Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 11:29, курсовая работа
Каждая современная компания понимает, что в сегодняшних рыночных условиях невозможно преуспеть, да и просто выжить, без определения своих целей, задач и направлений. Во всем мире корпорации уже давно не существуют без миссии и стратегии. В России дела обстояли хуже, но наши компании постепенно пришли к мысли, что для успеха нужно знать, «куда ты идешь, и как туда дойти».
Многие руководители создают команды для оценки положения компании и разработки стратегии. Другие предпочитают воспользоваться услугами консультантов, что не всегда является лучшим решением. Да, возможно, вы сэкономите денежные средства, но и эффект будет ниже. Ведь необходимо не только изучить положение компании и влияние внешней среды, требуется знать все проблемы «изнутри», оценить внутреннее состояние корпорации.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты развития корпорации
1.1 Основные понятия и подходы стратегического менеджмента
1.2 Методы разработки и выбора стратегий
1.3 Алгоритм процесса разработки стратегий
Глава 2. Оценка и анализ процесса разработки стратегии развития корпорации на примере российской корпорации ОАО «Макфа»
2.1 Сведения об организации
2.2 Приоритетные направления деятельности ОАО «Макфа»
2.3 SWOT – анализ
2.4 PEST - анализ
2.5 Матрица Бостонской Консалтинговой Группы
2.6 Матрица Томпсона-Стрикленда
2.7 Матрица МакКинзи
2.8 Матрица Ансоффа
Глава 3. Пути оптимизации системы стратегического управления в ОАО «Макфа»
Заключение 39
Список литературы 40
1.3 Основные этапы процесса разработки стратегий
Основные этапы разработки стратегического плана представлены на рисунке[12]:
На нем показана связь со стратегическим анализом и механизмом реализации стратегии (механизм управления развитием). Этапы разработки стратегического плана определяются в соответствии с его форматом. В качестве формата стратегического плана можно выбрать следующий:
В качестве приложения к стратегическому плану могут быть использованы результаты стратегического анализа, но это не является обязательным.
Итак,
следующим после
Многие организации воспринимают миссию достаточно формально, как некий атрибут, который просто должен быть, потому что он есть у всех. Другие компании, наоборот, считают, что им нужно несколько лет, чтобы найти самый лучший вариант их миссии. Лучше, конечно, не кидаться ни в ту ни в другую крайность, а сделать полный вариант стратегического плана со всеми его основными элементами.
Двигаться
дальше по схеме разработки стратегического
плана можно только после того, как будет
сформулирована миссия. Разрабатывая
стратегический план, организация ______________________________
[12] Карпов Александр, журнал "Управление компанией" (Издается в России) (№3, 2006)
должна как минимум дважды пройтись по всей цепочке от миссии до стратегических задач. В этом вопросе следует проявить терпение: сразу разработать целостный стратегический план еще никому не удавалось.
Руководители компаний должны понимать важность четкого формулирования миссии, которая:
Существуют определенные требования к тому, что должна включать в себя миссия компании, это:
Миссия компании, к формулированию которой предъявляются определенные требования, должна:
Кроме того, миссия должна быть разъяснена каждому сотруднику организации. Помимо формулирования очень важным вопросом является внедрение миссии в компании. Нужно добиться того, чтобы миссия стала не просто лозунгом или обязательным атрибутом, а действительно играла основополагающую роль в стратегическом управлении компанией. Достичь этого на практике часто бывает сложно.
Стратегическая концепция заключает в себе основные направления развития и ключевые идеи, на основе которых выстраивается стратегический план компании. При разработке дерева целей и стратегий нужно ориентироваться именно на стратегическую концепцию развития.
Исходные предположения, закладываемые в стратегию[13]:
______________________________
[13] Карпов Александр, журнал "Управление компанией" (Издается в России) (№3, 2006)
Стратегическая идея
Группа
компаний должна развиваться за счет
повышения эффективности
Группа компаний в первую очередь должна научиться планировать и контролировать использование централизованных ресурсов группы компаний; налаживать устойчивое взаимодействие между бизнес-подразделениями, штабными подразделениями и управляющим центром. Как показала практика, организациям сложно сразу разработать дерево стратегий, а тем более целей, поэтому формулирование стратегической концепции можно считать своего рода тренировкой.
Если
в компании не будут определены цели,
то, конечно же, в полную силу система
стратегического менеджмента
При формализации целей необходимо помнить, что они должны удовлетворять пяти критериям, которые часто называют SMART-критериями[14]:
1. Specific – быть настолько ясными и точными, чтобы не оставалось места для их неправильного или множественного толкования;
2. Measurable – выражать количественно все, что можно и даже в первую очередь субъективные ожидания, фиксируя то, каким может быть результат, если цель достигнута;
3. Achievable – и начальник, и подчиненный должны быть уверены, что поставленная цель достижима;
4. Related – соотноситься со стратегией, хозяйственными целями организации, интересами исполнителя;
5. Time-bound – определена на шкале времени по срокам ее достижения.
При определении стратегии фирмы необходимо учитывать огромное число факторов: цели, состояние рынка, положение на нем фирмы, стратегии конкурентов, потенциал организации, тенденции развития технологии, особенности продукции (услуг), конкурентные преимущества, стадии жизненного цикла продукта, издержки и др.
Учесть
все факторы невозможно, поэтому
подходы при определении
Стратегия компании — это набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.
Корпоративная стратегия — документированные цели компании и систематизированные суждения о способах их достижения.
Функциональные стратегии — документированные цели в функциональной области (продукты, бизнес-процессы, менеджмент, ресурсы) и систематизированные суждения о способах их достижения.
Существуют также такие стратегии: продуктовая (определение того, какие виды продукции и технологий разрабатывать, куда и кому сбывать свои изделия, каким образом добиваться превосходства над конкурентами), операционная (ведение своей повседневной
______________________________
[14] Томпсон А.А. Стратегический менеджмент: искусство разработки и реализации стратегии: учебник для вузов / А.А. Томсон, А. Дж. Стрикленд. - М.: ЮНИТИ, 1998. – 45-47с.
деятельности), управленческая (определение отношений и процедур внутри компании), ресурсная (распределение ресурсов по бизнес-направлениям и подразделениям компании).
Основные задачи разработки корпоративной стратегии:
Основные задачи разработки функциональной стратегии:
Если
у компании только одно направление
деятельности, то, по сути, корпоративная
и продуктовая стратегия —
это одно и то же. Но, как правило,
в рамках одной организации реализуется
несколько направлений