Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 22:54, курсовая работа
Устойчивое развитие (англ. sustainable development) — процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений.
Введение…………………………………………………………………….……3
Теоретические основы устойчивого развития...……………………..6
Устойчивое развитие как экономическая категория……………..……..6
Финансовая устойчивость предприятия и проблемы ее развития...….10
Теория устойчивое развитие за рубежом...…..………….……………...16
Оценка и анализ деятельности предприятия ООО «Борисовский Агрокомбинат»………………………………………..………………….….….22
Организационно-экономическая характеристика предприятия………22
Анализ экономических показателей устойчивого работы предприятия………………………………………………………………27
SWOT- и PEST-анализы предприятия….………………...…………….34
Организационно-стратегические решения обеспечения устойчивого развития предприятия………………………………..…..……40
3.1 Совершенствование устойчивого функционирования предприятия…………….……………………………………………………..40
3.2 Мероприятия, способствующие формированию механизма обеспечения устойчивого развития……………………….………………………………..43
3.3 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий……….………….49
Заключение……………………………………………………….…………..…53
Список используемых источников…………………………………………..54
Приложения……………………………………………………………………..56
1.3.
Устойчивое развитие
за рубежом
Понятие
«устойчивое развитие» в
Помимо национальных программ «устойчивого развития» передовая часть компаний разрабатывает и воплощает собственные корпоративные планы «устойчивого развития». В деловых кругах нет однозначного понимания данной деятельности, что неудивительно для стран и компаний, действующих в отличных друг от друга условиях. Однако суть этих планов и мероприятий для всех одна: нарушить прямо пропорциональную зависимость экономического роста и негативного воздействия на окружающую среду (так называемый de-coupling). Только те предприятия, которые на практике добились снижения негативного экологического воздействия при одновременном росте производства товаров и услуг, ежегодно это подтверждают, считаются «устойчивыми» и, соответственно, наиболее социально ответственными — именно здесь происходит взаимосвязь с КСО. При этом вывод компаниями «грязных» производств за пределы своих стран практически никак не влияет на требования по показателям «устойчивости» компании — требования по экологии и социальному развитию не снимаются, хотя и модифицируются для транснациональных компаний в зависимости от стран, в которых размещаются дочерние структуры.
Во многих компаниях и концернах (независимо от профиля и сектора) в течение последних 10 лет появились должности вице-президентов по корпоративной социальной ответственности. Их деятельность часто объединяет управление персоналом, экологическую политику, внутренний и внешний PR.
«Социальная ориентация» компаний влияет на методы работы менеджеров. Системная «социальная ориентация» появляется в компаниях, которые серьезно занимаются стратегиями. Им важно вовлечение всего коллектива, от высших менеджеров до обслуживающего персонала, в мероприятия социального и благотворительного характера. «Устойчивое развитие» компании — это не только отчетность, но и новая управленческая философия, когда любое управленческое решение принимается с учетом и экономического, и экологического, и социального эффекта. Но в России до этого очень далеко, хотя начинать эту работу необходимо, если мы хотим, чтобы наши компании были конкурентоспособны.
Пора начинать понимать, что в новой экономике XXI века главный капитал — не природные ресурсы, а человеческий потенциал и доверие к компании (бренду). Управление КСО как раз укрепляет и развивает именно эти два фактора.
Важным этапом отчетности по КСО и устойчивому развитию стало внедрение «мягкого» международного стандарта Глобальной инициативы по отчетности в области устойчивого развития (Global Reporting Initiative — GRI) по принципу «трех корзин» или «триединого итога» (Triple Bottom Line): экономика компаний, экология производства и социальная политика. На начало 2005 года уже более 600 крупнейших компаний и корпораций мира информировали свои целевые аудитории, общественность и стейкхолдеров. Их отчеты по устойчивому развитию системно отражали достижения и проблемы, базируясь на 50 основных и 46 дополнительных показателях результативности, разработанных в 2002 году в рамках «Руководства по отчетности в области устойчивого развития».
На волне общемировой кампании по «устойчивому развитию» и всемерному внедрению корпоративной социальной ответственности помимо различных социальных индексов 8 сентября 1999 года по инициативе бизнес-сообщества был введен мировой фондовый индекс Доу-Джонса по устойчивому развитию (Dow Jones Sustainability Index- DJSI). Этот индекс рассчитывается по большому количеству показателей путем заполнения компаниями специальных ежегодных вопросников. Затем эти данные проверяются специально уполномоченным аудитором — в настоящее время это PricewaterhouseCoopers. Рассчитанные и проверенные таким образом показатели затем группируются по трем направлениям: экономика компании, экологичность и социальная деятельность. Около 60% показателей одинаковы для всех компаний независимо от их отраслевой принадлежности, а 40% различаются по секторам. Далее, после расчетов по специальной «взвешенной шкале» по этим показателям, определяются места компаний, концернов, финансовых институтов и корпораций в мировом табеле о рангах по «устойчивому развитию» с разбивкой по секторам.
В ежегодный общемировой список лидеров индекса Доу-Джонса по устойчивому развитию (DJSI World) в 2004 году вошло 300 наиболее успешных компаний мира из 24 ведущих стран, в число которых вновь не попала Российская Федерация. 15 октября 2001 года стартовал паневропейский индекс Доу-Джонса по устойчивому развитию (DJSI STOXX). По методологии и практике расчетов он полностью аналогичен общемировому. В настоящее время он рассчитывается для 600 европейских предприятий, 20% из которых составили в 2004 году группу лидеров: 167 компаний из 12 стран Европы.
Таблица 1.1
Общеевропейский список лидеров индекса Доу-Джонса по устойчивому развитию (DJSI STOXX):
Европейские
компании лидируют в 12 из 18 секторов экономики,
что следует объяснить высоким
уровнем экологичности их производств
(при постоянно снижающейся
Широкая популярность и практическая востребованность в деловой среде Европы и мира индексов Доу-Джонса по устойчивому развитию привели к решению о создании аналогичных «региональных» индексов для Северной Америки и США, DJSI North America и DJSI United States, старт которых намечен на сентябрь 2005 года.
Популярный в промышленных и финансовых кругах индекс активно используется для выпуска на его основе различных производных финансовых инструментов. Для этого введена специальная система лицензирования для финансовых институтов, использующих DJSI и DJSI STOXX. Таких финансовых компаний уже около 50, среди них Raiffeisen (Австрия), Invesco (Германия), Nikko Asset Management (Япония), SPP (Швеция), Sustainable Asset Management (Швейцария), Merrill Lynch International (Великобритания) и др.
Таблица 1.2
Общемировой список лидеров индекса Доу-Джонса по устойчивому развитию (DJSI World):
Российские компании, начиная масштабные проекты в области КСО, решают сразу две задачи — получение мощного PR внутри страны и «подтягивание» бизнеса к уровню ведущих зарубежных конкурентов.
Параллельно
с общемировыми процессами внедрения
и развития концепции устойчивого
развития и КСО как ее практической
формы реализации в рамках ООН по предложению
Генерального секретаря Кофи Аннана в
1999—2000 годах был инициирован Глобальный
Договор между ООН и мировым бизнесом,
основанный на десяти основополагающих
международных принципах в области прав
человека, труда, экологии и антикоррупционной
деятельности. По своей структуре и содержанию
они полностью соответствуют концепции
устойчивого развития и социальной ответственности
бизнеса. По состоянию на март 2005 года
к этому договору присоединились около
2000 компаний, в том числе и несколько российских.
2. Оценка и анализ деятельности предприятия
ООО «Борисовский
Агрокомбинат»
2.1.
Организационно-экономическая
характеристика предприятия
Полное
наименование фирмы: Общество с Ограниченной
ответственностью «Борисовский Агрокомбинат».
Сокращенное наименование «ООО Борисовский
Агрокомбинат». Место нахождения: Россия,
Белгородская обл., п. Борисовка, 309340, ул.
Грайворонская, д.348.
Усавной капиал на конец 2009 года составил
10662 тыс.руб.
ООО «Борисовский Агрокомбинат» занимается производством и продажей консервной продукции и плодовоовощной продукции. Он начал свою деятельность 8 апреля 2005 года. Предприятие создано на неограниченный срок деятельности. Общество является юридическим лицом по законодательству РФ. В 2005 году производительность достигала большого уровня. Но в 2008 году в результате кризисной ситуации на мировом рынке, производство консервной продукции было прекращено, но за счет продажи больших запасов на складе, были выручены денежные средства на дальнейшее производство предприятия. Но все же в 2009 году была необходимость взять кредит, который в настоящее время уже выплачен. Сейчас же ООО «Борисовский Агрокомбинат» выходит из убыточного положения, этому способствовало выгодная реализация товара, повышение квалификации персонала и изменение организационной структуры предприятия. Сейчас предприятие набирает обороты за счет планирования своей деятельности, производства экологически чистого продукта. Продукция агрокомбината реализуется во многих регионах России.
Выпускаемая продукция – плодоовощная консервация в широком ассортименте с высокими потребительскими свойствами, соответствующая традиционным вкусовым пристрастиям населения.
Базовый ассортимент:
Ассортиментная политика предусматривает плановое ежегодное расширение ассортимента путем выпуска новых видов продукции в объеме 8-10 % от базового ассортимента. Отработана технология создания новых видов плодоовощных консервов, рецептура и техническая документация которых разрабатывается и утверждается в сотрудничестве с Мичуринским сельскохозяйственным институтом.
Качество продукции обеспечивается:
Применяемая тара, этикетка и упаковка:
Основными поставщиками сырья являются Ростовская и Волгоградская области. Крупнейшие конкуренты Черноземья: «Большетроицкий плодово-ягодный завод», «Домат», «Конпрок», «Валуйский консервный завод», «Агросады».
Для развития деятельности предприятия проводятся маркетинговые исследования: опросы, дегустации. Дегустации проводятся во всех районах Белгородской области, а так же несколько раз проводились в Курске.
Источниками формирования финансовых ресурсов ООО «Борисовский Агрокомбинат» являются прибыль, амортизационные отчисления, взносы участников, иные взносы юридических и физических лиц, в том числе и иностранных, кредиты банков, а так же другие поступления в рублях и иностранной валюте, предусмотренные действующим законодательством. Предприятие вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами, а так же поставлять продукцию, выполнять работы и оказывать услуги в кредит, с получением с покупателей (заказчиков) процентов, как за пользование кредитными средствами.
ООО
«Борисовский Агрокомбинат» реализует
свою продукцию по ценам и тарифам,
установленным самостоятельно или
на договорной основе, а в случаях
предусмотренный
Информация о работе Устойчивое развитие предприятия в современных условиях