Внутренняя среда организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:30, курсовая работа

Описание

Любая организация находится и функционирует в среде. В менеджменте под средой организации понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют принятия управленческих решений, направленных на их управление либо приспособление к ним.
Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его существование.
В структуре среды организации различают факторы внутренней и внешней среды. Такое деление факторов в менеджменте общепризнанно.

Содержание

Введение 5
1 Внутренняя среда организации: понятие, элементы, анализ 7
1.1 Понятие внутренней среды организации, её элементы 7
1.1.1 Цели и задачи деятельности 7
1.1.2 Технология 10
1.1.3 Организационная структура управления 11
1.2 Функциональный подход в исследовании внутренней среды 15
1.2.1 Маркетинговый срез 15
1.2.2 Финансовый срез 20
1.2.3 Производственный срез 22
1.2.4 Персонал 23
2 Анализ внутренней среды КУП ОБУ «Витрайбыт»
2.1 Краткая историческая справка КУП ОБУ «Витрайбыт» 25
2.2 Краткая характеристика деятельности организации за
2008-2009гг. 29
2.3 Снабженческо-заготовительная деятельность 31
2.4 Производственная деятельность 32
2.5 Сбытовая (коммерческая) деятельность организации 34
2.6 Анализ организационной структуры управления 37
3 Экономическая характеристика КУП ОБУ «Витрайбыт» 41
3.1 Характеристика производственных ресурсов организации 41
3.2 Характеристика объемов производства и реализации 46
продукции, работ, услуг
3.3 Характеристика финансовых результатов деятельности и
финансового состояния организации 48
3.4 Характеристика инновационной и инвестиционной деятельности организации 51
4 Направления совершенствования элементов внутренней среды 53
Заключение 56
Список использованных источников 57

Работа состоит из  1 файл

курсач менеджмент.docx

— 268.21 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение                                                                                                                           5

  1. Внутренняя среда организации: понятие, элементы, анализ                                7   
    1. Понятие внутренней среды организации, её элементы                              7
      1. Цели и задачи  деятельности                                                            7
      2. Технология                                                                                        10
      3. Организационная структура управления                                       11
    2. Функциональный подход в исследовании внутренней среды                   15
      1. Маркетинговый срез                                                                       15
      2. Финансовый срез                                                                             20 
      3. Производственный срез                                                                  22        
      4. Персонал                                                                                           23      
  2. Анализ внутренней среды КУП ОБУ «Витрайбыт»
    1. Краткая историческая справка КУП ОБУ «Витрайбыт»                            25
    2. Краткая характеристика деятельности организации за

2008-2009гг.                                                                                                           29             

    1. Снабженческо-заготовительная деятельность                                            31       
    2. Производственная деятельность                                                                  32        
    3. Сбытовая (коммерческая) деятельность организации                                34
    4. Анализ организационной структуры управления                                       37
  1. Экономическая характеристика КУП ОБУ «Витрайбыт»                                  41
    1. Характеристика производственных ресурсов организации                       41

    1. Характеристика объемов производства и реализации                                46

продукции,  работ, услуг

    1. Характеристика финансовых результатов деятельности и

финансового состояния организации                                                           48

    1. Характеристика инновационной и инвестиционной деятельности организации                                                                                                    51
  1. Направления совершенствования элементов внутренней среды                       53

Заключение                                                                                                                     56

Список использованных источников                                                                           57     

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Любая организация находится  и функционирует в среде. В  менеджменте под средой организации  понимается наличие условий и  факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют  принятия управленческих решений, направленных на их управление либо приспособление к ним.

Каждое действие всех без  исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает  его существование.

В структуре среды организации  различают факторы внутренней и  внешней среды. Такое деление  факторов в менеджменте общепризнанно.

Под внутренней средой понимается хозяйственный организм фирмы, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно-технической  и производственно сбытовой деятельности фирмы. Она заключает в себе тот  потенциал, который даёт возможность  организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определённом промежутке времени. Когда речь идёт о внутренней среде фирмы, имеется  в виду глобальная структура фирмы, охватывающая все производственные организации, фирмы, финансовые, страховые, транспортные и другие подразделения, входящие в фирму, независимо от их местоположения и сферы деятельности. Но внутренняя среда может также  быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации. 

Анализ среды нужен  для определения стратегии поведения  организации и проведения этой стратегии  в жизнь. Таким образом, целью  данной работы является изучение элементов  внутренней среды организации для  более эффективного принятия управленческих решений, необходимых для успешной деятельности компании. В первой главе  приводятся общие сведения о внутренней среде организации и её составляющих, таких как: цели, задачи, технология, структура, финансы, производство, маркетинг  и персонал. Во второй главе рассматривается собственно внутренняя среда исследуемой организации КУП ОБУ «Витрайбыт», её составляющие элементы, а также поставлена и изучена проблема в данной организации. В последней главе делаются выводы о проделанной работе, решении поставленной проблемы и предлагаются пути совершенствования элементов внутренней среды.

Объектом данной курсовой работы является внутренняя среда организации, а предметом – именно переменные внутренней среды.

Данная тема является актуальной, как и вся теория менеджмента. В новом тысячелетии наша страна должна научиться жить в условиях рыночной экономики, важнейшим условием этого является высококвалифицированные  управленцы. Умение выделить и проанализировать элементы внутренней среды и внешние  факторы является залогом успеха организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА  ОРГАНИЗАЦИИ: ПОНЯТИЕ, ЭЛЕМЕНТЫ, АНАЛИЗ

 

    1. Понятие внутренней среды организации, её элементы

 

Менеджер формирует и  изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации, представляющую собой органичное сочетание ее внутренних переменных. Но для этого он должен уметь выделять и знать их.

Внутренние переменные –  это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации  представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в  основном являются результатом управленческих решений. Это, однако, вовсе не означает, что все внутренние переменные полностью  контролируются руководством. Часто  внутренний фактор есть нечто «данное», что руководство должно преодолеть в своей работе.

Основные переменные в  самой организации, которые требуют  внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди.

 

1.1.1 Цели и задачи  деятельности

 

Организация, по определению, это, по крайней мере, 2 человека с  осознанными общими целями. Организацию  можно рассматривать как средство достижения целей, которое позволяет  людям выполнить коллективно  то, чего они не могли бы выполнить  индивидуально. Цели есть конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. Специалисты утверждают, что правильное формулирование целей и постановка задач на 50% предопределяют успешность решения.

Основной целью работы большинства организаций является получение прибыли. Прибыль это  ключевой показатель организации. Выделяют три основных типа ориентации организации  на прибыль:

-ее максимизацию;

-получение «удовлетворительной»  прибыли, т.е. суть состоит в  том, что при планировании прибыли  она считается «удовлетворительной», если будет учитываться степень риска;

-минимизацию прибыли.  Этот вариант обозначает максимизацию  минимума ожидаемых доходов наряду  с минимизацией максимума потерь.

Но не у всех организаций  получение прибыли является главной  целью. Это касается некоммерческих организаций, например  церквей, благотворительных  фондов. Однако, как и в предыдущих случаях, фирма может существовать только в условиях ее прибыльности. Только вместо максимизации дохода рост нормы прибыли выражен в других показателях:

а) удовлетворение потребителя  или пользователя услуг;

б) позиция на рынке, часто  связанная с желанием рыночного  лидерства;

в) условия благосостояния работающих и развитие хороших отношений  среди персонала;

г)публичная ответственность  и имидж организации;

д)техническая эффективность, высокий уровень производительности труда, придание особого внимания научным  исследованиям и разработкам;

е)минимизация издержек производства и т.д.

Это разнообразие направленности деятельности простирается дальше, поскольку  крупные организации имеют много  целей. Для того чтобы получать, например, прибыль, бизнес должен сформулировать цели в таких областях, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг, подготовка и отбор  руководителей и даже социальная ответственность. Некоммерческие организации  тоже имеют разнообразные цели, но, вероятно, будут больше уделять внимания социальной ответственности. Ориентация, определяемая целями, пронизывает все последующие решения руководства.

В подразделениях, так же как и во всей организации необходима выработка целей. Например, целью  финансового подразделения может  быть уменьшение кредитных потерь до 1% от суммы продаж. Подразделение  маркетинга в той же организации  может иметь целью сокращение количества жалоб потребителей на 20% в следующем году. Цели подразделений  в различных организациях, которые  имеют сходную деятельность, будут  ближе между собой, чем цели подразделений  в одной организации, занимающихся различными видами деятельности. Нужно  не забывать, что цели подразделений  должны составить конкретный вклад  в цели организации как целого, а не вступать в противоречие с  целями других подразделений.

   Еще одним направлением разделения труда в организации является формулирование задач.

 Задача – это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. С технической точки зрения задачи предписываются не работнику, а его должности. На основе решения руководства о структуре каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Считается, что, если задача выполнится таким способом и в такие сроки, как это предписано, организация будет действовать успешно.

Задачи организации традиционно  делятся на три категории: работа с людьми, предметами и информацией.[4]

 Два важных момента в работе – это частота повторения данной задачи и время, необходимое для ее выполнения. Машинная операция, например, может состоять в выполнении задачи по сверлению отверстий тысячу раз в день. Чтобы выполнить каждую операцию, требуется всего лишь несколько секунд. Исследователь выполняет разнообразные и сложные задачи, и они могут вовсе не повторяться ни разу в течение дня, недели или года. Для того чтобы выполнить некоторые из задач, исследователю требуется несколько часов или даже дней. В общем можно сказать, что управленческая работа носит менее монотонный, повторяющийся характер и время выполнения каждого вида работы увеличивается по мере перехода управленческой работы от низшего уровня к высшему.[5]

 

      1. Технология

 

Технология подразумевает  стандартизацию и механизацию.  То есть использование стандартных деталей может существенно облегчить процесс производства и ремонта. В наше время существует очень мало товаров, процесс производства которых не стандартизован.

Технология, как фактор, сильно влияющий на организационную эффективность, требует тщательного изучения и  классификации. Существует несколько  способов классификации. Классификация  технологии по Джону Вудворду пользуется наибольшей известностью. Она выделят  три категории технологий:

-Единичное, мелкосерийное  или индивидуальное производство, где одновременно изготавливается  только одно изделие.

-Массовое или крупносерийное  производство применяется при  изготовлении большого количества  изделий, которые идентичны друг  другу или очень похожи.

-Непрерывное производство  использует автоматизированное  оборудование, которое работает  круглые сутки для непрерывного  изготовления одинакового по  характеристикам продукта в больших  объемах. 

Информация о работе Внутренняя среда организации