Усиление конкурентных позиций предприятия за счет обновления ассортимента и повышения качества выпускаемой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 16:06, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - оценка уровня конкурентоспособности ОАО «Бурятхлебпром» и предложения комплекса мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность конкурентоспособности предприятия.
провести анализ конкурентоспособности предприятия.
разработать и предложить мероприятия по повышению уровня конкурентоспособности.

Содержание

Введение...……………..………..…………………………………………………3
1. Усиление конкурентных позиций предприятия за счет обновления ассортимента и повышения качества выпускаемой продукции: теоретический аспект…………………………………………...………………………………5-19
1.1 Роль конкурентоспособности предприятия в повышении эффективности его деятельности: отраслевой аспект 5
1.2 Методика определения показателей конкурентоспособности продукции предприятия………………………11
1.3 Основные направления повышения конкурентоспособности продукции предприятий отрасли…………………………………………………………….19
2.Анализ усиления конкурентных позиций ОАО «Бурятхлебпром»…....27-45
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия. Основные технико-экономические показатели 27
2.2 Анализ конкурентоспособности ОАО «Бурятхлебпром» 31
2.3 Анализ ОАО «Бурятхлебпром» по SWOT-, STEP-методу 40
2.4 Укрепление конкурентоспособности продукции ОАО «Бурятхлебпром» на основе модернизации оборудования и улучшения качества продукции 45
Заключение………………………………..………………………………….…..52
Список использованных источников……………………………………….…..55

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ОАО БХП по конкуренции.docx

— 150.39 Кб (Скачать документ)

3. Стратегия малых  предприятий.

- Защитная стратегия.  Назначения: для определения и  сохранения части рынка. Способ  реализации: базируется на снижении  себестоимости.

- Стратегия агрессивной  защиты. Назначения: применяются радикальные  действия по увеличению продажи,  повышения прибыли. Способ реализации: снижение цен, интенсивности рекламных  мероприятий. 9

Таким образом, конкурентоспособность - это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, экономическим, техническим, эстетическим, эргономическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (сроки поставки, цена, каналы сбыта, сервис, реклама). В современной экономике главным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии каждого предприятия становится повышение конкурентоспособности для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли.

Система планирования повышения конкурентоспособностью имеет определяющее значение для  комплексного управления конкурентоспособностью предприятий. Для повышения конкурентоспособности  предприятия необходимо выбрать  стратегию конкурентных преимуществ  и обеспечить реализацию этой стратегии.

Глава 2. Анализ конкурентоспособности  ОАО «Бурятхлебпром»

 

2.1 Краткая  характеристика деятельности предприятия. Основные технико-экономические показатели

 

ОАО «Бурятхлебпром» является одним из крупнейших производителей в пищевой промышленности не только в Бурятии, но и в России. Находится он в городе Улан-Удэ, улица Куйбышева, 44.

ОАО «Бурятхлебпром» создано на основе фирмы «Бурятхлебпром» в 1994 году путем акционирования. Цель создания – дальнейшее увеличение мощности предприятия, выпуск конкурентоспособной качественной продукции, завоевание рынка сбыта и создание собственной торговой сети. Целью деятельности общества является насыщение потребительского рынка хлебобулочными изделиями и извлечение прибыли.10

Дочерних и зависимых  обществ нет. Уставный капитал общества составляет 2722300 руб. Обществом размещены 7778 штук обыкновенных акций номинальной  стоимостью 350 руб. каждая. Количество акционеров – 160, при этом они все являются физическими лицами.

Основными видами деятельности акционерного общества являются:

производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий;

производство пива;

розничная торговля;

общественное питание.

Удельный вес производства хлеба, хлебобулочных и кондитерских  изделий в общем объеме производства составляет 87,7%.

Среднедневная выработка  и реализация на конец 2011 года составила 38,4 тн.

За 2011 год объем  выпуска продукции уменьшился в сравнении с предыдущим годом в связи с падением спроса на хлеб 1 сорта.

Увеличился спрос  на кондитерские изделия, в связи  с увеличением ассортимента, отличным качеством, натуральным вкусом и  привлекательной ценой.

На сегодняшний  день ассортимент выработки продукции  насчитывает 22 наименований хлеба, 53 наименований булочных изделий, 12- сухарных изделий, 27 – печенья и пряников и более 134 наименований тортов и пирожных (табл. 2.1).

Таблица 2.1Динамика производства ОАО «Бурятхлебпром» в 2009 – 2011 годах

Показатели 

Ед. изм

2009

2010

2011

1.  Хлеб и хлебобулочные изделия-всего

тонн

13375

13229

13071

в т.ч.   хлеб

тонн

11027

10641

10366

            булочные 

тонн

1084

1419

1417

            сухари сдобные 

тонн

1143

1170

1161

       Темп роста год к году

%

106

98,9

98,8

2.   Кондитерские изделия 

тонн

844

925

970

       Темп роста год к году 

%

102

109,6

104,9

3.   Пиво «Стимул»

тыс. дал

13,9

13,4

11,7

      Темп роста год к году 

%

87

96,1

87,3

2.   Среднесуточная выработка, всего

тонн

38,9

38,8

38,4

в т.ч. - хлеб и хлебобулочных изделий

тонн

36,5

36,3

35,9

-    кондитерских изделий

тонн

2,3

2,5

2,6


 

За 2011 год выработано более 1095 тн хлеба и булочных изделий серии «Для здоровья»:

- хлеба из муки  высшего сорта, первого сорта  обогащенные молочным белком  «Йодказеином»;

- хлеб и булочки  «Диетические» с добавлением  пшеничных отрубей.

Также вырабатывается хлеб и булочки с различными натуральным пищевыми добавками, объем которых составил более 10% от общей выработки.

Для реализации продукции  собственного производства организована рознично-торговая деятельность для продажи хлеба и хлебобулочных изделий с 28-ю киосками и 7-ю магазинами, в том числе тремя собственными, в которых реализуется до 30% вырабатываемой продукции.

Общественное питание  с тремя барами для продажи  пива, в которых реализовано 72,4% вырабатываемого  пива.

Хлебобулочные изделия  акционерного общества реализуются  как в городе Улан-Удэ, так и  в сельских районах республики Селенгинском, Кабанском, Заиграевском. Их доставкой занимается специализированный фирменный транспорт «Бурятхлебпрома». Изделия подвозятся до трех раз в сутки в торговые точки, поэтому покупатель всегда имеет возможность приобрести свежий, только что вышедший из печи хлеб.

В табл. 2.2 представлены основные технико-экономические показатели деятельности ОАО «Бурятхлебпром».

Таблица 2.2Основные технико-экономические показатели деятельности ОАО «БХП», тыс. руб.

Показатели

2009г.

2010г.

2011

Отклонения 2011г. к 2010г.

Отклонения 2010г. к 2009г.

абс.

отн., в %

абс.

отн., в %

Выручка от реализации продукции

530534

562023

598451

36428

106,5

31489

105,9

Стоимость основных фондов

86748

88899

94580

5681

106,4

2151

102,5

Фондоотдача основных фондов

6,12

6,32

6,33

0,01

100,1

0,21

103,4

Среднесписочная численность работающих

693

722

725

3

100,4

29

104,2

Среднегодовая выработка в т.ч. на одного работающего 

765,6

778,4

825,4

47

106,0

13

101,7

Фонд  оплаты труда 

143169

172997

194520

21523

112,4

29828

120,8

Среднегодовой уровень оплаты труда в месяц

17,2

20,0

22,4

2

112,0

3

116,0

Себестоимость продукции (работ, услуг)

426514

463374

501012

37638

108,1

36860

108,6

Затраты на 1 рубль продукции (работ, услуг)

0,804

0,824

0,837

0,013

102

0,021

102,6

Прибыль от реализации продукции

62594

45719

47435

1716

103,8

-16875

73,0

Балансовая  прибыль

28522

15574

17355

1781

111,4

-12948

54,6

Рентабельность  продукции

5,4

2,8

2,9

0,1

104,7

-3

51,5


 

Выручка от реализации в 2011 году составила 598451 тыс. руб. с темпом роста к уровню 2010 года в 106,5%. В 2010 году также наблюдался прирост выручки  по сравнению с 2009 годом в 5,9%.

По данным таблицы, можно сделать вывод о росте  основных производственных фондов на предприятии, среднегодовая стоимость  которых с каждым годом возрастает. В 2010 году, по сравнению с 2009 годом, она увеличилась на 2,1 млн. руб. (на 2,5%). А в 2011 году, по сравнению с 2010 годом, среднегодовая стоимость основных производственных фондов увеличилась на 5,7 млн. руб. (на 6,4%). Увеличение стоимости основных производственных фондов связано с приобретением нового оборудования и транспортных средств.

Обобщающим показателем  эффективности использования основных фондов является фондоотдача. По данным таблицы видно, что она увеличилась  в 2010 году, по сравнению с 2009 годом, на 21 коп. (на 3,4%). В 2011 году она снова увеличилась, по сравнению с 2010 годом, на 1 коп.(на 0,1%). Увеличение фондоотдачи связано, прежде всего, с повышением производительности активной части ОПФ из-за внедрения в производство нового оборудования. В 2010 году произошло незначительное улучшение структуры основных фондов, повысился вес их активной части.

Среднесписочная численность  работников предприятия в 2010 году увеличилась на 29 человек, по сравнению с 2009 годом (на 4,2%), а в 2011, по сравнению с 2010 годом, её прирост составил всего 3 чел. Фонд оплаты труда возрос в 2010 году, по сравнению с 2009 годом, на 29,8 млн. руб. (на 20,8%), а в 2011 увеличился на 21,5 млн. руб. (на 12,4%), по сравнению с 2010 годом.

Повысилась и выработка  продукции на одного рабочего в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 1,7%, а в 2011 г. по сравнению с 2010г. на6%.

Себестоимость увеличилась  на 108,6% и 108,0% в 2010 и 2011 годах соответственно. Увеличение себестоимости продукции произошло за счет внедрения новых автоматизированных оборудований, которые стоят намного дороже механизированных, но производят больше продукции, ремонта действующих машин и оборудований, увеличения объема продукции, увеличения заработной платы работников, а также за счет удорожания сырья и материалов.

Затраты на 1 руб. продукции  также повысились соответственно на 2,6% и 2%. Эти затраты тесно связаны с опережающей динамику реализации динамикой себестоимости продукции. Поэтому причины повышения затрат на 1 рубль продукции такие же, как и причины повышения себестоимости продукции.

Балансовая прибыль  в 2010 году составила 15,6 млн. руб., что на 12,9 млн. руб. (на 45,4 %) меньше чем в 2009 году. А в 2011 году прибыль увеличилась на 1,8 млн. руб. (на 11,4%), по сравнению с 2010 годом.

Рентабельность в 2011 году увеличилась и составила 2,9 в результате влияния фондоотдачи основных производственных фондов и снижения себестоимости.

У жителей республики продукция ОАО «Бурятхлебпром»  пользуется заслуженной популярностью, так как на предприятии все - от пекаря до руководителя думают, прежде всего, о покупателе, предлагая исключительно качественные и разнообразные хлебобулочные изделия.

Таким образом, на основании  анализа основных технико-экономических  показателей видно, что рост объемов  производства и реализации продукции, увеличение фондоотдачи – все это говорит о стабильности предприятия ОАО «Бурятхлебпром».

 

2.2 Анализ конкурентоспособности ОАО «Бурятхлебпром»

 

ОАО «Бурятхлебпром» является ведущим производителем хлеба в Бурятии. Основными видами деятельности предприятия являются: производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий; производство пива; розничная торговля; общественное питание.

Для реализации продукции  собственного производства на ОАО «Бурятхлебпром» продолжает свою деятельность рознично-торговая сеть, которая состоит из 40 киосков и павильонов и 6 магазинов. В них реализуется до 23% хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий.

Благодаря росту доходов, жители г. Улан-Удэ стали отдавать предпочтение сортам хлеба со сложной рецептурой. Эту тенденцию почувствовали производители, которые инвестируют средства в обновление оборудования и вывод на рынок новой брендовой продукции.

Рост рынка хлебобулочных  изделий происходит в основном за счет нетрадиционных видов. Потребление  социального хлеба 1-го и 2-го сортов стабильно уже несколько лет, сейчас его доля составляет около 50%. Рост производства обусловлен в первую очередь повышением спроса на различные  новые сорта хлеба с более  сложной рецептурой и сдобу.

Оценим ликвидность  и финансовую устойчивость предприятия.

Величина собственных  оборотных средств (функционирующий капитал) характеризует ту часть собственного капитала предприятия, которая является источником покрытия текущих активов предприятия. Рассчитаем данный показатель по формуле11:

 

Собственный капитал + долгосрочные обязательства - внеоборотные активы (с.490 - с.252-с.244+с.590 - с. 190 - с.230-с.390)илиоборотные активы - краткосрочные пассивы - (с.290 - с.252 - с 244 - с.230-с.690),      (6)

 

Получаем:

2010г.: 13448157-0-0-0-53548859=8093298 руб.;

2011г.: 15414085-0-0-0-3097891=12316194 руб.

Величина собственных  оборотных средств в 2010 г. составила 8093298 руб., а в 2011г. - 12316194 руб. Увеличение произошло за счет роста оборотных активов и снижения краткосрочных обязательств. Рост данного показателя можно расценивать как положительную тенденцию.

Рассчитаем коэффициент  маневренности собственных оборотных  средств, характеризующий часть  собственных оборотных средств, которая находится в форме  денежных средств по формуле :

 

Денежные средства (с.260) / Функционирующий капитал (с.290 - с.252 - с.244 - с 230 с. - 690)         (7)

 

Получаем:

2010 г.1225277/ (13448157-0-0-0-5354859) =1225277/8093298=0,15

2011 г.2275767/ (15414085-3097891) =2275767/12316194=0,18

 

Для нормального функционирования предприятия этот показатель меняется в пределах от 0 до 1. В нашем случае в 2010г он составил 0,15, а в 2011г.0,18. Это свидетельствует о том, маневренность собственных оборотных средств уменьшилась, т.е. мала доля собственных оборотных средств, имеющих абсолютную ликвидность.

Информация о работе Усиление конкурентных позиций предприятия за счет обновления ассортимента и повышения качества выпускаемой продукции