Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2011 в 17:38, курсовая работа
Целью работы является анализ основных мотивационных моделей, раскрытие их достоинств и недостатков, а также разработка мероприятий по совершенствованию системы мотивации и стимулирования персонала на предприятии ОАО «ХХХ» в современных условиях.
Введение………………………………………………………………..…….....…2
1 Мотивация как объект исследования.………………..…..………..……....…..4
1.1 Понятие, сущность, этапы, задачи и необходимость мотивации в менеджменте……………………………………………………………….......….4
1.2 Основные теории мотивации …………………………………...….…..…...13
1.3 Методы и способы стимулирования деятельности персонала.…………..23
2 Анализ деятельности предприятия……………....…………………….……..28
2.1 Технико-экономическая характеристика деятельности ОАО «ХХХ»…...28
2.2 Анализ системы мотивации в ОАО «ХХХ» ..……...…….…….….………33
2.3 Анализ достоинств и недостатков действующей системы мотивации в ОАО «ХХХ»…………………………………………………..………………….40
3 Рекомендации по совершенствованию системы мотивации…….………….45
Заключение……………………………………….………………..…………..…51
Список использованной литературы………………………….…….….………53
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Мотивация как
объект исследования.………………..….
1.1 Понятие, сущность,
этапы, задачи и необходимость
мотивации в менеджменте…………………
1.2 Основные теории мотивации …………………………………...….…..…...13
1.3 Методы и способы стимулирования деятельности персонала.…………..23
2 Анализ деятельности
предприятия……………....…………………….…
2.1 Технико-экономическая характеристика деятельности ОАО «ХХХ»…...28
2.2 Анализ системы мотивации в ОАО «ХХХ» ..……...…….…….….………33
2.3 Анализ достоинств
и недостатков действующей
3 Рекомендации по совершенствованию системы мотивации…….………….45
Заключение……………………………………….…………
Список использованной
литературы………………………….…….….………
Приложения
Введение
Путь к эффективной профессиональной деятельности человека лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления им. Для этого нужно знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.
Сегодня имеется колоссальное количество способов воздействия на мотивацию конкретного человека, причем диапазон их постоянно растет.
Более того, тот фактор, который сегодня мотивирует конкретного человека к интенсивному труду, завтра может способствовать “отключению” того же самого человека. Никто точно не может сказать, как детально действует механизм мотивации, какой силы должен быть мотивирующей фактор и когда он сработает, не говоря уже о том, почему он срабатывает.
Обилие
литературы по проблемам мотивации
сопровождается многообразием точек
зрения на их природу. Что, несомненно,
предопределяет большой интерес
к проблемам мотивации и
В России
процесс формирования систем стимулирования
труда происходит в сложных социально-
В общем случае мотивация - это процесс побуждения к труду. Любой руководитель, если он хочет добиться эффективной деятельности своих подчинённых, должен не забывать о наличии для них стимулов трудиться.
Особенностью
управления персоналом при переходе
к рынку является возрастающая роль
личности работника. Соответственно и
меняется соотношение стимулов и
потребностей, на которые может опереться
система стимулирования. Для мотивации
сотрудников компании сегодня используют
как финансовые, так и нефинансовые
методы вознаграждения. Между тем, определенной
картины о соотношении
Мотивация – одна из важнейших функций управления. Не случайно говорится, что для России решение проблемы мотивации является стратегической задачей. Без правильного решения проблемы мотивации качественное управление в России невозможно в принципе.
Целью работы
является анализ основных мотивационных
моделей, раскрытие их достоинств и
недостатков, а также разработка
мероприятий по совершенствованию
системы мотивации и
1
Мотивация как
объект исследования
За тысячи
лет до того, как слово «мотивация»
вошло в лексикон руководителей,
было хорошо известно, что можно
намеренно воздействовать на людей
для успешного выполнения задач
организации. Самым первым из применяемых
приемов был метод кнута и
пряника. В Библии, древних преданиях
и даже античных мифах можно найти
множество историй, в которых
короли держат награду перед глазами
предполагаемого героя или
Постепенно,
однако, благодаря в основном эффективности,
с которой организации
Разработано
множество часто противоречивых
теорий для объяснения того, почему
индивид действует; почему он выбирает
именно те действия, которые совершает;
почему некоторые люди обладают более
сильной мотивацией, чем другие,
в результате чего добиваются успеха
там, где имеющие не меньшие возможности
и способности терпят неудачу. Одни
психологи отдают предпочтение роли
внутренних механизмов, ответственных
за действия индивида; другие видят
причину мотивации во внешних
стимулах, поступающих от окружающей
среды; третьи изучают основополагающие
мотивы как таковые, делая попытку
выяснить, какие из них являются
врожденными и какие
Что же такое
мотивация? В основе мотивации лежит
сложный и непрерывный процесс
психологического выбора человеком
того или иного типа поведения, механизмов
его «запуска» и оценки результатов.
Это означает, что человек постоянно
находится в состоянии
На основании чего человек делает выбор, действует в жизни тем или иным образом?
В основе человеческого поведения лежат потребности.
Первоначально изучение поведения людей базировалось на наблюдении их реакций на различные внешние воздействия (стимулы).
Однако
выяснилось, что одни и те же факторы
вызывают разное поведение и наоборот,
одинаковое поведение вызывается разными
факторами. Подобная неопределенность
привела к необходимости
Потребность – нужда в чем-либо или в ком-либо.
Психологи
говорят, что человек испытывает
потребность, когда он ощущает физиологически
или психологически недостаток чего-либо.
Потребности невозможно наблюдать
– можно наблюдать только поведение
людей. Психологи, наблюдая за людьми,
определили, что потребности служат
мотивом к действию. Когда потребность
ощущается человеком, она пробуждает
в нем состояние
Побуждение – это ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность. Оно является поведенческим проявлением потребности и сконцентрировано на достижении цели. Цель в этом смысле – это нечто, что осознается как средство удовлетворения потребности. Когда человек достигает такой цели, его потребность оказывается удовлетворенной, частично удовлетворенной или неудовлетворенной.
Мотив – это осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению для удовлетворения потребности.
В этом плане мотивами могут быть:
политические, нравственные идеалы, представления о будущем, о перспективе;
- достаточно действенные интересы к получению впечатлений;
- стремление к организации жизни и быта, влечение к труду, творческой деятельности, к семейной жизни и т. п.;
- сильная потребность в чем-то;
- достаточно сильное чувство;
- действенные моральные убеждения;
- привычки;
- подражание.
Мотивы
могут быть внутренними и внешними;
последние обусловлены
Мотивы
характеризуют волевую сторону
поведения. Особенности
мотив порождается определенной потребностью;
имеет место борьба мотивов, побеждает более сильный мотив;
мотивы тесно связаны со средой жизнедеятельности.
Как же возникает мотив? Что влияет на потребностно-мотивационную сферу человека?
Термин мотивация представляет собой более широкое понятие, чем термин мотив. Слово «мотивация» используется в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
Мотивация – это побуждение человека к определенным видам деятельности, ее результатам, отношению к работе, качеству и пр. Мотивация определяется существованием потребностей и созданием условий их реализации. Вопрос о мотивации деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека.
Основные способы мотивации делятся на прямые (на человека) и косвенные (через стимулы). В качестве стимулов могут выступать материальные предметы, действия других людей, предоставляющиеся возможности, надежды.
По содержанию стимулы могут быть экономическими и неэкономическими. В свою очередь последние делятся на организационные и моральные. Концепция стимулирования основывается на том, что любые действия подчиненного должны иметь для него положительные, отрицательные или нейтральные последствия, в зависимости от того, как он выполняет, порученную работу. Стремясь избежать отрицательных последствий, наступающих при отклонении от заданных параметров, устраивающих организацию, или заслужить поощрение, он сохраняет стабильность поведения или изменяет его в требуемую сторону.
Соотношение
различных мотивов, обусловливающих
поведение людей, образует его мотивационную
структуру, являющуюся достаточно стабильной,
хотя и поддающейся
Мотивационный процесс.
Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести следующих одна за другой стадий. Естественно, такое рассмотрение процесса носит достаточно условный характер, так как в реальной жизни нет столь четкого разграничения стадий и нет обособленных процессов мотивации. Однако для уяснения того, как разворачивается процесс мотивации, какова его логика и составные части, может быть приемлема и полезна ниже приводимая модель,
Информация о работе Управление системой мотивации на предприятии