Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:30, курсовая работа
Любая организация находится и функционирует в среде. В менеджменте под средой организации понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют принятия управленческих решений, направленных на их управление либо приспособление к ним.
Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его существование.
В структуре среды организации различают факторы внутренней и внешней среды. Такое деление факторов в менеджменте общепризнанно.
Введение 5
1 Внутренняя среда организации: понятие, элементы, анализ 7
1.1 Понятие внутренней среды организации, её элементы 7
1.1.1 Цели и задачи деятельности 7
1.1.2 Технология 10
1.1.3 Организационная структура управления 11
1.2 Функциональный подход в исследовании внутренней среды 15
1.2.1 Маркетинговый срез 15
1.2.2 Финансовый срез 20
1.2.3 Производственный срез 22
1.2.4 Персонал 23
2 Анализ внутренней среды КУП ОБУ «Витрайбыт»
2.1 Краткая историческая справка КУП ОБУ «Витрайбыт» 25
2.2 Краткая характеристика деятельности организации за
2008-2009гг. 29
2.3 Снабженческо-заготовительная деятельность 31
2.4 Производственная деятельность 32
2.5 Сбытовая (коммерческая) деятельность организации 34
2.6 Анализ организационной структуры управления 37
3 Экономическая характеристика КУП ОБУ «Витрайбыт» 41
3.1 Характеристика производственных ресурсов организации 41
3.2 Характеристика объемов производства и реализации 46
продукции, работ, услуг
3.3 Характеристика финансовых результатов деятельности и
финансового состояния организации 48
3.4 Характеристика инновационной и инвестиционной деятельности организации 51
4 Направления совершенствования элементов внутренней среды 53
Заключение 56
Список использованных источников 57
Социолог и теоретик организации Джеймс Томпсон предлагает другие три категории технологий не противоречащие трем предыдущим:
Эти две категории не так
уж расходятся друг с другом. Например,
многозвенные технологии эквивалентны
технологиям массового
Организационная структура
аппарата управления - форма разделения
труда по управлению производством.
Каждое подразделение и должность
создаются для выполнения определенного
набора функций управления или работ.
Для выполнения функций подразделения
их должностные лица наделяются определенными
правами на распоряжения ресурсами
и несут ответственность за выполнение
закрепленных за подразделением функций.
Схема организационной
В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления:
- линейная;
- функциональная;
- линейно-функциональная;
- матричная;
- дивизиональная;
- множественная.
В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинство - простота, экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток - высокие требования к квалификации руководителей. Сейчас практически не используется.
Функциональная
Д- директор; ФН - функциональные начальники; И - исполнители
Рисунок 1.1.3.1- Функциональная структура управления*
На рисунке 1.1.3.1 административные связи функциональных начальников с исполнителями (И1 - И4) такие же, как и для исполнителя И5 (они не показаны в целях обеспечения ясности рисунка). В этой структуре нарушен принцип единоначалия и затруднена кооперация. Практически она не используется.
Линейно-функциональная структура - ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. Она применялась наиболее широко (рисунок 1.1.3.2).
Д- директор; ФН - функциональный
начальники; ФП - функциональные
подразделения; ОП - подразделения основного
производства
Рисунок 1.1.3.2-Линейно-функциональная структура управления*
Иногда такую систему называют штабной, так как функциональные руководители соответствующего уровня составляют штаб линейного руководителя (на рисунке 1.1.3.2 функциональные начальники составляют штаб директора).
Дивизиональная (филиальная структура) изображена на рисунке 1.1.3.3. Дивизионы (филиалы) выделяются или по области деятельности или географически.
Рисунок 1.1.3.3- Дивизиональная структура управления*
Матричная структура (рисунок 1.1.3.4 и 1.1.3.5) характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один - линейный, другой - руководитель программы или направления). Такая схема давно применялась в управлении НИОКР, а сейчас широко применяется в фирмах, ведущих работу по многим направлениям. Она все более вытесняет из применения линейно-функциональную.
Рисунок 1.1.3.4- Матричная структура управления, ориентированная на продукт*
Рисунок 1.1.3.5-Матричная структура управления по проектам*
Множественная структура объединяет различные структуры на разных ступенях управления. Например, филиальная структура управления может применяться для всей фирмы, а в филиалах - линейно-функциональная или матричная.[19]
1.2.1 Маркетинговый срез
Целенаправленное
Единый подход к решению
маркетинговых задач
Формулирование целей маркетинга целесообразно начинать с уточнения основных приоритетов организации на рынке производимой продукции. Для этого необходимо ответить на ряд частных вопросов, которые помогают выделить основные ориентиры производственно-хозяйственной деятельности организации в создавшихся рыночных условиях:
1) Какие изменения произошли на рынке производимой продукции?
Получить ответ на данный вопрос можно на основе ревизии процесса реализации продукции и методов маркетинга. Необходимо уточнить:
-изменился ли рынок по объему, структуре, географическому расположению и характеру реализации товаров;
-появились ли ниши на рынке и используются ли они;
-что предпринимают конкуренты и что в их деятельности отличается от деятельности анализируемого организации;
-как изменилось распределение
долей рынка между
-насколько точно известны потребности покупателей;
-соответствует ли
Уточнить изменения, происшедшие на рынке, поможет общая характеристика элементов маркетинговой среды организации.
2) В каком направлении должна развиваться организация?
Ответ на этот вопрос необходимо начать с формулировки общих целей организации на ближайшую перспективу. В результате необходимо иметь четкое представление о том:
- в чем состоят приоритеты
развития и какой вид
а) основного, приносящего основную массу дохода;
б) наиболее обещающего с точки зрения возможных инвестиций;
в) буфера при непредвиденных ухудшениях условий деятельности по другим направлениям;
г) кандидата на постепенное сворачивание;
- на какие условия реализации (объемы продаж, ассортимент, условия оплаты и др.) необходимо ориентировать маркетинг организации;
- на основе какого типа
стратегии должна строиться
- похожих на приемы
конкурентов. Это заставляет
Вместе с тем, как показывает опыт, одновременное использование нескольких способов дифференциации может привести к попытке сделать "все для всех", то есть перейти на путь унификации и, таким образом, испортить имидж, который создает организация на рынке. Наиболее типичное направление использования стратегии дифференциации состоит в сосредоточении усилий на одном из мотивов приобретения продукции потребителями и развитии своих возможностей с целью более полного и качественного удовлетворения специфических потребностей.[20]
Если представленные выше
стратегии конкуренции
Следовательно, не преследуя
цели обеспечения лидерства в
снижении себестоимости и/или
Современный мировой опыт
конкуренции неопровержимо
Организации, придерживающиеся стратегии внедрения новшеств, не связывают себя необходимостью снижать себестоимость производимой продукции, дифференцировать ее или разрабатывать конкретный сегмент рынка, а сосредоточивают усилия на поиске принципиально новых, эффективных технологий, проектировании необходимых, но неизвестных до сих пор видов продукции, методов организации производства, приемов стимулирования сбыта и т.п. Главная цель - опередить конкурентов и единолично занять рыночную нишу, где конкуренция отсутствует или ничтожно мала. По понятным причинам подобная революционизация рынка является источником больших объемов продаж и сверхприбыли, однако, в большинстве случаев (8 из 10) заканчивается банкротством из-за неготовности рынка воспринять новшества, технической или технологической недоработанности нового изделия, занятости каналов распределения, отсутствия опыта тиражирования нововведения и других причин. Большой риск следования данной стратегии, объясняемый высокой степенью неопределенности ее результатов, сопоставим с венчурным риском, что удерживает многие фирмы от специализации в этом бизнесе.
Наличие платежеспособного спроса на конкретный вид продукции лишь в теории автоматически создает его предложение. На практике большинство организаций не в состоянии заниматься деятельностью, не соответствующей их профилю.
В отличие от таких организаций фирмы, реализующие стратегию немедленного реагирования на потребности рынка, нацелены на максимально быстрое удовлетворение возникающих потребностей в различных отраслях бизнеса. Основной принцип поведения - выбор и реализация проектов, наиболее рентабельных в текущих рыночных условиях. Организации, нацеленные на быстрое реагирование, готовы к немедленной переориентации производства, изменению его масштабов с целью получения максимальной прибыли в короткий промежуток времени, несмотря на высокие удельные издержки, определяемые отсутствием какой-либо специализации своего производства.