Усиление конкурентных позиций предприятия за счет обновления ассортимента и повышения качества выпускаемой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 16:06, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - оценка уровня конкурентоспособности ОАО «Бурятхлебпром» и предложения комплекса мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность конкурентоспособности предприятия.
провести анализ конкурентоспособности предприятия.
разработать и предложить мероприятия по повышению уровня конкурентоспособности.

Содержание

Введение...……………..………..…………………………………………………3
1. Усиление конкурентных позиций предприятия за счет обновления ассортимента и повышения качества выпускаемой продукции: теоретический аспект…………………………………………...………………………………5-19
1.1 Роль конкурентоспособности предприятия в повышении эффективности его деятельности: отраслевой аспект 5
1.2 Методика определения показателей конкурентоспособности продукции предприятия………………………11
1.3 Основные направления повышения конкурентоспособности продукции предприятий отрасли…………………………………………………………….19
2.Анализ усиления конкурентных позиций ОАО «Бурятхлебпром»…....27-45
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия. Основные технико-экономические показатели 27
2.2 Анализ конкурентоспособности ОАО «Бурятхлебпром» 31
2.3 Анализ ОАО «Бурятхлебпром» по SWOT-, STEP-методу 40
2.4 Укрепление конкурентоспособности продукции ОАО «Бурятхлебпром» на основе модернизации оборудования и улучшения качества продукции 45
Заключение………………………………..………………………………….…..52
Список использованных источников……………………………………….…..55

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ОАО БХП по конкуренции.docx

— 150.39 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ  РОССИИ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Восточно-Сибирский государственный  университет технологий и управления»

(ГОУ ВПО ВСГУТУ)

Кафедра «Экономика, организация и  управление производством»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

по дисциплине: «Экономика предприятия»

на тему: «Усиление конкурентных позиций предприятия за счет обновления

ассортимента  и повышения качества выпускаемой  продукции»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил(а): студент(ка) Б511-5гр.

                                                                           Жамбалова А.В

                                                       Проверил(а): Хунгуреева И.П

 

 

Улан-Удэ,2013

 

Содержание

 

Введение...……………..………..…………………………………………………3

1. Усиление конкурентных позиций предприятия за счет обновления ассортимента и повышения качества выпускаемой продукции: теоретический аспект…………………………………………...………………………………5-19

1.1 Роль конкурентоспособности предприятия в повышении эффективности его деятельности: отраслевой аспект 5

1.2 Методика определения показателей конкурентоспособности продукции предприятия…………………………...…………………………………………11

1.3 Основные направления повышения конкурентоспособности продукции предприятий отрасли…………………………………………………………….19

2.Анализ усиления конкурентных позиций ОАО «Бурятхлебпром»…....27-45

2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия. Основные технико-экономические показатели 27

2.2 Анализ конкурентоспособности ОАО «Бурятхлебпром» 31

2.3 Анализ ОАО «Бурятхлебпром» по SWOT-, STEP-методу 40

2.4 Укрепление конкурентоспособности продукции  ОАО «Бурятхлебпром» на основе модернизации оборудования и улучшения качества продукции 45

Заключение………………………………..………………………………….…..52

Список использованных источников……………………………………….…..55

 

Введение

 

Одна из важнейших  предпосылок экономического возрождения  России – стабилизация и рост производства во всех отраслях, на каждом отдельно взятом предприятии. Однако, в отличие от планово-административной в условиях рыночной экономики нужен рост не любого производства и любой ценой, а только конкурентоспособного. Сегодня  в России проблема конкурентоспособности  и участие в ее решении государства  стоит очень остро.

Актуальность темы исследования. Рыночная система хозяйствования требует от предприятий постоянного  повышения уровня своей конкурентоспособности. Конкурентные преимущества организации  закладываются уже на стадии постановки целей и разработки стратегии. Если еще недавно деятельность большинства  предприятий была направлена на завоевание доли рынка, то сегодня ведущие компании смещают акценты в стратегии  своего развития на увеличение числа  постоянных клиентов. Более того, в  течение последних двадцати лет  наблюдался процесс важных сдвигов  в экономике и соответствующих  изменений в сущности конкурентной позиции. Вряд ли процесс формирования и реализации стратегии укрепления конкурентной позиции когда-либо имел такое решающее значение, какое он имеет сейчас, когда рост компаний во всем мире замедлился, а поведение  конкурентов на рынке говорит  о том, что динамика конкуренции  стала гораздо более богатой.

Именно в ходе конкуренции  становится ясно, насколько нововведения компании, выработка общей корпоративной  культуры или реализация выбранной  стратегии способствуют ее эффективности.

Стратегия конкурентной борьбы и укрепления конкурентных позиций  направлена на то, чтобы добиться устойчивой и выгодной позиции, позволяющей компании противостоять напору тех сил, которые определяют конкурентную борьбу в отрасли.

С проблемами современной  теории и практики конкурентной стратегии  в России тесно связаны исследования следующих отечественных экономистов: Г.Л. Алзоева,А.А. Алимовой, Т.В. Белаш, Е.И. Мазилкиной, Н.Н. Сивальновой, Г.И. Тамошиной, P.Г. Тер-Григорьянца, В.В. Царева и др.

Цель курсовой работы - оценка уровня конкурентоспособности ОАО «Бурятхлебпром» и предложения комплекса мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    • раскрыть сущность конкурентоспособности предприятия.
    • провести анализ конкурентоспособности предприятия.
    • разработать и предложить мероприятия по повышению уровня конкурентоспособности.

Объектом исследования является Открытое Акционерное Общество «Бурятхлебпром».

Предметом исследования является уровень конкурентоспособности  предприятия.

В первой главе описываются теоретические аспекты конкурентоспособности и основные факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности предприятий, рассмотрены основные методы оценки конкурентоспособности.

Во второй главе  произведен анализ деятельности предприятия,определены основные конкурентные преимущества предприятия, место на рынке, приоритетные направления развития предприятия, предложены пути повышения конкурентных преимуществ ОАО «Бурятхлебпром», что позволит занять заводу более устойчивую позицию на рынке хлеба и хлебобулочных изделий.

Глава 1. Усиление конкурентных позиций за счет обновления ассортимента и повышения качества выпускаемой  продукции: теоретический аспект

1.1 Роль конкурентоспособности предприятия в повышении эффективности его деятельности: отраслевой аспект

 

В условиях рынка нереально  добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать его эффективное  развитие, не аккумулировать постоянно  информацию о собственных перспективах и возможностях, о состоянии целевых  рынков, о положении на них конкурентов  и своей конкурентоспособности.

Конкурентоспособность предприятия — это относительная  характеристика, которая выражает степень  отличия данного предприятия  от конкурентов в сфере удовлетворения потребностей клиентов.

Высокая конкурентоспособность  предприятия обусловливается удовлетворенностью и готовностью потребителей повторно приобрести продукцию этой фирмы, отсутствием  претензий к предприятию со стороны  общества, акционеров, партнеров, престижностью  работы на данном предприятии.

Конкурентоспособность предприятия, будучи многогранным понятием, не только включает качественные и  ценовые параметры промышленной продукции, но зависит от уровня менеджмента, сложившейся системы управления финансовыми потоками, инвестиционной и инновационной составляющими  его деятельности. Кроме того, на конкурентоспособность оказывает  влияние конъюнктура, складывающаяся на том или ином рынке, степень  конкуренции, испытываемая предприятием со стороны других участников рынка, техническая оснащенность, степень  внедрения инноваций, мотивация  и квалификация персонала, финансовая устойчивость.

Конкурентоспособность организаций – это способность  производителей и продавцов товаров  конкурировать на рынке с предприятиями, поставляющими аналогичные товары. В такой конкурентной борьбе, за овладением рынками, организации для  привлечения покупателей используют рекламу, снижение цен, повышение качества продукции, оказание допродажных и послепродажных услуг.

Изучение потребителей и конкурентов, а также условий  конкуренции позволяет предприятию  определить его преимущества и недостатки перед конкурентами, выработать успешные конкурентные стратегии и поддержать конкурентные преимущества. Предприятие  должно знать, в какой степени  оно конкурентоспособно по отношению  к другим субъектам данного рынка, так как высокая степень конкурентоспособности  является гарантом получения высоких  экономических показателей в  рыночных условиях, и иметь стратегической целью достижения такого ее уровня, который помог бы ему выживать в условиях жесткой конкурентной борьбы. В настоящее время проблема конкурентоспособности как никогда  актуальна для национальной экономики  и для ее хозяйствующих первичных образований - предприятий. В первую очередь это диктуется требованиями экономической безопасности самих предприятий и страны в целом, для поддержания которой на должном уровне необходима их высокая конкурентоспособность.1

Настоящее время —  время новых производственных и  управленческих технологий, интернационализации  конкуренции, глобализации мировой  экономики, быстро меняющихся условий  внешней среды, широкого применения системного подхода в управлении - ставит перед менеджментом новые задачи. В процессе своего развития предприятие сталкивается с так называемыми проблемами роста. Симптомами проблем этого уровня могут быть следующие: усложнение информационных, материальных и иных потоков на предприятии, ухудшение финансового состояния, снижение общей организованности (повышение уровня энтропии предприятия как системы), сбои в основных бизнес-процессах предприятия и многое другое. Возникает задача, а вместе с ней очередная характеристика состояния предприятия — управляемость бизнеса.

Решение данных проблем  на современном уровне предполагает применение тех или иных управленческих методик, предлагаемых многими западными  и российскими консультационными  компаниями, внедрение современных  информационных технологий, адекватных проблемам. При этом возникает необходимость  согласования и организации интегрированного взаимодействия множества финансовых и управленческих методик и информационных систем, внедренных на предприятии, а  также создания и ведения на предприятии  библиотеки или хранилища оптимальных  управленческих решений, экспертных систем, средств и систем поддержки принятия решений. Такая библиотека должна стать  своего рода «генетической памятью» компании.

Выполнение этих двух условий должно запустить сложные  процессы самоорганизации и адаптации  бизнеса в меняющихся внешних  и внутренних условиях, обеспечить дополнительные конкурентные преимущества вследствие эффекта синергизма и  повысить уровень управляемости  и конкурентоспособности предприятия.

Задача выбора ресурсов, источников финансирования, форм и  способов инвестирования является насущной для менеджеров каждого предприятия. Причем зачастую привлекаются деньги не только российских акционеров и  инвесторов, но средства, мобилизуемые на западных рынках капитала. Поэтому  предприятия постоянно сталкиваются с необходимостью обеспечения инвестиционной привлекательности — седьмой ключевой характеристики состояния предприятия. Обеспечение инвестиционной привлекательности — важная задача как для предприятий, акции которых котируются на фондовом рынке, так и для закрытых компаний. Решение ее позволит предприятию увеличить свою капитализацию и, следовательно, повысить стоимость капитала, вложенного собственниками.

Взаимосвязь выявленных ключевых характеристик состояния  предприятия с его конкурентоспособностью и качеством менеджмента представлена на рисунке 1.2

Рис. 1 Ключевые характеристики состояния  предприятия

 

Главными направлениями  обеспечения конкурентного преимущества организаций являются: концентрация ресурсов предприятий для упреждения действий конкурентов, удерживание  инициативы в конкурентной борьбе, обеспечение ресурсного потенциала для достижения поставленных целей, разработка гибкой системы планирования деятельности фирмы на рынке путем  обоснования эффективной стратегии  взаимодействия с конкурентами.

Конкурентоспособность предприятия показывает уровень  развития данной фирмы в сравнении  с уровнем развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности клиентов и по эффективности производственной деятельности.

Конкурентоспособность предприятия характеризует его  привлекательность для инвестора.

На конкурентоспособность  предприятия оказывают влияние  экологическая и социальная среда.

Конкурентоспособностью  продукции можно и нужно управлять, поскольку она играет большую  роль в обеспечении конкурентоспособности  предприятия. Моделирование показателей  конкурентоспособности проводится на стадии проектирования товара. Задача специалистов по маркетингу в этой части работы заключается в нахождении параметров качества, послепродажного  обслуживания, сервиса, цены, которые  обусловливают конкурентоспособность  изделия, программируя его успех  на рынке.

Обеспечение конкурентоспособности  — это важная проблема, решение  которой связано с совершенствованием разработки, изготовления, продажи  и технического обслуживания продукции, т.е. с осуществлением целенаправленной деятельности по установлению, формированию и поддержанию требуемого уровня конкурентоспособности на всех этапах жизненного цикла продукции.

Составляющие элементы конкурентоспособности являются многофакторными  характеристиками, которые рассматриваются  как самостоятельные объекты  управления.

В теории конкурентных преимуществ М. Портера рассматриваются  два основных источника преимуществ: маркетинг и издержки. Преимущества в маркетинге — это конкурентное преимущество в товарах и услугах, которые в большей степени  удовлетворяют потребителя, чем  товары конкурента. Преимущество в  издержках — это конкурентное преимущество, возникающее благодаря  более низким производственным и  маркетинговым затратам, чем затраты конкурентов, что позволяет компании снизить цены или использовать экономию на рекламу и распределение.

При сравнительной  оценке эффективности маркетинговой  деятельности фирм-конкурентов (в целом  по совокупности деятельности на всех рынках или относительно отдельных  рынков) могут быть использованы следующие  критерии, сгруппированные по элементам  комплекса маркетинга.

Информация о работе Усиление конкурентных позиций предприятия за счет обновления ассортимента и повышения качества выпускаемой продукции