Усиление конкурентных позиций предприятия за счет обновления ассортимента и повышения качества выпускаемой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 16:06, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - оценка уровня конкурентоспособности ОАО «Бурятхлебпром» и предложения комплекса мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность конкурентоспособности предприятия.
провести анализ конкурентоспособности предприятия.
разработать и предложить мероприятия по повышению уровня конкурентоспособности.

Содержание

Введение...……………..………..…………………………………………………3
1. Усиление конкурентных позиций предприятия за счет обновления ассортимента и повышения качества выпускаемой продукции: теоретический аспект…………………………………………...………………………………5-19
1.1 Роль конкурентоспособности предприятия в повышении эффективности его деятельности: отраслевой аспект 5
1.2 Методика определения показателей конкурентоспособности продукции предприятия………………………11
1.3 Основные направления повышения конкурентоспособности продукции предприятий отрасли…………………………………………………………….19
2.Анализ усиления конкурентных позиций ОАО «Бурятхлебпром»…....27-45
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия. Основные технико-экономические показатели 27
2.2 Анализ конкурентоспособности ОАО «Бурятхлебпром» 31
2.3 Анализ ОАО «Бурятхлебпром» по SWOT-, STEP-методу 40
2.4 Укрепление конкурентоспособности продукции ОАО «Бурятхлебпром» на основе модернизации оборудования и улучшения качества продукции 45
Заключение………………………………..………………………………….…..52
Список использованных источников……………………………………….…..55

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ОАО БХП по конкуренции.docx

— 150.39 Кб (Скачать документ)

3) Предприятие не  стоит на месте, оно постоянно  предлагает своим покупателям  новые виды изделий.

4) Наличие собственных  киосков, где можно приобрести  всегда свежую выпечку, которая  доставляется фирменным транспортом.  Эти киоски и транспортные  средства одновременно являются  носителями рекламы.

5) Все это обеспечивает  предприятию довольно устойчивое  финансовое положение.

 

На основании матрицы SWOT-анализа предприятия сделаны следующие выводы:

1. Высокое качество  продукции, широкий ассортимент,  приемлемая цена, частое внедрение  новых видов продукции может  привести к таким возможностям, как увеличение количества посредников.  А известная торговая марка в республике может позволить увеличить долю рынка. Учитывая то, что хлеб является незаменимым и обязательным продуктом питания потребителей, можно сказать, что у данной продукции отсутствуют товары-заменители.

2. Угрозы предприятия  в виде большого количества  мелких конкурентов можно уменьшить  высоким качеством продукции,  широким ассортиментом и приемлемой  ценой. Довольно устойчивое финансовое  положение предприятия позволяет  особо не опасаться роста цен  на энергоносители.

3.Низкая заинтересованность рядовых работников в развитии предприятия может привести, в конце концов, к снижению производительности труда. Поэтому предприятию необходимо развивать систему мотивации труда, использовать денежное стимулирование, за проделанный труд мотивировать персонал, к выполнению годового плана, путем такого метода мотивации, как вознаграждение по итогам работы за год, в виде тринадцатой заработной платы: в случае выполнения установленного плана выручки, сотрудникам, дополнительно к заработной плате, будет начислено вознаграждение - тринадцатая заработная плата. Необходимо использовать такой стимул, как социальное стимулирование развития коллектива, это будет способствовать повышению социально – нравственного климата в коллективе, и являться важным мотивирующим фактором. Для этого нужно провести такое мероприятие, как соревнование, конкурс по профессии, направленный на выявление лучшего работника в цехе, лучшего кондитера, лучшего пекаря и т.д. с последующим материальным вознаграждение. Организовать проведение различных тренингов, курсов повышения квалификации и т.д.

4. Около 1/3 всего оборудования является устаревшей. Поэтому предприятию необходимо заменить действующее устаревшее оборудование на новое, более производительное и экономичное. Особое значение приобретают технико-экономические характеристики печей – расход топлива на производство одной тонны продукции, возможность регулировки температуры по зонам, величина упека и др.

5. Разработать рекламную кампанию с задействованием телекоммуникационных каналов, радио, интернет-сайтов, размещение рекламы на щитах.

Хлебобулочная продукция  является продукцией повседневного  спроса, не имеющей аналогов по своим  потребительским характеристикам. Потребитель обычно приобретает  хлебобулочные изделия так сказать  по дороге домой, в близлежащих от дома магазинах. Поэтому предприятию  стоит увеличить количество собственных  киосков и расположить их в  жилых районах, в центре, где расположено  много офисов, стараться распространить свою продукцию во всех магазинах.

Таким образом, следуя вышеизложенным предложениям, ОАО «Бурятхлебпром»  сможет сохранить и укрепить позицию  рыночного лидера. 

STEP – анализ –  это маркетинговый инструмент, предназначенный  для выявления социальных (Social), технологических (Technological), экономических (Economic) и политических (Political), аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании.

При проведении анализа этих факторов важно, во-первых, следить за всеми существенными изменениями и новыми тенденциями в макросреде, а во-вторых, выяснить, какие из происходящих процессов являются наиболее важными для конкретного предприятия.

Итак, можно сделать  вывод, что продукция ОАО «Бурятхлебпром» является конкурентоспособной по экономическим и техническим показателям конкурентоспособности, таким как: качество, возможность быстрого изменения ассортимента, квалификация персонала, наличие собственных торговых точек. Но это не означает, что предприятие должно останавливаться на достигнутом, необходимо проводить дальнейшее совершенствование хлебобулочной продукции и производственной и маркетинговой деятельности предприятия, от которых напрямую зависит эффективность деятельности всего предприятия.

 

2.4 Укрепление конкурентоспособности продукции ОАО «Бурятхлебпром» на основе модернизации оборудования и улучшения качества продукции

 

Проведенный  SWOT-анализ показал, что наиболее существенным недостатком ОАО «Бурятхлебпром» является износ оборудования.

Хлебозаводу для технического перевооружения необходимо приобрести новое оборудование. Предлагаемый перечень оборудования представлен в табл.2.8. 13

Таблица 2.8 Приобретаемое оборудование для ОАО «Бурятхлебпром»

Перечень  оборудования и его комплектация

Сметнаястоимость, тыс. руб.

Паспортная

производительность

оборудования, т/сутки

Комплекснаямеханизированная линия с печью ППЦ-238 с охлаждением  и упаковочным оборудованием

10250

6


 

 

Приобретаемое оборудование позволит хлебозаводу  расширить ассортимент и укрепить свои конкурентные позиции

Ассортимент хлебобулочной продукции, планируемый  к выпуску на новом оборудовании, представлен в табл.2.9.

Таблица 2.9 Выпуск хлебобулочной продукции на новом  оборудовании

Наименование  ассортимента

Описание  ассортимента

Прогнозируемый  объем выпуска

в сутки

в час

Рогалик «Нега» в/с 0,25 кг

Рогаликовое пшеничное изделие с добавлением 4% творога с сахаром и маргарином

1,2 т

55 кг

Рожок «Богатырский» 0,3 кг в/с

Рогаликовое изделие с добавлением мучной зародышевой крупки, сахара и жира

1,6т

70 кг

Багет «Изысканный» в/с 0,3 кг

Длиннойбатонообразной формы с частичными косыми надрезами

1,5 т

50 кг


 

На новом оборудовании планируют выпускать хлебобулочные изделия, которые по качеству будут превосходить аналоги. Предусматривается произвести багет «Изысканный» (1,5 т в сутки), массой 0,3 кг, который является аналогом батона «Классический», имеющий низкие показатели по продажам.

Также планируется выпускать рогаликовые изделия: Рогалик «Нега», массой 0,25 кг (1,2 т в сутки), аналог которого рогалик «Новый», 0,25 кг, и Рожок «Богатырский», массой 0,3 кг (1,6 т в сутки), аналог «Домашний» 0,25 кг. Преимущество данных изделий, что у них частично изменена рецептура производства, форма, масса и добавлены новые ингредиенты.

Расширение  ассортимента продукции позволит хлебозаводу  привлечь дополнительных покупателей, что приведет к увеличению объема производство и получению дополнительной прибыли.

Экономический эффект от установки  данного оборудования будет заключаться  в высвобождении 8 рабочих и экономии таким образом, на заработной плате, а также приросте объемов производства.

Срок  окупаемости дополнительных капитальных  вложений определяем по формуле14:

 

      (15)

где   - период окупаемости, в годах;

- фактические  затраты на внедрение нового  оборудования, тыс. руб.;

- годовой экономический эффектот  производства  хлебобулочной продукции повышенного качества, тыс. руб.

 

Срок окупаемости составляет: = 10250 / 1909 = 5,36 года.

После внедрения прирост производства составит 260 тонн, при этом экономия заработной платы в год составит 1615 тыс. руб.

Таким образом, годовой экономический  эффект составляет 1,9 млн. руб. 

Основные показатели экономического эффекта представлены в табл.2.10.

Таблица 2.10 Экономический  эффект от внедрения нового оборудования

Показатели

Ед. изм.

До внедрения

После внедрения

Годовой выпуск продукции ( )

Тонн

1400

1660

Фактические затраты ( ) на внедрение новой техники, в

тыс. руб.

-

10250

том числе:

     

- печь ППЦ-238

-

-

12500

-упаковочное  оборудование

-

-

2750

Зарплата

тыс.руб.

1615

-

Прибыль от реализации единицы продукции

тыс. руб.

=17355 тыс. руб. (прибыль ОАО 2011 г.) / 13071 тонн (выпуск ОАО 2011 года) = 1,32

1,32+(1615 тыс. руб. (зарплата)/1400 тонн) = 2,47

Годовой экономический эффект (Э)

тыс.руб.

-

=(2,47-1,32)*1660 тонн=1909

Срок  окупаемости ( )

Год

-

10250/1909=5,36


 

Перечисленные результаты говорят об экономической  эффективности предложенного мероприятии  по модернизации оборудования  с  целью выпуска новых видов  хлебобулочных изделий и повышении  конкурентоспособности предприятия, в результате реализации мероприятия, в целом.

С целью  сведения к минимуму отрицательных  моментов, сказывающихся на качестве и конкурентоспособности продукции, выпускаемой хлебозаводом, предлагается осуществить следующие действия в рамках обеспечения требований международных стандартов по качеству продукции.

1. Оценка удовлетворенности потребителей.

Особенностью  международного стандарта по качеству продукции серии ИСО  является его ориентация на повышение удовлетворенности потребителей, то есть на предприятии должен осуществляться мониторинг информации, касающейся восприятия потребителем степени соответствия выпускаемой продукции его требованиям; должны быть определены критерии и методы для оценки степени удовлетворенности потребителей, измеряемые показатели степени удовлетворенности потребителей, а также порядок их сбора, обработки и использования.

Предлагается  следующая методика оценка степени  удовлетворенности потребителей: расчет индекса удовлетворенности потребителей производить комплексным методом. В качестве показателей учитывать: результаты анкетирования в магазинах  хлебозавода; выполнение требований потребителей по свойствам и вкусовым качествам  продукции.

В анкете потребителю необходимо предложить дать свою оценку по показателям, характеризующим  органолептические достоинства  продукции филиала, а также уровень  качества. Оценку производить по 5-бальной  шкале, как по значимости каждого  показателя, так и по степени удовлетворенности.

2. Обеспечение качества основного и вспомогательного сырья, материалов. Должно осуществляться тесное взаимодействие практически со всеми предприятиями-поставщиками сырья. Необходимо: пересмотреть нормы расхода в сторону уменьшения упаковочных материалов на хлебобулочные изделия; совершенствование систем качества, действующих на предприятиях-партнерах поставщиках и потребителях.

3. Обеспечение качества в процессе производства.

С целью  сокращения потерь от брака и снижения уровня дефектности готовой продукции  целесообразно осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации персонала.

4. Разработка новых видов хлебобулочных изделий.

5. Учет и анализ затрат, связанных с качеством.

Учет  затрат на качество целесообразно осуществлять по следующим направлениям: затраты  на предупреждение несоответствий (определяются расчетным методом на основании  планов мероприятий); затраты на контроль и подтверждение соответствия продукции (определяются расчетным методом  и прямым счетом в соответствии с  требованиями технологического процесса и планами мероприятий по улучшению  качества); затраты, связанные с выпуском несоответствующей продукции (определяются путем прямого учета и отражаются в соответствующих статьях себестоимости).

Анализ  затрат на качество должен включать в  себя определение эффективности  функционирования системы качества и позволять руководству предприятия  решать следующие задачи: определение  сфер производственного процесса, в  которые должны быть направлены дополнительные средства для разработки и реализации мероприятий по улучшению качества; определения ущерба предприятия, обусловленного выпуском продукции низкого качества; установление оптимального соотношения  между затратами на обеспечение  качества и достигаемым уровнем  качества.

Применение  поощрения рабочих, технических  специалистов, руководителей в улучшении  качества выпускаемой продукции  позволит повысить ее уровень, а, следовательно, и уровень ее конкурентоспособности.

Информация о работе Усиление конкурентных позиций предприятия за счет обновления ассортимента и повышения качества выпускаемой продукции