Управление воспитательным процессом в МОУ «СОШ №66»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:35, аттестационная работа

Описание

Цель аттестационной работы : изучение управления воспитательным процессом в ОУ, разработка мероприятий по его совершенствованию
Объектом исследования является целостный воспитательный процесс в ОУ.
Предмет исследования - сущность организации воспитательного процесса в ОУ.
Задачи исследования:
1) конкретизировать сущность и особенности организации воспитательного процесса в системе ОУ;
2) рассмотреть основные методы и приемы организации воспитательного процесса в ОУ.
3) разработать рекомендации по усовершенствованию управления воспитательным процессом в ОУ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления воспитательным процессом в современной школе 6
1.1. Управление воспитательным процессом: анализ предмета исследования 6
1.2. Воспитательная система школы, как объект управления 11
1.3. Основные функции управления воспитательным процессом школы 18
Глава 2 Управление воспитательным процессом в МОУ «СОШ №66» 43
2.1. Характеристика школы как фактора становления воспитательной
системы 43
2.2. Концептуальная основа развития воспитательной системы
МОУ«СОШ№66» 51
2.3. Особенности реализации функций управления воспитательным
процессом в МОУ «СОШ №66» 67
Заключение 74
Литература

Работа состоит из  1 файл

мой 25 .02.doc

— 548.00 Кб (Скачать документ)

Роль воспитания оценивается по-разному — от утверждения его полной бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя.

Важнейшая задача воспитания — выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.

[Энциклопедия экономиста http://www.grandars.ru/college/psihologiya/vospitanie.html]

Воспитание осуществляется через воспитательный процесс —

организованную систему взаимодействия воспитателя и воспитанника, личности и группы, личности и социума, направленную  на совершенствование и самосовершенствование личности.

Воспитательный процесс представляет собой целостную динамическую систему, системообразующим фактором который является цель воспитания, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика.

Субъектами воспитательного процесса являются: воспитатель, воспитанник, социальная группа, учреждение, организация. Воспитатель и воспитанник как субъекты воспитательного процесса равны в плане проявления своей активности, индивидуальности, но в условиях воспитательного процесса они находятся в ситуации неравной ответственности: воспитатель в силу своей социальной роли несет главную ответственность, как за организацию воспитательного процесса, так и за результат воспитания.

Таким образом, воспитательный процесс — это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учеников, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса.

Как отмечает Е.В.Бондаревская, в теории воспитания это требование выражается через личностно-ориентированный подход, при котором воспитанник признается полноправным партнером в условиях взаимодействия-сотрудничества. Этот подход позволяет реализовать идеи гуманистической педагогики при организации воспитательно-образовательного процесса в современных условиях.

Б. П. Битинас считает, что по своей структуре воспитательный процесс может рассматриваться как последовательная, непрерывная смена следующих друг за другом воспитательных ситуаций, которые являются основным элементом воспитательного процесса.

Воспитательная (педагогическая) ситуация — это конкретное состояние педагогической системы в определенный промежуток времени.

Результативность воспитательного процесса зависит от мастерства педагога, от его способности грамотно анализировать педагогическую ситуацию и решать возникающие педагогические задачи с учетом главной цели воспитания, а также от методик и технологий воспитательного процесса.

Основными компонентами воспитательного процесса являются: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, аналитико-результативный.

1.Целевой компонент предполагает определение педагогами и учащимися целей воспитания. Определение этих целей возможно с одной стороны на основе более полного учета интересов ребенка, с другой – с учетом тенденций общественного развития и требований, который предъявляет общество к образовательным учреждениям.

2.Содержательный компонент включает основные направления воспитания учащихся, реализуемых целостно. Содержания воспитания отражает его цель задачи и обеспечивает готовность человека к реализации комплекса общественных ролей в различных сферах социальных отношений.

3.Оперативно-деятельностный компонент определяет комплекс педагогических средств, реализуемых педагогом, и по сути представляет работу по реализации задач воспитания на основе представленных целей. Воспитательный процесс в этой связи рассматривают как развивающееся взаимодействие субъектов и объектов воспитания.

4.Аналитико-результативный компонент предполагает отслеживания эффективности воспитательного процесса, которая характеризуется изменениями в воспитанности учащихся.

 

1.2. Воспитательная система школы, как объект управления

 

Большое значение для реализации воспитательной функции учебного заведения имеет развитие воспитательной системы, имеющей достаточно сложную структуру, включающую цели, деятельность которой обеспечивает их реализацию, среды системы и управление.

Между понятиями «воспитательный процесс» и «воспитательная система» четко просматривается взаимосвязь. С одной стороны, в процессе поставленных педагогических целей в образовательном учреждении создается и развивается воспитательная система, с другой – эта система выступает в качестве главного фактора успешного решения воспитательных задач. Если воспитательный процесс рассматривать с позиции системного подхода, то понятия «развитие воспитательной системы»   и «воспитательный процесс» идентичны.[11]

Среди педагогов существует такое заблуждение, что можно достичь высоких результатов за счет каких-либо новых форм работы. На самом деле применение новых форм и средств, которые не включены в общую систему воспитания, приводит, как правило, к случайному результату.

Система — это нечто целое, составленное из частей, соединение. В Философском энциклопедическом словаре система определяется как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связи друг с другом и образующих целостность, единство.

Воспитательная система — это совокупность элементов (воспитательных отношений, технологий управления учебно-воспитательным процессом, форм организации деятельности, средств и методов обучения и воспитания), которые в целостном единстве и взаимосвязи создают качественно определенные условия для развития и формирования личности.

Воспитательная система — сложное социальное психолого-педагогическое образование, неравнозначное, саморегулируемое и управляемое. Она охватывает весь педагогический процесс, интегрирует учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение.

Воспитательные системы многообразны. Они могут создаваться в школах разного типа, учреждениях культуры, дополнительного образования, в детских организациях и объединениях и т.п.

В основу создания воспитательной системы как модели положена теоретическая концепция, которая включает цели, задачи, принципы, ведущие идеи, педагогические теории, позитивный опыт. В качестве основных целей выступает развитие и саморазвитие активной, творческой личности, освоение культуры, включение подрастающего поколения в жизнь общества.[12]

Теоретическая концепция воспитательной системы реализуется в четырех взаимосвязанных, взаимозависимых компонентах (управление, содержание, организация, общение), которые, в свою очередь, влияют на ее сущность и содержание.

Управление воспитательной системой рассматривается как искусство ставить цель, четко определять пути ее достижения (стратегия), организация дела (тактика), контроль и оценка результативности.

Функции управления воспитательной системы разнообразны: психолого-педагогическая диагностика воспитательного процесса и деятельности его участников; обеспечение целостного учебно-воспитательного процесса (единство целей, содержания, форм и методов); организация совместной, творческой, развивающей деятельности; сотрудничество школы, семьи и общественности; развитие гуманистических отношений между взрослыми и детьми.

Для любой воспитательной системы характерно  неразрывное единство с социумом, во взаимоотношениях с которым система проявляет свою целостность.

Воспитательная система тесно связана с микро- и макросредой, где в качестве первой выступает среда, освоенная школой (микрорайон, населенный пункт), а в качестве второй — общество в целом.

Эффективная воспитательная система способна во многом подчинить своему влиянию окружающую среду, стать реальным центром воспитания в школе и социуме.

Опыт показывает, что воспитательная система проходит в своем развитии три основных этапа.

Первый этап — становление системы. Именно здесь осуществляется разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы, моделируется ее структура, устанавливаются связи между ее компонентами.

Второй этап - отработка системы. На этом этапе происходит развитие коллектива, органов соуправления и самоуправления, утверждаются системообразующие виды деятельности, приоритетные направления функционирования системы, закрепляются традиции, идет отработка наиболее эффективных педагогических технологий.

Третий этап - окончательное оформление системы. На данной стадии коллектив — это содружество детей и взрослых, связанных единой целью, общей деятельностью, отношениями сотрудничества, творчества. В центре внимания здесь — воспитание свободной, гуманной, духовной, творческой, практичной личности, развитие демократического стиля руководства и отношений, повышение уровня культуры. Все это, по мнению Е. В.Бондаревской, является ярким показателем обновления воспитания, опирающегося на принципы гуманизма. Внимание акцентируется на методах самовоспитания и перевоспитания, самоуправления, саморазвития, самоконтроля и самооценки, происходит накопление традиций и передача их от поколения к поколению. Воспитательная система и среда активно и творчески взаимодействуют друг с другом.

На последующих этапах возможна перестройка воспитательной системы. Этапы развития воспитательной системы сообразуются со стадиями развития коллектива, являющегося ее ядром. Например, переход школы в состояние воспитательной системы, движение от одного этапа развития к другому, более высокому, возможно только в результате целенаправленной работы, которую проводит коллектив единомышленников. Как отмечалось выше, успешность этой работы зависит, прежде всего, от организации управленческой деятельности, включающей в себя постоянное изучение и оценку качества воспитательной системы школы.[13]

Итак, можно говорить об определенной технологии и методике создания и развития воспитательной системы, а именно: выявлении ведущей идеи, формулировке основных целей и задач, формировании на их основе теоретической концепции, конкретизации составляющих системы и механизмов их взаимодействия, определении и использовании вариативных педагогических технологий и методик, проектировании необходимых для этого условий.

Ядро воспитательной системы — цель воспитания. Исходя из цели создается концепция, которая определяет содержание, формы, средства, методы, характер управления. Диагностика успешности воспитания должна быть согласована с целью. Вся совокупность воспитательных влияний создает особый образ жизни в условиях конкретной воспитательной системы.

Система должна содержать такие признаки, как целостность, структурность, иерархичность, самоорганизация, саморазвитие, взаимозависимость системы и среды.

Целостность достигается через наличие общей концепции или системообразующей идеи.

На основе системообразующей идеи создается концепция.

Структурность означает, что элементы системы выстраиваются на основе взаимозависимости, взаимосвязи и взаимодополнения.

Важно не просто иметь набор элементов, а выстроить их так, чтобы они взаимодополняли друг друга. Если удается представить элементы системы в единстве и взаимосвязи, то эффект влияния каждого элемента усиливается.             

Иерархичность означает, что каждый элемент системы может сам рассматриваться как система.

Чем более структурно проработан каждый элемент системы, тем значительнее его влияние на общий результат, тем более согласованно работает система в целом, становясь «единым организмом».[14]

Система должна быть связана с обществом. У школы есть такая особенность: она может строить отношения внутри учебного заведения в определенной степени автономно от общества. При самых жестких общественных режимах всегда были школы, следующие принципам гуманизма. Но, тем не менее, школа должна сама вписаться в систему общества, в противном случае общество может отвергнуть эту систему.

Создание системы — это процесс, который не должен прекращаться, а должен постоянно отслеживаться, только при этом условии появляется возможность доработки системы в соответствии с поставленной целью.[15]

 

1.3.Основные функции управления воспитательным процессом школы

 

В начале XX в. А.Файоль выделил в управлении пять функций: планирование, организация, распорядительство, координация и контроль[19].

Применительно к школе Н. К.Новиков определил четыре управленческие функции - планирование, организация, инструктаж и контроль, а Е.С.Березняк -три - планирование, руководство и контроль.

В теории менеджмента выделяются в основном четыре функции: планирование, организация, мотивация и контроль.

Используя бинарную классификацию, П.И.Третьяков и Е.Г.Мартынов
[20] выделяют следующие функции управления педагогическими системами:
аналитическую,              мотивационно-целевую,              планово-прогностическую,

организационно-исполнительскую,              контрольно-диагностическую              и

регулятивно-коррекционную, которые по мнению авторов должны рассматриваться в системной связи, что и показано на рис.1.

Информация о работе Управление воспитательным процессом в МОУ «СОШ №66»