Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 16:06, курсовая работа
Цель курсовой работы - оценка уровня конкурентоспособности ОАО «Бурятхлебпром» и предложения комплекса мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность конкурентоспособности предприятия.
провести анализ конкурентоспособности предприятия.
разработать и предложить мероприятия по повышению уровня конкурентоспособности.
Введение...……………..………..…………………………………………………3
1. Усиление конкурентных позиций предприятия за счет обновления ассортимента и повышения качества выпускаемой продукции: теоретический аспект…………………………………………...………………………………5-19
1.1 Роль конкурентоспособности предприятия в повышении эффективности его деятельности: отраслевой аспект 5
1.2 Методика определения показателей конкурентоспособности продукции предприятия………………………11
1.3 Основные направления повышения конкурентоспособности продукции предприятий отрасли…………………………………………………………….19
2.Анализ усиления конкурентных позиций ОАО «Бурятхлебпром»…....27-45
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия. Основные технико-экономические показатели 27
2.2 Анализ конкурентоспособности ОАО «Бурятхлебпром» 31
2.3 Анализ ОАО «Бурятхлебпром» по SWOT-, STEP-методу 40
2.4 Укрепление конкурентоспособности продукции ОАО «Бурятхлебпром» на основе модернизации оборудования и улучшения качества продукции 45
Заключение………………………………..………………………………….…..52
Список использованных источников……………………………………….…..55
3. Стратегия малых предприятий.
- Защитная стратегия.
Назначения: для определения и
сохранения части рынка.
- Стратегия агрессивной
защиты. Назначения: применяются радикальные
действия по увеличению
Таким образом, конкурентоспособность - это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, экономическим, техническим, эстетическим, эргономическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (сроки поставки, цена, каналы сбыта, сервис, реклама). В современной экономике главным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии каждого предприятия становится повышение конкурентоспособности для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли.
Система планирования
повышения
Глава 2. Анализ конкурентоспособности ОАО «Бурятхлебпром»
2.1 Краткая
характеристика деятельности
ОАО «Бурятхлебпром» является одним из крупнейших производителей в пищевой промышленности не только в Бурятии, но и в России. Находится он в городе Улан-Удэ, улица Куйбышева, 44.
ОАО «Бурятхлебпром» создано на основе фирмы «Бурятхлебпром» в 1994 году путем акционирования. Цель создания – дальнейшее увеличение мощности предприятия, выпуск конкурентоспособной качественной продукции, завоевание рынка сбыта и создание собственной торговой сети. Целью деятельности общества является насыщение потребительского рынка хлебобулочными изделиями и извлечение прибыли.10
Дочерних и зависимых обществ нет. Уставный капитал общества составляет 2722300 руб. Обществом размещены 7778 штук обыкновенных акций номинальной стоимостью 350 руб. каждая. Количество акционеров – 160, при этом они все являются физическими лицами.
Основными видами деятельности акционерного общества являются:
производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий;
производство пива;
розничная торговля;
общественное питание.
Удельный вес производства хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий в общем объеме производства составляет 87,7%.
Среднедневная выработка и реализация на конец 2011 года составила 38,4 тн.
За 2011 год объем выпуска продукции уменьшился в сравнении с предыдущим годом в связи с падением спроса на хлеб 1 сорта.
Увеличился спрос на кондитерские изделия, в связи с увеличением ассортимента, отличным качеством, натуральным вкусом и привлекательной ценой.
На сегодняшний
день ассортимент выработки
Таблица 2.1Динамика производства ОАО «Бурятхлебпром» в 2009 – 2011 годах
Показатели |
Ед. изм |
2009 |
2010 |
2011 |
1. Хлеб и хлебобулочные изделия-всего |
тонн |
13375 |
13229 |
13071 |
в т.ч. хлеб |
тонн |
11027 |
10641 |
10366 |
булочные |
тонн |
1084 |
1419 |
1417 |
сухари сдобные |
тонн |
1143 |
1170 |
1161 |
Темп роста год к году |
% |
106 |
98,9 |
98,8 |
2. Кондитерские изделия |
тонн |
844 |
925 |
970 |
Темп роста год к году |
% |
102 |
109,6 |
104,9 |
3. Пиво «Стимул» |
тыс. дал |
13,9 |
13,4 |
11,7 |
Темп роста год к году |
% |
87 |
96,1 |
87,3 |
2. Среднесуточная выработка, всего |
тонн |
38,9 |
38,8 |
38,4 |
в т.ч. - хлеб и хлебобулочных изделий |
тонн |
36,5 |
36,3 |
35,9 |
- кондитерских изделий |
тонн |
2,3 |
2,5 |
2,6 |
За 2011 год выработано более 1095 тн хлеба и булочных изделий серии «Для здоровья»:
- хлеба из муки высшего сорта, первого сорта обогащенные молочным белком «Йодказеином»;
- хлеб и булочки «Диетические» с добавлением пшеничных отрубей.
Также вырабатывается хлеб и булочки с различными натуральным пищевыми добавками, объем которых составил более 10% от общей выработки.
Для реализации продукции собственного производства организована рознично-торговая деятельность для продажи хлеба и хлебобулочных изделий с 28-ю киосками и 7-ю магазинами, в том числе тремя собственными, в которых реализуется до 30% вырабатываемой продукции.
Общественное питание с тремя барами для продажи пива, в которых реализовано 72,4% вырабатываемого пива.
Хлебобулочные изделия акционерного общества реализуются как в городе Улан-Удэ, так и в сельских районах республики Селенгинском, Кабанском, Заиграевском. Их доставкой занимается специализированный фирменный транспорт «Бурятхлебпрома». Изделия подвозятся до трех раз в сутки в торговые точки, поэтому покупатель всегда имеет возможность приобрести свежий, только что вышедший из печи хлеб.
В табл. 2.2 представлены основные технико-экономические показатели деятельности ОАО «Бурятхлебпром».
Таблица 2.2Основные технико-экономические показатели деятельности ОАО «БХП», тыс. руб.
Показатели |
2009г. |
2010г. |
2011 |
Отклонения 2011г. к 2010г. |
Отклонения 2010г. к 2009г. | ||
абс. |
отн., в % |
абс. |
отн., в % | ||||
Выручка от реализации продукции |
530534 |
562023 |
598451 |
36428 |
106,5 |
31489 |
105,9 |
Стоимость основных фондов |
86748 |
88899 |
94580 |
5681 |
106,4 |
2151 |
102,5 |
Фондоотдача основных фондов |
6,12 |
6,32 |
6,33 |
0,01 |
100,1 |
0,21 |
103,4 |
Среднесписочная численность работающих |
693 |
722 |
725 |
3 |
100,4 |
29 |
104,2 |
Среднегодовая выработка в т.ч. на одного работающего |
765,6 |
778,4 |
825,4 |
47 |
106,0 |
13 |
101,7 |
Фонд оплаты труда |
143169 |
172997 |
194520 |
21523 |
112,4 |
29828 |
120,8 |
Среднегодовой уровень оплаты труда в месяц |
17,2 |
20,0 |
22,4 |
2 |
112,0 |
3 |
116,0 |
Себестоимость продукции (работ, услуг) |
426514 |
463374 |
501012 |
37638 |
108,1 |
36860 |
108,6 |
Затраты на 1 рубль продукции (работ, услуг) |
0,804 |
0,824 |
0,837 |
0,013 |
102 |
0,021 |
102,6 |
Прибыль от реализации продукции |
62594 |
45719 |
47435 |
1716 |
103,8 |
-16875 |
73,0 |
Балансовая прибыль |
28522 |
15574 |
17355 |
1781 |
111,4 |
-12948 |
54,6 |
Рентабельность продукции |
5,4 |
2,8 |
2,9 |
0,1 |
104,7 |
-3 |
51,5 |
Выручка от реализации в 2011 году составила 598451 тыс. руб. с темпом роста к уровню 2010 года в 106,5%. В 2010 году также наблюдался прирост выручки по сравнению с 2009 годом в 5,9%.
По данным таблицы, можно сделать вывод о росте основных производственных фондов на предприятии, среднегодовая стоимость которых с каждым годом возрастает. В 2010 году, по сравнению с 2009 годом, она увеличилась на 2,1 млн. руб. (на 2,5%). А в 2011 году, по сравнению с 2010 годом, среднегодовая стоимость основных производственных фондов увеличилась на 5,7 млн. руб. (на 6,4%). Увеличение стоимости основных производственных фондов связано с приобретением нового оборудования и транспортных средств.
Обобщающим показателем
эффективности использования
Среднесписочная численность работников предприятия в 2010 году увеличилась на 29 человек, по сравнению с 2009 годом (на 4,2%), а в 2011, по сравнению с 2010 годом, её прирост составил всего 3 чел. Фонд оплаты труда возрос в 2010 году, по сравнению с 2009 годом, на 29,8 млн. руб. (на 20,8%), а в 2011 увеличился на 21,5 млн. руб. (на 12,4%), по сравнению с 2010 годом.
Повысилась и выработка продукции на одного рабочего в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 1,7%, а в 2011 г. по сравнению с 2010г. на6%.
Себестоимость увеличилась на 108,6% и 108,0% в 2010 и 2011 годах соответственно. Увеличение себестоимости продукции произошло за счет внедрения новых автоматизированных оборудований, которые стоят намного дороже механизированных, но производят больше продукции, ремонта действующих машин и оборудований, увеличения объема продукции, увеличения заработной платы работников, а также за счет удорожания сырья и материалов.
Затраты на 1 руб. продукции также повысились соответственно на 2,6% и 2%. Эти затраты тесно связаны с опережающей динамику реализации динамикой себестоимости продукции. Поэтому причины повышения затрат на 1 рубль продукции такие же, как и причины повышения себестоимости продукции.
Балансовая прибыль в 2010 году составила 15,6 млн. руб., что на 12,9 млн. руб. (на 45,4 %) меньше чем в 2009 году. А в 2011 году прибыль увеличилась на 1,8 млн. руб. (на 11,4%), по сравнению с 2010 годом.
Рентабельность в 2011 году увеличилась и составила 2,9 в результате влияния фондоотдачи основных производственных фондов и снижения себестоимости.
У жителей республики продукция ОАО «Бурятхлебпром» пользуется заслуженной популярностью, так как на предприятии все - от пекаря до руководителя думают, прежде всего, о покупателе, предлагая исключительно качественные и разнообразные хлебобулочные изделия.
Таким образом, на основании анализа основных технико-экономических показателей видно, что рост объемов производства и реализации продукции, увеличение фондоотдачи – все это говорит о стабильности предприятия ОАО «Бурятхлебпром».
ОАО «Бурятхлебпром» является ведущим производителем хлеба в Бурятии. Основными видами деятельности предприятия являются: производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий; производство пива; розничная торговля; общественное питание.
Для реализации продукции собственного производства на ОАО «Бурятхлебпром» продолжает свою деятельность рознично-торговая сеть, которая состоит из 40 киосков и павильонов и 6 магазинов. В них реализуется до 23% хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий.
Благодаря росту доходов, жители г. Улан-Удэ стали отдавать предпочтение сортам хлеба со сложной рецептурой. Эту тенденцию почувствовали производители, которые инвестируют средства в обновление оборудования и вывод на рынок новой брендовой продукции.
Рост рынка хлебобулочных изделий происходит в основном за счет нетрадиционных видов. Потребление социального хлеба 1-го и 2-го сортов стабильно уже несколько лет, сейчас его доля составляет около 50%. Рост производства обусловлен в первую очередь повышением спроса на различные новые сорта хлеба с более сложной рецептурой и сдобу.
Оценим ликвидность и финансовую устойчивость предприятия.
Величина собственных оборотных средств (функционирующий капитал) характеризует ту часть собственного капитала предприятия, которая является источником покрытия текущих активов предприятия. Рассчитаем данный показатель по формуле11:
Собственный капитал + долгосрочные обязательства - внеоборотные активы (с.490 - с.252-с.244+с.590 - с. 190 - с.230-с.390)илиоборотные активы - краткосрочные пассивы - (с.290 - с.252 - с 244 - с.230-с.690), (6)
Получаем:
2010г.: 13448157-0-0-0-53548859=
2011г.: 15414085-0-0-0-3097891=
Величина собственных оборотных средств в 2010 г. составила 8093298 руб., а в 2011г. - 12316194 руб. Увеличение произошло за счет роста оборотных активов и снижения краткосрочных обязательств. Рост данного показателя можно расценивать как положительную тенденцию.
Рассчитаем коэффициент
маневренности собственных
Денежные средства (с.260) / Функционирующий капитал (с.290 - с.252 - с.244 - с 230 с. - 690) (7)
Получаем:
2010 г.1225277/ (13448157-0-0-0-5354859) =1225277/8093298=0,15
2011 г.2275767/ (15414085-3097891) =2275767/12316194=0,18
Для нормального функционирования предприятия этот показатель меняется в пределах от 0 до 1. В нашем случае в 2010г он составил 0,15, а в 2011г.0,18. Это свидетельствует о том, маневренность собственных оборотных средств уменьшилась, т.е. мала доля собственных оборотных средств, имеющих абсолютную ликвидность.