческие банки могут осуществлять следующие сделки:
- выдача поручительства за третьих лиц, предусматривающие исполнение обязательств в денежной форме;
- приобретение права требования от третьих лиц для исполнения обязательств в денежной форме;
- доверительно управляют денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
- осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством;
- предоставляют в аренду физическим и юридическим лицам специальные помещения или находящиеся в них сейфы для хранения документов и ценностей;
- осуществление лизинговых операций;
- осуществление брокерских, консультативных и информационных услуг.
Все перечисленные банковские операции и сделки осуществляются в рублях и иностранной валюте.
Коммерческие банки вправе осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с федеральными законами. Они обладает полной хозяйственной самостоятельностью в вопросах распределения чистой прибыли.
Балансовая и чистая прибыль банков определяется в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Из балансовой прибыли уплачиваются соответствующие налоги, другие обязательные платежи в бюджет, во внебюджетные фонды, а также производятся расходы, осуществляемые по законодательству РФ до налогообложения. Чистая прибыль остается в распоряжении банка и по решению общего собрания акционеров перечисляется в резервы, направляется на формирование иных фондов и распределяется между акционерами в виде дивидендов и на другие цели в соответствии с законодательством РФ.
Органами управления коммерческим банком являются:
— общее собрание акционеров;
— наблюдательный совет банка;
— коллективный исполнительный орган – Правление банка;
— единоличный исполнительный орган – Председатель Правления банка.
Общее собрание акционеров является высшим органом управления банком.
Руководство текущей деятельностью банка осуществляется Правлением и Председателем Правления банка. Председатель Правления избирается общим собрание акционеров из числа членов Наблюдательного совета банка.
Одним из факторов успешной деятельности любого банка является его организационная структура, которая должна включать в себя подразделения и службы, выполняющие ряд определенных функций. Организационная структура банка (рисунок 2) должна определяться отраслевыми особенностями деятельности, его размером и другими объективными факторами (наличие достаточно развитой инфраструктуры, законодательные акты и т. п.).
Рисунок 2 - Организационная структура коммерческого банка
Перед организациями стоит задача приспособления организационной структуры новым требованиям, она должна быть гибкой, быстро налаживаться под новые требования и др. Организационная структура, построенная в соответствии с вышеуказанными требованиями, позволит организации:
четко разграничить подразделения по функциональным признакам;
выстроить иерархию управления;
оставить задачи и цели каждого подразделения;
обеспечит более качественный контроль за работой подразделений;
выработать стратегический план развития организации и выделить в нем долю участия каждого подразделения и т. д.
Организационная культура — целостность целей и ценностей, присущих организации, специфических принципов поведения и способов реагирования, ритуалов, лежащих в основе совместной деятельности людей в рамках организации. [23]
Она оказывает существенное влияние на реализацию кадровой политики банка. Все без исключения банковские работники должны быть нацелены на достижение конкретных результатов, а местные руководители и специализированные (прежде всего кадровые) службы должны уметь определить ответственность каждого сотрудника и подразделения за результаты работы, а также содействовать необходимому обмену информацией.
Формирование персонала банка – это фундаментальное стратегическое направление, которое во многом обеспечивает стабильность и эффективность работы всей банковской системы страны.
Существуют различные точки зрения о необходимости анализа кадровой политики. А именно, что может дать такой анализ.
Анализ кадровой политики банка позволит добиться следующих преимуществ в осуществлении своей деятельности:
- ясное определение видов деятельности, которые должны будут приниматься для достижения целей банка;
- ясность в понимании проблем руководства и кадров;
- побуждение к сотрудничеству через координацию деятельности между различными служащими и отделом;
- добиться единообразия и последовательности в принятии решений;
- децентрализация власти, что улучшит производственные отношения;
- укрепление морали и улучшение общих отношений;
- четкое определение правил, которыми должны руководствоваться работники;
- определение круга проблем, которые могут возникнуть в будущем и другие.
В России анализ кадровой политики еще не стал привычным событием и осуществляется зачастую только в очень крупных компаниях. Эту политику анализируют в большинстве случаев по трем направлениям:
анализ занятости;
анализ обучения;
анализ оплаты труда.
Банковская структура остается самой или одной из самых привлекательных мест для трудоустройства, администрации кредитно-финансовых учреждений устанавливают очень строгие рамки отбора для вновь принятых специалистов. Отбор часто ведется в три этапа:
1. Конкурс документов.
2. Собеседование и тестирование.
3. Предоставление работы с испытательным сроком на 2 месяца с оплатой 70% заработка сотрудника данной должности. [22]
Если кандидат выдерживает эти испытания, он зачисляется в постоянный штат банка со 100%-ой положенной по должности заработной платой. Из кандидатов, прошедший второй тур, но не имеющих возможности отработать испытательный срок формируется банк данных возможных кандидатов на занимание вакантных должностей в будущем. В некоторых случаях этих кандидатов приглашают пройти третий тур отбора во время отпусков сотрудников. И в случае успешной работы они имеют больше шансов быть принятыми в штат банка при наличии свободных рабочих мест.
Практики и теоретики менеджмента утверждают, что для любого человека важна самореализация. Одной из сторон самореализации является максимально возможное продвижение по служебной лестнице. Это выражается в том, что каждый работник должен быть уверен в возможности получить повышение при условии качественного выполнения своей работы, росте его профессионализма и квалификации.
Следовательно, администрации банка следует обратить на решение этого вопроса пристальное внимание. При отсутствии четкой политики карьерного роста в банке есть четкий контроль за эффективностью и качеством работы. Главными критериями оценки качества работы сотрудников являются:
степень удовлетворенности клиентов работой сотрудника,
выполнение поставленных задач,
выполнение плановых показателей,
количество отработанных человеко-дней,
коэффициент затратоемкости рабочего времени на выполнение конкретного вида работ,
прирост объема прибыли на каждого сотрудника банка и др. [10]
Перед каждым сотрудником ставятся задачи, за ходом выполнения которых ведется постоянный контроль со стороны, как администрации, так и коллег.
Аттестация кадров банка проводится с целью определения квалификации, результативности, уровня знаний и навыков работников, их деловых и иных значимых качеств занимаемой должности. Аттестация кадров банка направлена на улучшение качественного состава кадров, наиболее рациональную их расстановку и эффективное использование, повышение ответственности работников за полученные задания, рост их трудовой активности.
Стоит отметить, что в банках, как правило, уделяется мало внимания дополнительным льготам для сотрудников. Банки не строят жилья, не имеют детские сады своим работникам, не субсидируют расходы на питание и транспорт. В банке нет в штате психолога, который бы помогал в решении личных проблем работников.
В банках хорошо поставлена система контроля за качеством работы. Контроль осуществляется путем наблюдения, проверки деятельности сотрудников, учета и анализа. Контроль осуществляется в следующей иерархии (рисунок 3).
Рисунок 3 - Система контроля за качеством работы сотрудников банка
Итак, для того чтобы в постоянно меняющихся условиях коммерческий банк мог стабильно и эффективно функционировать, руководство банка должно уделять большое внимание анализу показателей деятельности банка и проводимых операций.
Проведение анализа в банке имеет огромное значение, ибо на основании его результатов руководство оценивает существующую и разрабатывает перспективную политику банка, определяет эффективность отдельных видов операций и планирует развитие их новых видов. Таким образом, исходя из результатов анализа, руководство банка разрабатывает меры по укреплению состояния банка.
Глава 3. Основные тенденции и предложения развития кадровой политики современных банков
Информация о работе Управление персоналом коммерческого банка