Усиление конкурентных позиций предприятия за счет обновления ассортимента и повышения качества выпускаемой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 16:06, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - оценка уровня конкурентоспособности ОАО «Бурятхлебпром» и предложения комплекса мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность конкурентоспособности предприятия.
провести анализ конкурентоспособности предприятия.
разработать и предложить мероприятия по повышению уровня конкурентоспособности.

Содержание

Введение...……………..………..…………………………………………………3
1. Усиление конкурентных позиций предприятия за счет обновления ассортимента и повышения качества выпускаемой продукции: теоретический аспект…………………………………………...………………………………5-19
1.1 Роль конкурентоспособности предприятия в повышении эффективности его деятельности: отраслевой аспект 5
1.2 Методика определения показателей конкурентоспособности продукции предприятия………………………11
1.3 Основные направления повышения конкурентоспособности продукции предприятий отрасли…………………………………………………………….19
2.Анализ усиления конкурентных позиций ОАО «Бурятхлебпром»…....27-45
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия. Основные технико-экономические показатели 27
2.2 Анализ конкурентоспособности ОАО «Бурятхлебпром» 31
2.3 Анализ ОАО «Бурятхлебпром» по SWOT-, STEP-методу 40
2.4 Укрепление конкурентоспособности продукции ОАО «Бурятхлебпром» на основе модернизации оборудования и улучшения качества продукции 45
Заключение………………………………..………………………………….…..52
Список использованных источников……………………………………….…..55

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ОАО БХП по конкуренции.docx

— 150.39 Кб (Скачать документ)

Для улучшения  качества выпускаемой продукции  хлебозавода было предложено осуществление  комплекса мероприятий, которые  можно подразделить по следующим  ключевым направлениям: совершенствование  системы менеджмента качества; удовлетворение требований потребителей; повышение  технического уровня продукции; исключение несоответствий, выявленных в производстве хлебобулочной продукции и эксплуатации оборудования; повышение качества закупаемого  сырья для производства; совершенствование организации и управления производством; учет и анализ затрат, связанных с качеством.

Для повышения  качества выпускаемой продукции  предлагается ввести в эксплуатацию линию по герметичной упаковке хлебобулочных  изделий, в результате чего хлебобулочные  изделия сохраняют свежий вид и срок реализации возрастает с 24 до 72 часов.

Описание  и технические характеристики предлагаемого  оборудования представлены в табл.2.10 и 2.11.15

Таблица 2.10 Горизонтальная упаковочная машина РТ- УМ- ГШ- 02

Назначение

Упаковка широкого спектра штучных  пищевых продуктов, назначения в трехшовные пакеты типа «FlowPack» и пакеты с боковыми складками типа «двойное плоское дно»

Базовая комплектация:

ü транспортер подающий (длина по заказу) 

ü устройство формирования ширины пакета 

ü механизм плавной регулировки длины пакета

ü система обеспечения работы по фотометке

ü рулонодержатель с центрированием рулона и компенсационным тормозом

ü механизм протяжки пленки и сварки продольного шва пакета

ü механизм сварки поперечного шва пакета с отрезным ножом

ü термодатор

Преимущества:

ü простота в обслуживании 

ü возможность быстрой переналадки под другой продукт

ü автоматическое поддержание и контроль температуры сварки с цифровой индикацией 

ü плавная регулировка скорости работы машины

ü электроника и приводы ведущих зарубежных фирм

ü система блокировок для обеспечения безопасности работы оператора.


 

По статистике ОАО  «Бурятхлебпром» возвратность хлебобулочных  изделий без упаковки составляет 8% от объёма отгрузки. На основании  показателей 2011 года рассчитаем дополнительную прибыль, которую предприятие сможет получить при внедрении герметичной  упаковки.

Таблица 2.11 Технические характеристики РТ-УМ-ГШ-02

Производительность

140 уп./мин.

Напряжение  питания, В

220

Установленная мощность, кВт не более

1,6(2,6)

Максимальный  диаметр рулона пленки, мм.

400

Габаритные  размеры, мм, не более

3550/3000 x 1050 x 1700

Масса, кг, не более

320

Транспортировка и монтаж (1 % )

8 400 руб.

Дополнительные  рабочие

нет

Дополнительные  оборотные средства (упаковочная  пленка, цена 1000 метров)

144, 85 руб.


 

Объём производства продукции  в год составляет 13,1 тыс. тонн, для  пакетирования продукции необходимо приобретение трех машин. Сумма капитальных  затрат на приобретение машин составит 3,5 млн. руб.

Стоимость товарной продукции  – 598,5 млн. рублей.

8% возврата продукции  из - за неполной реализации хлебобулочных  изделий в течение 24 часов составляет 1048 тонн в год или 47840 тыс.  руб.

С внедрением линии  по герметичной упаковке, срок реализации хлебобулочных изделий увеличиться  до 72 часов. В среднем процент  возврата будет составлять 4 % от объёма производства.

Тогда возврат продукции  в год составит 524 тонны или 24220 тыс. руб.

Дополнительная прибыль  предприятия в данном случае составит 24220 тыс. руб.*2,9% (рентабельность по итогам 2011 года) = 702,4 тыс. руб.

Таким образом, годовой экономический  эффект составляет 0,7 млн. руб. Данный показатель характеризует прирост прибыли от внедрения нового оборудования. Срок окупаемости капитальных затрат составит 5 лет. (3,5 млн. руб. / 702,4 тыс. руб.)

Перечисленные результаты говорят об эффективности  предложенного мероприятия по повышению  качества выпускаемой продукции  посредством внедрения в производство герметичной упаковки и повышению конкурентоспособности предприятия в целом.

Таким образом, предложенные мероприятия способны обеспечить получение  ОАО «Бурятхлебпром» дополнительных конкурентных преимуществ: дополнительного  прироста объема продаж и прироста  прибыли и повышении заинтересованности потребителей в приобретении товара.

 

Заключение

 

Исходя из проведенного анализа по исследуемой теме курсовой работы можно сделать следующие выводы.

Конкурентоспособность организаций – это способность  производителей и продавцов товаров  конкурировать на рынке с предприятиями, поставляющими аналогичные товары. В такой конкурентной борьбе, за овладением рынками, организации для  привлечения покупателей используют рекламу, снижение цен, повышение качества продукции, оказание допродажных и послепродажных услуг

Оценка конкурентной позиции предприятия требуется  для разработки мероприятий по повышению  конкурентоспособности; выбора фирмы-партнера для организации совместного  производства продукции; привлечения  средств инвестора в перспективное  производство; составления программы  выхода фирмы на новые рынки сбыта.

В современных условиях хлебопекарная промышленность России развивается в направлении расширения ассортимента продукции и внедрения  в производство новых видов изделий  лечебного и диетического назначения, в том числе с пониженной энергетической ценностью. Перед хлебопечением  нашей страны стоит ряд проблем, связанных с улучшением качества и пищевой ценности хлеба, булочных, сухарных и бараночных изделий. Очень  важными проблемами являются: совершенствование  технологии с целью интенсификации производства хлеба; регулирование  его пищевой ценности; создание новых  диетических сортов хлеба и хлебобулочных  изделий.

В практической части  проведен SWOT- и STEP-анализ предприятия, анализ сильных и слабых сторон  основных конкурентов предприятия. На основе проведенного анализа сделан вывод о том, что у предприятия  такие сильные стороны, как высокое  качество продукции, широкий ассортимент, приемлемая цена, частое внедрение  новых видов продукции может  привести к таким возможностям, как увеличение количества посредников. А известная торговая марка в республике может позволить увеличить долю рынка. Учитывая то, что хлеб является незаменимым и обязательным продуктом питания потребителей, можно сказать, что у данной продукции отсутствуют товары-заменители.

Угрозы предприятия  в виде большого количества мелких конкурентов можно уменьшить  высоким качеством продукции, широким  ассортиментом и приемлемой ценой. Довольно устойчивое финансовое положение  предприятия позволяет особо  не опасаться роста цен на энергоносители.

На предприятии  почти 1/3 всего оборудования является устаревшей, развитие НТП позволит заменить старые оборудования на новые, более усовершенствованные модели. А большое количество посредников, таких как Абсолют, Титан, Стам, Николаевский и многие другие является одновременно носителями рекламы.

На основе проведенного анализа можно сделать вывод  о том, что ОАО «Бурятхлебпром»  является лидером на рынке хлебобулочных  изделий в республике Бурятия.

Однако у предприятия  есть слабые стороны, которые следует  ликвидировать. Низкую заинтересованность рядовых сотрудников в развитии предприятия можно устранить  с помощью системы мотивирования  труда, поощрений, денежного и социального  стимулирования. Устаревшее оборудование следует заменить на новое, более производительное, экономичное, усовершенствованное оборудование. Заменить старые печи на печи средней мощности, мобильные, малоаккумулятивные с широким диапазоном возможностей. Также предприятию следует увеличить количество собственных киосков, количество посредников, т.е. стараться распространить свою продукцию во всех магазинах продуктов питания.

Предложенные пути повышения конкурентоспособности  помогут предприятию сохранить  и укрепить позицию рыночного  лидера.

Предлагаются следующие  мероприятия по повышению конкурентоспособности  продукции ОАО «Бурятхлебпром»:

- модернизация оборудования: прирост производства составит 260 тонн, при этом экономия заработной платы в год составит 1615 тыс. руб. Годовой экономический эффект составляет 1,9 млн. руб.; 

- улучшение качества  продукции: введение в эксплуатацию  линии, по герметичной упаковке  хлебобулочных изделий, что позволит  увеличить свежесть продукции  до 72 часов. Годовой экономический эффект составляет 0,7 млн. руб. Данный показатель характеризует прирост прибыли от внедрения нового оборудования. Срок окупаемости капитальных затрат составит 5 лет.

Предложенные мероприятия  будут способствовать увеличению прибыли  предприятия и улучшению финансовой устойчивости, что находит свое подтверждение  в полученном экономическом эффекте  для ОАО «Бурятхлебпром».

 

Список использованных источников

 

  1. Аристов, О.В. Конкурентность и конкурентоспособность / О.В. Аристов. – М.: Тезис, 2009. – 203 с.
  2. Бабкина Т.Н. Анализ и возможности предприятия пищевой промышленности. – М.: ИНФРА – М, 2010 – 560 с.
  3. Драгун, Н.П. Конкурентоспособность перерабатывающих предприятий АПК: экономическая сущность и механизм управления / Н. П. Драгун, Е. М. Карпенко. – Гомель : ГГТУ им. П. О. Сухого, 2009. – 246 с.
  4. Зайцев, Н.А. Развитие конкурентоспособности на российских предприятиях: учебник для вузов / Н.А. Зайцев. - М.: Экзамен, 2012. - 767 с.
  5. Качалина, Л.Н. Конкурентоспособный менеджмент / Л.Н. Качалина. – М.: Эксмо-Пресс, 2009. – 460 с.
  6. Ковалев, А.И., Привалов, В.П. Анализ финансового состояния предприятий: учебное пособие / А.И. Ковалев. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2009. - 216с.
  7. Круглов, В.В. Конкуренция: учебное пособие / Под ред.  В.В Круглова. – М.: ТК Проспект, 2011. – 80 с.
  8. Любушин, Н.П., Лещева, В.Б. Менеджмент конкурентоспособности товара: учеб.пособие для вузов / под ред. Н.П. Любушина. - М.: ЮНИТА-ДАНА, 2009. - 417с.
  9. Миронов, М.Г. Управление качеством/ Миронов, М.Г. - М.: Проспект, 2009 – 288 с.
  10. Остапенко, В. Определение показателей конкурентоспособности товаров / В. Остапенко // Экономист. - 2009. - №7. - С. 37 - 42.
  11. Сивальнева, H.H. Современный терминологический аспект теории конкуренции [Текст] / H.H. Сивальнева // Межрегиональный сборник научных трудов «Экономика и обеспечение устойчивого развития хозяйственных структур», вып. 5, ч.4, ВГТА. - Воронеж, 2010. - С. 124 - 129.
  12. Скляренко, В.К., Прудников, В.М. Экономика предприятия: учебник / В.К. Скляренко. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 528с.
  13. Тамошина, Г.И. Стратегия и тактика укрепления конкурентной позиции промышленных предприятий хлебопекарной отрасли [Текст] / Г.И. Тамошина, В.П. Воронин, H.H. Сивальнева, Т.Ю. Сивальнева: ВГТА. - Воронеж, 2011. - с. 132.
  14. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность / Р.А. Фатхудинов. – М.: «Экономика», 2009. – 606 с.
  15. Финансовый менеджмент: учеб.для вузов / под ред. Н.Ф. Самсонова. - М.: Финансы: ИНИТИ, 2005. - 495с.
  16. Царев, В.В.  Оценка конкурентоспособности предприятий / В.В. Царев, А.А. Кантарович, В.В. Черныш. – М.: Юнити-Дана, 2010. – 800 с.

Официальный сайт Министерства экономики Республики Бурятия [Электронный  ресурс] – Режим доступа: http://economy.govrb.ru/

  1. Официальный сайт ОАО «Бурятхлебпром» [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.bhp.ru
  2. НПП «Зонд-Пак» INFOLine [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.zond-pak.ru

1Шеляк, П.Н. Введение в предпринимательство: учеб для вузов / П.Н. Шеляк. - М.: Издат. Дом «Дашков и Ко», 2010. - С. 138

2Сорокин, А.А. Экономический анализ: учеб.пособие / А.А. Сорокин. - М.: ГИНФО, 2010. - С. 115

3Глухов, Л.Т. Расчетная методика оценки конкурентоспособности продукции / Л.Т. Гиляровская // Аудитор. - 2011. - №11. - С.47 - 54.

4Любушин, Н.П., Лещева, В.Б. Менеджмент конкурентоспособности товара: учеб.пособие для вузов / под ред. Н.П. Любушина. - М.: ЮНИТА-ДАНА, 2010 - С. 375

5Жиделева, В.В. Экономика предприятия: учеб.пособие для вузов / под ред. В.В. Жиделева. - 2-е изд., переаб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011. – с.112.

6Астринский, Д.М., Наноян В.Н. Определение основных показателей конкурентоспособности товаров и услуг / Д. М. Астринский // Экономист. - 2011. - №11. - С. 57.

7Организация производства и управление предприятием: учебник / под ред. О.Г.Туровца. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2010. – С. 214

8Ковалев, В.В. Основы маркетинга: учеб.для вузов. / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова. - М.: Проспект, 2011. - С. 357

9Скляренко, В.К., Прудников, В.М. Экономика предприятия: учебник / В.К. Скляренко. - М.: ИНФРА-М, 2011. - С. 381

10 Официальный сайт ОАО «Бурятхлебпром» [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.bhp.ru

11Финансовый менеджмент: учеб.для вузов / под ред. Н.Ф. Самсонова. - М.: Финансы: ИНИТИ, 2005. –C. 115

12Любушин, Н.П., Лещева, В.Б. Менеджмент конкурентоспособности товара: учеб.пособие для вузов / под ред. Н.П. Любушина. - М.: ЮНИТА-ДАНА, 2009. - С. 262.

13Тамошина, Г.И. Стратегия и тактика укрепления конкурентной позиции промышленных предприятий хлебопекарной отрасли [Текст] / Г.И. Тамошина, В.П. Воронин, H.H. Сивальнева, Т.Ю. Сивальнева: ВГТА. - Воронеж, 2011. –С 106.

14Ковалев, А.И., Привалов, В.П. Анализ финансового состояния предприятий: учебное пособие / А.И. Ковалев. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2009. - С. 94

15 НПП «Зонд-Пак» INFOLine [Электрон.ресурс] Режим доступа: http://www.zond-pak.ru

 

 


Информация о работе Усиление конкурентных позиций предприятия за счет обновления ассортимента и повышения качества выпускаемой продукции