Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 16:06, курсовая работа
Цель курсовой работы - оценка уровня конкурентоспособности ОАО «Бурятхлебпром» и предложения комплекса мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность конкурентоспособности предприятия.
провести анализ конкурентоспособности предприятия.
разработать и предложить мероприятия по повышению уровня конкурентоспособности.
Введение...……………..………..…………………………………………………3
1. Усиление конкурентных позиций предприятия за счет обновления ассортимента и повышения качества выпускаемой продукции: теоретический аспект…………………………………………...………………………………5-19
1.1 Роль конкурентоспособности предприятия в повышении эффективности его деятельности: отраслевой аспект 5
1.2 Методика определения показателей конкурентоспособности продукции предприятия………………………11
1.3 Основные направления повышения конкурентоспособности продукции предприятий отрасли…………………………………………………………….19
2.Анализ усиления конкурентных позиций ОАО «Бурятхлебпром»…....27-45
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия. Основные технико-экономические показатели 27
2.2 Анализ конкурентоспособности ОАО «Бурятхлебпром» 31
2.3 Анализ ОАО «Бурятхлебпром» по SWOT-, STEP-методу 40
2.4 Укрепление конкурентоспособности продукции ОАО «Бурятхлебпром» на основе модернизации оборудования и улучшения качества продукции 45
Заключение………………………………..………………………………….…..52
Список использованных источников……………………………………….…..55
Технические показатели характеризуют техническое совершенствование продукции, под которым понимается совокупность наиболее существенных свойств продукции, определяющих ее качество и характеризующих научно-технические достижения в развитии данного вида продукции.
К группе экономических параметров относятся полные затраты потребителя (цена потребления) по приобретению и потреблению продукции, а также условиями ее приобретения и использования на конкретном рынке.
Подводя итоги вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
Система планирования
повышения
Установление целей
предприятия имеет обоснования
на осознании намерений
Таблица 1.1 Жизненный цикл предприятия
Стадии жизненного цикла |
Главная цель предприятия |
Основное задание |
Рождение |
Выживание |
Выход на рынок |
Детство |
Краткосрочная прибыль |
Усиление позиций на рынке |
Юность |
Ускорение
роста объемов продажи и |
Увлечение своей доли рынка |
Ранняя зрелость |
Постоянный рост объемов продажи и прибыли |
Диверсификация деятельности |
Зрелость |
Формирование имиджа предприятия и сбалансированный рост |
Закрепление позиций предприятия на освоенном рынке |
Старение |
Сохранение позиций |
Сохранение стабильности хозяйственной деятельности |
Возрождение |
Оживление (поиск дополнительных импульсов в деятельности предприятия) |
Техническое переоборудование, новые поставщики |
Из таблицы
1.1 видно, что от стадии к стадии изменяются
главная цель предприятия, основные
задания и вся система
Рассмотрим цели предприятия в зависимости от стадии жизненного цикла.
На стадии зарождения предприятия важно определить стратегические цели деятельности предприятия и тактические задания, какие бы дали возможность обеспечить жизнедеятельность предприятия на длительный период времени. Причем важно, чтобы целые предприятия отвечали определенным критериям: цели должны быть упорядочены, иметь количественное выражение, быть реальными и досягаемыми. То есть избираются главные и второстепенные (отдельные) цели.
Отправным моментом является «дерево целей», а в нем — определение главной цели. Главной целью предприятия на стадии зарождения является выживание, особенно если уровень «входного барьера» в отрасль достаточно высокий, и потому предприятию необходимо прилагать дополнительных усилий для «входа» на рынок.
Фирма, что делает попытку «входа» на рынок, должна осуществить анализ деятельности уже действующих на нем фирм, в процессе которого выяснить: применяют ли действующие фирмы агрессивные действия, направленные на -защиту своих рыночных позиций, относительно фирм, которые входят на рынок; владеют ли нужными финансовыми ресурсами, с помощью которых охраняют «вход» на свой рынок; могут ли воспользоваться связями с поставщиками и потребителями для защиты своего бизнеса; используют ли политику уценки для сохранения частицы на рынке; высокая стоимость ли «выхода» из рынка.
Как правило, фирмы не могут точно выяснить, какая будет реакция на их действия конкурентов предприятий, которые функционируют на этом рынке. Потому, выучив поведение фирм в конкурентных взаимоотношениях, фирма должна установить главные цели и определить задание относительно их достижения на каждом этапе жизненного цикла предприятия.
На первой стадии жизнедеятельности предприятий могут быть установленные такие альтернативные главные цели: реализация определенного объема продажи; достижение определенной рыночной частицы; получение определенной прибыли или минимально необходимой прибыли; выведение на рынок определенного нового товара.
На стадии зарождения
предприятие должно позиционировать
себя, то есть определить стратегические
цели и направления деятельности
в разрезе комплекса
На второй стадии жизненного
цикла предприятия - детства - главной
целью предприятия должно стать
получение кратковременной
На третьей стадии — юности — главной целью предприятия является ускоренный рост объемов продажи и прибыли. Основным заданием является увлечение своей части рынка. Маркетинговые действия, которые обеспечат решение этой проблемы, такие: расширение рынка за счет привлечения новых групп потребителей; дифференциация ассортимента продукции; отбор целевых рынков; создание атмосферы магазину; проведение глубоких маркетинговых исследований.
На четвертой стадии - ранней зрелости - главной целью предприятия является постоянный рост объемов деятельности. На этой стадии предприятие может использовать такие маркетинговые средства: диверсифицировать свою деятельность, то есть осваивать дополнительные направления деятельности; предложить абсолютно новый комплекс услуг (открыть детские игровые комнаты, комнаты отдыха, ресторан, кафе, автостоянки, предоставлять услуги по ремонту и тому подобное); наладить сервисное обслуживание клиентов; расширить ассортимент своих товаров за счет абсолютно новых товаров, которые предприятие не закупало.
Изменение ассортимента
возможно за счет: поиска товаров с
улучшившими функциональными
На стадии зрелости
главной целью должно стать формирование
имиджа предприятия и сбалансированный
рост предприятия. На этой стадии предприятию
следует стремиться к укреплению
своего положения на уже освоенном
рынке. Для этого необходимо осуществить
такие маркетинговые
Таким образом, на стадии зрелости приоритет должен принадлежать мерчендайзингу, то есть основные усилия предприятие должно направлять на активизацию продажи, стимулирования сбыта, создания выгод для покупателей.
На стадии старения предприятию необходимо пытаться сохранить свои позиции, обеспечить стабильность хозяйственной деятельности. Предприятиям, которые остаются на рынке, целесообразно осуществлять такие маркетинговые действия: использовать интенсивную рекламу и новые формы рекламы; совершенствовать ассортимент за счет новых или модифицированных товаров; сокращать расходы обращения; улучшать сервисное обслуживание; снижать цены; совершенствовать стимулирование сбыта с помощью поощрения покупателей и продавцов; расширять ассортимент дополнительных услуг.
На этой предпоследней
стадии фирма должна решить для себя:
продолжать деятельность на рынке или
пойти из рынка. Нужно учитывать
расходы на выход из рынка, поскольку
они могут быть очень высокими,
возможность роста объема продажи
товаров при более
На последней стадии фирма должна найти дополнительные импульсы в своей деятельности. Она может найти новых поставщиков среди местных производителей или импортеров продукции, стать дилером на правах эксклюзивности наибольших производителей фирм, использовать новые формы продажи и стимулирования сбыта, изменить имидж, ориентироваться на абсолютно новые целевые рынки и т.д.
Разработка комплекса
маркетинга для каждой стадии жизненного
цикла предприятия и реализация
этого комплекса будут
Завершающим этапом системы планирования повышения конкурентоспособности предприятия является контроль, что включает направления: контроль целей маркетинга в отрасли повышения конкурентоспособности, контроль организации маркетинга и контроль реализации комплекса маркетинга.
Для достижения конкурентных
преимуществ можно использовать
следующие стратегии достижения
повышения
Стратегия наступления.
В эту стратегию входят десять этапов: наступление на сильные стороны конкурентов, наступление на слабые стороны конкурентов, многоплановое наступление, захват стратегических высот, партизанское нападение, предупреждающие действия.
- Наступление на
сильные стороны конкурентов.
Это действие дает возможность
получить часть рынка путем
достижения конкурентных
- Наступление на
слабые стороны конкурентов.
- Многоплановое наступление.
Осуществление действий в
- Захват стратегических
высот. Назначение: получение преимуществ
в новом сегменте, который еще
не сформировался, но обещает
быть перспективным. Способ
-Партизанское нападение.
Назначение: нанесение неожиданных,
узконаправленных ударов по
- Предупредительная
атака. Назначение: наращивание производственной
мощности. Способ реализации: действия
по поводу создания таких
2. Защитные стратегии.
- Укрепление конкурентных
позиций. Назначение: копирование
действий и политики
- Защитная атака.
Назначение: проведение в ответ
на действия конкурентов