Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:35, аттестационная работа
Цель аттестационной работы : изучение управления воспитательным процессом в ОУ, разработка мероприятий по его совершенствованию
Объектом исследования является целостный воспитательный процесс в ОУ.
Предмет исследования - сущность организации воспитательного процесса в ОУ.
Задачи исследования:
1) конкретизировать сущность и особенности организации воспитательного процесса в системе ОУ;
2) рассмотреть основные методы и приемы организации воспитательного процесса в ОУ.
3) разработать рекомендации по усовершенствованию управления воспитательным процессом в ОУ.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления воспитательным процессом в современной школе 6
1.1. Управление воспитательным процессом: анализ предмета исследования 6
1.2. Воспитательная система школы, как объект управления 11
1.3. Основные функции управления воспитательным процессом школы 18
Глава 2 Управление воспитательным процессом в МОУ «СОШ №66» 43
2.1. Характеристика школы как фактора становления воспитательной
системы 43
2.2. Концептуальная основа развития воспитательной системы
МОУ«СОШ№66» 51
2.3. Особенности реализации функций управления воспитательным
процессом в МОУ «СОШ №66» 67
Заключение 74
Литература
Коммуникативный потенциал
Усвоение основ коммуникативной культуры личности: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения; овладение навыками неконфликтного общения; способность строить и вести общение в различных ситуациях и с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, ценностным ориентациям и другим признакам.
Эстетический потенциал
Способность видеть и понимать гармонию и красоту, знание выдающихся деятелей и произведений литературы и искусства, апробация своих возможностей в музыке, литературе, сценическом и изобразительном искусстве.
Физический потенциал
Развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости; овладение простейшими туристическими умениями и навыками; знание и соблюдение режима занятий физическими упражнениями; способность разработать и реализовать индивидуальную программу физического совершенствования.
Образ выпускника средней школы как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на III ступени
Нравственный потенциал
Осмысление целей и смысла своей жизни.
Усвоение ценностей «отечество», «культура», «любовь», «творчество», «самоактуализация», «субъектность». Наличие чувства гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину. Знание и понимание основных положений Конституции Российской Федерации.
Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, толерантность в их восприятии, проявление в отношениях с ними таких качеств, как доброта, честность, порядочность, вежливость.
Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей, уверенность в себе, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни.
Активность в общешкольных и классных делах, в работе с младшими школьниками. Наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.
Познавательный потенциал
Наличие желания и готовности продолжить обучение после школы, потребность в углубленном изучении избранной области знаний, их самостоятельном добывании.
Коммуникативный потенциал
Сформированность индивидуального стиля общения;
владение разнообразными коммуникативными умениями и навыками, способами поддержания эмоционально устойчивого поведения в кризисной жизненной ситуации;
способность корректировать в общении и отношениях свою и чужую агрессию.
Эстетический потенциал
Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты; потребность в посещении театров, выставок, концертов; стремление творить прекрасное в учебной, трудовой, любимой досуговой деятельности, поведении и отношениях с окружающими; проявление индивидуального своеобразия в восприятии и созидании красоты.
Физический потенциал
Стремление к физическому совершенству; умение подготовить и провести подвижные игры и спортивные соревнования среди сверстников и младших школьников; привычка ежедневно заниматься физическими упражнениями и умение использовать их в улучшении своей работоспособности и эмоционального состояния.
Воспитательная система школы выполняет следующие функции:
развивающую, направленную на стимулирование положительных изменений в личности ребѐнка и педагога, поддержку процессов самовыражения детей и взрослых, обеспечение развития педагогического и ученического коллективов;
интегрирующую, содействующую соединению в одно целое ранее разрозненных и несогласованных воспитательных воздействий;
регулирующую, связанную с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности ребѐнка, ученического и педагогического коллективов;
защитную, направленную на повышение уровня социальной защищѐнности обучающихся и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развития;
компенсирующую, предполагающую создание условий в школе для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности ребѐнка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей;
корректирующую, заключающуюся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения школьника с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование личности.
Основные виды деятельности, субъектами и участниками которых становятся дети и взрослые, направлены на актуализацию и поддержку самовыражения обучающихся и педагогов, обеспечивающих достижение цели. Учителя имеют возможность для самовыражения в профессиональной сфере посредством участия в разных видах деятельности (табл.6 ) .
Таблица 6
Сферы возможной самореализации педагогов
Преподавательская деятельность | Разработка авторской программы, освоение новых технологий обучения, овладение разнообразными формами, методами и приемами организации учебных занятий и т. п.
|
Воспитательная деятельность | Использование нестандартных форм и способов подготовки и проведения внеклассных мероприятий, разработка новых технологий и способов работы классного руководителя, моделирование воспитательной системы класса и т. п. |
Обучающимся создаются условия для самовыражения в познавательной, коммуникативной, трудовой, игровой, эстетической деятельности, занятиях физической культурой и спортом через внеурочную деятельность.
Основываясь на отношениях обучающихся школы к общечеловеческим ценностям, возникла необходимость создания условий для развития личности на качественно новом уровне. Базируясь на исследованиях Е. Н. Степанова, и выявленных проблем считаем необходимым основные направления воспитательной системы школы реализовывать через системные мероприятия воспитательных Программ.
Работу воспитательных Программ планируем осуществлять по семи направлениям :
1. Гражданско-патриотическое направление - это нравственно обусловленный процесс, направленный на формирование и развитие личности гражданина-патриота России, способного соединить патриотические чувства и патриотическое самосознание с идеалом гражданственности, ценностями социальной солидарности, справедливости, ответственности, готового служить российскому обществу и укреплению его единства, сознающего все значение единства российского общества, важность и ценность общероссийской идентичности. Достижение поставленной цели решается через мероприятия программы «Мы - дети России!»
2. Духовно-нравственное направление нацелено на усвоение и принятие обучающимися базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. Реализация данного направления осуществляется через комплекс мероприятий, включенных в программу «Мы – дети России!»(прил.Г).
3. Здоровьесберегающее направление ориентировано на сохранение здоровья обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма ребенка, полноценное физическое и психологическое развитие учащихся в соответствии с возрастом, обучение основам здорового образа жизни, формирование здоровьесберегающей среды. Педагоги школы к решению данных задач подходят комплексно через систему здоровьесберегающих технологий, которые лежат в основе программы «Здоровому все здорово».(прил.Д)
4. Профориентационное направление – ориентировано на необходимость создания условий для психолого-педагогической поддержки молодежи в ее профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Социально-психологическая служба совместно с классными руководителями работают в данном направлении в рамках программы «Кем быть»(прил.Е).
5. Взаимодействие с семьей направлено на повышение основных компетенций родителей: педагогической, психологической, коммуникативной, информационной правовой, на формирование у родителей чувства ответственности за результаты семейного воспитания, ориентирована на налаживание тесных контактов с семьями учащихся для плодотворного сотрудничества педагогов и семьи в воспитательном процессе через реализацию программы «Семья и школа»(прил.Ж).
6. Безопасное поведение учащихся формируетпся через реализацию программы «Без происшествий», в которой выделены блоки «Безопасная дорога», «Безопасный дом», «Безопасная улица». Данная программа направлена на освоение учащимися умений и навыков, обеспечивающих личную безопасность, формирование стремления к обеспечению собственной безопасности и безопасности окружающих людей(прил.З).
7. Профилактическая направление в школе осуществляется в рамках следующих программ, разработанных на основе городских целевых программ:
- «Программа профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», направленная на повышение эффективности работы школы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, создание условий для социальной, психолого-педагогической помощи и реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной ситуации (прил.И).
Учитывая особенности проблем, стоящих перед школой, выделяем краеведческую деятельность, как системообразующий компонент воспитательной системы МОУ «СОШ №66».
Приоритет данного направления для образовательного учреждения определен:
особенностями контингента школы;
наличием налаженной системы работы школьного краеведческого музея;
наличием заинтересованных, творческих педагогов, способных воспитать интерес у учащихся к истории родного края.
Главная цель школьного краеведения – воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край – территорию, являющуюся объектом деятельности краеведов. Для достижения поставленной цели школа решает ряд задач:
- ознакомление учащихся с историей и современностью края;
- формирование у учащихся представления о различных сторонах жизни своего края и его жителей;
- развитие у школьников стремления знать свой край;
- формирование личностного отношения учащихся к родному краю;
- развитие гражданских качеств учащихся, патриотического отношения к малой родине;
- создание условий для изучения проблем развития края, формирование у школьников видения своего места в решении этих проблем, развитие установки на необходимость внести личный вклад в совершенствование его жизни; (Решение данной задачи нацеливает педагогов на организацию проблемного обучения, использование проектных исследовательских форм обучения, практических работ прикладного характера, проведение полевых экспедиционных работ )
- способствовать адаптации школьников к действительности своего края, профессиональному самоопределению (что подразумевает организацию педагогами разнопланового изучения современной территории своей малой родины, формирование умений практически использовать полученные знания в различных сферах повседневной жизни);
- способствовать становлению, развитию и упрочению учебновоспитательных коллективов, семьи;
- способствовать развитию личностных качеств учащихся средствами краеведения.
Краеведческая работа в МОУ «СОШ №66» развивается по ряду направлений:
• историческое краеведение (военноисторическое, историкокультурное, историкоархивное)
• этнокультурное краеведение (фольклорное, художественное, литературное и др. через взаимодействие с Русско-славянской гимназией)
• литературное краеведение.
В развитии воспитательной системы «Школа самовыражения личности учащегося» можно выделить три этапа (табл.7).
Таблица 7
Этапы развития воспитательной системы
«Школа самовыражения личности учащегося»
Этапы | Деятельность
|
I – проектный (сентябрь 2011 г. – декабрь 2011 г.) |
1. Разработка концепции воспитательной системы школы в соответствии с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и другими приоритетными требованиями государства. 2. Систематизация нормативного и методического обеспечения воспитательного процесса. 3. Проектирование воспитательных Программ по следующим направлениям: патриотическое, духовно-нравственное, здоровьесберегающее , эстетическое, профилактическое . 4. Разработка воспитательных программ: «Мы – дети России!», «Здоровому - все здорово!», «Кем быть?», «Безопасное поведение», »Семья и школа», «Профилактика употребления ПАВ», «Профилактика безнадзорности и правонарушений» 5. Определение критериев, показателей, методов и приѐмов изучения эффективности функционирования воспитательной системы, диагностических методик для изучения многообразных аспектов компетенций обучающихся. 6. Разработка и утверждение проекта воспитательной системы. |
II – поисково-преобразовательный (сентябрь январь г. – декабрь 2015г.) | 1. Апробация и использование личностно-ориен6тированных технологий, приемов и методов обучения и воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка 2. Реализация воспитательных Программ по следующим направлениям: патриотическое, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, эстетическое, профилактическое, профориентационное, безопасность поведения. 3. Разработка и реализация годового цикла дел, направленных на проявление и развитие творческих способностей учащихся, на презентацию их личностных достижений 4. Моделирование и построение воспитательных систем классов. 5. Организация мониторинга потребностей и интересов обучающихся и исследование эффективности воспитательного процесса (анкетирование, тестирование, портфолио достижений, педагогическое наблюдение, статистический анализ). 6. Реализация программ межведомственного сотрудничества с учреждениями дополнительного образования города Магнитогорска.
|
III – рефлексивно-обобщающий (январь 2016 г. – июнь 2016г.) | 1 Осуществление коллективной рефлексии в сообществе педагогов, учащихся, родителей по результатам деятельности построения и функционирования ВСШ; 2 Обобщение опыта работы педагогов школы; 3 Определение перспектив дальнейшего развития образовательного учреждения. |
Информация о работе Управление воспитательным процессом в МОУ «СОШ №66»