Управление воспитательным процессом в МОУ «СОШ №66»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:35, аттестационная работа

Описание

Цель аттестационной работы : изучение управления воспитательным процессом в ОУ, разработка мероприятий по его совершенствованию
Объектом исследования является целостный воспитательный процесс в ОУ.
Предмет исследования - сущность организации воспитательного процесса в ОУ.
Задачи исследования:
1) конкретизировать сущность и особенности организации воспитательного процесса в системе ОУ;
2) рассмотреть основные методы и приемы организации воспитательного процесса в ОУ.
3) разработать рекомендации по усовершенствованию управления воспитательным процессом в ОУ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления воспитательным процессом в современной школе 6
1.1. Управление воспитательным процессом: анализ предмета исследования 6
1.2. Воспитательная система школы, как объект управления 11
1.3. Основные функции управления воспитательным процессом школы 18
Глава 2 Управление воспитательным процессом в МОУ «СОШ №66» 43
2.1. Характеристика школы как фактора становления воспитательной
системы 43
2.2. Концептуальная основа развития воспитательной системы
МОУ«СОШ№66» 51
2.3. Особенности реализации функций управления воспитательным
процессом в МОУ «СОШ №66» 67
Заключение 74
Литература

Работа состоит из  1 файл

мой 25 .02.doc

— 548.00 Кб (Скачать документ)

Коммуникативный потенциал

Усвоение основ коммуникативной культуры личности: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения; овладение навыками неконфликтного общения; способность строить и вести общение в различных ситуациях и с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, ценностным ориентациям и другим признакам.

Эстетический потенциал

Способность видеть и понимать гармонию и красоту, знание выдающихся деятелей и произведений литературы и искусства, апробация своих возможностей в музыке, литературе, сценическом и изобразительном искусстве.

Физический потенциал

Развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости; овладение простейшими туристическими умениями и навыками; знание и соблюдение режима занятий физическими упражнениями; способность разработать и реализовать индивидуальную программу физического совершенствования.

Образ выпускника средней школы как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на III ступени

Нравственный потенциал

Осмысление целей и смысла своей жизни.

Усвоение ценностей «отечество», «культура», «любовь», «творчество», «самоактуализация», «субъектность». Наличие чувства гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину. Знание и понимание основных положений Конституции Российской Федерации.

Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, толерантность в их восприятии, проявление в отношениях с ними таких качеств, как доброта, честность, порядочность, вежливость.

Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей, уверенность в себе, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни.

Активность в общешкольных и классных делах, в работе с младшими школьниками. Наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.

Познавательный потенциал

Наличие желания и готовности продолжить обучение после школы, потребность в углубленном изучении избранной области знаний, их самостоятельном добывании.

Коммуникативный потенциал

Сформированность индивидуального стиля общения;

владение разнообразными коммуникативными умениями и навыками, способами поддержания эмоционально устойчивого поведения в кризисной жизненной ситуации;

способность корректировать в общении и отношениях свою и чужую агрессию.

Эстетический потенциал

Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты; потребность в посещении театров, выставок, концертов; стремление творить прекрасное в учебной, трудовой, любимой досуговой деятельности, поведении и отношениях с окружающими; проявление индивидуального своеобразия в восприятии и созидании красоты.

Физический потенциал

Стремление к физическому совершенству; умение подготовить и провести подвижные игры и спортивные соревнования среди сверстников и младших школьников; привычка ежедневно заниматься физическими упражнениями и умение использовать их в улучшении своей работоспособности и эмоционального состояния.

Воспитательная система школы выполняет следующие функции:

      развивающую, направленную на стимулирование положительных изменений в личности ребѐнка и педагога, поддержку процессов самовыражения детей и взрослых, обеспечение развития педагогического и ученического коллективов;

      интегрирующую, содействующую соединению в одно целое ранее разрозненных и несогласованных воспитательных воздействий;

      регулирующую, связанную с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности ребѐнка, ученического и педагогического коллективов;

      защитную, направленную на повышение уровня социальной защищѐнности обучающихся и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развития;

      компенсирующую, предполагающую создание условий в школе для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности ребѐнка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей;

      корректирующую, заключающуюся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения школьника с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование личности.

Основные виды деятельности, субъектами и участниками которых становятся дети и взрослые, направлены на актуализацию и поддержку самовыражения обучающихся и педагогов, обеспечивающих достижение цели. Учителя имеют возможность для самовыражения в профессиональной сфере посредством участия в разных видах деятельности (табл.6 ) .

Таблица 6

Сферы возможной самореализации педагогов

Преподавательская деятельность

Разработка авторской программы, освоение новых технологий обучения, овладение разнообразными формами, методами и приемами организации учебных занятий и т. п.

 

Воспитательная деятельность

Использование нестандартных форм и способов подготовки и проведения внеклассных мероприятий, разработка новых технологий и способов работы классного руководителя, моделирование воспитательной системы класса и т. п.

 

Обучающимся создаются условия для самовыражения в познавательной, коммуникативной, трудовой, игровой, эстетической деятельности, занятиях физической культурой и спортом через внеурочную деятельность.

Основываясь на отношениях обучающихся школы к общечеловеческим ценностям, возникла необходимость создания условий для развития личности на качественно новом уровне. Базируясь на исследованиях Е. Н. Степанова, и выявленных проблем считаем необходимым основные направления воспитательной системы школы реализовывать через системные мероприятия воспитательных  Программ.

Работу воспитательных Программ  планируем осуществлять по семи  направлениям :

1.                  Гражданско-патриотическое направление - это нравственно обусловленный процесс, направленный на формирование и развитие личности гражданина-патриота России, способного соединить патриотические чувства и патриотическое самосознание с идеалом гражданственности, ценностями социальной солидарности, справедливости, ответственности, готового служить российскому обществу и укреплению его единства, сознающего все значение единства российского общества, важность и ценность общероссийской идентичности. Достижение поставленной цели решается через мероприятия программы «Мы - дети  России!»

2. Духовно-нравственное направление нацелено на усвоение и принятие обучающимися базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих,  культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. Реализация  данного направления осуществляется через комплекс мероприятий, включенных в программу «Мы – дети России!»(прил.Г).

3. Здоровьесберегающее  направление ориентировано  на сохранение здоровья обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма ребенка, полноценное физическое и психологическое развитие учащихся в соответствии с возрастом, обучение основам здорового образа жизни, формирование здоровьесберегающей среды. Педагоги школы к решению данных задач подходят комплексно через систему здоровьесберегающих технологий, которые лежат в основе программы «Здоровому все здорово».(прил.Д)

4. Профориентационное направление – ориентировано на необходимость создания условий для психолого-педагогической поддержки молодежи в ее профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Социально-психологическая служба совместно с классными руководителями работают в данном направлении в рамках программы «Кем быть»(прил.Е).

5. Взаимодействие с семьей направлено  на повышение основных компетенций родителей: педагогической, психологической, коммуникативной, информационной правовой, на  формирование у родителей чувства ответственности за результаты семейного воспитания, ориентирована на налаживание тесных контактов с семьями учащихся для плодотворного сотрудничества педагогов и семьи в воспитательном процессе через реализацию программы  «Семья и школа»(прил.Ж).

6. Безопасное поведение учащихся формируетпся через реализацию программы «Без происшествий», в которой выделены блоки «Безопасная дорога», «Безопасный дом», «Безопасная улица». Данная программа направлена на освоение учащимися  умений и навыков, обеспечивающих личную безопасность, формирование стремления к обеспечению собственной безопасности и безопасности окружающих людей(прил.З).

7.  Профилактическая направление  в школе осуществляется в рамках следующих программ, разработанных на основе городских целевых программ:

- «Программа профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», направленная на повышение эффективности работы школы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, создание условий для социальной, психолого-педагогической помощи и реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной ситуации (прил.И).

- «Программа профилактики употребления ПАВ и социально опасных заболеваний среди несовершеннолетних»  ориентирована на создание условий (организационных, информационных, правовых, педагогических, психологических, медицинских)  для эффективного противодействия  потреблению психически активных веществ учащимися школы, а также формирование у них потребности  в здоровом образе жизни (прил.К).

Учитывая особенности проблем, стоящих перед школой, выделяем краеведческую деятельность, как системообразующий компонент воспитательной системы МОУ «СОШ №66».

Приоритет данного направления для образовательного учреждения определен:

      особенностями  контингента школы;

      наличием налаженной системы работы  школьного  краеведческого музея;

      наличием заинтересованных, творческих педагогов, способных воспитать интерес у учащихся к истории родного края.

Главная цель школьного краеведения – воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край – территорию, являющуюся объектом деятельности краеведов. Для достижения поставленной цели школа решает ряд задач:

- ознакомление  учащихся с историей и современностью края;
- формирование  у учащихся представления о различных сторонах жизни своего края и его жителей;
- развитие у школьников стремления знать свой край;  

- формирование личностного отношения учащихся к родному краю;
-  развитие гражданских качеств учащихся, патриотического отношения к малой родине;

- создание условий для изучения проблем развития края, формирование у школьников видения своего места в решении этих проблем, развитие установки на необходимость внести личный вклад в совершенствование его жизни; (Решение данной задачи нацеливает педагогов на организацию проблемного обучения, использование проектных исследовательских форм обучения, практических работ прикладного характера, проведение полевых экспедиционных работ )

- способствовать адаптации школьников к действительности своего края,  профессиональному самоопределению (что подразумевает организацию педагогами разнопланового изучения современной территории своей малой родины, формирование умений практически использовать полученные знания в различных  сферах повседневной жизни);

- способствовать становлению, развитию и упрочению учебновоспитательных коллективов, семьи;

- способствовать развитию личностных качеств учащихся средствами краеведения.

Краеведческая работа в  МОУ «СОШ №66» развивается по ряду направлений:

• историческое краеведение (военноисторическое, историкокультурное, историкоархивное)
• этнокультурное краеведение (фольклорное, художественное, литературное и др. через взаимодействие с Русско-славянской гимназией)
• литературное краеведение.

В развитии воспитательной системы «Школа самовыражения личности учащегося» можно выделить три этапа (табл.7).

 

 

 

 

 

 

Таблица 7

Этапы развития воспитательной системы

«Школа самовыражения личности учащегося»

Этапы

Деятельность

 

I – проектный

(сентябрь  2011 г. – декабрь 2011 г.)

 

1.       Разработка концепции воспитательной системы школы в соответствии с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и другими приоритетными требованиями государства.

2.       Систематизация нормативного и методического обеспечения воспитательного процесса.

3.       Проектирование воспитательных Программ по следующим направлениям: патриотическое, духовно-нравственное, здоровьесберегающее  , эстетическое, профилактическое .

4.       Разработка воспитательных программ: «Мы – дети России!», «Здоровому  - все здорово!», «Кем быть?», «Безопасное поведение», »Семья и школа»,  «Профилактика употребления ПАВ», «Профилактика безнадзорности и правонарушений»

5.       Определение критериев, показателей, методов и приѐмов изучения эффективности функционирования воспитательной системы, диагностических методик для изучения многообразных аспектов компетенций обучающихся.

6.       Разработка и утверждение проекта воспитательной системы.

II – поисково-преобразовательный (сентябрь январь г. – декабрь 2015г.)

1.       Апробация и использование личностно-ориен6тированных технологий, приемов и методов обучения и воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка

2.       Реализация  воспитательных Программ  по следующим направлениям: патриотическое, духовно-нравственное,  спортивно-оздоровительное, эстетическое, профилактическое, профориентационное, безопасность поведения. 

3.       Разработка и реализация  годового цикла дел, направленных на проявление и развитие творческих способностей учащихся, на презентацию их личностных достижений

4.       Моделирование и построение воспитательных систем классов.

5.       Организация мониторинга потребностей и интересов обучающихся и исследование эффективности воспитательного процесса (анкетирование, тестирование, портфолио достижений, педагогическое наблюдение, статистический анализ).

6.       Реализация программ межведомственного сотрудничества с учреждениями дополнительного образования города Магнитогорска.

 

III – рефлексивно-обобщающий (январь  2016 г. – июнь  2016г.)

1         Осуществление коллективной рефлексии в сообществе педагогов, учащихся, родителей по результатам деятельности построения и функционирования ВСШ;

2         Обобщение опыта работы педагогов школы;

3         Определение перспектив дальнейшего развития образовательного учреждения.

Информация о работе Управление воспитательным процессом в МОУ «СОШ №66»