Законы групповой динамика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 01:45, курсовая работа

Описание

В наши дни заметно усилился коллективный характер деятельности, и как следствие, увеличилось внимание к проблемам групповой динамики и лидерства. Все больше и больше исследований посвящаются проблемам эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, использованию разных средств и воздействий на них.
С одной стороны, тематика исследования получает интерес в научных кругах, с другой стороны, как было показано, существует недостаточная разработанность и нерешенные вопросы. Это значит, что данная работа помимо учебной, будет иметь как теоретическую, так и практическую значимость.

Содержание

Оглавление
Введение 3
1. Групповая динамика 4
1.1. Хоторнский эксперимент в теории управления 8
1.2 Неформальные организации и механизмы их возникновения 12
1.3 Основные понятия групповой динамики 17
2. Законы групповой динамики 30
Группы: формальные и неформальные 30
Статусоцентризм 30
Внутригрупповой фаворитизм 31
Значение слухов 31
Психологический обмен 32
Идиосинкразический кредит 32
Синергетический эффект группы 32
Коллективизация мышления 33
Групповая сплочённость 33
Минимальная групповая парадигма 34
Давление группы на индивида 34
Процесс принятия группового решения 35
Групповая леность 35
Групповой дух 36
Качество группового решения 37
Сдвиг риска 37
Поляризация группы 37
Групповая нормализация 37
Эффективность групповой деятельности 38
Изменения в команде: 41
3. Характеристика и анализ объекта управления 45
Список литературы 50
Приложение 1 Структура ДОАО «Спецгазавтотранс»

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_основы менеджмента с дополн_ГОСТ.docx

— 487.12 Кб (Скачать документ)

1. Ограниченное число членов группы

Верхний предел составляет 20 человек, нижний - 2. Если группа превышает «критическую массу», то распадается на подгруппы, клики, фракции. Согласно статистическим расчетам, большинство малых групп включает 7 и менее человек

2. Стабильность состава

Малая группа, в отличие  от большой, держится на индивидуальной неповторимости и незаменимости  участников

3. Внутренняя структура

Она включает систему неформальных ролей и статусов, механизм социального контроля, санкции, нормы и правила поведения

4. Число связей увеличивается в геометрической прогрессии, если количество членов возрастает в арифметической

В группе из трех человек возможны всего четыре отношения, в группе из четырех человек -11 ,а в группе из семи – 120 связей

5. Чем меньше по размерам группа, тем интенсивнее в ней взаимодействие

Чем крупнее группа, тем  чаще отношения теряют личностный характер, формализуются и перестают удовлетворять членов группы. В группе из пяти человек ее члены получают больше личного удовлетворения, чем в группе из семи. Группа из 5-7 человек считается оптимальной

6. Размеры группы зависят от характера деятельности группы

Финансовые комитеты крупных  банков, отвечающие за конкретные действия, обычно состоят из 6-7 человек, а парламентские  комитеты, занятые теоретическим  обсуждением вопросов, включают 14-15человек

7. Принадлежность к группе побуждается надеждой найти в ней удовлетворение личных запросов

Малая группа, в отличие от большой, удовлетворяет наибольшее число жизненно важных потребностей человека. Если размер удовлетворения, получаемый в группе, падает ниже определенного уровня, индивид покидает ее

8. Взаимодействие в группе лишь тогда устойчивое, когда оно сопровождается взаимным подкреплением участвующих в нем людей

Чем значительнее индивидуальный вклад в успех группы, тем сильнее  стимулируются другие поступать  так же. Если один перестает вносить  необходимый вклад в удовлетворение потребностей других, то изгоняется из группы


 

Групповая сплочённость

Мерой групповой сплоченности служит степень, в которой члены  группы идентифицируются с общей  задачей и прилагают усилия к  ее решению. (Корсини Р., Ауэрбах А., 2006 стр. 299)

Сотрудничество/соперничество

Термины «сотрудничество» и  «соперничество» относятся по существу к совместным усилиям и конкуренции, возникающим либо в отношении обоюдно желаемых целей, либо в отношении средств достижения индивидуальных или общих целей.

Психологи, интересовавшиеся проблемами соц. взаимодействия и эффектами  участия группы, также проводили  эмпирические исследования сотрудничества и соперничества, но, как правило, избегая при этом рамок лабораторного  игрового подхода. Классическим исследованием  в этой области явился полевой  эксперимент «Разбойничья пещера», проведенный Музафером Шерифом и его сотрудниками. В ходе этого эксперимента мальчиков в летнем лагере разбивали на две группы, которые затем проживали изолированно друг от друга. В ходе первой фазы исследования каждая из групп периодически оказывалась в ситуациях, способствовавших выработке групповой солидарности и групповой идентичности. В ходе второй фазы обе группы принимали участие в серии соревнований и конкурсов, имевших целью выработку соперничества и укрепление внутригрупповой солидарности. Это привело к возникновению выраженной конкуренции и даже вражды между группами. Последняя фаза исследования адресовалась к вопросу о том, каким образом можно примирить эти две враждебно настроенные друг к другу группы. Простое объединение обеих групп в рамках каких-либо общественных мероприятий лишь усиливало враждебность. Однако, когда экспериментаторы разработали серию «насущных» проблем, требовавших для своего решения совместною усилий обеих групп — например, нарушение обеспечения лагеря водой, — вражда между группами постепенно уменьшилась, возникли новые дружеские связи между членами различных групп, что в конечном счете способствовало возникновению духа сотрудничества. В целом психол. исследования показали, что сотрудничество чаще всего возникает в условиях, когда участники взаимодействия имеют общую цель и общие средства достижения этой цели, в то время как соперничество чаще имеет место в тех случаях, когда участвующие стороны либо преследуют индивидуальные цели, либо расходятся в средствах их достижения. (Корсини Р., Ауэрбах А., 2006 стр. 1400-1401)

Групповое решение  проблем

Сравнение индивидуального  и группового решения проблем (Г. р. п.)— один из центральных вопросов групповой динамики, и большинство работ, посвященных Г. р. п., концентрировалось на их сравнении

При сравнении абсолютной продуктивности решения проблем  группами и работающими в одиночку людьми почти всегда обнаруживается превосходство групп. Но если эти  совокупные усилия группы измерять, используя  такие процедуры, как сравнение  затраченных человеко-часов, картина  оказывается гораздо более сложной. Иногда группа затрачивает больше совокупных усилий, чем работающий в одиночку человек, а иногда — меньше. Когда главными считаются денежные или личностные ресурсы, возникает необходимость в выявлении как тех условий и обстоятельств, при которых групповой процесс будет повышать индивидуальные усилия, так и тех, при которых групповой процесс будет их снижать.

Вопрос о превосходстве  индивидуального или Г. р. п. можно  рассматривать в контексте контраргументов  «производственник потерь» и  «производственных выигрышей», имеющих  место в группах. А. Стейнер определил «производственные потери» в единицах разности между потенциальной групповой продуктивностью и фактической групп. продуктивностью как следствием несовершенства групп. процесса.

Существуют характеристики группы, снижающие эффективность  решения. К факторам «производственных  потерь» относятся потери во времени, когда группа не признает найденного кем-то (из ее членов) способа решения; нежелание некоторых членов группы целиком отдаваться групповой работе; снижение индивидуальных усилий членов группы в результате группового опыта. Многие социальные психологи признают неизбежность «производственных потерь» при Г. р. п., но существуют также исследования, которые указывают на «производственные выигрыши» как результат группового опыта. Групповое взаимодействие может способствовать усилению групп. продуктивности при подходящем составе группы, соответствующих групп. нормах и правильной постановке групп. задачи. Хилл указывает на то, что в ситуации Г. р. п., вероятно, всегда имеют место и «производственные выигрыши» и «производственные потери». Лафлин и Адамопулос показали, что члены группы не только обучают друг друга в процессе групповой деятельности, но что происходящее при групп. работе научение переносится на последующее поведение, относящееся к индивидуальному решению проблем. Таким образом, долгосрочный подход часто диктует выбор групповой модели решения проблем, т. к., несмотря на связанные с ней кратковременные «производственные потери», она играет важную обучающую роль.

Одним из важнейших факторов, относящихся к сравнительной  эффективности групп в решении  проблем, является роль «лучшего в группе». Часто «лучший в группе», по существу, решает проблему, а др. оказываются  просто зрителями. Если бы такого лучшего  члена группы можно было определить заранее, возможно, следующим наиболее мудрым шагом стало бы сведение к  минимуму всего, что может отвлечь этого человека от решения проблемы, например ликвидация групповой ситуации и использование способностей оставшихся членов группы по-иному.

Существуют ситуации, в  которых групповая продуктивность оказывается ниже продуктивности «лучшего в группе». Это задачи, требующие, чтобы группа объединила несколько шагов на пути к их решению, которое к тому же далеко не очевидно. Стратегии, при которых члены группы воспринимают и поддерживают правильное решение, характерны для категории «дизъюнктивных»5, или эвристических, задач. И напротив, когда задачи оказываются конъюнктивными и требуют, чтобы «лучший в группе» убеждал других членов в правильности найденного им решения, группа будет создавать этому человеку серьезные препятствия.

Согласно Келли и Тибо, если члены группы обладают разнообразными способностями, а задачи легко делятся на части, то в этой ситуации группа будет превосходить своего лучшего члена. Однако такого рода ситуация не обязательно рассматривается в качестве наиболее подходящей для Г. р. п.; гораздо чаще она просто учитывается в качестве важного условия распределения и координации усилий. Для максимизации «производственных выигрышей» и минимизации «производственных потерь» предлагались специальные программы. Разработка процедур, позволяющих обучать членов группы более эффективному взаимодействию внутри группы, может дополняться ознакомлением групп с процессами, которые снижают эффективность групповой работы. Джанис и Манн рекомендовали при работе с группами побуждать их к поиску различных альтернативных решений, обучать методикам, ослабляющим действие защитных механизмов в группе, и использовать структурированные методики.

Другие ученые, стоящие на позициях поведенческого подхода, разработали структурированную систему групповых процессов коммуникации, позволяющую группам наиболее эффективно справляться с решением проблем. Метод Дельфи предусматривает сбор, объединение и обеспечение обратной связи в отношении индивидуальною решений, а затем принятие окончательного решения группой лиц. Эта процедура обладает преимуществами Г. р. п., т. к. «производственные потери» от прямого взаимодействия между членами группы сведены к минимуму. Она широко применялась в работе разных правительственных и производственных групп планирования. Эти подходы указывают, что необходимо сдерживать группу от создания ею препятствий отдельным людям и формировать среду, предотвращающую сужение мышления членов группы в отношении альтернативных решений проблемы.

Следует иметь в виду, что ситуации Г. р. п. могут служить другой цели, связанной с их способностью усиливать принимаемые на себя участниками обязательства по реализации найденного и принятого совместно решения. Разнообразные подходы к управлению, особенно практикующиеся в Японии, подчеркивают важную роль участия группы. Т. е., даже в тех случаях, когда желание сиюминутной отдачи может диктовать выбор индивидуального способа решения проблемы, в перспективе усиления долговременной приверженности членов коллектива найденному решению групповой способ может оказаться предпочтительным. Решения по проблемам могут приниматься лидером единолично (авторитарно), после консультации с группой или в процессе группового собрания. Оптимальный метод решения проблем зависит от типа требуемого решения, важности признания решения группой и разнообразней факторов групповой динамики в групповом процессе принятия решений.

Классическая модель группового решения творческих проблем в предложенном Осборном виде начинается с определения и выяснения проблемы. Следующий шаг предусматривает сбор информации о влияющих на проблему факторах и характере самой проблемы. За этим следует групповой процесс, известный под названием «мозгового штурма», в ходе которого, в атмосфере отсутствия оценочных суждений, группа продуцирует как можно больше дивергентных вариантов решения. Конвергентное мышление несовместимо с решением на этой стадии процесса, поскольку оно связано с критической оценкой предлагаемой решений. После успешного сеанса мозгового штурма группа начинает оценивать и критиковать различные альтернативные решения, выбирая в конечном итоге ту стратегию, которая будет реализовываться. Далее следует практическое внедрение решения, а за ним — оценка его эффективности. Как и др. методы Г. р. п., творческие подходы к решению проблем не во всех случаях оказываются лучше, чем индивидуальные подходы. Творческое решение проблем группой оказывается наиболее эффективным, когда необходимая для решения проблемы информация «поделена» между членами группы, когда внедрение решения зависит от многих людей, когда участники группы обучены методикам творческого решения проблем, когда проблема оказывается «реальной», связанной с конкретной отдачей от решения, и когда имеет место высокая эффективность межличностного взаимодействия в группе. (Корсини Р., Ауэрбах А., 2006 стр. 304-306)

 

Тренинг коммуникативных  умений

Первые результаты научных  исследования в этой области продемонстрировали, что следствием использования методов  тренировки коммуникативных умений является существенное повышение качества и расширение их репертуара в процессе тренинга. Вторая волна научных исследований показала, что совершенствование  коммуникативных умений приводит к  изменениям в поведении другого  рода, таким как снижение делинквентности6, улучшение супружеских отношений и взаимоотношений родителей с детьми, повышение академической успеваемости. Последующей задачей исследователей была демонстрация того, что методы тренировки коммуникативных умений по своей эффективности превосходят методы, имеющие иные концептуальные основы, например, тренинг сензитивности7. Другим аспектом научных исследований была спецификация коммуникативных умений, подлежащих включению в программы тренинга, и наилучших способов тренировки составляющих их навыков. Можно сделать вывод, что программы тренинга коммуникативных умений эффективны. (Корсини Р., Ауэрбах А., 2006 стр. 1572)

Группа и команда

Информация о работе Законы групповой динамика