Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 13:16, курсовая работа
Цель курсовой работы – предложение рекомендаций по улучшению использования времени руководителей МОУ Константиновской СОШ.
Для достижения этой цели в исследовании ставятся следующие задачи:
1) Исследование различных методик и приёмов тайм-менеджмента;
2) Анализ основных хронофагов руководителей;
3) Рассмотрение процесса делегирования полномочий и умения отказывать;
4) Анализ рабочего времени руководителей МОУ Константиновской СОШ.
Введение…………………………………………………………………………...5
1 Тайм-менеджмент как основа успешности руководителя XXI века………...7
1.1 Сущность, цели и задачи управления временем………………..........7
1.2 Основные законы и секреты управления временем………………….9
1.3 Факторы, влияющие на работоспособность руководителя………...16
1.4 Делегирование полномочий и умение сказать «нет»……………….19
2 Анализ управления временем руководителей МОУ Константиновской СОШ………………………………………………………………………………21
2.1 Оценка эффективности рабочего времени руководителей МОУ Константиновской СОШ………………………………………………………...21
2.2 Определение биоритма руководителей МОУ Константиновской СОШ………………………………………………………………………………25
2.3 Проблемы введения тайм-менеджмента в МОУ Константиновской СОШ………………………………………………………………………………26
3 Рекомендации по улучшению использования времени руководителей МОУ Константиновской СОШ………………………………………………………...29
3.1 Этапы введения тайм-менеджмента в МОУ Константиновской СОШ........................................................................................................................29
3.2 Влияние введения тайм-менеджмента на деятельность руководителей МОУ Константиновской СОШ………………………………..32
Заключение…………………………………………………………………….....34
Список используемых источников……………………………………………..36
Приложение А. Тест: «Жаворонок или Сова? Определение Ваших биологических часов»…………………………………………………………...37
Приложение Б. Стандартная вежливая форма отказа………………………....38
Приложение В. Анкета: «Насколько эффективно Вы распределяете своё рабочее время?»………………………………………………………………….39
- расставляйте приоритеты;
- не извиняйтесь, скажите слова сожаления;
- не бойтесь отказывать начальству. Отказываясь, объясните, что загруженность повлияет на вашу трудоспособность;
- проще помешать просьбе, чем сказать "нет";
- не отказывайтесь сразу же. Скажите, что подумаете над этим предложением, и через некоторое время вернетесь к нему;
- "дело не в вас, а во мне". Похвалите идею, проект, и пожалейте, что это не совсем то, что вам нужно.
В
приложении Б представлена стандартная
вежливая формула отказа.
В первой главе курсовой работы были рассмотрены основные методики тайм-менеджмента, позволяющие рационализировать рабочее время руководителя: «Десять заповедей тайм-менеджмента», принцип Парето, закон Мёрфи и его следствия, закон Паркистона, Getting Things Done, система управления временем Б. Франклина, матрица Эйзенхауэра. Рассмотрены секреты, помогающие руководителям решать специфические задания – метод «швейцарского сыра» и «поедание слона» для больших дел, «каждое утро съедай по лягушке» и «сделай это сейчас» для дел, не отнимающих больше 10 минут. Отдельный параграф посвящён хронофагам современного руководителя, делегированию полномочий и умению тактично отказать, а также таким факторам как биологические часы руководителя, влияние физического и эмоционального состояния на трудоспособность, степени развитости правого и левого полушарий головного мозга, сфере их специализации и возможности их развития.
2
Анализ управления временем руководителей
МОУ Константиновской СОШ
2.1
Оценка эффективности рабочего времени
руководителей МОУ Константиновской СОШ
Для
оценки эффективности рабочего времени
руководителей МОУ
1) Директор – Чепурна Е.П.
В
результате проведённого индивидуального
опроса, ответы респондентов были сопоставлены,
выявлены вопросы, мнения по которым
однозначно сходились, и вопросы
с принципиально разными
Произведём анализ полученных в результате анкетирования данных:
При ответе на первый и второй вопросы: «Планируете ли Вы Ваш рабочий день?» и «Выделяете ли Вы в Ваших планах важные и неважные, срочные и несрочные дела?» все респонденты ответили единогласно, что их рабочий день всегда распланирован и выделены важные и неважные, срочные и несрочные дела.
Однако при ответе на третий вопрос «Часто ли Вы берете работу домой, чтобы закончить все в срок», ответы респондентов разделились. Диаграмма распределения ответов на третий вопрос представлена на рисунке 9.
Рисунок
9 – Ответы на вопрос: «Часто ли Вы берете
работу домой, чтобы закончить все в срок?»
При ответе на четвёртый вопрос: «Задерживаетесь ли Вы на работе дольше, чем Ваши коллеги и сотрудники?» четверо ответили положительно и только один респондент сказал, что не задерживается на работе дольше.
При ответе на пятый вопрос: «Как Вы обычно планируете свою деятельность?», мнения разделились между двумя ответами из пяти предложенных. Диаграмма распределения ответов на пятый вопрос представлена на рисунке 10.
Рисунок 10 – Ответы на вопрос: «Как Вы обычно планируете
свою
деятельность?»
При ответе на шестой вопрос: «Материализуете ли Вы мысли и задачи на бумаге или электронных носителях?» ответы разделились, это отражена на рисунке 11.
Рисунок 11 – Ответы на вопрос: «Материализуете ли Вы мысли
и задачи
на бумаге или электронных носителях?»
При ответе на седьмой вопрос: «Как Вы можете охарактеризовать своё рабочее место?», трое респондентов ответили: «Всё лежит на своих местах, чётко структурировано и я в любой момент за секунды могу найти любую информацию», двое – «Творческий беспорядок, но, тем не менее, я в нём ориентируюсь».
При ответе на восьмой вопрос: «В каком виде Вы передаёте задачи коллегам по работе?», мнения разошлись с точностью до наоборот, это представлено на рисунке 12.
Рисунок 12 – Ответы на вопрос: «В каком виде Вы передаёте задачи
коллегам
по работе?»
Ответ
на девятый вопрос: «Что отвлекает
Вас от основной деятельности?», даёт
возможность выявить основных хронофагов
по мнению руководителей МОУ Константиновской
СОШ. Диаграмма «пожирателей времени»
у руководителей представлена на рисунке
13.
Рисунок
13 – Основные хронофаги руководителей
При ответе на десятый вопрос: «Эффективны ли Ваши коллективные планёрки?», четверо руководителей ответили: «Да, однако приходится тратить на решение вопросов много времени» и один – «Да, вопросы решаются быстро».
При ответе на одиннадцатый вопрос: «Ваши сотрудники точно и в отведённые сроки выполняют задания, которые Вы им передали?», четверо руководителей ответили: «Выполняют полностью, но не в срок» и только один руководитель ответил – «Да».
Возможными
причинами невыполненных
- нехватка времени;
- некомпетентность сотрудников;
- неумение слушать;
- отсутствие контроля с Вашей стороны.
Ответ на тринадцатый вопрос был практически единогласен – все руководители, кроме одного часто занимаются рутинной работой, которую могли бы выполнить их подчинённые.
Как
выяснилось при ответе на последние
вопросы, все руководители слышали
о тайм-менеджменте, однако только двое
видят возможность с его
Из анализа анкеты можно сделать выводы:
- руководители планируют свой рабочий день;
-
руководители верно и
- не у каждого руководителя получается следовать своим планам, вследствие чего приходится брать работу на дом или задерживаться на работе дольше своих сотрудников;
-
рабочее место руководителя
-
не все руководители передают
задачи свои сотрудникам в
электронном и бумажном виде,
существенная часть заданий
- из 13 предложенных хронофагов руководители выделили 6 основных, представленных на рисунке 13;
- выяснено, что коллективные планёрки в МОУ Константиновской СОШ эффективны, однако отнимают много времени;
-
большинство сотрудников,
-
всем руководителям часто
-
все руководители слышали о тайм-менеджменте,
однако только двое «доверяют» этой методике,
так как большинство не видят возможным
более эффекивно использовать своё время.
2.2
Определение биоритма
Для определения биоритма руководителей МОУ Константиновской СОШ был разработан тест: «Жаворонок или Сова? Определение Ваших биологических часов», представленный в приложении Б. Были опрошены 5 руководителей МОУ Константиновской СОШ.
В результате проведённых опросов, было выяснено, что двое из них относятся к «совам», двое – к «жаворонкам» и только один – к «голубям» или «аритмикам».
«Жаворонки» просыпаются рано утром, и в первой половине дня чувствуют себя бодрыми и энергичными. Работоспособность в этот интервал времени у них высокая, но вечером падает, затем наступает сонливость, и они рано ложатся спать. «Утро вечера мудренее» — это их главный девиз.
«Совы» засыпают, как правило, довольно поздно и просыпаются, естественно, поздно. Они встают с трудом, поскольку глубокий сон у них наступает утром. Работоспособность "сов" нарастает постепенно в период от обеда к вечеру.
Ученые выделяют и третий тип людей — «голуби» или «аритмики», работоспособность которых практически одинакова в течение дня. К этому типу в основном относятся люди, занимающиеся физическим трудом.
График зависимости работоспособности руководителя от времени суток представлен на рисунке 7 для таких типов как «сова» и «жаворонок». Поскольку «голубь» не имеет чётких установок, может «приспособится к обстоятельствам», поэтому в науке нет аналогичного графика для этого типа.
«Жаворонок» на 50% готов к работе уже в 6-00. Поэтому к 8-00, когда начинается его рабочий день, работоспособность достигает порядка 70%. Значит люди, относящиеся к такому типу должны решать основные вопросы до перерыва на обед, поскольку в этот период их работоспособность колеблется с 70 до 100%, причём пик её приходится примерно на 9-30 – 10-00. Возможно, в это время стоит решать ключевые вопросы, проводить или присутствовать на важных переговорах. После обеда работоспособность достигнет высокого уровня только к 16-00, однако после этого опять появляется тенденция падения. Так к концу рабочего дня, а именно к 18-00 она снижается почти до 50%, а значит оставаться после работы «жаворонкам» крайне не рекомендуется. Работа, взятая на дом, также вряд ли будет выполнена на должном уровне.
«Сова»
готова к работе только к 10-00 – 11-00 часам,
несмотря на то, что рабочий день
начинается в 8-00, когда трудоспособность
«совы» только 50%. Значит, до обеда лучше
выделить время на рутинную работу,
не требующую решения новых задач.
Совещания не будут эффективными.
Их лучше назначить на вторую половину
дня, а именно на 16-00 – 17-00, когда готовность
к работе достигает 90%. Решение вопросов
происходит быстро, хорошая возможность
для решения стратегических задач.
Однако пик работоспособности
Пока нет серьезных научных инструментов, позволяющих работать с головным мозгом. Определение биологических часов человека происходит на примитивном уровне - в виде тестов с вопросами такого типа: «Во сколько вы ложитесь спать?» или «Как вы организуете свой досуг?» Вопрос, как люди с разными хронотипами переносят работу по сменам, и как это учесть при организации посменной работы предприятия недостаточно изучен. Однако при организации деятельности предприятия (сейчас не идёт речь о МОУ Константиновской СОШ, так как в учебных заведениях строго регламентирован рабочий день государством) с графиком, например, в 2 смены, логичнее было разделять «сов» и «жаворонков» для большей эффективности работы предприятия в целом.
Эксперименты показывают, что, уровень сенсомоторных реакций в вечернее время у «сов» такой же, как и в утреннее, поэтому утром они могут справляться с любой работой не менее успешно, чем вечером. Также точно известно, что биологические часы, встроенные в клетки, могут перестраиваться.