Усиление конкурентных позиций предприятия за счет обновления ассортимента и повышения качества выпускаемой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 16:06, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - оценка уровня конкурентоспособности ОАО «Бурятхлебпром» и предложения комплекса мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность конкурентоспособности предприятия.
провести анализ конкурентоспособности предприятия.
разработать и предложить мероприятия по повышению уровня конкурентоспособности.

Содержание

Введение...……………..………..…………………………………………………3
1. Усиление конкурентных позиций предприятия за счет обновления ассортимента и повышения качества выпускаемой продукции: теоретический аспект…………………………………………...………………………………5-19
1.1 Роль конкурентоспособности предприятия в повышении эффективности его деятельности: отраслевой аспект 5
1.2 Методика определения показателей конкурентоспособности продукции предприятия………………………11
1.3 Основные направления повышения конкурентоспособности продукции предприятий отрасли…………………………………………………………….19
2.Анализ усиления конкурентных позиций ОАО «Бурятхлебпром»…....27-45
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия. Основные технико-экономические показатели 27
2.2 Анализ конкурентоспособности ОАО «Бурятхлебпром» 31
2.3 Анализ ОАО «Бурятхлебпром» по SWOT-, STEP-методу 40
2.4 Укрепление конкурентоспособности продукции ОАО «Бурятхлебпром» на основе модернизации оборудования и улучшения качества продукции 45
Заключение………………………………..………………………………….…..52
Список использованных источников……………………………………….…..55

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ОАО БХП по конкуренции.docx

— 150.39 Кб (Скачать документ)

Принципы и методы оценки конкурентоспособности  могут быть использованы для обоснования  принимаемых решений при:

  • комплексном изучении рынка и выборе направлений коммерческой деятельности предприятия разработке мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции;
  • оценке перспектив продажи конкретных изделий и формировании структуры продаж;
  • разработке предложений по развитию производственного потенциала предприятия;
  • контроле качества продукции;
  • установлении цен на продукцию;
  • отборе продукции при покупке через тендеры и торги;
  • аттестации продукции; 
  • подготовке технических заданий по созданию новых образцов продукции;
  • решении вопроса о включении в экспортную программу и снятии продукции с экспорта, либо ее модернизации;
  • подготовка информации для рекламы продукции;
  • решении вопроса о целесообразности патентования и поддержания патента в действии;
  • разработке мероприятий по стимулированию разработчиков и поставщиков.

Таким образом, оценка конкурентоспособности предприятия позволяет ему решить следующие важные задачи: определить свое положение на определенном рынке; разработать стратегические и тактические мероприятия эффективного управления; выбрать партнеров для организации совместного выпуска продукции; привлечь средства в перспективное производство; составить программы выхода предприятия на новые рынки сбыта и др. Однако, это возможно только при наличии объективных методик оценки уровня конкурентоспособности предприятия и эффективных организационно-экономических мероприятий по управлению конкурентоспособностью с целью ее повышения.

1.2 Методика  определения показателей конкурентоспособности продукции предприятия

 

Существуют некоторые  методы оценки конкурентоспособности  предприятий на рынке.Среди наиболее известных методов можно отметить SWOT – анализ, для выявления слабых и сильных сторон деятельности предприятия, возможностей и угроз проводят. Этот метод стратегического анализа  используется для идентификации  и оценки степени воздействия, исследования направлений влияния и силы взаимосвязи  различных факторов внешней и  внутренней среды организации, а  также для установления положения  дел на предприятии и выработки  стратегии его развития.

Конкурентоспособность предприятия обусловливается качественными  и стоимостными особенностями продукции, которые учитываются покупателем  согласно их непосредственной значимости для удовлетворения потребностей. Отсюда следует, что конкурентоспособность  более полно раскрывается через  систему показателей, среди которых  выделяются качественные; экономические.

Качественные  показатели конкурентоспособности  характеризуют свойства продукции, благодаря которым он удовлетворяет  конкретную потребность. Они подразделяются на классификационные и оценочные.

Классификационные показатели характеризуют принадлежность изделия к определенной классификационной группировке и определяют назначение, область применения и условия использования данного товара.

Оценочные показатели количественно характеризуют те свойства, которые образуют качество продукции. Они используются для нормирования требований к качеству и сравнения различных образцов товаров, отнесенных к одному классу по классификационным показателям.

Экономические показатели конкурентоспособности  характеризуют суммарные затраты  потребителя на удовлетворение его  потребности посредством данного  товара. Они состоят из расходов на покупку (продажная цена) и расходов, связанных с затратами на эксплуатацию изделия в период срока его  службы (ремонт, уход, технологическое  обслуживание, покупка запасных частей, энергопотребление и др.). В целом  же общая сумма этих расходов выступает  для потребителя в качестве цены удовлетворения потребности (цены потребления).

Состав  и структура экономических показателей  определяются назначением изделия, уровнем качества, социально- экономическим  положением потребителя, наличием услуг  и другими факторами.

Разработка  проблемы конкурентоспособности товаров  напрямую зависит от выбранного метода оценки.

Отметим, что оценка способности товара конкурировать  производится путем сопоставления  параметров анализируемой продукции  с параметрами базы сравнения, т.к. конкурентоспособность товара или  иного объекта -понятие относительное, то есть о нем можно говорить только при сравнении с другим объектом. За базу сравнения принимается либо потребность покупателя, либо образец. Обычно образец - это аналогичный товар, имеющий максимальный объем продаж и наилучшую перспективу сбыта в будущем. Если за базу сравнения принимается потребность, то расчет единичного показателя конкурентоспособности может производиться по формуле3:

,           (1)

где g - единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру;

- величина i-гo параметра для анализируемой продукции;

-величина i-гo параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью;

n - количество анализируемых параметров.

Если  за базу сравнения принимается образец, то в знаменателе дроби следует  поставить величину i-гo параметра для изделия, принятого за образец. Иногда параметры продукции не имеют физической меры. В этом случае для оценки этих характеристик используется методы оценки в баллах. Описанный метод (дифференциальный) позволяет лишь констатировать факт необходимости повышения или снижения параметров продукции для обеспечения конкурентоспособности, но не отражает влияние каждого параметра при выборе товара потребителем.

Комплексный метод основывается на применении групповых, обобщенных, интегральных показателей. Так, например, расчет группового показателя по техническим параметрам производится по формуле:

,                                          (2)

где - групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;

g - единичный показатель конкурентоспособности по i-му техническому параметру;

- весомость i-гo параметра в общем наборе технических параметров, характеризующих потребность;

п- число параметров, участвующих в оценке.

Расчет   группового   показателя   по   экономическим   параметрам производится по формуле:

,                              (3)

где3, - полные затраты потребителя соответственно по оцениваемой продукции и образцу.

Полные  затраты потребителя состоят  из единовременных затрат на приобретение продукции (30) и средних суммарных  затрат на эксплуатацию продукции по формуле:

,                                                                     (4)

гдеТ - срок службы;

i - год по порядку.

Смешанный метод позволяет выразить способность  товара конкурировать в определенных условиях рынка через комплексный  количественный показатель - коэффициент  конкурентоспособности по формуле 

,                   (5)

где i=1, ..., n - число параметров продукции, участвующих в оценке;

j= 1,..., n - виды продукции;

- коэффициент важности (значимости) по сравнению с остальными существенными параметрами продукции;

- конкурентоспособное значение i-го параметра j-ой продукции;

- желаемое значение i-го параметра, которое позволяет полностью удовлетворить потребность показателя;

, если увеличение значения параметра  P способствует росту конкурентоспособности продукции (например, надежности, производительности изделия и т.д.);

, если увеличение значения параметра P приводит к снижению конкурентоспособности продукции (например, вес, габарит, цена и др.).

Иными словами, с помощью цифр можем  охарактеризовать конкурентоспособность  товара по отношению к другим товарам. Сопоставление продукции ведется  по таблице сравнения параметров.

Методы измерения  и оценки конкурентоспособности  предприятия основываются на оценке различных конкурентных преимуществ, используемых им в своей маркетинговой  стратегии: качество и цена товара, обслуживание потребителей, сроки исполнения заказа, имидж и др.

Метод, основанный на теории эффективной конкуренции, дает представление о конкурентоспособности  предприятия в целом, касаясь  наиболее важных аспектов его деятельности. Согласно этому методу, наиболее конкурентоспособны те предприятия, где наилучшим образом  организована работа всех подразделений  и служб. На эффективность их деятельности влияет множество факторов и ресурсов предприятия. Оценка эффективности  работы каждого подразделения предполагает оценку эффективности использования  им этих ресурсов.

Метод построен на анализе  четырех групп показателей конкурентоспособности  предприятия:

1) Показатели, характеризующие  эффективность производственной  деятельности фирмы: издержки  производства на единицу продукции;  фондоотдача в стоимостном выражении;  рентабельность товара, которая  показывает степень прибыльности  производства товара; производительность  труда в стоимостном выражении  на человека, которая отражает  эффективность организации производства  и использования рабочей силы.

2) Показатели финансового  положения организации: коэффициент  автономии; коэффициент платежеспособности  и абсолютной ликвидности.

3) Показатели эффективности  организации сбыта и продвижения  товара: рентабельность продаж; коэффициент  затоваренности готовой продукцией; коэффициент загрузки производственной  мощности; коэффициент эффективности  рекламы.

4) Показатели конкурентоспособности  товаров: качество и цена товара.

В любом случае проведение оценки преследует цель определения  положения фирмы на отраслевом рынке. Достижение этой цели возможно лишь при  условии оперативной и объективной  методики оценки конкурентоспособности.

Чтобы оценить конкурентоспособность  товара, необходимо решить широкий  круг вопросов и, прежде всего, получить объективную информацию о тех  рынках, где уже реализуется или  предлагается сбывать товар, о его  конкурентах. Анализу рынков уделяется  основное внимание. Особенно это относится  к оценке тех потребностей, которые  предполагаемый товар не удовлетворяет, к выявлению отрицательных и  положительных свойств этого  товара, которые отмечают потребители.

На уровень конкурентоспособности  продукции влияет множество разноплановых  показателей. Достичь необходимого уровня конкурентоспособности, реализуемых  на соответствующих рынках товаров  можно разными способами, скоординированными во времени и пространстве.4

Также конкурентоспособность предприятия  определяется качеством продукции, относительной ее ценой, продвижением продукции на рынки, мощностью сбытовой сети.

Анализ конкурентных позиций предприятия  на рынке предполагает выяснение  его сильных и слабых сторон, а  также тех факторов, которые в  той или иной степени воздействуют на отношение покупателей к предприятию и, как результат на изменение его доли в продажах на конкретном товарном рынке. Этих факторов восемь:

  • концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия;
  • качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов;
  • цена товара с возможной наценкой;
  • финансы - как собственные, так и заемные;
  • послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру;
  • внешняя торговля предприятия, позволяющая ему позитивно управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением;
  • предпродажная подготовка, которая свидетельствует о его способности не только предвидеть запросы будущих потребителей, но и убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности.

Если  подойти одинаково к оценке конкурентных возможностей ряда фирм, накладывая, схемы  друг на друга, то можно увидеть слабые и сильные стороны одного предприятия  по отношению к другому. На основе анализа полученных оценок факторов выявляются сильные и слабые стороны  конкурентной борьбы по направлениям конкурентоспособности. Далее разрабатываются  мероприятия по закреплению сильных  сторон и ликвидации слабых мест.5

Оценка  конкурентоспособности основывается на сравнении характеристик анализируемой  продукции с конкретной потребностью и выявлении их соответствия друг другу. Для объективной оценки необходимо использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар на рынке. Следовательно, должна быть решена задача определения номенклатуры параметров, подлежащих анализу и существенных с точки зрения потребителя.

Окончательное решение по выбору номенклатуры параметров, используемых при оценке конкурентоспособности  продукции, принимается экспертной комиссией с учетом конкретных условий  использования этой продукции и  целей оценки. Номенклатура параметров, используемых при оценке конкурентоспособности, включает две обобщающие группы6:

Информация о работе Усиление конкурентных позиций предприятия за счет обновления ассортимента и повышения качества выпускаемой продукции