Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:30, курсовая работа
Любая организация находится и функционирует в среде. В менеджменте под средой организации понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют принятия управленческих решений, направленных на их управление либо приспособление к ним.
Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его существование.
В структуре среды организации различают факторы внутренней и внешней среды. Такое деление факторов в менеджменте общепризнанно.
Введение 5
1 Внутренняя среда организации: понятие, элементы, анализ 7
1.1 Понятие внутренней среды организации, её элементы 7
1.1.1 Цели и задачи деятельности 7
1.1.2 Технология 10
1.1.3 Организационная структура управления 11
1.2 Функциональный подход в исследовании внутренней среды 15
1.2.1 Маркетинговый срез 15
1.2.2 Финансовый срез 20
1.2.3 Производственный срез 22
1.2.4 Персонал 23
2 Анализ внутренней среды КУП ОБУ «Витрайбыт»
2.1 Краткая историческая справка КУП ОБУ «Витрайбыт» 25
2.2 Краткая характеристика деятельности организации за
2008-2009гг. 29
2.3 Снабженческо-заготовительная деятельность 31
2.4 Производственная деятельность 32
2.5 Сбытовая (коммерческая) деятельность организации 34
2.6 Анализ организационной структуры управления 37
3 Экономическая характеристика КУП ОБУ «Витрайбыт» 41
3.1 Характеристика производственных ресурсов организации 41
3.2 Характеристика объемов производства и реализации 46
продукции, работ, услуг
3.3 Характеристика финансовых результатов деятельности и
финансового состояния организации 48
3.4 Характеристика инновационной и инвестиционной деятельности организации 51
4 Направления совершенствования элементов внутренней среды 53
Заключение 56
Список использованных источников 57
Составлено автором на основании данных организации
На предприятии для установления цены используется метод, основанный на издержках производства и реализации продукции, руководствуясь Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденным Постановлением Министерства экономики от 22 апреля 1999 года № 43 с учетом изменений и дополнений. Цены на услуги повышаются в пределах установленного прогнозного параметра изменения цен (тарифов). Увеличение цен свыше прогнозного параметра осуществляется путем их согласования с Управлением ценовой политики Витебского облисполкома. Цены на социально значимые виды услуг устанавливаются с учетом предельного уровня. Методику расчёта отпускной цены можно оценить на примере калькуляции. Динамика цен на основные виды продукции за 2010-2011 годы приведена в таблице 1.3
Таблица 1.3. – Цены на продукцию и услуги КУП ОБУ «Витрайбыт» (без стоимости сырья и материалов)*
Перечень продукции, рынков сбыта |
2010 год |
2011 Год |
В том числе по кварталам | |||
1 |
2 |
3 |
4 | |||
Изготовление швейных изделий: - пальто демисезонное - пиджак с подкладкой - брюки - платье |
56060 56160 14949 21760 |
56622 56723 15099 21978 |
56060 56160 14949 21760 |
56340 56441 15024 21869 |
56622 56723 15099 21978 |
56611 56723 15099 21978 |
Ремонт швейных изделий: - замена верха воротника |
5292 |
5371 |
5292 |
5318 |
5344 |
5371 |
Ремонт обуви: - замена набоек из - замена молнии свыше 30см. |
3110
4540 |
3300
4818 |
3157
4608 |
3204
4672 |
3252
4747 |
3300
4818 |
Составлено автором по данным предприятия
Как видно из таблицы 1.3, цены на основные виды продукции КУП ОБУ «Витрайбыт»в 2011 году выросли не значительно по сравнению с 2010 годом.
Организационная структура
– это целостная система, специально
разработанная таким образом, чтобы
работающие в её рамках люди могли
наиболее эффективно добиться поставленной
цели. Организационная структура
определяет соотношение (взаимоподчиненность)
между функциями, выполняемыми сотрудниками
организации. Она проявляется в
таких формах как разделение труда,
создание специализированных подразделений,
иерархия должностей, внутриорганизационные
процедуры и является необходимым
элементом эффективной
Взаимодействие на уровне подразделений
в организации определяется организационной
структурой, которая строится с помощью
различных типов
Управление на КУП ОБУ «Витрайбыт» осуществляется по линейно-функциональной структуре управления (рисунок 2.1). Такая структура – традиционная и является комбинацией линейной и функциональной департаментизации. Основой такой структуры являются линейные подразделения, которые осуществляют в организации основную работу (производство), и обслуживающие их специализированные функциональные подразделения, создаваемые на ресурсной основе: кадры, финансы, сырьё, маркетинг и т.д. В некоторых источниках обслуживающие функциональные подразделения называют штабом, а линейно-функциональную структуру – штабной. Каждый тип организационной структуры имеет как свои достоинства, так и свои недостатки.
Рисунок 2.1 – Схема
организационной структуры
Основные достоинства этих структур следующие:
1)высокая эффективность при
небольшом разнообразии
2) централизованный контроль, обеспечивающий
единство в решении задач
3) функциональная специализация и опыт;
4) высокий уровень использования
мощностей и потенциала
К недостаткам линейно-
1) возникновение проблем
2) возложение ответственности за общие результаты только на высший уровень;
3) недостаточную реакцию на
Согласно организационной
Линейно-функциональные схемы достаточно
просты и понятны. Они позволяют
организовать эффективное массовое
производство, обеспечивают управляемость
организации до тех пор, пока не будет
превышен масштаб управляемости, а
рост не ограничит развитие эффективных
горизонтальных связей. Более того,
специалисты полагают обязательным
в развитии организации прохождение
этапа использования линейно-
Таким образом, организационная структура
промышленного предприятия
К производственным ресурсам организации относятся основные средства, материальные и трудовые ресурсы.
Одним из важнейших факторов увеличения объема производства продукции на промышленных предприятиях является обеспеченность их основными средствами в необходимом количестве и ассортименте и более полное и эффективное их использование.
Для определения изменений,
произошедших в составе основных
средств, участвующих в
Таблица 3.1 – Наличие, состав и структура основных средств КУП ОБУ «Витрайбыт» в 2011 году*
Группы основных средств и их наименования |
На начало года |
На конец года |
Изменение за год (+, -) | |||
сумма, млн. руб. |
удельный вес, % |
сумма, млн. руб. |
удельный вес, % |
сумма, млн. руб. |
удельный вес, п.п. | |
Основные средства - всего |
3241 |
100 |
3600 |
100 |
359 |
|
в том числе: |
2824 |
87,13 |
3081 |
85,58 |
257 |
-1,55 |
машины и оборудование |
195 |
6,02 |
222 |
6,17 |
27 |
0,15 |
транспортные средства |
116 |
3,58 |
127 |
3,53 |
11 |
-0,05 |
инструмент, инвентарь, принадлежности |
106 |
3,27 |
170 |
4,72 |
64 |
1,45 |
прочие основные средства |
0 |
Составлено автором по данным организации
На КУП ОБУ «Витрайбыт» наибольший удельный вес в составе основных средств на начало 2011 года занимают здания и сооружения , т.е. пассивная часть основных средств. Удельный вес машин и оборудования составляет на начало года 6,02%, При этом в течение 2011 года удельный вес и оборудования незначительно увеличился, а зданий и сооружений – уменьшился. Такие изменения произошли в связи с тем, что рост стоимости машин и оборудования произошел более быстрыми темпами, чем всех основных средств организации.
Обобщающими показателями,
характеризующими уровень обеспеченности
предприятия основными
Таблица 3.2 – Анализ фондовооруженности и технической вооруженности труда*
Показатель |
2010 г. |
2011 г. |
Отклоне-ние, (+,-) |
Темп роста, % |
1 Среднегодовая стоимость основных средств, млн. руб. |
3341 |
3420,5 |
79,5 |
102,38 |
2 Среднегодовая стоимость активной части основных средств, млн. руб. |
197 |
208,5 |
11,5 |
105,84 |
3 Среднесписочная численность, чел. |
67 |
70 |
3 |
104,48 |
4 Объем оказанных услуг, млн. руб. |
218 |
413 |
195 |
189,45 |
5 Фондовооруженность труда, млн. руб. (стр.1:стр.3) |
49,86 |
48,86 |
-1,00 |
97,99 |
6 Техническая вооруженность труда, млн. руб. (стр.2:стр.3) |
3,95 |
4,27 |
0,32 |
108,01 |
7 Производительность труда, млн. руб. (стр.4:стр.3) |
3,25 |
5,90 |
2,65 |
181,33 |
8 Фондоотдача, руб./руб. (стр.4:стр.3) |
0,07 |
0,12 |
0,06 |
185,05 |
Составлено по данным организации