Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 11:29, курсовая работа
Каждая современная компания понимает, что в сегодняшних рыночных условиях невозможно преуспеть, да и просто выжить, без определения своих целей, задач и направлений. Во всем мире корпорации уже давно не существуют без миссии и стратегии. В России дела обстояли хуже, но наши компании постепенно пришли к мысли, что для успеха нужно знать, «куда ты идешь, и как туда дойти».
Многие руководители создают команды для оценки положения компании и разработки стратегии. Другие предпочитают воспользоваться услугами консультантов, что не всегда является лучшим решением. Да, возможно, вы сэкономите денежные средства, но и эффект будет ниже. Ведь необходимо не только изучить положение компании и влияние внешней среды, требуется знать все проблемы «изнутри», оценить внутреннее состояние корпорации.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты развития корпорации
1.1 Основные понятия и подходы стратегического менеджмента
1.2 Методы разработки и выбора стратегий
1.3 Алгоритм процесса разработки стратегий
Глава 2. Оценка и анализ процесса разработки стратегии развития корпорации на примере российской корпорации ОАО «Макфа»
2.1 Сведения об организации
2.2 Приоритетные направления деятельности ОАО «Макфа»
2.3 SWOT – анализ
2.4 PEST - анализ
2.5 Матрица Бостонской Консалтинговой Группы
2.6 Матрица Томпсона-Стрикленда
2.7 Матрица МакКинзи
2.8 Матрица Ансоффа
Глава 3. Пути оптимизации системы стратегического управления в ОАО «Макфа»
Заключение 39
Список литературы 40
Минцберг определяет понятие стратегии через так называемую комбинацию 5-ти "П":
Понятие стратегии по понятным причинам является центральным в теории стратегического управления, но вместе с тем, далеко не единственным. В современном мире оно опирается на ряд таких понятий, не упомянуть о которых нельзя. К числу основных из них относятся понятия: стратега; миссии; потенциала; окружения; конкурентных преимуществ; целевых установок; целей.
Стратег
К категории лиц, принимающих стратегические решения, относятся те, от которых напрямую зависит успех или провал всего организации. Стратеги могут иметь различные должностные позиции, такие как исполнительный директор, президент, генеральный директор, владелец, председатель совета директоров, канцлер, декан или просто предприниматель.
Как и все люди, стратеги различаются по своим пристрастиям, системам ценностей, этическим нормам, готовности идти на риск, отношению к социальной ответственности, прибыльности, а также по стилю управления. Например, кредо Стива Джобса и Стивена Возняка, создателей первого в мире персонального компьютера и основателей корпорации "Эппл", формулировалось так: "Создавать новое, игнорировать сомневающихся, плевать на истеблишмент".
Очень часто (если практически не всегда) с заменой одного человека на стратегической позиции на другого серьезно меняется стратегический курс всей организации.
Миссия
Это одно из ключевых понятий в современной теории стратегического управления. Разные авторы по-разному определяют его. Одни называют миссию организации гиперцелью или "таким выражением цели, которое позволяет легко отличить данный бизнес от других подобных ему фирм". Другие считают, что миссия организации определяется посредством описания всего спектра параметров ее производственной системы.
С нашей точки зрения, для аналитических целей удобнее рассматривать миссию организации как ту роль, которую она собирается играть на сцене своего бизнеса.
Сцена бизнеса при этом определяется параметрами отраслей, рынков и макросредой бизнеса. Роль определяется отличительными особенностями, дающими возможности достижения делового успеха, и ее внутренним потенциалом.
Потенциал организации складывается из ресурсов и источников их пополнения, которыми она располагает, ее связей, положения и организационной системы в целом. Потенциал организации сам по себе представляет источник формирования конкурентного преимущества организации и именно поэтому нуждается в постоянном развитии и совершенствовании.
Потенциал организации является стратегическим ресурсом организации, который обеспечивает ей устойчивость в неадекватных условиях макросреды, позволяет нейтрализовать негативное влияние внешних факторов.
Целевые установки организации могут быть представлены как долгосрочные результаты, которые стремится достичь организация для осуществления своей миссии. Эти установки жизненно важны для успеха организации, поскольку они являются ориентирами ее направлений развития, основанием для оценки достижений, фундаментом синергетического эффекта, отправными точками мотивации персонала организации.
Цели представляют из себя результаты, которых стремится добиться организация в ближайшей перспективе. Цели могут быть поставлены перед организацией в целом, перед ее структурными подразделениями, а также перед конкретными исполнителями. Цели в отличие от целевых установок отличаются ясностью, измеримостью, достижимостью, соотнесенными с миссией, а также должны иметь временные рамки их достижения. Далее мы рассмотрим цели подробнее.
Подходы стратегического менеджмента[5]
В
научной и методической литературе
представлено достаточное количество
вариантов определений
*
анализ окружения,
* цели и средства, основывающиеся на определении долгосрочных целей организации и путей их достижения;
* деятельностный подход, ставящий во главу угла деятельность по реализации стратегии.
Анализ окружения. Примером такого подхода может служить определение, предложенное А. Роувом с соавторами, согласно которому стратегический менеджмент является «процессом принятия решений, который объединяет внутренние организационные возможности с угрозами и благоприятными возможностями, предоставляемыми внешней средой». Подобным образом определяют стратегический менеджмент также и Д. Шендел, и К. Хаттен, рассматривая его как «процесс определения и установления связи организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с этим окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям».
Цели и средства. Такое понимание природы стратегического менеджмента представлено, например, в определении У. Глука и Л. Джауха, согласно которому стратегический менеджмент - это «направление в теории принятия решений, которое нацелено на развитие эффективной стратегии (или стратегий) для оказания содействия в достижении корпоративных целей. К этому подходу можно отнести и определение А. Томпсона и А. Стрикленда, определяющих стратегический менеджмент как «план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей».
Деятельностный подход. Он акцентирует внимание на последовательности действий для осуществления стратегического управления и поэтому объединяет два предшествующих. Так, например, Г. Джонсон и К. Скулз выделяют следующую последовательность действий стратегического менеджмента:
______________________________
[5] Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник / О.С. Виханский. - М., 1999. – 31с.
*
анализ текущего положения
*
выбор, который предполагает
*
имплементация -- процесс реализации,
осуществления выбранной
Анализ в этой модели соответствует подходу с позиций оценки организационного окружения, так как на этом этапе деятельность руководителей направлена на выяснение переменных среды, которые важны для разработки стратегии. Этап стратегического выбора соответствует логическому анализу ситуации при принятии решений. Здесь действия означают разработку средств для осуществления стратегии. Действия на этом этапе предполагают осуществление контроля, на основании которого определяются необходимые корректировки.
Наконец
отметим, что раскрыть суть стратегического
менеджмента лучше всего
1.2 Методы разработки и выбора стратегий
Все
подходы к разработке стратегии
организации сводятся к теоретическому
анализу в сочетании с
Из сказанного следует, что универсального, пригодного на все случаи жизни метода разработки стратегии не существует, но опыт подсказывает несколько возможных направлений разработки.
Лидером разработки процедур формирования стратегий считается Гарвардская школа бизнеса. К. Эндрюс, М. Портер, Г. Хэмел и К. Прахалад разработали главные подходы к формированию стратегий, основные положения которых приведены в таблице 1.
1.
Подходы к разработке стратегий | |||
Разработчики | Основное содержание разработок | Стратегия | Период |
К. Эндрюс | SWOT-анализ | Экономическая | 1970-е гг. |
М. Портер | Пять сил конкуренции, типовые стратегии | Стратегия бизнеса | 1980-е гг. |
Г. Хэмел К. Прахалад | Стержневые компетенции | Стратегия лидерства | 1990-е гг. |
К. Эндрюс предложил стратегию, основанную на соответствии между существующими рыночными возможностями и способностями организации при заданном уровне рисков (экономическую стратегию). Подходы к разработке стратегии бизнеса, основанные на конкурентной позиции организации, да и сами конкурентные стратегии, разработал М. Портер, а концепция стержневых компетенций принадлежит К. Прахаладу и Г. Хэмелу.
Традиционные методы разработки стратегий[7]
Ставший сегодня уже азбучной истиной для менеджеров SWOT-анализ внешних и внутренних параметров организации позволяет:
Анализ модели пяти сил конкуренции дает возможность определить сильные и слабые позиции организации на рынке и определить области, стратегические изменения в которых (в соответствии с прогнозом) могут дать максимальные результаты для развития бизнеса.
По Портеру, необходимо:
______________________________
[6] Лапыгин Ю.Н. «Стратегический менеджмент» ИД «ИНФРА-М», 2007,глава 6, 62с.
[7] Лапыгин Ю.Н. «Стратегический менеджмент» ИД «ИНФРА-М», 2007, глава 11, 100с.
Стержневые
компетенции как способность
организации к чему-то уникальному,
обеспечивающему лидерские
Матричный метод разработки стратегий[8]