Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:30, курсовая работа
Любая организация находится и функционирует в среде. В менеджменте под средой организации понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют принятия управленческих решений, направленных на их управление либо приспособление к ним.
Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его существование.
В структуре среды организации различают факторы внутренней и внешней среды. Такое деление факторов в менеджменте общепризнанно.
Введение 5
1 Внутренняя среда организации: понятие, элементы, анализ 7
1.1 Понятие внутренней среды организации, её элементы 7
1.1.1 Цели и задачи деятельности 7
1.1.2 Технология 10
1.1.3 Организационная структура управления 11
1.2 Функциональный подход в исследовании внутренней среды 15
1.2.1 Маркетинговый срез 15
1.2.2 Финансовый срез 20
1.2.3 Производственный срез 22
1.2.4 Персонал 23
2 Анализ внутренней среды КУП ОБУ «Витрайбыт»
2.1 Краткая историческая справка КУП ОБУ «Витрайбыт» 25
2.2 Краткая характеристика деятельности организации за
2008-2009гг. 29
2.3 Снабженческо-заготовительная деятельность 31
2.4 Производственная деятельность 32
2.5 Сбытовая (коммерческая) деятельность организации 34
2.6 Анализ организационной структуры управления 37
3 Экономическая характеристика КУП ОБУ «Витрайбыт» 41
3.1 Характеристика производственных ресурсов организации 41
3.2 Характеристика объемов производства и реализации 46
продукции, работ, услуг
3.3 Характеристика финансовых результатов деятельности и
финансового состояния организации 48
3.4 Характеристика инновационной и инвестиционной деятельности организации 51
4 Направления совершенствования элементов внутренней среды 53
Заключение 56
Список использованных источников 57
Организационная структура управления КУП ОБУ «Витрайбыт» представляет собой многоуровневую линейно-функциональную систему, горизонтальный срез которой характеризует систему требований функционального разделения труда, а вертикальный (иерархический) -отношение власти и субординации. Предприятием руководит директор, представляющий высший уровень управления. Он осуществляет текущее руководство деятельностью организации.
Часть полномочий директора,
разграниченных по конкретным функциям,
делегирована заместителям: зам. по коммерческим
вопросам; ведущему экономисту, главному
инженеру и главному бухгалтеру и
т. д.. У каждого заместителя
Приведем краткую
Таблица 1.1 – Основные технико-экономические показатели КУП ОБУ «Витрайбыт»*
Показатели |
2010 год |
2011 год |
Абсолютное отклонение |
Темп роста,% |
Объем реализации продукции, работ, услуг ,в млн.руб |
143 |
218 |
+75 |
152,4 |
Выручка от Реализации,млн.руб |
330 |
455 |
+125 |
137,9 |
Затраты на рубль выручки от реализации |
1,4121 |
1,1756 |
-0,2365 |
81,25 |
Затраты на рубль от объема,млн.руб |
1,5392 |
1,2447 |
-0,2932 |
80,97 |
Себестоимость реализованных услуг,млн. руб |
466 |
529 |
+63 |
127,67 |
Фонд оплаты труда,млн. руб |
261,7 |
314,8 |
+53,1 |
120,29 |
Среднесписочная численность работников,чел |
73 |
68 |
-5 |
91,78 |
Среднемесячная заработная плата,тыс.руб |
287 |
357 |
+70 |
124,39 |
Убыток от реализации бытовых услуг,млн.руб |
136,4 |
74 |
-62 |
54,41 |
Производительность труда,млн. -одного работающего -одого рабочего |
4,15 5,31 |
6,25 8,17 |
+2,1 +2,9 |
150,58 153,75 |
Убыточность,%, |
29,18 |
13,99 |
-15,19 |
47,94 |
Среднегодовая стоимость основных средств,млн.руб |
3338,5 |
3470,5 |
132 |
103,9 |
Составлено автором на основании данных организации
Анализ данных показателей позволяет выявить следующие тенденции в деятельности организации. Как видно из таблицы, показатели выручки от реализации товаров ,услуг (137,9%), а также рост объема производства (152,4) значительно выросли это свидетельствует об улучшении финансового результата.
Темп роста показателя себестоимости реализованной продукции за 2011г. по сравнению с 2010г. увеличился на 27,67 % и абсолютный прирост составил 63 млн. руб.
За исследуемый период времени среднесписочная численность уменьшилась на 5 человек или 6,85%,в связи с сокращением рабочих.
Из данных таблицы видно, что в 2010 году по сравнению с 2011 произошло увеличение фонда оплаты труда на 53,1 млн. руб. или на 20,29%, а среднемесячная заработная плата увеличилась на 70 тыс. руб. или 24,39%. Среднегодовая выработка одного работающего в 2009 году по сравнению с 2008 увеличилась на 50,58%, а рабочего на 53,75%. Темпы роста производительности труда опережают темпы роста среднемесячной заработной платы, следовательно предприятие работает эффективно.
Как видно из таблицы в 2011 году по сравнению с 2010 наблюдается снижение затрат на 1 руб. произведенной продукции (услуг) на 0,2945 руб.
Рост выручки от реализации продукции (на 39,68 %) при одновременном росте себестоимости реализованной продукции, однако более медленными темпами (27,67%) привел к уменьшению убытка от реализации с -136 млн. руб. до 74 млн. руб. Убыточность предприятия уменьшилась на 15,19 п.п.
По анализу технико-экономических показателей можно заключить, что большинство показателей имеют положительную динамику: объем реализованных услуг, выручка от реализации, среднемесячная заработная плата, производительность труда. Кроме того наблюдается положительная тенденция сокращения затрат на руб. выручки от реализации и сокращения убытков. Вместе с тем уменьшилась среднесписочная численность работников, что вызвано крайне низким уровнем оплаты труда и нестабильным финансовым положением организации.
Отдельной функциональной службы по снабженческо-заготовительной деятельности на КУП ОБУ «Витрайбыт» нет. Все функции по этой деятельности возложены на старшего мастера производственного цеха. Мастер возглавляет работу по приему, хранению и отпуску товарно-материальных ценностей, рациональному размещению их в помещениях и на площадках, соблюдение режима хранения. Кроме того в его обязанности входит проведение погрузо-разгрузочных работ на складе с соблюдением правил охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты; организация отпуска товарно-материальных ценностей, соблюдение правил оформления складских операций и сдачи первичных приходно-расходных документов. Оформляет документацию на получаемые и отправляемые грузы, заказывает контейнеры и транспорт для перевозки. Вместе с тем старший мастер производит внеплановые закупки материалов, участвует в проведении инвентаризаций товарно-материальных ценностей и ревизий, также обеспечивает своевременный ремонт складских помещений, оборудования, инвентаря, оформление заявок на приобретение необходимых средств механизации. Принимает участие в реализации планов повышения экономической эффективности использования материальных ресурсов путем снижения затрат, связанных с их приобретением, доставкой и хранением.
КУП ОБУ «Витрайбыт» использует транзитную форму материально-технического обеспечения, так как сотрудничая в основном с первичными производителями товаров без оптовых посредников, она несет меньшие затраты. Организация зачастую меняет своих поставщиков при наличии выгодных условий.
Расчеты за продукцию производятся
посредством выставления
На продукцию оформляется товарно-транспортная накладная. Цены указываются в документах на отгрузку. Поставка осуществляется продавцом на основании письменных заявок покупателя. Наименование, ассортимент и количество товаров определяются в соответствии с выданными нарядами. Также устанавливаются цена, стоимость товара.
В договоре на поставку указывается предмет договора, т.е. поставляемая продукция, цель приобретения товара, качество, тара, цены и порядок расчетов, условия поставки, ответственность сторон, срок действия договора, дополнительные условия, юридические адреса сторон.
За 2011 году были заключены договора на поставку сырья и материалов со следующими организациями: «Текстильторг», ОАО «Технолит», ООО «Белые куранты», ООО«Маки», ОАО «Витебскдрев», УПТ УП«Ульяна»,ОДО «Белита –Витекс»,ЗАО (м-н)Селена, ООО «Ома».
Производственная структура представлена следующими звеньями: в структуре КУП ОБУ «Витрайбыт» имеет: 1 городской Дом Быта, 3 городских комплексных приемных пункта и 21 сельский комплексный приемный пункт. В Головном Доме быта функционируют швейный цех, парикмахерская, мастерская по ремонту обуви, участок ритуальных услуг, фото. Осуществляется прием заказов на услуги химчистки, стирки белья, ремонт мебели. На КПП Тирасполь оказываются парикмахерские услуги, ритуальные услуги, имеется мастерская по ремонту обуви, цех по изготовлению металлоизделий, цех по деревообработке. На комплексных приемных пунктах имеются рабочие места парикмахеров: в количестве 18 ; обувщиков в количестве 8, в том числе на сельских КПП в количестве 7, рабочие места швей в количестве 12, в том числе на сельских КПП в количестве 10, а именно д. Новка , д. Октябрьская, д.Вымно, д.Шапечино, д.Лужесно, д.Бабиничи, д.Тарасенки, д.Шапурово ,д.Вороны и д.Копти. Производственная структура представлена в приложении Б.
Отдельной функциональной службы по производственной деятельности нет, все обязанности возложены на начальника производственного сектора, который осуществляет оперативный контроль за своевременным исполнением заказов сельского населения и за доставкой их заказчику, осуществляет координацию производственных связей комплексных приемных пунктов с цехами, ателье и другими организациями бытового обслуживания, специализированными организациями, индивидуальными предпринимателями. Также осуществляет контроль за соблюдением графиков выездного обслуживания, систематически информирует приемщиков комплексных приемных пунктов о возможности оказания населению новых видов и форм бытовых услуг. Кроме того подготавливает предложения для заключения договоров со специализированными организациями и другими районными бытовыми комбинатами по выполнению заказов, осуществляет контроль за работой сельских комплексных приемных пунктов, обеспечивает проведение погрузо-разгрузочных работ на складе с соблюдением правил охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, противопожарной защите. Вместе с тем организует отпуск товарно-материальных ценностей, сырья производственным подразделениям, сторонним организациям, обеспечивает учет товарно-материальных ценностей, соблюдение правил оформления складских операций и сдачи первичных приходно-расходных документов, участвует в проведении инвентаризаций товарно-материальных ценностей, выдает путевые листы водителям.
Для КУП ОБУ «Витрайбыт» характерен индивидуальный (единичный) тип производства. Индивидуальное производство характеризуется ограниченной номенклатурой неоднородных заказов. Для организации свойственна также относительно высокая трудоемкость изделий. Организация выпускает продукцию в соответствии с полученными заказами от населения.
В настоящее время рынок данных услуг, оказываемых КУП ОБУ «Витрайбыт» получил большое развитие, и появилось много конкурентов по каждому виду услуг. Основными конкурентами по Витебскому району являются:
- Витебское РАЙПО, оказывает парикмахерские, ритуальные услуги, реализует продукцию швейного производства (постельное белье);
- РУП Белпочта, реализует
продукцию ритуального
- УП ЖКХ «Витрайкомхоз» изготавливает гробы;
- ивидуальные предприниматели,
оказывающие парикмахерские
Предприятие КУП ОБУ «Витрайбыт» по сравнению с конкурентами отличается комплексом услуг, что играет важное значение в экономии времени, затраченного в получении услуг, удобное расположение производственных подразделений, ателье, мастерских – рядом магазины, ж/д вокзал, автовокзал, автобусные остановки, крупные жилые массивы, рынок.
Специализированного функционального подразделения по сбыту на КУП ОБУ «Витрайбыт» нет. Обязанности по сбыту возложены на начальника производственного сектора. Начальник производственного сектора осуществляет организацию сбыта продукции в соответствии с плановыми заданиями и заключенными договорами, ее отгрузку потребителям в сроки. Кроме того обеспечивает контроль за выполнением подразделениями заказов, организует приемку продукции на склад, рациональное хранение и подготовку продукции к отправке потребителям; принимает меры по обеспечению своевременного поступления средств за реализованную продукцию; участвует в рассмотрении поступающих в организацию претензий потребителей.
В настоящее время предприятие уделяет большое внимание проведению маркетинговых исследований рынков сбыта, которые позволяют изучить потребности населения на селе, провести сегментацию рынка и на основании этого производить продукцию и оказывать услуги, пользующуюся спросом на данном рынке сбыта. Для реализации маркетинговой деятельности предприятию необходимо проводить рекламные компании с акцентом на качество и низкие цены, участвовать в тендерах, конкурсах и ярмарках на районном, городском и областном уровнях. В 2012 году планируются следующие рекламные мероприятия представленные в таблице 1.2
Таблица 1.2 – Планирование рекламных мероприятий КУП ОБУ «Витрайбыт»*
Наименование мероприятий |
Срок исполнения |
Сумма средств млн.руб |
Ответственные исполнители |
Изготовление наружной рекламы на КПП, в массовых местах. |
1-4-й квартал 2010г. |
10,0 |
Зам.директора |
Замена вывесок на КПП Мазолово, Шапечино, Зароново |
2-й квартал 2010г. |
1,0 |
Зам.директора |
Реклама на местах продаж (КПП, ярмарки) |
Постоянно |
0,5 |
Зам.директора по коммерческим вопросам |
Оформление витрин Дома быта Тирасполь |
3-й квартал 2010г. |
1,5 |
Зам.директора |
Реклама в средствах массовой информации |
ежемесячно |
1,5 |
Зам.директора |
Изготовление прайс-листов |
ежемесячно |
0,1 |
Экономист |
Участие в выставках, ярмарках-продажах, тендерах, конкурсах и других массовых мероприятиях |
постоянно |
1,0 |
Зам.директора по коммерческим вопросам |
ИТОГО |
17,1 |