Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 19:37, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение места и роли управления персоналом в общей системе управления предприятия на примере Карагандинского нефтепроводного управления Восточного филиала АО «КазТрансОйл» и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:
- определить понятия управления персоналом, изучить основные подходы к управлению персоналом;
- определить цели и функции системы управления персоналом;
- определить значение кадровой политики и кадровой работы в развитии современного предприятия, проанализировать влияние основных факторов кадровой политики и направлений кадровой работы в их взаимосвязи на развитие кадрового потенциала и персонала организации;
- проанализировать систему управления персоналом и анализ основных направлений кадровой работы на примере Актюбинского нефтепроводного управления Западного филиала АО «Казтрансойл»;
- дать общую оценку результативности кадровой работы в компании;
- найти пути совершенствования деятельности по управлению персоналом в компании.
6. планирование карьеры, обеспечение профессионально-должностного роста работника. Эта функция важна как для отдельных сотрудников, поскольку отвечает их ожиданиям и интересам, так и для предприятия, так как позволяет полнее и эффективнее использовать потенциал работника;
7. руководство персоналом. Центральное место в реализации этой функции занимает мотивация сотрудников. Она означает побуждение работников к добросовестному и инициативному труду, реализации организационных целей. Мотивация достигается, прежде всего, благодаря обеспечению совпадения организационных и личных целей. Однако руководство не сводится к мотивации. Оно, «как функция управления, призвано объединять, координировать, взаимосвязывать и интегрировать все прочие функции в единое целое». При этом речь идет, прежде всего, о функциях, связанных с управлением людьми. Руководство персоналом - чрезвычайно сложная и содержательная деятельность, в той или иной мере включающая многие другие функции;
8. управление расходами на персонал. Это предполагает подсчет, сколько стоит привлечение, обучение, оформление, оценка, оплата персонала, социальные расходы и т.п., т.е. все пребывание работника в организации, а также соотнесение расходов с прибылью, которую приносит труд сотрудника;
9. организация рабочего
места, позволяющая оптимально
использовать потенциал
10. освобождение персонала.
В современном производстве
11. кадровое делопроизводство:
сбор, хранение и учет анкетных
данных, стажа, повышения квалификации
и т.д. Эта, так сказать,
12. управление информацией.
Современная, особенно крупная
организация невозможна без
13. оценка результатов
деятельности и трудового
14. контроль за персоналом,
обеспечение дисциплины и
организа-ционного порядка.
15. правовое регулирование трудовых отношений. Управление персоналом базируется на использовании трудового законодательства и организационных норм, обычно зафиксированных в уставе предприятия; налаживание партнерских отношений и сотрудничества с профсоюзами, советами трудовых коллективов и другими организациями, влияющими на персонал; обеспечение безопасности, охраны труда и здоровья сотрудников. Это предполагает как контроль за ситуацией на рабочих местах, так и учет индивидуальных запросов и пожеланий работников, связанных с состоянием их здоровья, например, перевод на более легкую работу или неполный рабочий день на период окончательной трудовой адаптации после болезни; социальное обеспечение сотрудников. Оно может включать социальное страхование по возрасту, болезни, инвалидности или несчастным случаям, налаживание на предприятии медицинского обслуживания, психологической и юридической помощи, транспортные и другие услуги, строительство жилья и т.д.;
16. обеспечение репутации фирмы, ее позитивного восприятия клиентами, общественностью и институтами власти. Планирование и развитие организационной культуры, обеспечивающей интериоризацию сотрудниками этических норм, целей и ценностей предприятия, уважение его традиций, развитие между работниками отношений взаимного уважения, доброжелательности, сотрудничества и поддержки и т.д [4].
Перечисленные функции не исчерпывают всего их перечня. Они отчасти накладываются друг на друга. Однако уже перечисленные функции дают представление о содержании управления персоналом как специфического вида управленческой деятельности и о предмете науки «управление персоналом».
Функции управления персоналом осуществляются его субъектами - должностными лицами и организациями, непосредственно занятыми этой деятельностью. Субъектами управления персоналом являются:
- руководители всех уровней;
- службы персонала (отделы кадров);
- органы трудовых коллективов:
советы трудовых коллективов,
производственные советы, общие
собрания членов трудовых
- кружки качества, профсоюзы,
женские организации,
К внешним регуляторам
деятельности по управлению персоналом
относятся: государство и, прежде всего,
те его органы, которые принимают
законы, регулирующие сферу трудовых
отношений; ассоциации предпринимателей,
вырабатывающие рекомендации в области
управления, в том числе управления
персоналом; организации, занимающиеся
вопросами труда, и в первую очередь
профсоюзы; собственники предприятий
(как частные лица, так и ассоциации),
нередко устанавливающие особые
правила в области управления
персоналом. Так, на некоторых предприятиях,
принадлежащих религиозным
Управление персоналом как
специфическая деятельность осуществляется
с помощью различных методов (способов)
воздействия на сотрудников. В литературе
имеются различные
- методы стимулирования,
связанные с удовлетворением
определенных потребностей
- методы информирования,
предполагающие передачу
- методы убеждения, т.е.
непосредственного
- методы (административного)
принуждения, основанные на
А.Я. Кибанов предлагает несколько иную (хотя и связанную с предыдущей) классификацию методов управления персоналом, выделяя три группы таких методов
1) административные методы,
формирование структуры и
2) экономические методы: технико-экономический анализ; технико-экономическое обоснование; планирование; материальное стимулирование; ценообразование; налоговая система; экономические нормы и нормативы;
3) социально-психологические
методы: социальный анализ в
Административные методы отличаются прямым характером воздействия; они обязательны для выполнения, не допускают свободы выбора сотрудников и предполагают санкции за невыполнение распоряжений. Экономическим и социально-психологическим методам присущи косвенный характер воздействия, отсутствие четко определенного времени и обязательности этого воздействия. Они допускают в известных пределах свободу индивидуального выбора и поведения, во многом зависят от индивидуальных особенностей работников. Точно установить силу и конечный эффект воздействия указанных методов довольно трудно. Однако в целом данные способы управления, - особенно экономические, занимают ведущее место в управлении персоналом, выступая как бы фундаментом управленческого воздействия. Все методы управления персоналом взаимосвязаны и используются в комплексе.
1.3 Особенности управления
персоналом в Республике
С распадом СССР и приобретением
независимости Республики Казахстан,
переходом от централизованной системы
с государственной
Однако, как показывает практика, новая поведенческая модель менеджеров нашей страны не всегда вбирала в себя то, что выработано в странах с развитой рыночной системой. Одно из наиболее приметных отличий - изначальный упор на накопление богатства. Максимизация прибыли для наших менеджеров считается не только нереальным, но и в финансовом отношении менее привлекательным делом, чем простое присвоение собственности, прежде принадлежавшей государству.
В условиях инфляции, неразвитости
рынка, преступности и нестабильности
хозяйственной ситуации почти никто
из владельцев предприятий или директоров
особенно не заинтересован в получении
высоких доходов в долгосрочном
периоде. Как отечественные, так
и иностранные инвесторы
Поэтому управленческая теория
в Республике Казахстан вынуждена
заниматься постоянно изменяющимися
вопросами, которые сильно отличаются
от тех, что возникают на Западе,
и есть все основания полагать,
что в обозримом будущем
Анализ складывающихся организационно-управленческих
решений в стране свидетельствуют
о том, что еще не сформированы
достаточно устойчивые принципы и методы
управления. Признаками этого служат
множество малоэффективных
Совершенно очевидно, что
успех практического решения
задач управления главным образом
зависит от уровня профессионализма,
деловитости, нравственности и политической
неангажированности управленческих кадров.
В настоящее время важнейшими
качествами управленческих кадров признаются
самостоятельность, смелость и решительность
при осуществлении своих
Таким образом, современные тенденции развития менеджмента подчеркивают возрастающую и разностороннюю роль человеческого фактора в достижении эффективности работы организаций. Управление персоналом является приоритетным направлением развития теории и практики менеджмента.
Растет заинтересованность в долговременных инвестициях в человеческий капитал. Высоко ценится компетентность менеджеров, усиливается стимулирование взаимной ответственности наемного работника и работодателя.
В связи с этим не может
не вызвать интереса вопрос о том:
в какой степени эти тенденции
находят отражение в