Управление текучестью персонала. Определение уровня текучести персонала в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 12:58, аттестационная работа

Описание

Тема текучести кадров сегодня крайне актуальна в виду дефицита профессионалов на очень динамичном рынке труда. Как показывают последние опросы, в России примерно две трети работающих людей время от времени задумываются о переходе в другие компании. Из-за ухода специалистов и кадровой нестабильности предприятия несут немалые финансовые потери. Текучесть приводит к снижению объемов производства, сказывается на качестве продукции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕКУЧЕСТЬ ПЕРСОНАЛА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, НОРМЫ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ……………………………………………….......5
1.1. Понятие «текучести персонала»………………………………………………5
1.2. Формы и виды текучести персонала …………………………………………6
1.3. Причины текучести персонала……………………………………………......7
1.4. Нормы текучести персонала…………………………………………………..9
1.5. Последствия текучести персонала……………………………………………10
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ТЕКУЧЕСТИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………………………………………14
2.1. Способы расчета показателя текучести персонала………………………….14
2.2. Методы экономической оценки текучести персонала………………………17
ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ТЕКУЧЕСТЬЮ ПЕРСОНАЛА……………………………………………………………………….20
3.1. Методические подходы к управлению текучестью персонала……………..20
3.2. Разработка и внедрение мероприятий по снижению текучести персонала……………………………………………………………………………22
3.3. Использование средств автоматизации в процессе работы с текучестью персонала……………………………………………………………………………28
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………...36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………39
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………41

Работа состоит из  1 файл

Копия Итоговая работа.doc

— 691.00 Кб (Скачать документ)

Не менее серьезным может оказаться воздействие на коллектив и увольнение по собственному желанию. В случае добровольного ухода демотивация персонала может стать ответом не только на конфликтное расставание, но и на причины этого поступка. Если уход связан с навязчивым поиском работы, вызванным, в свою очередь, глубинными проблемами в организации, то это может иметь крайне неприятные последствия. Ведь те сотрудники, которые остаются, видят пример решения накопившихся проблем их коллегами. И он может оказаться заразительным - сотрудники будут судорожно искать новое место работы. Таким образом, не будет лишним напомнить о том, что коллектив требует постоянного внимания со стороны руководства. Зарождающиеся проблемы необходимо решать незамедлительно, пока они не привели к необратимым последствиям.

Итак, текучесть персонала имеет как негативные, так и конструктивные последствия. Если анализировать процесс текучести более детально, то можно отметить, что последствия текучести зависят как от ее количественного размера, так и от качественного состава уволившихся/уволенных сотрудников организации. Это дает основание говорить о целесообразности использования на практике таких понятий и характеристик, как количественная норма текучести и качественный состав текучести, которые могут быть использованы для оценки ситуации в конкретной организации с текучестью персонала.

Проводя такого рода оценку, важно понимать, что полное отсутствие текучести - это аномалия и признак нездоровой атмосферы в организации. Текучесть, близкая к нулю, вовсе не говорит об эффективности организации, такая картина может характеризовать и ситуацию застоя. С другой стороны, излишняя текучесть - это еще более негативная ситуация, чем ее отсутствие.

 

 

 

 


ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ТЕКУЧЕСТИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ

2.1. Способы расчета показателя текучести персонала.

 

Показатель текучести кадров входит в тройку наиболее распространенных критериев оценки эффективности деятельности служб персонала, наряду с соблюдением бюджета затрат на персонал и требований к ведению кадрового документооборота. В связи с этим очень часто поднимается вопрос об алгоритме расчета показателя текучести и о том, как быть кадровикам в ситуации, когда они перестали влиять на этот показатель в связи с прошедшими во многих компаниях процессами сокращения численности персонала.

На одном из ведущих интернет-порталов, посвященном вопросам управления персоналом, приводится следующее определение текучести персонала: «Коэффициент текучести кадров — это отношение числа уволенных работников предприятия, выбывших за данный период по причинам текучести (по собственному желанию, за прогулы, за нарушение техники безопасности, самовольный уход и другим причинам, не вызванным производственной или общегосударственной потребностью) к среднесписочной численности за тот же период».

У тех, кто рассчитывает этот показатель, обычно возникает ряд вопросов:

                   Как быть с увольнениями, связанными с общегосударственной и производственной необходимостью: уход на пенсию, перевод на другое место работы?

                   Как быть с увольнениями по причине сокращения штатов?

                   Как быть с ситуациями, когда с сотрудником расстались де-юре по его собственному желанию, а де-факто по совсем другим причинам: будь то нарушение трудовой дисциплины или же сокращение его должности?

С этой точки зрения более корректной является следующая формула:

Текучесть кадров = количество уволившихся из компании за определенный период / среднесписочную численность за тот же период × 100.

Например, если за квартал из компании ушло 20 человек при среднесписочной численности в этом квартале равной 200 человек, то коэффициент текучести кадров в компании за квартал составил 10%.

Но, рассчитав эту цифру как «среднюю по больнице», мы не получаем информации для анализа. Без ответа остаются вопросы: «Почему эти люди ушли из компании?», «В каких подразделениях они работали?», «Как долго они проработали в компании?», «Насколько весомы для компании потери, к которым приведет их уход?».

Таким образом, задача менеджера по персоналу — выявлять причину увольнения каждого работника и вести статистику этих причин. Кроме того, необходимо также вести статистику увольнений: их количество в месяц, в квартал, в год; распределение увольнений по отделам, должностям, по стажу работы уволенных сотрудников.

Показатель текучести рекомендуется рассчитывать по трём основаниям:

- по подразделениям;

- по периоду работы в компании;

- по основаниям увольнения.

1) Расчет показателя текучести по подразделениям.

Если в одном из подразделений коэффициент текучести значительно выше, чем в среднем по компании, следует выяснить причины такой ситуации. А они могут быть разными: начиная от стиля управления в подразделении и заканчивая условиями труда работников.

В этом случае важно обратить внимание руководителя на сложившуюся ситуацию и, если есть возможность, включить показатель текучести в качестве целевого KPI (ключевого показателя эффективности) в структуру премии данного руководителя.

Приведем практический пример:

Начальник одного из складских терминалов в разговоре с менеджером по персоналу центрального офиса объясняет высокий процент текучести среди кладовщиков их невысокой зарплатой.

Перед тем как пересмотреть размер окладов, менеджер по персоналу решила проанализировать, отличается ли процент текучести на этом складе от среднего в компании. Оказалось, что отличается значительно, а значит, дело совсем не в заработной плате, стандартной для всех складских терминалов компании. Вероятно, истинная причина крылась в том, что сам начальник при приеме новых сотрудников делал выбор не в пользу лучших кандидатов, что могло быть следствием отсутствия у самого начальника навыков проведения собеседований.

2) Расчет показателя текучести по сроку работы в компании.

Этот срок зависит, прежде всего, от средней продолжительности работы в компании и может составлять:

                   полгода — для компаний с высокой оборачиваемостью персонала, например для логистических терминалов или крупных супермаркетов;

                   год — для большинства компаний;

                   три года — для компаний типа конструкторского бюро, которое привлекает выпускников профильных вузов, дополнительно обучая их еще год-два.

Процент сотрудников, уволившихся из компании в течение первого года работы можно считать индикатором эффективности функционирования систем подбора и адаптации.

Коэффициент текучести кадров служит индикатором здоровья компании и правильности принимаемых в организации управленческих решений. Важно грамотно диагностировать причины этого симптома.

Рассмотрим следующий пример. Менеджер по персоналу розничной сети магазинов обратила внимание, что с начала года увеличился процент текучести среди продавцов-новичков. Данная тенденция была удивительна в ситуации экономического кризиса, когда средний процент текучести по компании значительно снизился, т. к. люди стали «держаться» за работу. Причем изменений в процессе найма и адаптации сотрудников в последнее время не проводилось.

Проанализировав ситуацию, менеджер по персоналу предположила, что причиной стали изменения в системе премирования сотрудников, инициированные в январе. В результате уже давно работавшие в магазинах продавцы, желая получить максимальную часть премиального фонда, не были заинтересованы в расширении штата и, как следствие, «выживали» новых сотрудников, работая за них и получая бόльшую премию.

Таким образом, показатель текучести среди новичков в данной ситуации сигнализировал о том, что система премирования была реорганизована некорректно и требует доработок.

3. Расчет показателя текучести по основаниям увольнения.

Текучесть персонала можно условно поделить, как уже говорилось выше, на активную и пассивную.

Активная текучесть кадров — движение рабочей силы, обусловленное неудовлетворенностью работника рабочим местом: условиями труда, быта и т. д.

Пассивная текучесть кадров — движение рабочей силы, вызванное неудовлетворенностью работодателя конкретным работником.

Анализируя эти показатели, важно фиксировать реальные причины того, почему сотрудник покинул компанию. Наверняка каждый менеджер по персоналу сталкивался с ситуацией, когда сотрудник хоть и писал заявление по собственному желанию, но истинная причина расставания была в другом: в дисциплинарном нарушении или несоответствии должности.

Менеджер по кадрам компании обычно не имеет возможности беседовать лично с сотрудниками, увольняющимися из удаленных офисов. Поэтому раз в месяц после произведения всех расчетов с уволенными следует выборочно обзванивать бывших сотрудников, чтобы понять, являются ли указанные руководителями причины истинными и не скрывается ли под фразой «переезд в другой город» расставание с компанией по причине неудовлетворенности или обманутых ожиданий.

С примером вопросов уволенным сотрудникам можно ознакомиться в Приложении №1.

Таким образом, для учета, осуществляемого службой персонала, необходимо фиксировать реальные основания увольнения и инициатора расставания. Например, это может быть показатель: «Процент сотрудников, отработавших менее года и уволенных по инициативе компании в цехе № 1».

Обратим внимание на то, что есть значительные колебания по показателю «текучесть персонала» среди компаний различных отраслей бизнеса. Наибольшая текучесть персонала наблюдается в сфере розничной торговли.

Процент текучести среди топ-менеджеров и руководителей ниже, чем среди специалистов и таких особых категорий работников, как продавцы, кассиры, рабочие. Это объясняется тем, что с ростом должности увеличиваются возможности карьерного, финансового и статусного роста внутри компании. Как следствие, такие сотрудники более привязаны к своей компании (23).

В книге Г.В. Щёкина «Основы кадрового менеджмента» приведена следующая формула расчета коэффициент текучести кадров среди молодых рабочих (до 30 лет) со стажем работы на предприятии до двух лет:

 

Аналогично рассчитывается коэффициент текучести молодых рабочих по каж­дой интересующей группе (по структурным подразделениям, определенным про­фессиям и т. д.) (15).

Коэффициент увольнений наиболее легко рассчитывается и широко используется. Он имеет также огромное преимущество, указывая на затраты, поскольку увольнения и замена работников могут вовлечь компанию в значительные расходы. Однако он может дезориентировать по двум причинам:

- недавно принятые на работу в компанию сотрудники могут быть более склонными покинуть место, чем те, кто проработал в компании длительное время. Таким образом, увеличение коэффициента увольнений может просто отражать движение персонала после периода массового приема на работу новых сотрудников, а вовсе не внезапное появление у персонала неудовлетворенности работой.

- некоторые должности в компании могут освобождаться по несколько раз, и прием новых работников на них может производиться неоднократно. Предположим, например, что в компании, имеющей штатную численность работников 1000 чел., 250 человек каждый год увольняются, следовательно, показатель увольнений составляет 25%.

 

2.2. Методы экономической оценки текучести персонала.

 

Величина видимого экономического ущерба от текучести персонала может быть определена через совокупность потерь, вызванных или обусловленных:

- перерывами в работе;

- необходимостью обучения и переобучения новых работников;

- снижением производительности труда у рабочих перед увольнением;

- недостаточным уровнем производительности и качества труда вновь принятых рабочих.

Важной составляющей общей величины экономического ущерба от текучести персонала являются затраты организации по проведению набора персонала в результате текучести.

Провести экономическую оценку текучести персонала организации можно, используя следующие расчетные формулы:

1. Потери, вызванные перерывами в работе, определяются как произведение трех показателей: среднедневной выработки, приходящейся на одного работника, средней продолжительности перерывов в работе, вызванных текучестью, и числа работников, выбывших по причине текучести:

П = В x T x Ч ,

где П - потери, вызванные перерывами в работе;

В - среднедневная выработка на одного человека;

T - средняя продолжительность перерыва, вызванного текучестью;

Ч - число выбывших по причине текучести.

2. Потери, обусловленные необходимостью обучения и переобучения новых работников. Исчисляются как произведение затрат на обучение, доли текучести в общем числе выбывших, деленное на коэффициент изменения численности работников в отчетном году по сравнению с базовым:

П = (З x Д ) / К ,

где П - потери, вызванные необходимостью обучения и переобучения сотрудников;

З - затраты на обучение и переобучение;

Д - доля излишнего оборота, текучести в общем объеме движения персонала;

К - коэффициент изменения численности работников, равный отношению численности на конец периода к численности на начало периода.

Информация о работе Управление текучестью персонала. Определение уровня текучести персонала в организации