Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:30, курсовая работа
Любая организация находится и функционирует в среде. В менеджменте под средой организации понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют принятия управленческих решений, направленных на их управление либо приспособление к ним.
Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его существование.
В структуре среды организации различают факторы внутренней и внешней среды. Такое деление факторов в менеджменте общепризнанно.
Введение 5
1 Внутренняя среда организации: понятие, элементы, анализ 7
1.1 Понятие внутренней среды организации, её элементы 7
1.1.1 Цели и задачи деятельности 7
1.1.2 Технология 10
1.1.3 Организационная структура управления 11
1.2 Функциональный подход в исследовании внутренней среды 15
1.2.1 Маркетинговый срез 15
1.2.2 Финансовый срез 20
1.2.3 Производственный срез 22
1.2.4 Персонал 23
2 Анализ внутренней среды КУП ОБУ «Витрайбыт»
2.1 Краткая историческая справка КУП ОБУ «Витрайбыт» 25
2.2 Краткая характеристика деятельности организации за
2008-2009гг. 29
2.3 Снабженческо-заготовительная деятельность 31
2.4 Производственная деятельность 32
2.5 Сбытовая (коммерческая) деятельность организации 34
2.6 Анализ организационной структуры управления 37
3 Экономическая характеристика КУП ОБУ «Витрайбыт» 41
3.1 Характеристика производственных ресурсов организации 41
3.2 Характеристика объемов производства и реализации 46
продукции, работ, услуг
3.3 Характеристика финансовых результатов деятельности и
финансового состояния организации 48
3.4 Характеристика инновационной и инвестиционной деятельности организации 51
4 Направления совершенствования элементов внутренней среды 53
Заключение 56
Список использованных источников 57
За рассматриваемый период темп роста производительности труда опережал темпы роста технической вооруженности труда, что положительно сказалось на величине фондоотдачи, которая за рассматриваемый период выросла на 0,96руб./руб., или на 90,49%
Таким образом, на КУП ОБУ «Витрайбыт» за последние два года наблюдается тенденция увеличения обеспеченности основными средствами. Следует отметить низкую долю активной части в стоимости основных средств организации, однако наблюдается тенденция ее увеличения.
Необходимым условием выполнения планов по производству продукции, снижению ее себестоимости, росту прибыли, рентабельности является полное и своевременное обеспечение предприятия сырьем и материалами необходимого ассортимента и качества.
Рост потребности предприятия в материальных ресурсах может быть удовлетворен экстенсивным путем (приобретение или изготовление большого количества материалов и энергии) или интенсивным (более экономным использованием имеющихся запасов в процессе производства продукции).
Состояние запасов на КУП ОБУ «Витрайбыт» отражено в таблице 3.3.
Таблица 3.3 – Состояние запасов на КУП ОБУ «Витрайбыт»*
В млн. руб.
Вид запаса |
На конец 2008 |
На конец 2009 |
Изменение 2009 от 2008 |
Материалы |
39,4 |
47,1 |
7,7 |
Спец.одежда и спец.оснастка |
1,9 |
2,7 |
0,8 |
Топливо |
0,4 |
1,1 |
0,7 |
Тара |
1,4 |
3,1 |
1,7 |
Зап.детали |
0,6 |
2 |
1,4 |
Стройматериалы |
0,2 |
0,4 |
0,2 |
Инвентарь и хоз.принадлежности |
1,1 |
4,6 |
3,5 |
Итого |
45 |
61 |
16 |
Составлено автором по данным статистической отчетности
Из таблицы 3.3 видно, что в течение года произошли изменения по запасам, но, в конечном счете, их стоимость стала в 2011 году больше, чем в предыдущем году. Такой вид запаса как материалы в 2011 году по сравнению с 2010 годом был использован больше и стоимость израсходованных запасов в 2010 году составила 47,1 млн. руб., что на 7,7 млн. руб. больше, чем в 2010году.
Ресурсный потенциал предприятия
характеризуют не только наличие
основных средств, обеспеченность предприятия
материальными ресурсами, но и обеспеченность
предприятия трудовыми
Дадим общую характеристику обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и изменения их состава и структуры по данным, представленным в таблице 3.4.
Таблица 3.4 - Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами и изменения их структуры*
Категории персонала |
2010 год |
2011 год |
Абсолютное отклонение |
Темп роста, % | ||
Численность, чел. |
Удельный вес, % |
Численность, чел. |
Удельный вес, % | |||
Всего, в том числе |
67 |
100 |
70 |
100 |
3 |
104,5 |
персонал основной деятельности, в том числе: |
67 |
100 |
70 |
100 |
3 |
104,5 |
служащие, в том числе |
13 |
19,4 |
14 |
20 |
1 |
107,7 |
руководители |
6 |
8,96 |
6 |
8,57 |
- |
100,0 |
специалисты |
7 |
10,45 |
8 |
11,43 |
1 |
114,3 |
рабочие |
54 |
80,6 |
56 |
80 |
2 |
103,7 |
персонал неосно-вной деятельности |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Источник: Составлено автором по данным организации.
Данные таблицы 3.4 свидетельствуют о том, что наблюдается динамика увеличения среднесписочной численности на КУП «ОБУ «Витрайбыт». В отчетном периоде (2011 г.) работников, в целом по предприятию больше на 3 человека, чем в предыдущем году.
Как показывает анализ за отчетный 2011 год, списочная численность работников предприятия увеличилась по сравнению с предыдущим 2010 годом за счет роста количества рабочих на 2 человека и числа специалистов на 1 человека. В связи с этим произошло сокращение доли рабочих в структуре персонала, что оказывает большое влияние на возможность осуществлять производственно-хозяйственную деятельность на достигнутом уровне.
Наибольший удельный вес в структуре персонала занимает категория рабочих, она составляет в 2011 году 80,00%, что 0,6 п.п. ниже прошлогоднего уровня.
Происходит увеличение численности служащих. Так, численность специалистов выросла на 1 человека, их удельный вес увеличился на 0,98 п.п. Вместе с тем численность руководителей за рассматриваемый период не изменилась, а ее удельный вес в структуре персонала снизился с 8,96% до 8,57%.
Сущность производственной и торговой деятельности промышленных организаций состоит в создании и реализации материальных благ, необходимых для удовлетворения разнообразных потребностей общества. Однако организация должна производить и реализовывать только те виды продукции и в таком объеме, в которые она может реально продавать. Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность организации. Поэтому анализ объема производства и реализации продукции имеет важное значение.
Проведем анализ динамики выпуска и реализации продукции и рассчитаем темпы роста (таблица 3.5).
Таблица 3.5 – Динамика выручки от реализации и объема производства в текущих и сопоставимых ценах*
Показатели |
2010 год |
2011 год |
Абсолютное изменение |
Темп роста, % |
Объем оказанных услуг в текущих ценах, млн. руб. |
218 |
413 |
195 |
189,45 |
Выручка от реализации продукции, работ, услуг, млн. руб. |
455 |
683 |
228 |
150,11 |
Составлено по данным организации.
Как видно из таблицы в 2011 году значительно выросли объем оказанных услуг и выручка от реализации продукции, работ, услуг. Так прирост объема оказанных услуг составил 195 млн. руб., или 89,49%, а выручки от реализации – 228 млн. руб., или 50,11%.
Данные для анализа динамики и объема производства и реализации по видам услуг представлены в таблице 3.6.
Таблица 3.6 –Структура оказываемых услуг*
Вид услуг |
Оказано услуг (с налогами из выручки), млн. руб. |
Структура оказанных услуг, % | ||||
2010 г. |
2011 г. |
изме-нение |
2010 г. |
2011 г. |
изме-нение | |
Ремонт обуви |
17,4 |
20,8 |
3,4 |
3,30 |
2,63 |
-0,67 |
Пошив и ремонт одежды |
158,4 |
391,1 |
232,7 |
30,01 |
49,44 |
19,44 |
Химчистка |
3 |
2,3 |
-0,7 |
0,57 |
0,29 |
-0,28 |
Ремонт СБТ |
3,7 |
4,2 |
0,5 |
0,70 |
0,53 |
-0,17 |
Изготовление мебели |
- |
10,1 |
- |
- |
1,28 |
1,28 |
Ремонт мебели |
8 |
- |
- |
1,52 |
- |
-1,52 |
Строительство и ремонт жилья |
1,3 |
0,7 |
-0,6 |
0,25 |
0,09 |
-0,16 |
Услуги прачечных |
0,3 |
0,7 |
0,4 |
0,06 |
0,09 |
0,03 |
Услуги фотографий |
5,8 |
14 |
8,2 |
1,10 |
1,77 |
0,67 |
Услуги парикмахерских |
64,9 |
63,9 |
-1 |
12,29 |
8,08 |
-4,22 |
Услуги проката |
1,9 |
1,8 |
-0,1 |
0,36 |
0,23 |
-0,13 |
Ритуальные услуги |
93,9 |
89,8 |
-4,1 |
17,79 |
11,35 |
-6,43 |
Прочие виды |
- |
9,2 |
9,2 |
- |
1,16 |
1,16 |
Итого бытовые услуги |
358,5 |
608,6 |
250,1 |
67,91 |
76,94 |
9,03 |
Прочая реализация |
12,3 |
20,5 |
8,2 |
2,33 |
2,59 |
0,26 |
Аренда |
157,1 |
161,9 |
4,8 |
29,76 |
20,47 |
-9,29 |
Итого |
527,9 |
791 |
263,1 |
100,00 |
100,00 |
- |
составлено автором по данным организации
Проанализировав данные таблицы 3.6, можно сделать следующие выводы: объем оказанных услуг увеличился на 49,84% по сравнению с прошлым годом. Снижение выручки от реализации произошло по таким видам услуг, как «Ритуальные услуги» на 4,37%, «услуги парикмахерских» на 0,98%, «химчистка» на 23,3%.
Проанализируем изменение удельных весов по видам услуг. Согласно данным таблицы 2.6 наибольший удельный вес в объеме оказанных услуг занимают «Пошив и ремонт одежды», «Ритуальные услуги», «Услуги парикмахерских». Наименьший удельный вес занимают «Услуги прачечных», «Услуги проката», «Строительство и ремонт жилья», «Химчистка», «Ремонт СБТ».
Выполним анализ динамики прибыли за отчетный период по данным, представленным в таблице 3.7.
Таблица 3.7 - Анализ динамики прибыли КУП ОБУ «Витрайбыт» за 2010-2011 гг.*
Показатель |
Сумма, млн.руб. |
Отклонение, млн.руб. |
Темп роста, % | |
2010 г. |
2011 г. | |||
Прибыль (убыток) от реализации продукции, услуг |
-74 |
-87 |
-13 |
117,57 |
Сальдо операционных доходов и расходов |
-2 |
-7 |
-5 |
350,00 |
Сальдо внереализационных доходов и расходов |
89 |
105 |
16 |
117,98 |
Прибыль |
13 |
11 |
-2 |
84,62 |
Налоги из прибыли |
11 |
11 |
- |
100,00 |
Чистая (нераспределенная) прибыль |
2 |
- |
-2 |
- |
Составлено автором по данным организации.
Данные таблицы показывают, что в 2010 году организация понесла значительные убытки. Так убыток от реализации продукции, услуг составил 74 млн. руб., а операционная деятельность привела к увеличению прибыли отчетного периода только на 2 млн. руб.