Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 16:06, курсовая работа
Цель курсовой работы - оценка уровня конкурентоспособности ОАО «Бурятхлебпром» и предложения комплекса мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность конкурентоспособности предприятия.
провести анализ конкурентоспособности предприятия.
разработать и предложить мероприятия по повышению уровня конкурентоспособности.
Введение...……………..………..…………………………………………………3
1. Усиление конкурентных позиций предприятия за счет обновления ассортимента и повышения качества выпускаемой продукции: теоретический аспект…………………………………………...………………………………5-19
1.1 Роль конкурентоспособности предприятия в повышении эффективности его деятельности: отраслевой аспект 5
1.2 Методика определения показателей конкурентоспособности продукции предприятия………………………11
1.3 Основные направления повышения конкурентоспособности продукции предприятий отрасли…………………………………………………………….19
2.Анализ усиления конкурентных позиций ОАО «Бурятхлебпром»…....27-45
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия. Основные технико-экономические показатели 27
2.2 Анализ конкурентоспособности ОАО «Бурятхлебпром» 31
2.3 Анализ ОАО «Бурятхлебпром» по SWOT-, STEP-методу 40
2.4 Укрепление конкурентоспособности продукции ОАО «Бурятхлебпром» на основе модернизации оборудования и улучшения качества продукции 45
Заключение………………………………..………………………………….…..52
Список использованных источников……………………………………….…..55
Коэффициент текущей
ликвидности показывает, какую часть
текущей задолженности
Оборотные активы (с.290 - с.252 - с.244 - с.230) / Краткосрочные пассивы (с.690) (8)
Получаем:
2010г. (13448157-0-0-0) /5354859= 2,51
2011г. (15414085-0-0-0) / 3097891=4,97
Согласно стандартам, считается, что этот коэффициент должен находится в пределах между 1 и 2. В нашем же случае превышение оборотных активов над краткосрочными обязательствами в 2,51 раза (2010г.) и в 4,98 раза (2011г.) считается нежелательным, поскольку свидетельствует о нерациональном вложении предприятием своих средств и неэффективном их использовании, т.е. большая часть денежных средств находится в наличном состоянии.
Коэффициент быстрой
ликвидности показывает, какую часть
краткосрочной задолженности
Оборотные активы за минусом запасов (с.290-с.252 - с.244 - с.210-с.220-с.230)/ Краткосрочные пассивы (с.690) (9)
Получаем:
2010г.:
(13448157-0-0-6750289-66034) / 53544859= 6631834/5354859=1,23
2011г.
(15414085-0-0-6398791-89925-0) / 3097891=8925369/3097891=2,88
Рекомендуемое значение показателя - не ниже 1. в нашем примере, в 2010г. - 1,24, а в 2011г. - 2,88. Это свидетельствует о том, что для погашения краткосрочных долгов предприятия, ликвидных активов достаточно.
Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности) показывает, какую часть краткосрочной задолженности может покрыть организация за счет имеющихся денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, быстро реализованных в случае надобности. Рассчитаем данный показатель по формуле:
Денежные средства (с.260) (2.12)/Краткосрочные пассивы (с.690) (2.5)
Получаем:
2010г.: 1225277/5654859=0,23
2011г.: 2275767/3097891=0,73
Рекомендуемая нижняя граница показателя 0,2. В 2010г. он составил 0,23, а в 2011г. он значительно возрос и составил 0,73. Мы наблюдаем тенденцию роста данного показателя. Это свидетельствует о том, что соотношение собственного и заемного капитала ОАО “Бурятхлебпром” находится на таком уровне, при котором они обеспечивают платежеспособность предприятия.
Рассчитаем долю оборотных средств в активах по формуле:
Оборотные активы (с.290-с.252
- с.244-с.230)/Всего хозяйственных средств
(с.399-с.390-с.252-с244)
Получаем:
2010г.: (13448157-0-0-0) / 28314810=0,47
2011г.: (15414085-0-0-0) / 30687364=0,50
В 2010г. доля оборотных средств в активах составила 0,47, а в 2011г. - 0,50. Данный показатель увеличился за счет увеличения оборотных активов, а именно: НДС по приобретенным ценностям, дебиторской задолженности (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты), краткосрочных финансовых вложений и денежных средств (об этом свидетельствуют данные ф. №1).
Рассчитаем долю собственных оборотных средств в общей их сумме по следующей формуле:
Собственные оборотные
средства (с.290-с.252 - с.244-с.230-с.690) /Оборотные
активы (с.290с.252-с.244-с.230)
Получаем:
2010г.:
(13448157-0-0-0-5354859) / (13448157-0-0-0) =8093298/13448157=0,6
2011г. :
(15414085-0-0-0-3097891) / (15414085-0-0-0) =12316194/15414085=0,8
Данный показатель в 2010г. составил 0,6, а в 2011г. он составил 0,8. Рост данного показателя свидетельствует о финансовой независимости предприятия.
Рассчитаем долю запасов в оборотных активах:
Запасы (c.210+c.220) / Оборотные активы (с.290с.252-с.244-с.230) (12)
Получаем:
2010г.: (6750289+66034) / (13448157-0) =6816323/13448157=0,51
2011г.: (6398791+89925) / (15414085-0) =6448716/15414085=0,42
Данный показатель свидетельствует о том, что у предприятия достаточно запасов для того, чтобы оно работало бесперебойно. Незначительное уменьшение данного показателя в 2011г. (0,42) по сравнению с 2010г. (0,51) связано с уменьшением самих запасов в 2011г.
Рассчитаем долю собственных оборотных средств в покрытии запасов по следующей формуле:
Собственные оборотные средства (с.290-с.252 - с.244-с.230-с.690)/
Запасы (с.210+c.220) (13)
Получаем:
2010г.:
(13448157-0-0-0-5354859) / (6750289+66034) =8093298/6816323=1, 19
2011г.:
(15414085-0-0-0-3097891) / (6398791+89925) =12316194/6488716=1,89
Рост данного показателя
свидетельствует о
Рассчитаем коэффициент покрытия запасов по формуле:
(с.490-с.390-с.252-с.244+с.
(c.210+c.220) (14)
Получаем:
2010г. (22959951-0-0-0+0-14866653-0+
2011г. (27589473-0-0-0+0-15273279-0+
Коэффициент покрытия запасов в 2010г. составил 1,67, а в 2011г. он увеличился и составил 2,08. Рекомендуемое значение не ниже 1. Данный показатель отражает то, что положение предприятия стабильно. Тенденция роста этого коэффициента говорит о том, что финансовое состояние с каждым годом становится более финансово - устойчивым.
Из анализа ликвидности и платежеспособности можно сделать вывод о том, что ОАО «Бурятхлебпром» является финансово - независимым предприятием от внешних кредиторов и платежеспособным.
По данным Роспотребнадзора по Республике Бурятия и в Улан-Удэ работают 22 хлебопроизводителей. Ввиду того, что у ОАО «Бурятхлебпром» много организаций-конкурентов, анализ деятельности всех этих организаций может представлять достаточно трудоемкую и даже ненужную задачу.
Поэтому возникает
задача сужения круга
ОАО «Бурятхлебпром» занимает треть доли рынка. Это обусловлено тем, что предприятие работает на рынке уже на протяжении многих лет, имеет большой опыт, выпускает качественную и вкусную продукцию в соответствии с потребительскими предпочтениями, заслуженно считается у покупателей самым лучшим производителем.
Рассмотрим торговый ассортимент конкурентов (табл. 2.3).
Таблица 2.3Торговый ассортимент предприятий хлебопечения г. Улан - Удэ
Наименование |
Количество разновидностей | ||
«Хлеб Улан-Удэ» |
«Сибирь-хлеб» |
«Бурятхлебпром» | |
1 |
2 |
3 |
4 |
Хлеб:
|
1 сорт 2 сорт Высший сорт Пшеничный |
Высший сорт 1 сорт 2 сорт Бородинский |
Ржаной из сеяной муки С солодом Даринский Деревенский Бородинский Славянский Пикантный Подовый Тостовый |
Батон:
|
С маком Из муки высшего сорта Нарезной |
Диетический Нарезной Молочный С кунжутом
|
Байкальский с маком Любительский Нарезной В нарезке Столовый Молочный саган Сибирский С кунжутом |
Булочные изделия: |
Булочка с кунжутом Булочка для сэндвича Булочка с маком Сдоба в/с Плетенка |
Заварной Круассаны Рожок с повидлом Булочка сдобная Коржик молочный Рогалик обсыпной Булочка столовая Песочный коржик |
Сдоба с помадкой Батончик детский с изюмом Булка домашняя Рожки сдобные Лепешка ржаная Плюшка московская Булочка фруктовая Сдоба с повидлом Коврижка особая Ромовая баба Шаньга сибирская Булочка «Ежик» Обсыпные рожки |
Продолжение табл. 2.3
1 |
2 |
3 |
4 |
Торты и пирожное: |
Черемуховый Медовый Ночка Фруктовый |
Рыжик Медовый Слоеный Пирожное «Слойка» Черемуховый Муравейник |
Славянка Черемуховый Рыжик Королевский |
Суфле: |
- |
- |
Сластена |
Мука: |
- |
- |
Для саламата |
Пряники: |
- |
- |
Подмосковные Ирэк Зебра Клюквенные Северные Сахарные Медок Любительские |
Сухари:
|
- |
- |
Школьные Удинские с изюмом Киевские с изюмом Детские Маковые С маком Лимонные Сливочные Ржаные |
Баранки: |
- |
- |
Байкальские Сдобные с маком С маком |
Рулет: |
- |
- |
С джемом Южный |
Печенье: |
- |
- |
Нежное Орех со сгущенным молоком Маковые С орехом Молочное Песочно-шоколадное Песочное Овсяное «Стимул» Овсяное с изюмом |
Таким образом, анализ показал, что ассортимент предприятия по сравнению с конкурентами достаточно широк. К тому же предприятие-изготовитель выпускает огромный перечень продукции(практически не имеет аналогичных по размеру выпускаемой продукции конкурентов), и ассортимент может постоянно пополняться каким-либо новым товаром.
Проведем анализ основных конкурентов по основным параметрам по 5-балльной системе (табл. 2.4).
Таблица 2.4Анализ основных конкурентовпо основным параметрам
Факторы конкурентоспособности фирм |
«Сибирь-хлеб» |
«Хлеб Улан-Удэ» |
«Бурятхлебпром» |
Качество продукции и услуги (5-самое высокое) |
4 |
4 |
5 |
Уровень цены (5-самый высокий) |
3 |
3 |
3 |
Ассортимент (5-самый широкий) |
3 |
4 |
5 |
Реклама |
1 |
1 |
2 |
Репутация фирмы |
3 |
4 |
5 |
Итого |
14 |
16 |
20 |
Таким образом, из таблицы видно, что ОАО «Бурятхлебпром» по сравнению с другими предприятиями имеет преимущество практически по всем параметрам. Недостатком всех фирм является то, что фирмы не проводят рекламную деятельность, что существенно отражается на их известности. Известность предприятия-конкуренты заслужили тем, что существуют на рынке республики уже давно.
По данным анализа удалось установить конкурентное положение каждого из предприятий на товарном рынке. Таким образом, необходимо более плотно изучить факторы внешней и внутренней среды предприятия, и на полученных данныхразработать мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия.
Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ.
SWOT-анализ - это определение
сильных и слабых сторон
Применение SWOT-анализа
позволяет систематизировать
Результаты анализа и принятые на его основании решения должны фиксироваться и накапливаться, т.к. накопленный структурированный опыт («база знаний») является основой управленческой стоимости любого предприятия. SWOT-таблица представлена в таблице 2.5.
Таблица 2.5SWOT-таблица ОАО «
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Учитывая культуру РБ, можно сказать, что хлеб является незаменимым и обязательным продуктом для потребителей |
1. Низкая заинтересованность рядовых сотрудников в развитии предприятия |
2.Высокое качество выпускаемых товаров |
2. Почти 1/3 всего оборудования является устаревшей |
3. Довольно устойчивое финансовое положение |
3.Отсутствие мощной рекламной кампании с задействованием всех основных каналов продвижения |
4. Частое внедрение новых видов продукции | |
Репутация производителя качественной, вкусной и недорогой продукции |
4.Нерациональное использование основных фондов |
Приемлемая цена |
|
|
|
Возможности |
Угрозы |
1.Отсутствие товаров-заменителей |
1.Большое количество мелких конкурентов |
2.Большое кол-во посредников, являющихся популярными у потребителей (Титан, Абсолют, др. магазины) |
2.Рост цен на энергоносители |
3.Увеличение доли рынка |
3.
Введение государственного |
4.Развитие
НТП (техническое |
После проведения SWOT-анализа предприятие будет более четко представлять себе свои преимущества и недостатки, а также ситуацию на рынке. Это позволит ему выбрать оптимальный путь развития, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы, попутно пользуясь предоставленными рынком возможностями.
На основании данной SWOT-таблицы можно сделать вывод о том, что сильных сторон у предприятия намного больше, чем слабых. Это связано с тем, что:
1) Хлебобулочная продукция
в России, в частности в республике
Бурятия, является
2) ОАО «Бурятхлебпром» работает на этом рынке около 20 лет, имеет огромный опыт в производстве хлеба, пользуется спросом у потребителей. Поэтому можно сказать, что у данного предприятия репутация производителя вкусной, качественной, недорогой, представленной в широком ассортименте продукции.