Управление воспитательным процессом в МОУ «СОШ №66»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:35, аттестационная работа

Описание

Цель аттестационной работы : изучение управления воспитательным процессом в ОУ, разработка мероприятий по его совершенствованию
Объектом исследования является целостный воспитательный процесс в ОУ.
Предмет исследования - сущность организации воспитательного процесса в ОУ.
Задачи исследования:
1) конкретизировать сущность и особенности организации воспитательного процесса в системе ОУ;
2) рассмотреть основные методы и приемы организации воспитательного процесса в ОУ.
3) разработать рекомендации по усовершенствованию управления воспитательным процессом в ОУ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления воспитательным процессом в современной школе 6
1.1. Управление воспитательным процессом: анализ предмета исследования 6
1.2. Воспитательная система школы, как объект управления 11
1.3. Основные функции управления воспитательным процессом школы 18
Глава 2 Управление воспитательным процессом в МОУ «СОШ №66» 43
2.1. Характеристика школы как фактора становления воспитательной
системы 43
2.2. Концептуальная основа развития воспитательной системы
МОУ«СОШ№66» 51
2.3. Особенности реализации функций управления воспитательным
процессом в МОУ «СОШ №66» 67
Заключение 74
Литература

Работа состоит из  1 файл

мой 25 .02.doc

— 548.00 Кб (Скачать документ)

 

Для исследования эффективности воспитательной системы Школы самовыражения личности целесообразно использовать следующие критерии:

- самоактуализированность личности учащихся;

- развитость креативных способностей учащегося;

- сформированность нравственной направленности личности учащихся

- удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе;

- эталонность школьного коллектива в восприятии учащихся.

Для изучения эффективности воспитательной системы используются методики, представленные в табл.8.

Таблица 8

Методики изучения эффективности воспитательной системы

в МОУ «СОШ №66»

Критерии эффективности воспитательной системы

Показатели

Методики изучения

I. Сформирован-

ность индивидуальности учащегося школы

1. Самоактуализирован-

ность личности учащегося

 

Метод анализа личностных достижений детей

 

Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе в 5 – 11 классах (М. И. Рожков).

 

2. Креативность личности учащегося

Краткий тест творческого мышления П. Торренса (фигурная форма), метод экспертной оценки продуктов творческой деятельности учащихся

 

3.Самоэффективность личности учащегося

Тест на определение самоэффективности (русская версия Р. Шварцера и М. Ерусалема)

 

2.Сформированность нравственной направленности личности учащихся

4.Нравственная направленность

Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте», педагогическое наблюдение. Изучение уровня воспитанности учащихся (творческая группа г. Магнитогорск)

 

3.Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе;

5.Комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе

 

Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»

6.Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями трудовой деятельности, взаимоотношениями в школьном сообществе

Методика Е.Н. Степанова «Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении»

7.Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания ребенка, его положением в школьном коллективе

Методика Е.Н. Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения»

4.Сформированность общешкольного коллектива

8.Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе

 

«Групповая сплоченность» методика Сишора

Социометрическое изучение

межличностных отношений в детском коллективе

9.Развитость самоуправления

 

Методика М.Рожкова “Самоуправление”.

10.Сформированность совместной деятельности

Анализ участия в коллективно-творческой деятельности.

 

2.3. Особенности реализации функций управления воспитательным процессом в МОУ «СОШ №66»

 

              Опираясь на теоретические аспекты,  управление воспитательным процессом в МОУ «СОШ №66» реализовано через проектирование воспитательной системы «Школа самовыражения личности учащихся». Воспитательная система имеет генеральную цель, которая соотнесена с требованиями общества и индивидуально-психологическими особенностями учащихся школы, анализом достигнутых результатов предыдущей Воспитательной системы школы, анализом текущего состояния воспитательной среды в ОУ.

              Генеральная цель декомпозирована рядом конкретных частных целей, нашедших свое отражение в семи  комплексно-целевых программах по разным направлениям деятельности . Каждая программа содержит краткую систему описания проблемы, генеральную цель, систему задач, показатели достижения целей; сроки, исполнители; контроль за ходом выполнения программы.

Содержательные ориентиры деятельности программ, определяющие ее порядок, объем, временные границы представлены в перспективных планах на пять лет, которые имеют определенные блоки и структуру (табл.9).

Таблица 9

Структура плана воспитательной программы

пп

Содержание

Срок проведения

Ответственные

1.          

Организационно-методическая работа

 

 

2.          

Работа с учащимися

 

 

3.          

Реализация школьной программы

 

 

4.          

Реализация городской программы

 

 

5.          

Работа с родителями

 

 

6.          

Внутришкольный контроль

 

 


 

              В соответствии с перспективными планами составлены текущие тематические планы на один учебный год.

              Целостность достижения воспитательных задач решается  через реализацию годового плана воспитательной работы.  В годовом плане отражены основные цели  и задачи  на текущий год,  направления реализации воспитательных задач, планируемые результаты, участники воспитательных мероприятий,  ответственные за их осуществление (табл.10)

Таблица 10

Структура годового плана воспитательной работы в МОУ «СОШ №66»

СЕНТЯБРЬ

Направление деятельности

мероприятие

участники

дата

ответственные

результат

Духовно-нравственное

воспитание

 

 

 

 

 

Формирование ЗОЖ , профилактика  безнадзорности и

правонарушений,

употребления ПАВ

 

 

 

 

 

Безопасность

 

 

 

 

 

Самоопределение, профориентация

 

 

 

 

 

Экскурсии выходы

 

 

 

 

 

Городские конкурсы

 

 

 

 

 

Режимные мероприятия

 

 

 

 

 

 

              Исходя из годового плана работы школы, планируется воспитательная работа в классных коллективах. Структура текущего плана воспитательных мероприятий с классом  на год   имеет сходную  структуру с годовым планом школы, что обеспечивает взаимозависимость, взаимосвязь, взаимодополнение, преемственность, систематичность всех воспитательных мероприятий в школе.

              На этапе планирования определены ответственные за реализацию воспитательных мероприятий в соответствии с должностными инструкциями, разработанными на основании  Устава школы.

              Совершенствование организации воспитательного процесса достигается через  освоение новых педагогических технологий, распространение педагогического опыта на тематических заседаниях методического  объединения классных руководителей, педагогического совета, семинарах, открытых классных часов и мероприятий, выставках методического материала, взаимопосещение.

              Для получения достоверной информации о ходе и результатах проводимой воспитательной деятельности, проверки соответствия достигнутых параметров запланированным осуществляется плановый  внутришкольный контроль (прил. Л).

              Состояние процесса воспитания контролируется  через изучение и анализ педагогической документации (классные журналы, программы воспитательной работы с классом, программы объединений дополнительного образования , журналы творческих объединений, журналы инструктажей по технике безопасности, дневники учащихся), диагностические методики исследования состояния отношений, посещение и анализ урочных и внеурочных мероприятий и занятий, проверку индивидуальной работы  с учащимися группы риска, собеседование с педагогами, учащимися и их родителями.

              Контроль результативности воспитательного процесса осуществляется через мониторинговую деятельность, результативность участия учащихся школы в районных и городских конкурсах и смотрах (табл. 11).

 

 

 

Таблица 11

План мониторинга эффективности воспитательной работы в МОУ «СОШ №66»

№п/п

диагностика

участники

Сроки

1.        

уровень сплоченности коллектива

 

1-11

сентябрь

2.        

диагностика нравственной воспитанности воспитанности школьников

 

3-11

сентябрь

3.        

Готовность учащихся к выбору профессии

 

8-11

январь

4.        

Уровень развития самоуправления в коллективе

 

5-11

март

5.        

Удовлетворенность учащихся школьной жизнью

 

1-11

май

6.        

Удовлетворенность родителей школьной жизнью

 

Родители 

уч-ся 1-11кл

май

7.        

Удовлетворенность педагогов жизнедеятельностью ОУ

 

педагоги

май

 

              В течение учебного года контролируются следующие аспекты воспитательной деятельности:

   планирование работы классным руководителем;

   организация досуга учащихся во внеурочное время;

   работа по профилактике случаев безнравственного поведения учащихся, совершения ими правонарушений и преступлений;

   подготовка и проведение  классных часов и внеклассных мероприятий ;

   педагогическая поддержка детской инициативы, самодеятельности, работа органов ученического самоуправления;

   соблюдение, сохранение и развитие традиций школьной жизни;

   взаимодействие педагогов с родителями учащихся и другими представителями окружающего социума;

   использование индивидуального и дифференцированного подходов в воспитании учащихся;

   состояние эмоционально-психологических и деловых отношений в общешкольном и классных коллективах;

   организация летнего труда и отдыха школьников;

   обеспечение готовности выпускников к личностному и профессиональному самоопределению.

              На основании полученных в ходе контроля  результатов  производится соотнесение  их с выработанными ранее критериями и показателями, принятие управленческого решения, корректировка нежелательных отклонений.

              Эти аспекты становятся предметом обсуждения на заседаниях  педагогического или методического совета, совещаниях при директоре, совещаниях при завуче, находят отражение в информационно- аналитических справках.             

Административная структура управления воспитательным   процессом представлена на рис.2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2 Административная структура управления воспитательным процессом

в МОУ «СОШ №66»

 

Деятельность каждой единицы административной структуры управления воспитательным процессом  регламентируется локальными актами: Правилами внутреннего распорядка школы,  Положением о методическом объединении классных руководителей,  Положением о Совете профилактики, Положением о службе социально-психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса, Положением о постановке на учет семьи, находящейся в социально опасном положении и снятии  с учета,   Положением о системе дополнительного образования учащихся школы, Уставом детской общественной организации «Росток», должностными инструкциями.

Информация о работе Управление воспитательным процессом в МОУ «СОШ №66»