Управление воспитательным процессом в МОУ «СОШ №66»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:35, аттестационная работа

Описание

Цель аттестационной работы : изучение управления воспитательным процессом в ОУ, разработка мероприятий по его совершенствованию
Объектом исследования является целостный воспитательный процесс в ОУ.
Предмет исследования - сущность организации воспитательного процесса в ОУ.
Задачи исследования:
1) конкретизировать сущность и особенности организации воспитательного процесса в системе ОУ;
2) рассмотреть основные методы и приемы организации воспитательного процесса в ОУ.
3) разработать рекомендации по усовершенствованию управления воспитательным процессом в ОУ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления воспитательным процессом в современной школе 6
1.1. Управление воспитательным процессом: анализ предмета исследования 6
1.2. Воспитательная система школы, как объект управления 11
1.3. Основные функции управления воспитательным процессом школы 18
Глава 2 Управление воспитательным процессом в МОУ «СОШ №66» 43
2.1. Характеристика школы как фактора становления воспитательной
системы 43
2.2. Концептуальная основа развития воспитательной системы
МОУ«СОШ№66» 51
2.3. Особенности реализации функций управления воспитательным
процессом в МОУ «СОШ №66» 67
Заключение 74
Литература

Работа состоит из  1 файл

мой 25 .02.doc

— 548.00 Кб (Скачать документ)

Если виды контроля классифицировать не только по степени охвата воспитательного процесса проверкой, но и по времени ее осуществления, то можно выделить еще три разновидности контроля:  предварительный, текущий и итоговый.[18]

              Что  касается методов контроля, используемых в управлении воспитательным процессом, то их можно подразделить на две группы. В первую группу следует включить методы контроля состояния процесса воспитания. К этой группе относятся педагогическое наблюдение, методы изучения и анализа педагогической документации, диагностические методики исследования состояния отношений, общения и деятельности в сообществе детей и взрослых, способы индивидуального и коллективного анализа и самоанализа проводимых дел и т.д. Вторую группу составляют методы контроля результативности воспитательного процесса, а именно методы экспертной оценки, индивидуальной и групповой самооценки, приемы и способы анализа продуктов творческой деятельности учащихся, методы материально- статистической обработки полученных результатов, тестирование и т.д.

              Эффективность  применения перечисленных методов зависит от выбора субъектами форм контроля. В практике воспитания, как правило, избираются следующие формы контроля:

   Собеседование с педагогами, учащимися и их родителями;

   Посещение урочных и внеурочных занятий и мероприятий;

   Обследование субъектов, объектов, условий, процесса и результатов воспитательной деятельности, включая и такую форму обследования, как мониторинг.

   Подготовка и заслушивание отчетов, творческих  самоотчетов на заседаниях органов школьного самоуправления;

   Конкурсное состязание педагогов, позволяющее проанализировать и оценить работу педагогов-воспитателей на основе их творческих разработок и лучших образцов передового опыта.

              В течение учебного года необходимо контролировать следующие аспекты воспитательной деятельности:

   планирование работы классным руководителем;

   организация досуга учащихся во внеурочное время;

   работу по профилактике случаев безнравственного поведения учащихся, совершения ими правонарушений и преступлений;

   подготовку и проведение  классных часов и внеклассных мероприятий (особенно молодыми педагогами);

   педагогическую поддержку детской инициативы, самодеятельности, работы органов ученического самоуправления;

   соблюдение, сохранение и развитие традиций школьной жизни;

   организацию внеклассной работы предметных кафедр и методических объединений взаимодействие педагогов с родителями учащихся и другими представителями окружающего социума;

   использование индивидуального и дифференцированного подходов в воспитании учащихся;

   состояние эмоционально-психологических и деловых отношений в общешкольном и классных коллективах;

   организацию летнего труда и отдыха школьников;

   обеспечение готовности выпускников к личностному и профессиональному самоопределению.

              Эти аспекты становятся предметом обсуждения на заседаниях  педагогического или научно-методического совета, совещаниях при директоре, находят отражение в информационно- аналитических справках и приказах руководителя образовательного учреждения.

              Если кратко охарактеризовать второй объект контроля – результаты воспитательного процесса, то в качестве главных критериев и показателей результативности воспитательной деятельности выступают либо воспитанность детей,  либо сформированность жизненно важных потенциалов личности учащихся, либо их интеллектуальная, нравственная и физическая развитость . Нередко мерилом результативности воспитательного процесса  являются такие критерии, как сформированность общешкольного коллектива, удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в учебном заведении, что помогает анализировать эффективность работы по созданию в образовательном учреждении благоприятного нравственно-психологического климата.

              Субъектам контролирующей деятельности надо помнить, что практически любая проверка складывается из пяти последовательно выполняемых операций:

1.   определение целей и объекта контроля, критериев показателей оценочно-аналитической деятельности;

2.   изучение объекта контроля;

3.   соотнесение полученных при изучении результатов выработанным ранее критериями и показателями;

4.   принятие управленческого решения в результате проверки;

5.   корректирование нежелательных отклонений; [18]

 

Мотивация.

Мотивирование сотрудников является одной из главных задач любого руководителя.

Большое значение для раскрытия системы мотивов трудовой деятельности имеет двухфакторная теория Ф. Херцберга. Он пришел к выводу, согласно которому все основные мотивы должны быть подразделены на две главные и принципиально отличные друг от друга группы – на «факторы гигиены» и «факторы мотивации» [21].

Суть первых состоит в том, что они снимают или уменьшают неудовлетворенность человека работой, но сами по себе не способны повысить степень его удовлетворенности. Они, следовательно, необходимы, но недостаточны для создания высокой мотивации. Эти факторы содействуют мотивированию не прямо, а косвенно – через снятие неудовлетворенности. К числу таких факторов Ф. Херцберг отнес, например, условия труда, общую политику организации, степень непосредственного контроля за работой, заработную плату, характер отношений с коллегами и руководством, отсутствие частых производственных стрессов, регулярное информирование о состоянии дел в организации. Если все они находятся на приемлемом уровне, то неудовлетворенность не возникает. Этого, однако, недостаточно для обеспечения мотивирования, поскольку удовлетворенность от работы непосредственно определяется «факторами-мотиваторами». К ним относятся: возможность достижения успеха в работе, возможность и реальность продвижения по службе, признание результатов работы и их публичное одобрение, наличие высокой степени ответственности, возможность повышения уровня профессиональной компетентности, сложность и интересность работы, разнообразие и гибкий темп работы, участие в планировании работы и др.

В целом, факторы гигиены относятся к условиям работы, факторы-мотиваторы связаны с самим характером, сущностью и содержанием работы.

Из теории Ф. Херцберга следует очень важный для оптимизации функции мотивирования вывод. Он получил оформление в понятии программ обогащения труда. Эти программы направлены на то, чтобы расширить содержание мотивационного потенциала труда посредством максимального использования не только факторов гигиены, но и факторов-мотиваторов.

Исследования мотивации педагогического труда показывают, что руководители ОУ продолжают преувеличивать влияние на эффективность работы большинства педагогов уровня заработной платы среди других стимулов. Причем, до 80% управленцев уверены, что в настоящее время стимулирующая часть в новой системе оплаты труда (НСОТ) является главным мотиватором педагогической деятельности [22]. Эти представления базируются на традициях классического рационалистического подхода к управлению (Ф. Тейлор, А. Файоль, М. Вебер и др.), которые определяли экономические стимулы как наиболее желательные для работника. Между тем, материальная мотивация (деньги) – лишь один из нескольких десятков мотивирующих факторов. Причем, не самый эффективный. Поэтому нельзя возлагать надежды на то, что НСОТ автоматически приведет к оптимизации педагогического труда. Подобный подход в контексте современных изменений не позволяет учесть многочисленные особенности ситуации (от общесоциального, производственного характера до индивидуальных различий и ценностных ориентации педагогов).

Мотивация никогда не исчерпывается одним фактором. Тем более, в ОУ, где специфика управления педагогическим коллективом обусловлена творческим характером работы, повышенными нагрузками на эмоциональную сферу, высокой степенью коммуникации, автономностью, небольшой численностью коллектива. Кроме того, педагогическая профессия предполагает преобладание побудителей высшего порядка, таких, как потребности в уважении, признании референтной группой, доверии, причастности к общему делу, достижении, власти (компетентности), самовыражении через творчество, самореализации, самоутверждении, удовлетворение которых осуществляется путем достижения целей, связанных как с профессиональными интересами, так и склонностями педагогов вне работы.

Факторами-мотиваторами для педагогов чаще всего являются: наличие возможностей для творческого роста, хорошие взаимоотношения в коллективе, оптимальное построение системы управления образовательной организацией, а также факторы, связанные с реализацией потребностей в гарантиях. Значимы для педагогов: премии, аттестация на более высокую квалификационную категорию, вознаграждения, связанные с совершенствованием организации труда в образовательном учреждении, его обогащением, повышением квалификации педагогических кадров[22].

Кроме того, мотивация трудового поведения педагогов должна соотноситься с потребностями руководителей ОУ, что способствует развитию у руководящих кадров навыков управленческой рефлексии как системы приёмов осознания стереотипов осуществляемой управленческой деятельности и переосмысления её ценностей . В результате происходит овладение новыми для руководителей средствами мотивации трудового поведения педагогов.

Таким образом, мотивирование и стимулирование труда позволяют получить эффект не только за счет экономических механизмов. Ориентация на человеческий фактор не требует больших затрат и всегда дает убедительные результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Управление воспитательным процессом в МОУ «СОШ№66»

г. Магнитогорска

 

2.1 Характеристика школы как фактора становления воспитательной системы

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №66» города Магнитогорска, создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», Законом Российской Федерации «Об образовании», является некоммерческой организацией .

Школа осуществляет деятельность, определенную Уставом, в целях:

1) обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования;

2) достижения обучающимися  образовательного уровня, соответствующего федеральному государственному образовательному стандарту;

3) формирования общей культуры личности обучающихся;

4) создания благоприятных условий для разностороннего развития личности путем удовлетворения потребностей обучающихся в самообразовании, получении дополнительного (в том числе платного) образования;

5) адаптации обучающихся к жизни в обществе, к современным социально-экономическим условиям на основе создания гуманных взаимоотношений участников образовательного процесса;

6) формирования общечеловеческих ценностей, воспитания у обучающихся гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирования здорового образа жизни;

7) обеспечения качественного  уровня подготовки выпускников по основам наук и создания основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ выпускниками Школы;

8) создания и внедрения новых информационных технологий, телекоммуникационных проектов и дистанционного обучения;

9) реализации программ предпрофильной подготовки и профильного обучения. [23].

•       Свою работу школа начала с октября 1969 г.;

•       Школа работает в две смены, в режиме шестидневной недели;

•       В настоящее время в МОУ «СОШ № 66» обучается 544  детей в 20 классах;

•       Начальная школа: 8 классов (233 учащихся)

•       Среднее звено: 10 классов (259  учащихся)

•       Старшее звено: 2  класса (52 учащихся)

Школа располагается в типовом здании, в котором имеются 29 учебных кабинета, один спортивный зал, актовый зал, школьный музей, мастерские, библиотека, социально-психологическая  служба, медицинский кабинет.

На 15.01.2012г. школа полностью укомплектована педагогическими кадрами: процесс обучения ведется по всем предметам учебного плана. На вакансии – должность педагога-организатора. В школе работают 32 учителя : 38 основных работников и 2  совместителя.  Характеристика кадрового обеспечения образовательного процесса представлена в табл.1.

Таблица1

Характеристика кадрового обеспечения образовательного процесса

Информация о работе Управление воспитательным процессом в МОУ «СОШ №66»