Управление текучестью персонала. Определение уровня текучести персонала в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 12:58, аттестационная работа

Описание

Тема текучести кадров сегодня крайне актуальна в виду дефицита профессионалов на очень динамичном рынке труда. Как показывают последние опросы, в России примерно две трети работающих людей время от времени задумываются о переходе в другие компании. Из-за ухода специалистов и кадровой нестабильности предприятия несут немалые финансовые потери. Текучесть приводит к снижению объемов производства, сказывается на качестве продукции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕКУЧЕСТЬ ПЕРСОНАЛА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, НОРМЫ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ……………………………………………….......5
1.1. Понятие «текучести персонала»………………………………………………5
1.2. Формы и виды текучести персонала …………………………………………6
1.3. Причины текучести персонала……………………………………………......7
1.4. Нормы текучести персонала…………………………………………………..9
1.5. Последствия текучести персонала……………………………………………10
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ТЕКУЧЕСТИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………………………………………14
2.1. Способы расчета показателя текучести персонала………………………….14
2.2. Методы экономической оценки текучести персонала………………………17
ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ТЕКУЧЕСТЬЮ ПЕРСОНАЛА……………………………………………………………………….20
3.1. Методические подходы к управлению текучестью персонала……………..20
3.2. Разработка и внедрение мероприятий по снижению текучести персонала……………………………………………………………………………22
3.3. Использование средств автоматизации в процессе работы с текучестью персонала……………………………………………………………………………28
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………...36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………39
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………41

Работа состоит из  1 файл

Копия Итоговая работа.doc

— 691.00 Кб (Скачать документ)

На этой стадии необходимо ответить на главный вопрос - является ли уровень текучести  настолько высоким, что приводит к необоснованным экономическим потерям? Уровень в 3-5 % не должен восприниматься как некий индикатор, поскольку профессиональная мобильность на конкретном предприятии формируется под воздействием совокупности факторов – отраслевая принадлежность, технология производства, трудоемкость работ, наличие/отсутствие фактора сезонности в производственном цикле, стиль руководства, уровень и принципы корпоративной культуры. Поэтому при определении индикативного уровня следует провести анализ динамики трудовых показателей предприятия за возможно больший период времени (последние годы), выявить наличие и величину сезонных колебаний текучести.

 

2 ЭТАП. Определение уровня экономических потерь, вызванных текучестью кадров.

Это очень важный этап и в то же время один из наиболее трудоемких, поскольку для его проведения необходимы специальные данные. Дело в том, что с началом проведения в стране экономических реформ одним из первых управленческих аспектов, которым стали пренебрегать предприятия, стало нормирование труда, изначально призванное выявлять резервы производительности труда. Предприятий, на которых  ведется учет затрат рабочего времени, разрабатываются, соблюдаются и регулярно пересматриваются трудовые нормы, на сегодняшний момент можно назвать единицы. Однако проблемой следует заниматься в любом случае, поэтому необходимо хотя бы приблизительно оценить величину потерь, которая в любом случае в основном складывается из следующих показателей:

- потери рабочего времени (временной интервал между увольнением сотрудника и принятием нового работника, в течение которого незаполненное рабочее место не производит продукцию);

- потери, вызванные проведением процедуры увольнения
а) выплаты выходных пособий увольняющимся работникам (если
они производились). Здесь можно также учесть законодательные особенности  начисления выплат, производимых по разным основаниям увольнения. При сокращении штатов и при увольнении по собственному желанию суммы выплат будут разными. Консультацию по данным вопросам может дать юридическая служба предприятия Т.е. можно рассчитать «переплаченные» средства и также включить их в потери;
б) затраты рабочего времени сотрудника   кадровой   службы, оформляющего увольнение;

- потери, связанные с судебными издержками, связанными с незаконным увольнением, последующим восстановлением и оплатой времени вынужденного прогула (эта  статья потерь может быть весьма значительной, т.к. шансы на восстановление на прежнем рабочем месте весьма велики);

- потери, вызванные проведением процедуры найма работников на вакантное рабочее место:
а) затраты на поиск кандидатов (объявления в средствах массовой
информации, рекламные щиты с объявлением о приеме на работу и др.);
б) затраты на отбор кандидатов (затраты рабочего времени кадровой службы, осуществляющей процедуры отбора — тестирование, собеседование, просмотр анкет и др., и финансовые затраты на те же процедуры);
в) затраты, вызванные оформлением принятых на работу (затраты рабочего времени работников кадровой службы, осуществляющих данное оформление, и финансовые затраты на эту процедуру);
г) прямые затраты по поиску, отбору и оформлению кандидатов в виде оплаты услуг кадровых агентств, организаций, осуществляющих  подбор персонала.

- затраты на обучение принятого на работу сотрудника:
а) затраты на проведение трудовой адаптации работника, обучение на рабочем месте (наставничество, самообучение, помощь коллег по работе и др.);
б) затраты на обучение с отрывом от производства;

- снижение производительности труда сотрудников, решившихся уволиться (подобные сведения можно получить не только в ходе разработки специального социологического исследования на основе опроса, интервьюирования, но также и при анализе данных качественно проведенной аттестации персонала);

- затраты на формирование стабильных трудовых коллективов с нормальным социально-психологическим климатом. (В настоящее время очень распространенной является практика, когда руководство предприятия в целях развития корпоративной культуры, формирования «командного духа», сплочения коллектива, организует для своих сотрудников совместные посещения спортзалов, проведения праздников и т.д. Средства, направляемые руководством предприятия на подобные цели и войдут в эту статью затрат).

Оценив размер убытков, необходимо сопоставить их с затратами на устранение причин излишней текучести кадров. Однако прежде необходимо выяснить, каковы причины сложившейся ситуации, почему происходит отток рабочей силы.

 

3 ЭТАП. Определение причин текучести кадров.

Высокий уровень текучести кадров может быть вызван спецификой производственно-хозяйственной деятельности предприятия либо несовершенством системы управления им. В первом случае проблемы как таковой нет, никаких решений не требуется. Во втором — следует приложить усилия, чтобы отыскать узкие места в системе управления предприятием. Причины увольнений работников с предприятия можно анализировать в двух аспектах. Первый будет основываться на формальном критерии, разделяющем основания увольнений законодательным путем – оснований расторжения трудовых отношений. В данном случае перечень оснований будет исчерпывающим, поскольку соответствующие нормы трудового кодекса не предусматривают принципиально иных оснований для расторжения трудовых отношений.   Кадровая статистика предприятий по вопросам увольнений в основном складывается из следующих оснований: по собственному желанию, в связи с   переводом,  временные работники, прогул без уважительных причин, по уходу за ребенком, за появление на работе в нетрезвом состоянии, по сокращению численности, в  связи со смертью, выход на пенсию, некоторые другие. Поэтому одним из исследований может быть анализ кадровой статистики предприятия. Очевидной  возможностью данного анализа является его сопоставимость – с аналогичными данными других предприятий, отрасли в целом.

Второй аспект связан с определением мотивационной структуры выбытия кадров. Она основывается на реальных причинах, побуждающих работника принять решение об уходе с предприятия. В этом случае статистика службы кадров в лучшем случае лишь частично может дать ответ на вопрос – почему уволился работник. Так, одно основание «по собственному желанию» может быть представлено как:
— неудовлетворенность уровнем оплаты труда,
— задержки выплаты заработной платы,
— причины личного характера,
— тяжелые и опасные условия труда,
— неприемлемый режим работы.

При разработке социологического инструментария на конкретном предприятии (анкеты, опросного листа) следует детализировать шкалу ответов.

Если детализировать такие критерии, как, например, «причины личного характера» или «неприемлемый режим работы», а затем провести анализ полученных данных, то можно выработать реальные и обоснованные рекомендации по совершенствованию разных моментов деятельности предприятия. Например, увольнения по причинам личного характера могут быть вызваны конфликтностью в связке «начальник – подчиненный», а, следовательно, можно выявить недостатки в организационной структуре предприятия, принять решение об изменении информационных потоков и т.д. На причины увольнения   по собственному желанию косвенно может указывать и половозрастная структура персонала: мужчин до 27 лет – из-за ухода в армию, женщин – по уходу за ребенком, пожилых работников – в связи с выходом на пенсию. Из этого также можно сделать рекомендации. Поэтому вторым исследованием  может быть анкетирование работников предприятия. 

Наконец, в рамках  данного этапа можно провести исследование позиции менеджмента (в качестве представителей администрации будут выступать не только руководитель предприятия, но и его заместители, отдела кадров, менеджер по персоналу, мастера, бригадиры и т.п.). Метод исследования – интервью либо анкетирование.

Таким образом,  собственными усилиями возможно провести три типа исследований в рамках третьего этапа, что даст фактический материал для дальнейшего анализа.  

 

4 ЭТАП. Определение системы мероприятий, направленных на нормализацию процесса высвобождения рабочей силы, совершенствования процедуры увольнения, преодоление излишнего уровня текучести.

Для этого меры можно разделить на три основные группы:
— технико-экономические (улучшение условий труда, совершенствование системы материального стимулирования, организации и управления производством и др.);
— организационные (совершенствование процедур приема и увольнения работников, системы профессионального продвижения работников и др.);
— социально-психологические (совершенствование стилей и методов руководства, взаимоотношений в коллективе, системы морального поощрения и др.).

Предлагается также выделить в качестве действенной меры внедрение принципов аутплейсмента (т.е. помощи увольняемым работникам – психологической, информационной, консультационной) в работу кадровых служб предприятий. Преимущества – это одна из немногих мер, не требующих значительных материальных затрат (за исключением случаев когда может потребоваться проведение специальных психологических тренингов с увольняемыми или обращение за помощью в кадровые агентства).

 Так, увольняемого работника можно обеспечить пакетом информации, документов, консультаций. Работнику могут быть предоставлены:

- рекомендательные письма;

- обязательная психологическая консультация;

- обучение методам поиска  работы;

- обучение работы с кадровыми агентствами;

- консультация по порядку обращения на биржу труда;

- консультация и памятка, как вести себя на собеседовании;

- грамотно составленное резюме; список кадровых агентств;

- список территориальных управлений Комитета труда и занятости;

- размещение объявления в Интернете о поиске работы для сотрудников;

- список фирм, где набирается персонал.  

 

Это позволит:

- снизить количество претензий от уволенных, в том числе количество судебных исков (выплат по ним);

- уменьшить число компенсационных выплат увольняемым сотрудникам;

- сохранить положительный имидж компании;

- остаться в хороших отношениях с увольняемым сотрудником. 

 

5 ЭТАП  Определение эффекта от осуществления разработанных мер, совершенствование процедуры увольнения, преодоление излишнего уровня текучести.

При разработке программы устранения излишней текучести необходимо будет также провести сравнительный анализ издержек на проведение названных мероприятий и потерь из-за излишнего уровня текучести. Руководству предприятия в данном случае следует поступить так же, как и с финансированием любой-другой бизнес-идеи - если затраты на решение проблемы превысят экономический эффект от снижения текучести, возможен поиск других, более "дешевых" вариантов совершенствования работы с персоналом.

Итак, мероприятия по снижению текучести направлены на предупреждение причин увольнений (в первую очередь, связанных с неудовлетвореннос­тью работников условиями труда и быта). Управление текучестью кадров на уровне предприятия, организации, отрасли заключается, прежде всего, в сведении к минимуму противоречий между потребностями и интересами работников и конкретными возможностями их удовлетворения.

При разработке конкретных мероприятий следует руководствоваться результа­тами анализа процесса текучести, социологических и социально-психологических исследований. В организационном отношении основными путями форми­рования стабильных производственных коллективов являются:

- забота о постоянных источниках комплектования организаций и предприятий рабочими кадрами, организация действенной профориентационной работы;

- постоянное совершенствование процессов производственной и социальной адаптации молодежи в трудовых коллективах;

- определение перспектив трудового пути каждого работника, разработка ин­дивидуальных планов повышения квалификационного и общеобразовательно­го уровня, организация мобильности кадров внутри организации, предприя­тия;

- внедрение автоматизированных систем управления.

Совершенствование организации производственной и социальной адаптации рабочих, особенно молодежи, имеет исключительно важное значение в деле сокра­щения текучести кадров на производстве, где до 50 % всех рабочих имеют возраст до 30 лет, а уровень текучести среди них в два раза выше, чем среди рабочих дру­гих возрастных групп, и составляет почти 2/3 общей текучести кадров (15).

В заключении хотелось бы отметить, что с развитием сегмента рекрутерских услуг на рынке труда, для многих предприятий, особенно в крупных городах России, решение обозначенных вопросов возможно переложить на специализированные кадровые агентства. Однако важно показать следующее: предлагаемый порядок деятельности  прежде всего рассчитан на собственные силы кадровой службы любого предприятия и при должной организации управления персоналом способен эффективно решать возникающие проблемы (21).

 

3.3. Использование средств автоматизации в процессе работы с текучестью персонала.

 

Сегодня все больше предприятий осознает важность построения системы эффективного управления персоналом, так как квалифицированные, инициативные и лояльные сотрудники способны существенно повысить эффективность работы предприятия. Успешность любого бизнеса зависит, не в последнюю очередь, от квалификации персонала предприятия, его умения и желания продуктивно работать. Следовательно, вопросы продуманного управления персоналом должны занимать одно из ключевых мест в общей стратегии развития предприятия.

Важная роль в оптимизации управления сотрудниками предприятия принадлежит автоматизированным системам управления персоналом (так называемым Human Resource systems).

На российском рынке наблюдается подлинное многообразие предложений по разработке и поставке автоматизированных систем управления персоналом (как отечественных, так и западных). К достоинствам отечественных пакетов можно отнести их адаптированность к российской системе учета и делопроизводства, а также более низкую цену по сравнению с наиболее известными пакетами западных фирм. К преимуществу западных пакетов относится в некоторых случаях значительно более полная функциональность.

Информация о работе Управление текучестью персонала. Определение уровня текучести персонала в организации