Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:30, курсовая работа
Любая организация находится и функционирует в среде. В менеджменте под средой организации понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют принятия управленческих решений, направленных на их управление либо приспособление к ним.
Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его существование.
В структуре среды организации различают факторы внутренней и внешней среды. Такое деление факторов в менеджменте общепризнанно.
Введение 5
1 Внутренняя среда организации: понятие, элементы, анализ 7
1.1 Понятие внутренней среды организации, её элементы 7
1.1.1 Цели и задачи деятельности 7
1.1.2 Технология 10
1.1.3 Организационная структура управления 11
1.2 Функциональный подход в исследовании внутренней среды 15
1.2.1 Маркетинговый срез 15
1.2.2 Финансовый срез 20
1.2.3 Производственный срез 22
1.2.4 Персонал 23
2 Анализ внутренней среды КУП ОБУ «Витрайбыт»
2.1 Краткая историческая справка КУП ОБУ «Витрайбыт» 25
2.2 Краткая характеристика деятельности организации за
2008-2009гг. 29
2.3 Снабженческо-заготовительная деятельность 31
2.4 Производственная деятельность 32
2.5 Сбытовая (коммерческая) деятельность организации 34
2.6 Анализ организационной структуры управления 37
3 Экономическая характеристика КУП ОБУ «Витрайбыт» 41
3.1 Характеристика производственных ресурсов организации 41
3.2 Характеристика объемов производства и реализации 46
продукции, работ, услуг
3.3 Характеристика финансовых результатов деятельности и
финансового состояния организации 48
3.4 Характеристика инновационной и инвестиционной деятельности организации 51
4 Направления совершенствования элементов внутренней среды 53
Заключение 56
Список использованных источников 57
Большинство современных компаний, имеющих широкую номенклатуру выпускаемой продукции и/или различные сферы бизнеса, одновременно используют несколько стратегий конкуренции для различных групп товаров, регионов или периодов своего развития. Главный критерий выбора стратегии - адаптация своих возможностей к конкретным условиям рынка. В этом смысле представленные подходы являются общеэкономической основой, на которой строится практическая маркетинговая работа.[17]
1.2.2 Финансовый срез
Финансовые результаты деятельности
организации характеризуются
Прибыль - это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, которую непосредственно получают организации. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше организация реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции.
Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности организации, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.
Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются:
-систематический контроль
за выполнением планов
-определение влияния
как объективных, так и
-выявление резервов
-оценка работы организации
по использованию возможностей
увеличения объема реализации
продукции, прибыли и
-разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
Основными источниками информации при анализе реализации продукции и прибыли являются накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета, финансовой отчетности "Отчет о прибылях и убытках", "Краткий отчет о финансовых результатах", а также соответствующие таблицы плана экономического и социального развития организации.
В анализе состава и динамки балансовой прибыли используются следующие показатели прибыли:
балансовая прибыль, прибыль от реализации продукции, работ и услуг, прибыль от прочей реализации, финансовые результаты от внереализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.
Балансовая прибыль включает финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, от прочей реализации, доходы и расходы от внереализационных операций.
Налогооблагаемая прибыль представляет собой разность между балансовой прибылью и суммой налога на недвижимость, прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных организациях), прибыли, полученной сверхпредельного уровня рентабельности, изымаемой полностью в бюджет, затрат, учитываемых при исчислении льгот по налогу на прибыль (мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, природоохранные и противопожарные мероприятия, содержание детских оздоровительных лагерей, домов престарелых и т.д.).
Чистая прибыль - это та прибыль, которая остается в распоряжении организаций после уплаты всех налогов, экономических санкций и отчислений в благотворительные фонды.
В процессе анализа необходимо изучить состав балансовой прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию организаций в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.[21]
1.2.3 Производственный срез
Управление производством состоит в осуществлении управления процессом переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, поступающих на входе в организацию, в продукт, который организация предлагает внешней среде.
Для этого менеджер
осуществляет следующие
В производственный срез входят изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства, обслуживание технологического парка, осуществление исследований и разработок. [14]
1.2.4 Персонал
К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. Достаточная обеспеченность организаций нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства. В частности, от обеспеченности организации трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов и как результат - объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.
Если фактический средний тарифный разряд рабочих ниже планового и ниже среднего тарифного разряда работ, то это может привести к выпуску менее качественной продукции. Если средний разряд рабочих выше среднего тарифного разряда работ, то рабочим нужно производить доплату за использование их на менее квалифицированных работах.
Административно-управленческий персонал необходимо проверить на соответствие фактического уровня образования каждого работника занимаемой должности и изучить вопросы, связанные с подбором кадров, их подготовкой и повышением квалификации. Квалификационный уровень работников во многом зависит от их возраста, стажа работы, образования и т.д. Поэтому в процессе анализа изучают изменения в составе рабочих по возрасту, стажу работы, образованию. Поскольку они происходят в результате движения рабочей силы, то этому вопросу при анализе уделяется большое внимание.
Напряжение в обеспечении
организации трудовыми
Если организация расширяет свою деятельность, увеличивает производственные мощности, создает новые рабочие места, то необходимо определить дополнительную потребность в трудовых ресурсах по категориям и профессиям и источники их привлечения.
«ВИТРАЙБЫТ»
Организация была создана в 1963 году. Решением Витебского облисполкома № 650 от 15.11.2000 года, регистрационный номер №4/14, зарегистрировано Коммунальное унитарное предприятие по оказанию бытовых услуг «Витрайбыт» далее КУП ОБУ «Витрайбыт». Предприятие находится в коммунальной собственности Витебского района, является юридическим лицом согласно законодательству Республики Беларусь, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать имущественные и личные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, открыть расчетный, валютный и другие счета в банках, иметь печать и штамп со своим наименованием. Отрасль, в которой функционирует организация - бытовое обслуживание населения. Вышестоящая организация - ГУ «УБОН Витебской области».
Основной производственной
деятельностью предприятия
Основные цели деятельности организации:
1) удовлетворение потребности населения в бытовых услугах для поддержания жизненного уровня населения
2) удовлетворение социальных и экономических интересов работников предприятия
3) получение максимальной прибыли для дальнейшего развития предприятия.
КУП ОБУ «Витрайбыт» оказывает следующие социально значимые виды услуг:
-ремонт обуви
-ремонт и пошив швейных, кожаных изделий,
-услуги парикмахерских
- услуги фотографии
- ремонт СБТ, в том числе часов, теле- и радиоаппаратуры, изготовление металлоизделий
- ритуальные услуги
- ремонт мебели
- услуги химчистки
-услуги прачечных
- услуги проката
Из них по договорам
о сотрудничестве со специализированными
предприятиями и
- химчистка и прачечная с РУПП «Объединение «Лотос»»;
- договор о совместном сотрудничестве с «Белпочта»
- ремонт СБТ с ГКУП «Витрембыт»
- БРЭА с ОАО ВОТТЦ «Гарант»
- Ремонт часов с ИП Лузгин и ИП Кривоносов
Среди родственных предприятий в Витебской области занимает 17место.
В структуре КУП ОБУ «Витрайбыт» имеет: 2 городских Дома Быта, 1 городской комплексный приемный пункт и 18 сельских комплексных приемных пунктов. В Головном Доме быта функционируют швейный цех, парикмахерская, мастерская по ремонту обуви, мастерская по ремонту ТВ и СБТ, участок ритуальных услуг, фото услуги. Осуществляем прием заказов на услуги химчистки, стирки белья, ремонт мебели . В Доме быта Тирасполь имеется парикмахерская, мастерская по ремонту обуви, цех по изготовлению металлоизделий, деревообработка, ритуальные услуги.
На комплексных приемных пунктах имеются рабочие места парикмахеров в количестве 18-и ), обувщиков в количестве 7-х в сельских КПП, рабочие места швей в КПП д. Новка и д. Октябрьская, д.Вымно, д.Шапечено, д.Лужесно.
Общая численность населения, обслуживаемая предприятием, составляет 41,1 тыс. чел., из них сельского населения -39,2 тыс.чел.
КУП ОБУ «Витрайбыт» реализует свою продукцию и оказывает услуги на внутреннем рынке, который предоставлен потребителями Витебского района и города.
В швейном цеху
В настоящее время рынок данных услуг получил большое развитие и появилось много конкурентов по каждому виду услуг.
Основными конкурентами по
- Витебское РАИПО, оказывающие парикмахерские, ритуальные услуги, реализуют продукцию швейного производства (постельное белье);
- РУП Белпочта, реализует
продукцию ритуального
- Витрайкомхоз, изготавливает гробы;
Индивидуальные
предприниматели, оказывающие
парикмахерские, фото услуги, ритуальные
услуги, ремонт мебели. Предприятие
КУП ОБУ «Витрайбыт» по
На КУП ОБУ «Витрайбыт»
ведется постоянная работа по совершенствованию
структуры управления предприятием.
Совершенствование и