Внутренняя среда организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:30, курсовая работа

Описание

Любая организация находится и функционирует в среде. В менеджменте под средой организации понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют принятия управленческих решений, направленных на их управление либо приспособление к ним.
Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его существование.
В структуре среды организации различают факторы внутренней и внешней среды. Такое деление факторов в менеджменте общепризнанно.

Содержание

Введение 5
1 Внутренняя среда организации: понятие, элементы, анализ 7
1.1 Понятие внутренней среды организации, её элементы 7
1.1.1 Цели и задачи деятельности 7
1.1.2 Технология 10
1.1.3 Организационная структура управления 11
1.2 Функциональный подход в исследовании внутренней среды 15
1.2.1 Маркетинговый срез 15
1.2.2 Финансовый срез 20
1.2.3 Производственный срез 22
1.2.4 Персонал 23
2 Анализ внутренней среды КУП ОБУ «Витрайбыт»
2.1 Краткая историческая справка КУП ОБУ «Витрайбыт» 25
2.2 Краткая характеристика деятельности организации за
2008-2009гг. 29
2.3 Снабженческо-заготовительная деятельность 31
2.4 Производственная деятельность 32
2.5 Сбытовая (коммерческая) деятельность организации 34
2.6 Анализ организационной структуры управления 37
3 Экономическая характеристика КУП ОБУ «Витрайбыт» 41
3.1 Характеристика производственных ресурсов организации 41
3.2 Характеристика объемов производства и реализации 46
продукции, работ, услуг
3.3 Характеристика финансовых результатов деятельности и
финансового состояния организации 48
3.4 Характеристика инновационной и инвестиционной деятельности организации 51
4 Направления совершенствования элементов внутренней среды 53
Заключение 56
Список использованных источников 57

Работа состоит из  1 файл

курсач менеджмент.docx

— 268.21 Кб (Скачать документ)

В 2011  году организации удалось получить положительный финансовый результат только по  внереализационной деятельности. Так убыток от реализации вырос на 13 млн. руб. и составил  87 млн. руб., а операционная деятельность принесла убыток  в размере 7  млн. руб.  В 2011году организации внереализационной деятельность принесла прибыль  в размере 105 млн. руб.

Таким образом, за рассматриваемый  период чистая прибыль сократилась  на 2 млн. руб.

Анализ рентабельности организации  проведем по следующим показателям: рентабельность производственной деятельности, рентабельность реализации, рентабельность активов. Исходные данные для расчета  представлены в таблице 3.8.

 

Таблица 3.8 – Исходные данные для расчета показателей рентабельности*

В млн. руб.

Показатели

2010 г.

2011 г.

Выручка от реализации

455

683

Себестоимость реализованных  товаров

529

770

Прибыль от реализации

-74

-87

Чистая прибыль

2

-

Среднегодовая сумма активов

2455

2512,5


Составлено автором по данным организации

1) Рентабельность производственной  деятельности:

2. Рентабельность реализации 

 

3. Рентабельность активов

 

Результаты расчетов представлены в таблице 3.9.

 

Таблица 3.9 – Динамика показателей рентабельности*

Показатели

2010 г.

2011 г.

Изменение, п.п.

Рентабельность (убыточность) производственной деятельности, %

-13,99

-11,30

2,69

Рентабельность (убыточность) реализации, %

-16,26

-12,74

3,53

Рентабельность (убыточность) активов, %

0,08

0,00

-0,08


Cоставлено автором по данным организации

Из таблицы видно, что  убыточность производственной деятельности Rз выросла c 13,99% до 11,30%. Убыточность продаж сократилась более значительно, ее прирост был равен 3,53 п.п. и в 2009 г. составил 12,74%. В 2010 г. рентабельность активов сложилась в размере 0,08%, а в 2011 г. она снизилась до нуля.

В условиях рыночных отношений  повышаются роль и изучение анализа  финансового состояния предприятия. Финансовое состояние предприятия  – это совокупность показателей, отражающих способность предприятия  погасить свои долговые обязательства.

Основанием для признания  структуры бухгалтерского баланса  неудовлетворительной, а организации - неплатежеспособной является наличие  одновременно следующих условий:

1) коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода в зависимости от отраслевой принадлежности организации имеет значение  менее нормативного;

2) коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами на конец отчетного периода в зависимости от отраслевой принадлежности организации имеет значение, менее нормативного.

Поскольку коэффициент текущей  ликвидности на начало года и на конец года выше нормативного, следовательно, у организации наблюдается достаточное количество  собственных оборотных средств, структура баланса рассматриваемой организации признается довлетворительной, а предприятие платежеспособным.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами за 2011 г. значительно вырос и к концу года составил 0,57. То есть организация в 2011 году стала менее активно привлекать для формирования оборотного капитала заемные средства.

Коэффициенты обеспеченности финансовых обязательств активами значительно  ниже нормативного, следовательно, предприятие  способно  рассчитаться  по своим  финансовым обязательствам после реализации активов.

 

3.4 Характеристика инновационной и инвестиционной деятельности организации

 

Инвестиционная деятельность организации во всех ее формах не может сводиться к удовлетворению текущих инвестиционных потребностей, определяемых необходимостью замены выбывающих активов или их прироста в связи с происходящими изменениями объема и структуры хозяйственной деятельности . На современном этапе все большее число организаций осознают необходимость сознательного перспективного управления инвестиционной деятельностью на основе научной методологии предвидения ее направлений и форм, адаптации к общим целям развития предприятия и изменяющимся условиям внешней инвестиционной среды.

За 2011 год приобретено основных средств на сумму 7 млн. рублей. Денежные средства были направлены на приобретение швейного оборудования и оборудования ВТО.

В связи со сложным финансовым положением, наличием высокой кредиторской задолженности, в том числе по платежам в бюджет и внебюджетные фонды на 2012 год планируется за счет собственных средств приобретение двух компьютеров для завершения компьютеризации учета на сумму 4,0 млн. рублей. При выделении денежных  средств  из инновационного фонда Министерства торговли Республики Беларусь предприятие закупит стачивающую одно-игольную дисковую швейную машину фирмы  Римольди с вертикальной подачи полуфабриката и раскройное оборудование на сумму 46,0 млн. рублей. В течении года предприятием   будет  осуществляться  освоение  трех  единиц нового вязального  оборудования  RIMACH  и  создание   на нем широкого ассортимента качественно  новой   продукции    с    использованием отечественного и импортного сырья.

Таким образом, по итогам работы КУП ОБУ «Витрайбыт» за 2009 г., можно сделать вывод о том, что организации не удалось выйти на безубыточный уровень деятельности, несмотря  на значительное  увеличение объемов оказанных услуг и рост производительности труда работников.

Однако следует отметить положительную динамику отдельных  показателей деятельности КУП «ОБУ «Витрайбыт». Чтобы его сохранить, необходимо проанализировать причины, вызвавшие рост показателей,что  позволит в последующем закрепить  тенденции экономического роста  организации. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ КУП ОБУ «Витрайбыт»

 

  Анализ производственно-хозяйственной  и финансовой деятельности организации  КУП ОБУ «Витрайбыт» позволяют сделать следующие выводы:

- недостаточная финансовая устойчивость, обусловленная дефицитом собственных оборотных средств,

-     система управления  торговой деятельностью не вполне  отвечает современным требованиям  в области оперативности и  качества принимаемых решений,

- торговые площади и складское хозяйство не обеспечивают организации эффективной торговли по ряду параметров,

- недостаточно эффективна  рекламная и маркетинговая деятельность,

- узок  круг  торговых   партнеров,

- дилерская  и  агентская  сеть   нуждается  в   расширении   и модернизации,

- необходимо   совершенствовать   ассортиментную   торгово-закупочную  деятельность,

- кадровая  политика   должна   быть   изменена   в   направлении подбора персонала   более высокой  квалификации, 

- внедрения  современных   методов   организации   труда,

- универсализации   рабочих   мест,

- изменение     характера      делопроизводства      путем      максимальной автоматизации  процессов оформления, учета   и прохождения документации .

Т.о. в результате, проанализировав  деятельность организации, можно увидеть, что основная среда, которая требует  совершенствования и на которой  основываются другие среды - это маркетинговая  среда. В     области   реорганизации     маркетинговой    деятельности     организации КУП ОБУ «Витрайбыт»   предлагается    следующее:

а) введение    должности    заместителя    генерального  директора   по  маркетингу , что    повысит     организационный     уровень    этой области работы     и     введет    обсуждение      и      принятие    решений   по    маркетингу      в      сферу     текущих    проблем     высшего  руководства фирмы;

б)расширение    отдела    маркетинга     вдвое, до  4   штатных единиц   сотрудников , с    закреплением    за    каждым    определенной, более  узкой ,      чем      прежде    ассортиментной    и     рыночной  структуры.

Также одним из важнейших  направлений совершенствования  внутренней среды организации  являются рационализация и формирование организационной  структуры управления КУП ОБУ «Витрайбыт». В общем виде задача совершенствования сводится к следующему: проанализировать структурные блоки, определить какие блоки перегружены, какие недогружены, какие блоки можно вообще сократить и самое главное, что надо сделать – это установить соответствие между структурой и условиями среды. Т.е. нужно сделать организационную структуру такой, чтобы она была гибкой к изменяющимся условиям во внешней среде.

Пути повышения эффективного использования численности работников:

- более полное использование  имеющейся рабочей силы;

- рост производительности труда;

- интенсификация производства;

- комплексная автоматизация и  механизация работ;

- внедрение новой более производительной  техники;

- усовершенствование технологии  и организации производства.

В процессе анализа должны быть выявлены резервы сокращения потребности  в трудовых ресурсах в результате проведения вышеперечисленных мероприятий.

Управление персоналом должно осуществляться  через  согласование  целей между сотрудниками и руководителем. Также необходимо  формулировать  однозначные и  ясные  цели,  которые  по возможности  должны  обсуждаться  и  согласовываться  с   сотрудниками   при составлении  планов  их  деятельности,  учет  способностей  сотрудников  при  утверждении рабочих целей, объяснений связи между целями  работника,  целями подразделений и целями организации  в целом.

Для совершенствования финансово-хозяйственной  деятельности необходимо учитывать  сильные стороны и направить  деятельность на  уменьшение слабых сторон компании.

Также для улучшения финансово-хозяйственной  деятельности  необходимо следующее:

- Представлять информация о компании и продукции в СМИ и Интернете. Регулярную рекламу в специализированных изданиях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рассмотрев и проанализировав  внутреннюю среду организации, необходимо  сделать основные выводы по данной теме.

Внутренние переменные – это  ситуационные факторы внутри организации, которые в основном являются контролируемыми  и регулируемыми. Основными переменными  внутренней среды организации, которые  требуют внимания руководства, являются: цели, структура, задачи, технология, финансы, маркетинг и персонал. Все внутренние переменные взаимосвязаны. В своей  совокупности  они рассматриваются  как социотехнические подсистемы. Изменение  одной из них в определенной степени  влияет на другие. Совершенствование  одной переменной, например, такой, как технология, не обязательно может  вести к повышению производительности, если эти изменения сказываются  отрицательно на другой переменной, например, людях.

 От внутренних переменных, от которых зависит внутреннее благополучие организации, и их взаимодействие способствует достижению общих целей организации. Однако успех организации также зависит от внешнего окружения организации,  без которого не возможен жизненный цикл любой организации. Руководитель должен учитывать внешнее окружение. Факторы, оказывающие немедленное влияние на организацию, относятся к среде прямого воздействия, остальные факторы – к среде косвенного воздействия. Так же как и внутренние переменные, факторы внешнего окружения взаимосвязаны и взаимодействуют между собой, непосредственно влияют на внутреннюю среду.

Таким образом,  главное то, что  внешние факторы в совокупности с факторами внутренней среды  оказывают решающее воздействие  на функционирование организации. Все  переменные тесно переплетаются  и влияют друг на друга. Менеджер должен уметь анализировать все эти  факторы в совокупности, не упуская  ни одного из виду, и принимать верное решение. Умение выделить и проанализировать элементы организации и внешние  факторы является залогом успеха организации.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Абрютина, М.С, Анализ финансово – экономической деятельности предприятия: Учеб.-практ. пособие. - М.: Дело и сервис, 2002.-256с.
  2. Абрютина, М.С.   Экономический анализ торговой деятельности: 
    Учебное пособие. - М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2000. - 512с.
  3. Баканов, М.И.Теория  анализа хозяйственной 
    деятельности:  Учебник.  - 4-ое  изд., перераб.  и доп.  - М.: 
    Финансы и статистика, 2000.-145с.
  4. Балабанов ,   И.Т.    Основы    финансового    менеджмента.    Как 
    управлять капиталом? - М.: Финансы и статистика, 2001.-215с.
  5. Балашов А.П. Учебное пособие. Основы менеджмента. / А.П. Балашов – Москва, 2008.-89с.
  6. Богатко, А.Н. Основы экономического анализа хозяйствующего 
    субъекта.- М.: Финансы и статистика, 1999. - 208с: ил.
  7. Борманн, Д. Менеджмент. Предпринимательская  деятельность в рыночной экономике: Пер. с нем. - Гамбург: 1999.-56с.
  8. Брасс А.А. Менеджмент. Учебное пособие. /А.А.Брасс –Минск, 2006.-46с.
  9. Брасс А.А. Основы менеджмента. Учебное пособие. / А.А. Брасс – Минск.: ИП “Экоперспектива”, 1999.-231с.
  10. Вачугова Д.Д. Основы менеджмента. / Д.Д. Вачугова – Москва, 2002.-132с.
  11. Веснин, В.Р. Менеджмента: Учебник. / В. Р. Веснин. - М.: Изд-во «Тк Велби». 2004. - 504 с.
  12. Виханский , О. С., Наумов А. Н. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. / О. С. Виханский. А. Н. Наумов. – М.: Экономист.  2003. – 532 с.
  13. Герчикова ,И.Н. Менеджмент. - М.: Банки и биржи, 1995   
  14. Зайцев, Л.А.Организационное поведение: Учебник / Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова. – М.: Экономистъ,  2006.  – 665 с.
  15. Камерон, К. Диагностика и изменение организационной культуры /Пер. с англ. Под ред. И.В. Андреевой. – СПб: Изд-во «Питер», 2001. – 320 с.
  16. Коротков, Э. М. Организационное поведение: Учеб. Пособие / Под ред.  Короткова Э. М. - М.: Тюмень,  2002. – 320 с.
  17. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент/Пер, с англ, под ред. Л.А.Волковой. Ю.Н. Каптуревского. - Спб.: Питер, 2002. - 752 с.
  18. Лукашевич, В. В. Основы менеджмента в торговле: Учеб. для сред, спец. учеб. зав. - 2-е изд.. перераб. и доп. - М.: ОАО «Издательство Экономика», 1998.- 238с.
  19. Мескон ,М.Основы менеджмента/ Пер. с англ.  Мескон ,М. Альберт М., Хедоури Ф - М.: Дело, 1996.-702 с.
  20. Мильнер, Б.З. Теория организации: Учебник.-4-е изд., перераб. И доп.-М.: Изд-во «ИНФРА-М», 2006.-80 с.
  21. Румянцева, З. П., Саломатин Н. А. Менеджмент организации: Учебное пособие / Под ред. З.П. Румянцевой и Н.А. Саломатина. - М.: Изд - во «Инфра-М», 2003. – 280 с.
  22. Семенов, Ю. Г.  Организационная культура: управление и диагностика: Учебник для вузов / Ю. Г. Семенов. - Екатеринбург: Институт экономики УрОРАН, 2004.- 180 с.
  23. Смирнов ,Э.А. Основы теории организации: Учеб. пособие для вузов. - М.: Изд-во   «ЮНИТИ», 2005. -375с.
  24. Томпсон, А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. М.,1998.
  25. Туровец ,О.Г., Родионова В.Н. Теория организации: Учеб. пособие / Под ред. Туровец О. Г. – М.: Изд-во «ИНФРА-М», 2003. - 128 с.
  26. Федько, В.П., Федько Н.Г., Шапор О.А. Основы маркетинга. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2001. - 512 с.
  27. Форма № 1 «Бухгалтерский баланс»
  28. Форма № 1-к «Кадры»
  29. Форма № 1-т «Труд»
  30. Форма № 2 «Отчёт о прибылях и убытках»
  31. Шаталова, Н. И., Бурносов Н. М. Управление персоналом на производстве: Учебное пособие для вузов / под ред. Н.И. Шаталовой, Н.М. Бурносова – М.: Изд-во  «Юнити» 2003. – 430 с.
  32. Шейн , Э. Организационная культура и лидерство: Учеб. пособие/ Под ред. Э. Шейн  –  Спб.: Изд-во «Питер», 2002.- 135 с.

Информация о работе Внутренняя среда организации