Управление системой мотивации на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2011 в 17:38, курсовая работа

Описание

Целью работы является анализ основных мотивационных моделей, раскрытие их достоинств и недостатков, а также разработка мероприятий по совершенствованию системы мотивации и стимулирования персонала на предприятии ОАО «ХХХ» в современных условиях.

Содержание

Введение………………………………………………………………..…….....…2
1 Мотивация как объект исследования.………………..…..………..……....…..4
1.1 Понятие, сущность, этапы, задачи и необходимость мотивации в менеджменте……………………………………………………………….......….4
1.2 Основные теории мотивации …………………………………...….…..…...13
1.3 Методы и способы стимулирования деятельности персонала.…………..23
2 Анализ деятельности предприятия……………....…………………….……..28
2.1 Технико-экономическая характеристика деятельности ОАО «ХХХ»…...28
2.2 Анализ системы мотивации в ОАО «ХХХ» ..……...…….…….….………33
2.3 Анализ достоинств и недостатков действующей системы мотивации в ОАО «ХХХ»…………………………………………………..………………….40
3 Рекомендации по совершенствованию системы мотивации…….………….45
Заключение……………………………………….………………..…………..…51
Список использованной литературы………………………….…….….………53

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 128.25 Кб (Скачать документ)

  Содержание 
 

Введение………………………………………………………………..…….....…2

1 Мотивация как  объект исследования.………………..…..………..……....…..4

1.1 Понятие, сущность, этапы, задачи  и необходимость  мотивации в менеджменте……………………………………………………………….......….4

1.2 Основные теории мотивации …………………………………...….…..…...13

1.3 Методы и способы стимулирования деятельности персонала.…………..23

2 Анализ деятельности предприятия……………....…………………….……..28

2.1 Технико-экономическая характеристика деятельности ОАО «ХХХ»…...28

2.2 Анализ системы  мотивации в ОАО «ХХХ» ..……...…….…….….………33

2.3 Анализ достоинств  и недостатков действующей системы  мотивации в ОАО «ХХХ»…………………………………………………..………………….40

3 Рекомендации  по совершенствованию системы  мотивации…….………….45

Заключение……………………………………….………………..…………..…51

Список использованной литературы………………………….…….….………53

Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение 

  Путь к  эффективной профессиональной деятельности человека лежит через понимание  его мотивации. Только зная то, что  движет человеком, что побуждает  его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно  попытаться разработать эффективную  систему форм и методов управления им. Для этого нужно знать, как  возникают или вызываются те или  иные мотивы, как и какими способами  мотивы могут быть приведены в  действие, как осуществляется мотивирование  людей.

  Сегодня имеется колоссальное количество способов воздействия на мотивацию конкретного  человека, причем диапазон их постоянно  растет.

  Более того, тот фактор, который сегодня мотивирует конкретного человека к интенсивному труду, завтра может способствовать “отключению” того же самого человека. Никто точно не может сказать, как детально действует механизм мотивации, какой силы должен быть мотивирующей фактор и когда он сработает, не говоря уже о том, почему он срабатывает.

  Обилие  литературы по проблемам мотивации  сопровождается многообразием точек  зрения на их природу. Что, несомненно, предопределяет большой интерес  к проблемам мотивации и стимулирования человека к деятельности, в том  числе профессиональной.

  В России процесс формирования систем стимулирования труда происходит в сложных социально-экономических  условиях. В стране не так много  успешных предприятий. На каждом из них  стараются создать свою собственную  модель мотивации и стимулирования с учетом реальных условий экономической  среды. Причем, некоторые топ-менеджеры  формируют свои модели мотивации, основываясь  по-прежнему на советском опыте, многие из прозападно ориентированных компаний внедряют на своих предприятиях зарубежные управленческие технологии. Есть и  такие, которые разрабатывают качественно  новые модели, не имеющие аналогов в мировой достаточно обширной практике.

  В общем  случае мотивация - это процесс побуждения к труду. Любой руководитель, если он хочет добиться эффективной деятельности своих подчинённых, должен не забывать о наличии для них стимулов трудиться.

  Особенностью  управления персоналом при переходе к рынку является возрастающая роль личности работника. Соответственно и  меняется соотношение стимулов и  потребностей, на которые может опереться  система стимулирования. Для мотивации  сотрудников компании сегодня используют как финансовые, так и нефинансовые методы вознаграждения. Между тем, определенной картины о соотношении отдельных  аспектов мотивационной сферы сотрудников  сегодня и наиболее эффективных  методов управления ими ни теория менеджмента, ни практика управления персоналом не дает.

  Мотивация – одна из важнейших функций управления. Не случайно говорится, что для России решение проблемы мотивации является стратегической задачей. Без правильного  решения проблемы мотивации качественное управление в России невозможно в  принципе.

  Целью работы является анализ основных мотивационных  моделей, раскрытие их достоинств и  недостатков, а также разработка мероприятий по совершенствованию  системы мотивации и стимулирования персонала на предприятии ОАО «ХХХ» в  современных  условиях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1 Мотивация как  объект исследования 

  
    1. Понятие, сущность, этапы, задачи  и необходимость  мотивации в менеджменте.
 

  За тысячи лет до того, как слово «мотивация»  вошло в лексикон руководителей, было хорошо известно, что можно  намеренно воздействовать на людей  для успешного выполнения задач  организации. Самым первым из применяемых  приемов был метод кнута и  пряника. В Библии, древних преданиях  и даже античных мифах можно найти  множество историй, в которых  короли держат награду перед глазами  предполагаемого героя или заносят  меч над его головой. Однако королевские  дочери и сокровища предлагались лишь немногим избранным. Предлагаемые «пряники» в награду за большинство  дел едва ли были съедобны. Просто принималось, как само собой разумеющееся, что  люди будут благодарны за все, что  позволило бы им и их семьям выжить. Когда, примерно в 1910 г., возникла «школа научного управления», жизнь трудящихся существенно не улучшилась, несмотря на достижения технологии. Однако Тейлор и его современники уже осознали всю глупость заработков на грани  голода. И они сделали мотивацию по типу кнута и пряника более эффективной, когда объективно определили понятие «достаточной дневной выработки» и предложили оплачивать труд тех, кто производил больше продукции, пропорционально их вкладу. Увеличение производительности труда, явившееся результатом использования этого метода мотивации, в сочетании с более эффективным применением специализации и стандартизации, было впечатляющим. Успех мотивации по типу кнута и пряника был так велик, что приятные ощущения от него до сих пор сохраняются у руководителей.

  Постепенно, однако, благодаря в основном эффективности, с которой организации применяли  достижения технологии и специализацию, жизнь обычных средних людей  в конце концов начала улучшаться. И чем больше она улучшалась, тем лучше управляющие начинали понимать, что простой «пряник» не всегда заставляет человека трудиться усерднее. Этот факт заставил специалистов в области управления искать новые решения проблемы мотивации в психологическом аспекте.

  Разработано множество часто противоречивых теорий для объяснения того, почему индивид действует; почему он выбирает именно те действия, которые совершает; почему некоторые люди обладают более  сильной мотивацией, чем другие, в результате чего добиваются успеха там, где имеющие не меньшие возможности  и способности терпят неудачу. Одни психологи отдают предпочтение роли внутренних механизмов, ответственных  за действия индивида; другие видят  причину мотивации во внешних  стимулах, поступающих от окружающей среды; третьи изучают основополагающие мотивы как таковые, делая попытку  выяснить, какие из них являются врожденными и какие приобретенными; четвертые исследуют вопрос о  том, служит ли мотивация для ориентирования деятельности индивида с целью достижения определенной цели или же просто является источником энергии для поведенческих  актов, определяемых другими факторами, такими, например, как привычка.

  Что же такое  мотивация? В основе мотивации лежит  сложный и непрерывный процесс  психологического выбора человеком  того или иного типа поведения, механизмов его «запуска» и оценки результатов. Это означает, что человек постоянно  находится в состоянии ситуационного  выбора, взвешивая ценность (полезность, выгоду) своих действий, ожидаемого результата и затрат на их достижение.

  На основании  чего человек делает выбор, действует  в жизни тем или иным образом?

  В основе человеческого поведения лежат  потребности.

  Первоначально изучение поведения людей базировалось на наблюдении их реакций на различные  внешние воздействия (стимулы).

  Однако  выяснилось, что одни и те же факторы  вызывают разное поведение и наоборот, одинаковое поведение вызывается разными  факторами. Подобная неопределенность привела к необходимости исследовать  внутренние причины действий людей  в различных ситуациях. Что движет человеком?

  Потребность – нужда в чем-либо или в  ком-либо.

  Психологи говорят, что человек испытывает потребность, когда он ощущает физиологически или психологически недостаток чего-либо. Потребности невозможно наблюдать  – можно наблюдать только поведение  людей. Психологи, наблюдая за людьми, определили, что потребности служат мотивом к действию. Когда потребность  ощущается человеком, она пробуждает в нем состояние устремленности.

  Побуждение  – это ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность. Оно является поведенческим проявлением  потребности и сконцентрировано на достижении цели. Цель в этом смысле – это нечто, что осознается как  средство удовлетворения потребности. Когда человек достигает такой  цели, его потребность оказывается  удовлетворенной, частично удовлетворенной  или неудовлетворенной.

  Мотив –  это осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению  для удовлетворения потребности.

  В этом плане  мотивами могут быть:

  политические, нравственные идеалы, представления  о будущем, о перспективе;

  - достаточно действенные интересы к получению впечатлений;

  - стремление к организации жизни и быта, влечение к труду, творческой деятельности, к семейной жизни и т. п.;

  - сильная потребность в чем-то;

  - достаточно сильное чувство;

  - действенные моральные убеждения;

  - привычки;

  - подражание.

  Мотивы  могут быть внутренними и внешними; последние обусловлены стремлением  человека обладать какими-то не принадлежащими ему объектами или, наоборот —  избежать такого обладания. Внутренние мотивы связаны с получением удовлетворения от уже имеющегося у человека объекта, который он желает сохранить, или  неудобствами, которые приносит обладание  им, а, следовательно, стремлением от него избавиться. Например, интересная работа приносит человеку наслаждение  и он зачастую готов трудиться  почти даром; в противоположном  случае он согласен на все, лишь бы от этой работы избавиться.

   Мотивы  характеризуют волевую сторону  поведения. Особенности мотивационной  сферы:

  ­ мотив порождается определенной потребностью;

  ­ имеет место борьба мотивов, побеждает более сильный мотив;

  ­ мотивы тесно связаны со средой жизнедеятельности.

  Как же возникает  мотив? Что влияет на потребностно-мотивационную  сферу человека?

  Термин  мотивация представляет собой более  широкое понятие, чем термин мотив. Слово «мотивация» используется в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих  поведение (потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который  стимулирует и поддерживает поведенческую  активность на определенном уровне.

  Мотивация – это побуждение человека к определенным видам деятельности, ее результатам, отношению к работе, качеству и  пр. Мотивация определяется существованием потребностей и созданием условий  их реализации. Вопрос о мотивации  деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины  поступков человека.

  Основные  способы мотивации делятся на прямые (на человека) и косвенные (через  стимулы). В качестве стимулов могут  выступать материальные предметы, действия других людей, предоставляющиеся возможности, надежды.

  По содержанию стимулы могут быть экономическими и неэкономическими. В свою очередь  последние делятся на организационные  и моральные. Концепция стимулирования основывается на том, что любые действия подчиненного должны иметь для него положительные, отрицательные или  нейтральные последствия, в зависимости  от того, как он выполняет, порученную работу. Стремясь избежать отрицательных  последствий, наступающих при отклонении от заданных параметров, устраивающих организацию, или заслужить поощрение, он сохраняет стабильность поведения  или изменяет его в требуемую  сторону.

  Соотношение различных мотивов, обусловливающих  поведение людей, образует его мотивационную  структуру, являющуюся достаточно стабильной, хотя и поддающейся целенаправленному  формированию, например, в процессе воспитания. У каждого человека мотивационная  структура индивидуальна и обусловливается  множеством факторов: уровнем благосостояния, социальным статусом, квалификацией; должностью, ценностными ориентациями и пр.

  Мотивационный процесс.

  Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести  следующих одна за другой стадий. Естественно, такое рассмотрение процесса носит  достаточно условный характер, так  как в реальной жизни нет столь  четкого разграничения стадий и  нет обособленных процессов мотивации. Однако для уяснения того, как разворачивается  процесс мотивации, какова его логика и составные части, может быть приемлема и полезна ниже приводимая модель,

Информация о работе Управление системой мотивации на предприятии