Управление воспитательным процессом в МОУ «СОШ №66»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:35, аттестационная работа

Описание

Цель аттестационной работы : изучение управления воспитательным процессом в ОУ, разработка мероприятий по его совершенствованию
Объектом исследования является целостный воспитательный процесс в ОУ.
Предмет исследования - сущность организации воспитательного процесса в ОУ.
Задачи исследования:
1) конкретизировать сущность и особенности организации воспитательного процесса в системе ОУ;
2) рассмотреть основные методы и приемы организации воспитательного процесса в ОУ.
3) разработать рекомендации по усовершенствованию управления воспитательным процессом в ОУ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления воспитательным процессом в современной школе 6
1.1. Управление воспитательным процессом: анализ предмета исследования 6
1.2. Воспитательная система школы, как объект управления 11
1.3. Основные функции управления воспитательным процессом школы 18
Глава 2 Управление воспитательным процессом в МОУ «СОШ №66» 43
2.1. Характеристика школы как фактора становления воспитательной
системы 43
2.2. Концептуальная основа развития воспитательной системы
МОУ«СОШ№66» 51
2.3. Особенности реализации функций управления воспитательным
процессом в МОУ «СОШ №66» 67
Заключение 74
Литература

Работа состоит из  1 файл

мой 25 .02.doc

— 548.00 Кб (Скачать документ)
tyle="text-align:justify">Для популяризации организации и привлечения к ее работе большего количества ребят, ежегодно запускается  целый ряд разнообразных акций. Во время акции «Всемирный день от курения» ребята проводят  опрос среди учащихся школы «За» и «Против »курения, в День борьбы со СПИДом раздают  красные капельки-ленточки, предупреждая об опасности и необходимости беречь свое здоровье. Акции ко Дню космонавтики «Мы первые в космосе!» , призывает оставлять патриотические высказывания на Аллее славы, акция «Протяни руку помощи» призывает к благотворительности в пользу нуждающихся учащихся школы и животных станции юных натуралистов.

Ученическое самоуправление напрямую связано с творческими объединениями школы, что способствует более эффективному развитию воспитательной работы в учебном заведении. Результатом такого сотрудничества стало улучшение качественных показателей  участия учащихся школы в районных и городских конкурсах и смотрах.

В 2006 -2011 году в школе функционировала воспитательная система «Самоопределение    личности в процессе взаимодействия общего и дополнительного образования»(табл.5).

Таблица 5

Результат  функционирования ВСШ в 2006-2011г. в МОУ «СОШ №66»

 

показатель

2006-2007

2010-2011

вывод

Сфера взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, внедрение их услуг на базу школы.

ЦДОД «Содружество»,

П/б ц-р дополнительного образования детей

ЦДОД «Содружество»,

П/б ц-р дополнительного образования детей, СДЮШОР №10, СДЮШОР №3,

ДМШИ №6,

ЦДТТ,

ДЮЦ «ЭГО».

Произошло увеличение на 5 позиций

Занятость учащихся

71,7%

75 %

Рост на 3,7%

 

Самоактуализированность личности

(Метод анализа личностных достижений детей)

- участники  различных смотров, конкурсов, олимпиад:

 

Победители и призеры различных смотров, конкурсов, олимпиад: всего

 

 

 

 

 

 

438(79%)

 

 

 

63 чел. (11%)

 

 

 

 

 

694 (136%)

 

 

 

85 чел. (17%)

 

 

 

 

Произошел рост на 57%

 

Произошел рост на 6%

Удовлетворенность учащихся  школьной жизнью

2,9

3,2

Рост на 0,3

Удовлетворенность родителей школьной жизнью

2,9

2,9

стабильность

Количество учащихся, стоящих на учете в ПДН

 

6

0

(на конец года)

Улучшение на 5 позиций


 

Подводя итог функционирования воспитательной системы «Самоопределение    личности в процессе взаимодействия общего и дополнительного образования», можно сделать вывод, что первый опыт построения воспитательной работы на принципе системности был удачным: произошло улучшение по всем индикативным показателям.

 

 

Вместе с тем, следует определить следующие  проблемы Школы :

                   малая доля молодых педагогов школы, к тому же не владеющих навыком участия в создании воспитательной системы школы, класса;

                   большая доля педагогов пенсионного возраста, ряд которых не готовы формировать новые ценности, использовать возможности проектной и информационных технологий в учебно-воспитательном процессе;

                   не созданы программы работы по созданию воспитательных систем классов, что не позволяет классным руководителям планировать свою работу с перспективой развития класса и личности каждого обучающегося, пропуская проблемы на этапе их возникновения;

                   материально-техническая база не в полной мере соответствует современным требованиям (затруднено использование информационных технологий в воспитательной работе из-за учебной загруженности кабинетов, и т. д.);

    ослабление воспитывающей функции школы, внимания со стороны государства и общества к проблемам воспитания;

    большое количество детей иностранных граждан, имеющих  отличительные от российских   национальные   ценности и традиции;

    недостаточно сформированное самоуправление на уровне классных коллективов.

Эти проблемы и недостатки не позволяют достигнуть желаемого уровня эффективности педагогической деятельности и обусловили потребность в моделировании и построении воспитательной системы «Школы самовыражения личности учащегося» на 2012-2016 годы.

 

2.2.Концептуальная основа развития воспитательной системы

в МОУ «СОШ №66»

 

             Методологическую основу деятельности по развитию воспитательной системы «Школа самовыражения личности учащегося» составляет закономерное единство аксиологического, системно-деятельностного и развивающего подходов. Концепция воспитательной системы «Школа самовыражения личности учащегося» разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Теоретической основой программы развития воспитательной системы школы «Школа самовыражения личности учащегося» являются исследования Е. Н. Степанова, идеи философской и педагогической антропологии (К.Д. Ушинский, Н.А. Бердяев, В.В Зеньковский, В. С. Соловьев, Б.М. Бим-Бад, В.П. Зинченко, Л.М. Лузина, О.Ф. Больнов, В. Дильтей, Г. Ноль, М Шелер и др.), научные труды отечественных и зарубежных ученых – представителей гуманистического направления в психологии и педагогике (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Э.Н. Гусинский, С.Д. Поляков, В.В. Сериков, В.А. Сухомлинский, Ю.И. Турчанинова, И.С. Якиманская, Р. Бернс, А. Маслоу, К. Роджерс и др.); о возможностях и условиях использования личностно-ориентированного подхода в педагогической практике (Д.А. Белухин, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, В.В. Горшкова, Э.Н. Гусинский, Л.М. Лузина, В.В. Сериков); о сущности, становлении и развитии воспитательной системы образовательного учреждения (Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Б.З. Вульфови др.)

Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. Воспитание, по существу, представляет собой деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Принятие ценности – ключевой фактор человечности, обеспечивающий устойчивость всему личностному существованию. Принятие ценности через деятельность открывает нравственное измерение в самой этой деятельности, создаѐт дистанцию между идеальной ценностью и материальными формами деятельности и, таким образом, обеспечивает моральную рефлексию, пробуждает нравственное самосознание – совесть человека.

Аксиологический подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, способную к принятию и внесению в мир абсолютных ценностей.

Системно-деятельностный подход. Основная идея системно-деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребѐнка, ориентирующей его на раскрытие целостности объекта, выявление его связей и отношений. То есть в процессе и результате использования форм, приѐмов и методов воспитательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на чѐткое выполнение определѐнных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, в самореализации.

Развивающий подход. Процесс воспитания и социализации технологически начинается с определенной ценности (знания о ценности) и в ней же получает свое относительное завершение, но уже как в реально действующем и смыслообразующем мотиве поведения ребенка. В сознательном принятии определенной ценности, в движении от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней заключен развивающий характер воспитания и социализации. Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы.

Три вышеперечисленных подхода определяют концептуальную основу воспитательной системы школы.

             В условиях модернизации Российского образования важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, уметь выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Главная задача школы – воспитание гражданина и патриота, личности готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сформулирован социальный заказ современной школе – определенная система общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.

Цель воспитания: Содействие актуализации, развитию и проявлению ребенком личностных качеств для формирования социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях.

Задачи:

1. Формирование у учащихся гуманистических, социально-значимых ценностей и ответственного гражданского поведения

2.Формирование нравственных качеств личности, ориентированных на проявление доброты к людям.

3.Содействие формированию сознательного отношения ребенка к своему здоровью, как естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития

4. Организация воспитательного пространства через ученическое самоуправление, где учащиеся развивают свои способности и склонности

5. Создание условий для участия семей в воспитательном процессе

6. Отработка новых форм и методов воспитательной работы в школе.

            Школьное сообщество создает необходимые условия для развития самоактуализированной личности.

Наиболее значимые ценности в школе – самоактуализация, индивидуальность, субъектность, выбор, творчество, успех, доверие. Эти ценности служат принципами создаваемой воспитательной системы и жизнедеятельности школьного сообщества.

      Через диагностику определения приоритетов ценностей субъектов воспитательной системы была создана модель выпускника.

Образ выпускника начальной школы как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на I ступени.

Нравственный (ценностный) потенциал

Восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «родина», «природа», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим».

Потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе и общественных местах.

Наличие опыта участия в подготовке и проведении общественно полезных дел, осуществления индивидуального и коллективного выбора поручений и заданий в процессе организации жизнедеятельности в классе и школе.

Познавательный потенциал.

Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию. Сформированность основных черт индивидуального стиля учебной деятельности, готовности к обучению в основной школе.

Коммуникативный потенциал.

Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе. Сформированность первичных навыков саморегуляции.

Эстетический потенциал.

Эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства.

Физический потенциал.

Соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным, желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом.

Образ выпускника 9-го класса как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на II ступени

Нравственный потенциал

Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение», «коллектив», «доверие», «выбор». Знание и соблюдение традиций школы.

Осознание возможностей, достоинств и недостатков собственного «я», овладение приемами и методами самообразования и самовоспитания, ориентация на социально ценные формы и способы самореализации и самоутверждения. Готовность бороться за свою честь и честь коллектива, отвечать за свои поступки и действия.

Активность и способность проявлять сильные стороны своей личности в жизнедеятельности класса и школы, умение планировать, готовить, проводить и анализировать коллективное творческое дело, беседу, игру и т. п.

Познавательный потенциал

Сформированность индивидуального стиля учебной деятельности, устойчивых учебных интересов и склонностей, умения развивать и управлять познавательными процессами личности, способности адекватно действовать в ситуации выбора на уроке.

Информация о работе Управление воспитательным процессом в МОУ «СОШ №66»