Устойчивое развитие предприятия в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 22:54, курсовая работа

Описание

Устойчивое развитие (англ. sustainable development) — процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……3
Теоретические основы устойчивого развития...……………………..6
Устойчивое развитие как экономическая категория……………..……..6
Финансовая устойчивость предприятия и проблемы ее развития...….10
Теория устойчивое развитие за рубежом...…..………….……………...16
Оценка и анализ деятельности предприятия ООО «Борисовский Агрокомбинат»………………………………………..………………….….….22
Организационно-экономическая характеристика предприятия………22
Анализ экономических показателей устойчивого работы предприятия………………………………………………………………27
SWOT- и PEST-анализы предприятия….………………...…………….34
Организационно-стратегические решения обеспечения устойчивого развития предприятия………………………………..…..……40
3.1 Совершенствование устойчивого функционирования предприятия…………….……………………………………………………..40
3.2 Мероприятия, способствующие формированию механизма обеспечения устойчивого развития……………………….………………………………..43
3.3 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий……….………….49
Заключение……………………………………………………….…………..…53
Список используемых источников…………………………………………..54
Приложения……………………………………………………………………..56

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 1.14 Мб (Скачать документ)
 

     Для стратегической перспективы компании особенно значимы сильные стороны, так как они являются краеугольными  камнями стратегии и на них  должно строиться достижение конкурентных преимуществ. В то же время хорошая  стратегия требует вмешательства  в слабые стороны. Организационная стратегия должна быть хорошо приспособлена к тому, что нужно сделать. Особое значение имеет идентификация отличительных преимуществ компании. Это важно для формирования стратегии, так как:

  • уникальные возможности дают фирме шанс использовать рыночные благоприятные обстоятельства,
  • создают конкурентные преимущества на рынке,
  • потенциально могут быть краеугольными камнями стратегии.

      Рассмотрим  и разберем пест-анализ (табл. 2.8).

      Приведем  примеры факторов, которые, как правило, рассматриваются в ходе анализа.

      Таблица 2.8

      Pest-анализ ООО «Борисовский Агрокомбинат» 

Политика (Р) Экономика (Е)
Тип государства Процентные  ставки и уровень инфляции
Налоговая политика Уровень безработицы
Трудовое  законодательства Конкуренция, альтернативные поставщики
Политическая  стабильность Перспективы экономического роста
Общественный  контроль за расходами Доступ к каналам сбыта, прибыли
Особенности трудового права Глобализация 
Законодательство  об охране окружающей среды Рост инфляции
Регулирование рынка Жизнений цикл бизнеса
Благоприятные политические изменения Издержки заработной платы
Социо-культура (S) Технология (Т)
Демографические изменения Новые открытия
Уровень образования Новые производственные технологии
Возрастной  ценз Уровень передачи технологий
СМИ, общественное мнение Зарождающиеся технологии
Выбор стиля жизни Благоприятные технические изменения
Здоровье, образование Влияние проникающих  технологий
Выбор стилей жизни Влияние интернет технологий и снижение стоимости  связей
Перемены  в образе жизни Уровень государственного и отраслевого финансирования
 

     PEST - акроним для политических, экономических, социальных и технологических факторов, которые используются, чтобы оценить рынок организационной или бизнес-единицы. PEST-анализ - полезный инструмент понимания рынка, позиции компании, потенциала и направление бизнеса. PEST-анализ помогает руководителю компании или аналитику увидеть картину внешнего окружения компании, выделить наиболее важные влияющие факторы [9].

     На  основе полученной информации о рынке формируются комплекс целей и стратегия компании. Цели и стратегии ООО «Борисовский Агрокомбинат» можно рассмотреть в главе 2.1.

     В целом, отраслевые риски оцениваются  как минимальные, поскольку предприятие  является достаточно прибыльным и устойчивым в своей отрасли. В условиях постоянной конкуренции, компания старается удержать сегмент рынка путем улучшения качества производимой продукции, а также расширения ассортимента продуктов. Планируется продолжать применять взвешенную политику управления затратами и ценообразованием, отслеживать изменение рыночной ситуации.

     Технические возможности на предприятии «Борисовский Агрокомбинат» в сочетании с грамотной маркетинговой политикой позволяют предприятию оперативно реагировать на изменение ситуации на рынке и минимизировать возможные риски. Что же касается политической и экономической ситуации в стране и регионе, то этот риск не окажет значительного влияния на исполнение обязательств. Ведь Белгородская область, на территории которой зарегистрирована и функционирует компания, является стабильно развивающимся и устойчивым регионом в Российской Федерации, в котором сформирован достаточно эффективный организационно-экономический механизм государственного экономического регулирования агропромышленного производства, продовольственного рынка и социального развития села.  

3. Организационно-стратегические решения обеспечения устойчивого развития предприятия

ООО «Борисовский Агрокомбинат» 

    3.1. Направление совершенствования устойчивого функционирования предприятия 

     Сегодня многие руководители пришли к выводу, что реальным средством достижения поставленных целей, позволяющим сделать  компанию еще более успешной, обеспечить получение новых прибылей и увеличить  ее стоимость, а также повысить её устойчивость, является стратегическое управление. Сталкиваясь с различными проблемами в своей работе, компании понимают, что действовать и развивать бизнес стихийно, «наугад» - чрезвычайно опасно. Любой компании необходимо соответствовать постоянно изменяющемуся окружающему миру – искать и развивать собственные конкурентные преимущества, ставить новые цели, создавать новые стратегии. Поэтому компании ищут все более современные формы и подходы к стратегическому управлению[13].

     Пути  повышения устойчивого развития производственно-хозяйственной деятельности – это комплекс конкретных мероприятий по росту эффективности производства в заданных направлениях. Повышение качества продукции можно добиться путем внедрения новой техники, передового опыта, технического перевооружения и реконструкции, внедрения нового хозяйственного механизма и т.д.

     При обосновании и  анализе всех показателей  развития учитываются факторы повышения деятельности по основным направлениям развития и совершенствованию производства. Эти направления охватывают комплексы технических, организационных и социально-экономических мер, на основе которых достигается экономия живого труда, затрат и ресурсов, повышение качества и конкурентоспособности продукции. Важнейшими факторами устойчивого развития производства здесь выступают:

  • ускорение научно-технического прогресса, повышение технического уровня производства, производимой и осваиваемой продукции (повышение ее качества), инновационная политика;
  • структурная перестройка экономики, ее ориентация на производство товаров народного потребления, конверсия оборонных предприятий и отраслей, совершенствование воспроизводственной структуры капитальных вложений (приоритет реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий);
  • совершенствование развития диверсификации, специализации и кооперирования, комбинирования и территориальной организации производства, совершенствование организации производства и труда на предприятиях и в объединениях;
  • усиление социально-психологических факторов, активизация человеческого фактора на основе демократизации и децентрализации управления, повышения ответственности и творческой инициативы работников, всестороннего развития личности, усиления социальной направленности в развитии производства (повышение общеобразовательного и профессионального уровня работников, улучшение условий труда и техники безопасности, повышение культуры производства, улучшение экологии) [10].

     Конкретные  рыночные условия  – цена на продукцию, сырье, материалы, энергию, курс валют, банковский процент, система госзаказов, налогообложение, льготы по налогам и т.д.

     Технологические нововведения, особенно современные формы  автоматизации и  информационных технологий, оказывают самое  существенное влияние  на уровень и динамику эффективности производства продукции (предоставления услуг). По принципу цепной реакции они вызывают существенные (нередко коренные) изменения в техническом уровне и производительности технологического оборудования, методах и формах организации трудовых процессов, подготовке и квалификации кадров и тому подобное.

     Оборудованию  принадлежит ведущее  место в программе  устойчивого развития, прежде всего производственной, а также другой деятельности субъектов ведения хозяйства. Производительность действующего оборудования зависит не только от его технического уровня, но и от надлежащей организации ремонтно-технического обслуживания, оптимальных сроков эксплуатации, сменности работы, загрузки во времени и тому подобное.

     Например, для ООО «Борисовский Агрокомбинат» необходимо обновление оборудования для консервирования, а также необходимо обновить транспортный парк.

     Материалы и энергия положительно влияют на устойчивое развитие, если решаются проблемы ресурсосохранения, снижения материалоемкости и энергоемкости продукции (услуг), рационализируется управление запасами материальных ресурсов и источниками поставки.

     Сами  продукты труда, их качество и внешний вид (дизайн) также являются важными  факторами эффективности развития субъектов хозяйствования. Уровень последнего должен соответствовать полезной стоимости, то есть цене, которую покупатель готов заплатить за изделие соответствующего качества. Предлагаемые предприятием (организацией) для реализации продукты труды должны появиться на рынке в нужном месте, в нужное время и по хорошо обдуманной цене. В связи с этим субъект деятельности должен следить за тем, чтобы не возникало любых организационных и экономических препятствий между производством продукции (предоставлением услуг) и отдельными стадиями маркетинговых исследований [8].

     Основным  источником определяющим факторы устойчивого развития являются работники – руководители, менеджеры, специалисты, рабочие. Деловые качества работников, повышение производительности их труда во многом обуславливаются действенным мотивационным механизмом на предприятии (в организации), поддержкой благоприятного социального микроклимата в трудовом коллективе.

     Единство  трудового коллектива, рациональное делегирования  ответственности, надлежащие нормы управления характеризуют хорошую  организацию деятельности предприятия (учреждения), что обеспечивает необходимую специализацию и координацию управленческих процессов, а, следовательно, высший уровень эффективности (продуктивности) любой сложной производственно-хозяйственной системы [5].

     Стиль управления, который  соединяет профессиональную компетентность, деловитость и высокую этику взаимоотношений между людьми, практически влияет на все направления деятельности предприятия (организации). От него зависит, в какой мере будут учитываться внешние факторы роста эффективности деятельности на предприятии [16]. 

      3.2. Мероприятия, способствующие формированию механизма обеспечения устойчивого развития 

      Главная цель планируемой модернизации производства – увеличение объемов продаж и  достижения в общем объеме российского  рынка овощной консервации не менее 10%. При этом рентабельность производства планируется на уровне 10%.

      Для достижения этой цели необходимо приобрести и смонтировать несколько технологических  линий по изготовлению овощной консервной продукции. В состав которых войдет новое оборудование, отвечающие современным требованием, соответствующей производительности, обеспечивающее высокое качество производимой продукции. Внедрение нового оборудования позволит решить проблемы энергосбережения, экономические вопросы. Планируется также значительное расширение ассортимента продукции, новые виды упаковки, внедрение новых технологических процессов. 

     

 

     Рис. 3.1. Матричная организационная структура предприятия ООО «Борисовский Агрокомбинат» 

      В результате реализации проекта значительно  снизится себестоимость выпускаемой продукции, повысится ее конкурентоспособность, что в своею очередь обеспечит выход на новые рынки сбыта.

      Проект  реализуется в следующие сроки:

  • Декабрь 2011 года – заключение договоров на поставку оборудования  и частичная оплата в соответствии с поставщиками графиками.
  • Январь  2012 года – демонтаж существующего оборудования, проведение косметического ремонта, подготовительные работы к монтажу нового оборудования .
  • Январь-февраль 2012 года – оплата за изготовленное и поставленное оборудование.
  • февраль – март 2012 года – монтаж нового оборудования, наладка испытания, наладка испытание.
  • Март – апрель 2012 года – начало эксплуатации смонтированных технологических линий.

      Общая стоимость проекта оценивается  в 58.000.000 рублей, из которых 40.000.000 рублей заемные средства, 8.000.000 рублей средства ООО «Борисовский Агрокомбинат» при этом заемные средства планируется потратить на приобретение оборудования, а средства заемщика – на общестроительные, монтажные пусконаладочные работы (если они не входят в стоимость приобретаемого оборудования).

Информация о работе Устойчивое развитие предприятия в современных условиях